Получатель (приемник) информации

Сообщение от источника к приемнику передается в материально-энергетической форме — электрический, световой, звуковой и другие сигналы. Человек воспринимает сообщение органами чувств. Приемники информации в технических системах представляют собой измерительную и регистрирующую аппаратуру.

Канал информации совмещает биологические, социальные, технические (радио, телевидение) и психологические процессы (восприятие информации, запоминание, воспроизведение). Каналами информации являются сложные телекоммуникационные системы и физические поля (электромагнитные, радиоволны). И, естественно, каналы связи могут вносить в передаваемую информацию различного рода искажения.

Способы обмена конфиденциальной информацией (например, между сотрудниками предприятия) могут носить как непосредственный (личный) характер, так и характер передачи формируемых на основе информации сообщений посредством технических средств и средств коммуникаций (различных средств и систем связи).
Организационные каналы утечки конфиденциальной информации, возникающие в процессе деятельности предприятия, подразделяются следующим образом:
- по источникам угроз защищаемой информации (внешние и внутренние);
- по видам конфиденциальной информации или тайн (государственная, коммерческая, служебная или иная тайна; персональные данные сотрудников предприятия);
- по источникам конфиденциальной информации (персонал, носители информации, технические средства хранения и обработки информации, средства коммуникации, передаваемые или принимаемые сообщения и т.п.);
- по способам или средствам доступа к защищаемой информации (применение технических средств, непосредственная и целенаправленная работа с персоналом предприятия, осуществление непосредственного доступа к информации, получение доступа к защищаемой информации агентурным путем);
- по характеру взаимодействия с партнерами (каналы утечки, возникающие в отсутствие взаимодействия, при осуществлении взаимодействия, в усовиях конкурентной борьбы);
- по продолжительности или времени действия (каналы утечки постоянного, кратковременного, а также периодического или эпизодического действия);
- по направлениям деятельности предприятия (каналы утечки, возникающие в обычных условиях или при повседневной деятельности предприятия, при выполнении совместных работ, осуществлении международного сотрудничества, проведении совещаний, выезде персонала за границу, в ходе рекламной и публикаторской или издательской деятельности, при проведении научных исследований или командировании сотрудников предприятия);
- по причинам возникновения каналов утечки информации (действия злоумышленников, ошибки персонала, разглашение конфиденциальной информации, случайные обстоятельства);
- по каналам коммуникации, используемым для передачи, приема или обработки конфиденциальной информации (каналы утечки, возникающие при хранении, приеме-передаче, обработке или преобразовании информации, а также в канале связи, по которому передается информация);
- по месту возникновения каналов утечки информации (каналы утечки, возникающие за пределами территории предприятия или на территории предприятия — в служебных помещениях, на объектах информатизации, объектах связи и в других местах);
- по используемым способам и методам защиты информации (каналы утечки, возникающие при нарушении установленных требований по порядку отнесения информации к категории конфиденциальной, обращения с носителями информации, ограничения круга допускаемых к информации лиц, непосредственного доступа к информации персонала предприятия или командированных лиц, а также по причине нарушения требований пропускного или внутриобъектового режимов).

Наши рекомендации