Шрифтовое оформление различных видов текста
Оформление текстового материала
Текст – важный элемент при построении газетной полосы. Это та «серая» часть, которая дает читателю основной объем информации. Следовательно, текст играет одну из ведущих ролей в коммуникативном процессе чтения. Текстовый комплекс – основа любого периодического издания. Однако это не только серые пятна полосы. При верстке можно использовать различные типографические приемы, чтобы персонифицировать текст и заставить его «играть».
Текстовый материал в издании важно оформить и представить таким образом, чтобы сделать его максимально удобным для восприятия, дать читателю полное представление о его структуре даже при беглом просмотре, максимально облегчить поиск нужной информации, а также вызвать интерес у читателя и побудить его к прочтению публикации. Достигнуть этого можно за счет правильной организации системы заголовков и удачного оформления справочно-вспомогательных элементов (колонтитулов, подрисуночных подписей, выдержек из статьи и т.п.).
С дизайнерской точки зрения текст имеет план содержания (коммуникативный, смысловой уровень) и план выражения (визуальная составляющая).
Наименьшей единицей текста является абзац, который может состоять из одной строки и даже слова (назывное предложение). Из абзацев складываются колонки (столбцы). Из колонок (двух, трех и т. д.) л получается текст. Т.о., если рассматривать текст с точки зрения количественной сложности, можно выделить три разновидности текстовых комплексов: абзац, колонка, текст.
Кроме того, текст может иметь одну фактуру, набираться определенным шрифтом: одной гарнитурой одного начертания и кегля. В этом случае он выглядит как ряд одинаково серых (имеющих одну плотность, тональность — фактуру) полосок с белыми — в большинстве случаев — промежутками между ними.
Однако есть тексты, где выделяются отдельные слова, словосочетания, предложения и абзацы. Акцентирование создается благодаря изменению начертания или кегля или другими средствами.
Текст нередко начинается с вводки, его делят на части внутренние подзаголовки, среди колонок завёрстываются иллюстрации. Следовательно, верстка текста отдельного материала напоминает верстку полосы (кстати, так и бывает в журналах, если материал занимает полосу, две и т. д.).
Т.о., простой текстовой комплекс состоит из абзацев и колонок, сложный — в этом случае в тексте расставлены акценты, составной — здесь в тексте появляются комплексы других разновидностей (поясняющие, заголовочные, иллюстрационные).
1. Шрифт
Выбор размера шрифта
На выбор размера шрифта влияют такие факторы, как читательская аудитория, вид и формат издания, тип элемента издания.
Так, в изданиях для детей используется более крупный кегль (свыше 10 пунктов), чем в литературе, рассчитанной на взрослого читателя (9—10 пунктов). Предпочтение мелкому кеглю отдают при оформлении справочных изданий, в которых важна компактность и прочтению за один прием подлежат небольшие фрагменты текста (словарные статьи).
Важно соблюдать соразмерность длины строки и кегля. В изданиях большого формата с очень длинными строками целесообразно увеличивать размер шрифта основного текста, чтобы обеспечить его удобочитаемость и сохранить пропорции.
Пониженный кегль назначают элементам справочно-вспомогательного аппарата издания: сноскам, рубрикам оглавления и указателей, надписям в колонтитулах, содержимому таблиц и т.п.
Шрифтовое оформление различных видов текста
Текстовую информацию, содержащуюся в документе, можно классифицировать следующим образом: заголовки, основной текст, дополнительный текст (примечания, сноски и т.п.), справочные элементы (указатели, тезаурусы, оглавление, подрисуночные подписи). Один из способов показать читателю эту структуру — назначить каждому виду текста особое шрифтовое оформление. Одним из главных критериев в оценке шрифта является его удобочитаемость. Простота рисунка, умеренная контрастность и небольшие засечки позволят сделать шрифт удобным для восприятия.
Основной текст может быть набран как рубленым шрифтом, так и шрифтом с засечками. Считается, что шрифт с засечками воспринимается легче. Кроме того, в рубленых шрифтах курсив маловыразителен, а ведь это — одно из самых распространенных средств выделения ключевых слов и фрагментов текста. В любом случае, выбирая шрифт для основного текста документа, соблюдайте следующие правила:
Рисунок шрифта не должен быть вычурным, если этого не требует оформление документа (шрифт сложного рисунка уместен в поздравлениях, приглашениях и подобных текстах небольшого объема). Основной текст документа должен иметь нормальное начертание. Курсив и полужирное начертание — это средства выделения слов и фрагментов текста, их не принято назначать документу в целом.
Шрифт должен иметь умеренную контрастность (контрастным называют шрифт с разной толщиной основных и дополнительных штрихов). Для восприятия одинаково труден как шрифт с резкой контрастностью (соединительные штрихи очень тонкие по сравнению с основными), так и монотонный, лишенный контрастности, шрифт.
Между строчными и прописными буквами шрифта должен быть заметный контраст.
Если используется шрифт с засечками, необходимо следить за межсимвольным интервалом: при установке очень маленького интервала литеры с засечками сливаются.
Необходимо следить за тем, чтобы на протяжении всего документа основной текст имел одинаковые гарнитуру, кегль и размер.
2. Выключка. Вправо, влево, по центру (в»красную строку»), по формату. Самая сложная для восприятия – выключка вправо.
3. Абзацный отступ. Для того чтобы выделить такой текстовой комплекс, как абзац, обычно применяют абзацный отступ. Он должен быть одинаковым во всем издании. Его величина зависит от длины строки и пропорциональна размеру шрифта. При ширине колонки до 55—60 мм абзацный отступ равен кеглю (интерлиньяжу), при длине строки от 60 до 90—100 мм — полутора кеглям, свыше 100 мм — двум кеглям.
Обозначить начало нового абзаца можно двумя способами: задать для первой строки отступ или выступ. Широкое распространение получил первый способ. Выступ первой строки также позволяет легко идентифицировать начало абзаца, однако этот способ не экономичен. Ведь для того чтобы получить такой выступ, необходимо задать для абзаца отступ слева, который по величине превышает выступ первой строки. В результате значительная часть площади, отведенной для текста, остается незанятой.
В некоторых изданиях встречаются комбинации абзацев, в которых первые строки оформлены по-разному. Например, начальный абзац каждого раздела не имеет отступа, ведь он расположен сразу после заголовка и найти его начало не составляет труда, а для остальных абзацев задан отступ первой строки.
Отсутствие абзацных отступов или выступов затрудняет чтение
4. Концевая строка. Концевой строкой называют последнюю строку абзаца, имеющую большое значение в оформлении данного комплекса, а при становящемся время от времени модным наборе без абзацных отступов играющую решающую роль.
В правилах набора рассматриваются размеры короткой и длинной концевых строк, так как остальные, которых подавляющее большинство, не мешают нормальному восприятию текста.
Короткая концевая строка должна быть длиной не менее полутора абзацных отступов. Например, абзацный отступ равен 4,5 мм. Следовательно, короткая концевая строка, идущая перед таким абзацным отступом, не может быть короче 7 (6,75) мм. При прямой речи (например, форматируя интервью) короткую концевую строку необходимо увеличить по сравнению с указанной на длину тире и величину пробела, отбивающего тире от текста.
Нарушая данное правило, т. е. делая концевую строку короче положенного, оформитель невольно создает увеличенный междустрочный пробел между двумя абзацами, так как абзацный отступ сливается с пробелом концевой строки. В результате между абзацами возникает отбивка, равная строке и разделяющая части текста как независимые или малосвязанные.
Длинная концевая строка при выключенном наборе с абзацными отступами должна быть полной или заканчиваться пробелом не меньшим, чем абзацный отступ. При выключенном наборе без абзацных отступов длинная концевая строка должна заканчиваться пробелом, равным как минимум абзацному отступу.
Длинная концевая строка при невыключенном наборе (с выключкой вправо, влево, в «красную строку») должна быть самой короткой строкой абзаца.
Казалось бы, при наборе с абзацными отступами с выключкой влево можно руководствоваться правилом для выключенного набора. Но представьте, как может выглядеть абзац (при наборе с выключкой влево), имеющий полную, т. е. самую длинную или одну из самых длинных, строку в качестве концевой.
5. Междусловные пробелы. Пробелы между словами на протяжении одной строки должны быть одинаковыми.
Оптимальный пробел между словами в русском и немецком языках равен половине кегля (интерлиньяжа), в английском и романских — трети кегля.
Совпадению правил в русском и немецком наборе есть несколько причин. Средний размер слова в русском языке — свыше шести с половиной букв (6,6), в немецком — почти шесть (5,8), во французском — 5, в английском — 4,5.
Как говорилось, в русском шрифте шесть (шесть с половиной) широких строчных букв: ж, ф, ш, щ, ы, ю, (м), а в латинице две: m, w. He знающие немецкого языка люди тотчас пытаются выяснить, где же немецкий вариант латиницы «шире» других языков. Дело в том, что в немецком языке все существительные пишутся с прописных (заглавных) букв. И в каждой строке (или, по крайней мере, с такой же частотой, как в русском языке, встречаются широкие буквы) та самая прописная, которая в 1,5—2 раза шире строчной.
И последнее, правила переноса в немецком и русском языках одинаково строги: в русском — из-за образования неблагозвучных слов и возникновения противоположного смысла при беглом чтении периодических изданий (а не беглого, особенно сейчас, по-моему, и не бывает); в немецком, полагаю, это связано с буквосочетаниями tsch, sch, ch, разделение которых может привести к похожим на русские переносы результатам.
Максимальный пробел между словами в газетном наборе не должен превышать кегля (интерлиньяжа), в книжном и журнальном — % размера шрифта.
Различие в правилах, по-видимому, понятно: в одном случае мы имеем дело с ежедневным изданием по преимуществу с узкой колонкой (вспомним причины, вызвавшие увеличение оптимального пробела). В журналах ширина колонки в среднем шире, чем в газетах, и там есть время устранить нежелательные пробелы.
Минимальный пробел между словами равен % размера шрифта, но не менее 2 п. (0,75 мм).
В смежных строках не должно быть столкновения максимальных и минимальных пробелов.
6. «Коридоры». В наборе не должно быть «коридоров», т. е. совпадения пробелов в трех и более смежных строках. «Коридоры», рассекая текст, нарушают ритм чтения, кроме того, белый «коридор» вносит в полосу как бы дополнительную разделительную линейку вне всякого смысла и логики, разрушая тем самым графическое единство полосы.
Ошибки, связанные с концевыми строками, междустрочными пробелами, а также «коридорами», исправляются вгонкой или выгонкой строк. Вгонка — перенос части символов из последующей строки в предыдущую путем уменьшения (без нарушения правил) междусловных пробелов (в пределах допустимого), трекинга, сужения шрифта (увеличения плотности) и т. и. Выгонка — перенос части символов из одной строки на последующие при помощи увеличения междусловных пробелов и т. д.
Однако и в газетах, и в журналах более рационально редактирование, т. е. сокращение текста, замена длинных слов более короткими синонимами и наоборот и т. п.
7. Переносы. В газетном тексте должно быть не более пяти переносов подряд, в журнальном — не более четырех. Точки, тире, точки с запятой, двоеточия, запятые, апострофы в конце строки приравниваются к знаку переноса, и сочетаний этих знаков (включая дефис — знак переноса) должно быть не более пяти (четырех соответственно) подряд.
При наличии пяти (четырех) переносов следующие три-четыре строки не должны иметь переносов.
Число переносов при длине строк от 5 квадратов (9 см) и выше допускается не больше четырех подряд, при длине строк до 5 квадратов - не больше пяти. При многочисленных идущих подряд переносах затрудняется зрительный переход на следующую строку. Естественно, не должно быть переносов, затрудняющих понимание текста или неблагозвучных.
Следует иметь в виду, что компьютер (точнее, используемая программа) может переносить слоги и не в соответствии с нормами русского языка, поэтому при необходимости надо делать перенос вручную.
Не следует разделять переносом:
- сокращения, набираемые прописными буквами, прописными с отдельными строчными или с цифрами;
- цифры, образующие одно число (допустимо разделять числа, соединенные знаком тире, например, 1996- 2000, причем тире оставляется в пер- вой строке);
- сокращенные выражения (и т. п., и т. д., т.е., и др.);
- фамилии от инициалов и инициалы от фамилии;
- сокращенные слова от имен собственных (тов. Иванов);
- цифры и буквы со скобкой или точкой от следующего за ним слова (при перечислении);
- знаки и обозначения от следующих за ним цифр (п. 25, #30,20%, 20°С).
8. «Чужие» буквы. В наборе не должно быть «чужих» букв, т. е. букв другого кегля, начертания или рисунка. К «чужим» буквам следует отнести и замену одних знаков другими. Например, некоторые периодические издания используют дефис вместо тире, буквосочетание Ко или КО вместо К°. Но наиболее распространенной ошибкой в данном случае стал неакцентированный набор иностранных слов, начиная с названия фирм и кончая терминами.
9 - 10. Трекинг и кернинг. Трекинг оказывает существенное влияние на плотность текста. При уменьшении значения трекинга плотность текста увеличивается, вследствие чего на той же площади можно разместить больший объем текста (полоса становится более темной). В результате увеличения значения трекинга плотность текста уменьшается, а полоса осветляется. Разрядка (увеличение трекинга) используется как средство акцентирования.
Трекинг дает возможность регулировать общую величину межсимвольного интервала и осуществляется следующими способами: непосредственно как операция над выбранным отрезком текста; как элемент стилевого оформления; как установка но умолчанию (то есть программа будет автоматически осуществлять трекинг на заданную величину, если только верстальщик не укажет иное значение). Увеличение тренинга повышает плотность текста и позволяет разместить на той же площади большее количество слов. Это делает публикацию более темной. И наоборот, уменьшение трекинга осветляет полосу.
Средства кернинга позволяют отрегулировать интервал внутри отдельных пар литер с целью повышения удобочитаемости текста. Дело в том, что пробелы в некоторых парах литер (в первую очередь это касается круглых букв и букв с наклоненными штрихами) кажутся увеличенными. Примерами могут служить пары "Уа" и "То". Кернинг — удобное средство повышения разборчивости белого текста на черном фоне.
11. Интерлиньяж - это расстояние между базовыми линиями соседних строк. Он измеряется в пунктах. Оптимален интерлиньяж в 120 процентов от кегля шрифта. Например, кегль шрифта 10, соответственно интерлиньяж -12 пунктов. Эти параметры записываются следующим образом: 10/12, а произносится «10 на 12». Вполне применимы и другие параметры: 10/11,10/10.
Величина интерлиньяжа выбирается точно так же, как кегль шрифта, - с учетом удобочитаемости текста, и эта величина должна быть постоянной для всего основного газетного текста. Увеличение или уменьшение интерлиньяжа не только нарушает ритм чтения, но и может восприниматься как смысловой сигнал.
Интерлиньяж должен быть одинаковым во всей публикации. Не рекомендуется прибегать к изменению интервалов между строками для выделения абзаца. Для этой цели можно воспользоваться таким приемом, как увеличение отбивки до и после абзаца
Следует учитывать, что величина интерлиньяжа оказывает большое влияние на удобочитаемость текста. При небольшом интерлиньяже строки размещаются вплотную друг к другу, что затрудняет восприятие текста. Увеличение интерлиньяжа, как правило, улучшает внешний облик страницы. Интерлиньяж обычно увеличивают при использовании рубленых шрифтов. Однако чрезмерное увеличение интерлиньяжа приводит к тому, что читателю становится труднее отыскивать начало следующей строки.
При выборе величины интерлиньяжа следует ориентироваться на длину строки текста. Более длинная строка требует большей величины интерлиньяжа.
При наборе части текста прописными буквами (если в данном шрифте отсутствуют капительные буквы) интерлиньяж следует увеличить на 50% по сравнению с кеглем для создания нормального междустрочного пробела.
12. Втяжка. Втяжка — набор части текста на более узкую ширину колонки для выделения. Формат набора втяжки уменьшается на кегельную (пику, цицеро) по сравнению с основной шириной.
Набор части текста на более узкий формат для размещения в получившемся «окошке» заголовка, иллюстрации, врезки, называется оборкой.
Выделения в тексте:
Могут быть шрифтовые и нешрифтовые
Шрифтовые:
1. Повышение (понижение) кегля без изменения гарнитуры.
2. Изменение начертания на полужирное.
3. Изменение написания на курсивное.
4. Смена гарнитуры ( иногда вместе с начертанием).
5. Разрядка - увеличиваются пробелы между буквами (при этом должен увеличиваться и промежуток между словами).
6-7. В компьютерной верстке появились новые приемы: кернинг (корректировка расстояния между отдельными парами литер) и тренинг (автоматическое изменение величины межсимвольного интервала для всех литер внутри заданного отрезка текста).
8. Набор прописными буквами.
9. Набор капителью (размер капительных букв соответствует строчным, а рисунок - прописным).
Нешрифтовые (композиционные):
1. Втяжка (выделяемые строки набираются на неполный формат, с отступом от левого края). Ширина втяжки должна заметно (хотя бы в два раза) превышать ширину абзацных отступов.
Выделяемый текст может быть отчеркнут линейкой с одной стороны, с двух сторон - слева и справа, может быть заключен в рамку. Во всех случаях между линейками и текстом необходим заметный пробел - не меньше половины кегля применяемого шрифта. Без таких пробелов линейки недостаточно заметны, а примыкаемый к ним текст хуже читается.
Эти способы подходят для выделения целых абзацев.
Отдельные слова или предложения в абзаце могут быть подчеркнуты линейками.
2. Увеличенный интерлиньяж (текст на шпонах). Интерлиньяж - это расстояние между базовыми линиями соседних строк. Оптимален интерлиньяж в 120 процентов от кегля шрифта.
3. Постановка боковой линейки.
4. Подчеркивание.
5. Зарамливание.
6. Использование фоновых подложек.
7. Особое место среди нешрифтовых способов занимает выделение цветом.
Естественно, это должен быть цвет, заметно отличающийся от черного цвета основного текста и вместе с тем отчетливо видимый на бумаге (напри- мер, красный, некоторые оттенки коричневого).
8. Для выделения текстового блока также используют фоновые подложки (цветные или серые разной степе- ни насыщенности). При этом фон не должен забивать черный цвет шрифта, но все же быть достаточно заметным на бумаге.
С внедрением компьютерной технологии этот способ стал применяться наиболее активно, поскольку использовать его очень просто. Однако чрезмерное увлечение чревато отрицательными последствия- ми: использование подложек для больших по размеру текстов, а так- же насыщенного серого оттенка приводит зачастую к тому, что читатель устает читать текст на под- ложке, а иногда и просто не может его прочесть.
Рекомендуется, чтобы относительная плотность подложки аз фонового растра была для светлого не более 20%, и не более 30 процентов для полужирного и жирного начертания,
9. Один из мощных графических приемов выделения текста - выворотка (белые буквы на черном фоне, а также на фоне какого-то другого цвета). Выворотку можно использовать для очень небольших по объему текстов, так как чтение такого текста требует значительного напряжения.
10. Буквица обычно применяется для четкого разделения большого текстового блока на смысловые части (иногда буквицу в связи с этим называют фонарем). Она может стоять и в начале публикации - особенно в тех случаях, когда заголовок перенесен в глубь текста.
Буквица активно используется в информационных подборках, для оформления некоторых особых текстовых блоков.
В пределах газеты гарнитуру буквицы рекомендуется оставлять постоянной. Оптимальный размер - прописные буквы 16-24 кегля. Однако с учетом особенностей композиции могут применяться и более крупные кегли буквиц, а также рисованные варианты.
Продолжение первого слова, в которое врезана буквица, принято набирать прописными буквами того начертания шрифта, которым оформлен начальный абзац текста.
Абзацы, начинающиеся с цифровых знаков, с короткого предлога, союза, местоимения и т. п., не выделяют с помощью буквицы. В подобных случаях следует воспользоваться другими приемами выделения. Или, например, цифровой знак заменяют его буквенным написанием. Размещение буквицы возможно в разных вариантах:
- верх очка буквицы держит линию с верхом прописных букв, которыми набрано слово,
- буквица возвышается над первой строкой абзаца,
- буквица набрана с абзацным отступом,
- буквица набрана без абзацного отступа,
- под буквицей нет дополнительного белого пространства,
- под буквицей есть дополнительное белое пространство (буквица «парит» в воздухе) - по высоте нескольких строк или всего абзаца.
В оформлении текста с использованием выделений необходима последовательно проводимая система.
Число способов выделения ограничивается в разумных пределах слишком сложная система выделений вызывает излишнее напряжение читателя.
Можно сочетать шрифтовые и нешрифтовые выделения, и самое главное - сохранять систему применения выделений.
Что требует выделения:
В изданиях принято выделять те фрагменты текста, на которые читатель должен обратить особое внимание. Наиболее распространенным способом выделения является изменение начертания шрифта, заданного для основного текста. Различные варианты начертания шрифта создаются за счет наклона основных штрихов (курсивное начертание), а также изменения их насыщенности (светлое, полужирное и жирное начертания).
Полужирное начертание, как правило, используют для выделения заголовков и создания внутритекстовых рубрик: толщина штрихов в данном случае увеличивается, что придает тексту весомость. Не рекомендуется применять полужирное начертание для выделения ключевых слов и фрагментов текста, особенно при многоколонной верстке- страница может стать слишком пестрой и трудной для восприятия.
Фрагменты текста (термины, определения, цитаты, правила и т.п.) принято выделять курсивом. Курсив достаточно заметен и не затрудняет чтение.
При выделении текста подчеркиванием снижается его удобочитаемость. Кроме того, фрагменты, выделенные подчеркиванием, выглядят слишком навязчиво и быстро начинают раздражать читателя. Область применения контурного начертания и тени также ограниченна, поскольку эти приемы затрудняют восприятие текста и не всегда уместны.
Есть еще два шрифтовых способа выделения — набор прописными и капителью. Эти способы употребляются редко: состоящий из прописных литер текст плохо читается, а капитель малозаметна (у большинства букв прописное и строчное начертания совпадают).
Правила набора элементов газеты:
Лид (врезка, вводка) - несколько предложений, которые как бы вводят читателя в публикацию, сразу выражают' главную идею или. напротив. интригуют - суть определяется автором. 'Этот особый текстовый блок следует по-особому оформлять, используя перечисленные выше шрифтовые и нешрифтовые выделения.
Например, изменить формат набора, сделав его больше, чем формат основной колонки. Выбрать особую выключку строки: вправо, влево, по центру. Увеличить кегль шрифта. Сменить гарнитуру. Использовать другое начертание. Подчеркнуть линейками. Применить выворотку или фоновую подложку...
Поскольку лид имеет особую смысловую нагрузку, его рассматривают как часть заголовочного комплекса.
Постскриптум - его оформление может быть аналогичным оформлению лида.
Оформление авторской подписи: строка - инициал и фамилия; 2 строка - указание на должность; указание на звание помещают в первой строке, слева от фамилии. Авторскую подпись, как правило, выключают вправо. Необходимо сохранять единообразное оформление. Фамилию набирают полужирным прямым прописным петитом, боргесом или корпусом; звание - строчным полужирным или светлым шрифтом того же кегля. В конце подписи ставится точка. Фамилию автора можно переносить в начало текста, подчеркнуть линейками. Групповую подпись можно располагать столбцом, каждую выключая вправо, или же подряд, избегая переноса фамилий.
Во многих газетах авторскую подпись набирают тем же шрифтом, что и основной текст. Ну а поскольку в иных газетах количество основных и дополнительных шрифтов достигает трех-четырех, очевидно, что в оформлении авторских подписей трудно сохранить порядок, систему. Необходимо унифицировать подачу подписей и независимо от того, какой шрифт имеет тот или иной текст, все авторские подписи набирать шрифтом одного кегля и одной гарнитуры. Видимо, унификация должна коснуться и подачи подписей к фотографиям, особенно фамилий авторов, которые в некоторых газетах набирают строчным петитом, а иногда и нонпарелью, причем слово «фото» почему-то дают светлым шрифтом, а фамилию автора — полужирным. В некоторых случаях хорошо выносить авторскую подпись в начало материалов — например, литературно-художественных, художественно-публицистических жанров, подчеркивая таким образом значение публикации.
Иногда применяются рисованные (клишированные) авторские подписи, а также факсимиле. В последнем случае желательно набрать фамилию автора еще и обычным шрифтом.
Территориальную ссылку набирают светлым строчным или прописным прямым петитом, помещают отдельной строкой ниже авторской подписи и выключают влево.
Подписи к иллюстрациям («текстовки») обычно набирают шрифтом полужирного начертания меньшего, чем основной текст, шрифта. Иногда применяют курсив. Один из современных приемов - расположение фамилии автора снимка сбоку фотографии, вертикально, мелким кеглем.
Эпиграф. Формат набора - не меньше формата набора основного текста и не превышающий две трети его. Шрифт должен отличаться, кегль - на 1 ступень меньше.
Инициал (буквица, «фонарик») - прописная литера 16-24 п. Высота - 2-3 строки. Продолжение слова набирается прописным. Цифры обычно не оформляются инициалами - лучше их набрать словами. Вели в начале текста идут имя и фамилия, то затем вес необходимо набрать прописными буквами.
Варианты размещения буквицы: верх очка буквицы держит линию с верхом прописных букв, которыми набрано слово: буквица возвышается над первой строкой абзаца, буквица набрана с абзацным отступом: буквица набрана бет абзацного отступа: под буквицей нет дополнительного белого пространства: под буквицей есть дополнительное белое пространство (буквица «парит» в воздухе) - по высоте нескольких строк или всего абзаца.
Инициал («фонарик»), как правило, используют при оформлении больших по объему материалов, которые разбиваются внутренними подзаголовками, и инициалы открывают каждую из обозначенных этими подзаголовками частей текста. При постановке основного'заголовка внутрь материала, текст обязательно надо начинать с «фонарика», дать читателю лишний сигнал, откуда следует начать чтение. Можно применять и рисованные «фонарики» — при оформлении очерков, рассказов и т.п., только не стоит ими слишком увлекаться, так как излишнее количество рисованных инициалов создаст на полосе пестроту и тем самым затруднит процесс восприятия.
С внедрением компьютерной технологии дизайнеры стали активно применять «выносы в тексте» — несколько предложений, выражающих главную мысль публикации. Их оформление также моделируется, определяются рисунок, начертание и написание шрифта. Выносы в тексте должны наиболее заинтересовать читателя, привлечь его внимание к публикации. В большом тексте может быть несколько выносов.
Графически они позволяют интереснее оформить весь блок, разрушить его монолитность.
Для выноса применяются также отличные от основного текста параметры: другой кегль, другой шрифт (гарнитура или начертание), другая выключка строки; различные композиционные решения фоновая подложка, рамка, ограничивающие текст сверху и снизу линейки. Довольно часто используется небольшой наклон (10-15 градусов) всего этого текстового блока.
Как правило, размещают вынос так, что он захватывает часть одной и часть другой колонки, применяя при этом прием обтекания текстом. Этот прием также стал популярен в газетном дизай не с внедрением компьютерной техно логии. Кстати, обтекание основным тек стом довольно часто осуществляется вокруг не только другого текстового блока, но и иллюстрации.
Набор стихотворений. Приемы оформления: начальные строки всех строф набираются без абзацного отступа: между словные пробелы должны быть равны или близки к ширине знака (изменение пробелов допускается для размещения строки в заданном формате); если строки стихотворения должны быть набраны с разными втяжками (отступами), один отступ от другого должен отличаться не менее чем на величину пробела: в стихотворениях, набираемых со ступенчатой выключкой («лесенкой»), первые строки размещают по одной вертикали, на которой окончился текст предыдущей строки в группе (при малых форматах колонки - меньше 3 кв. - допускается перекрытие строк внутри группы на одинаковую величину (кегельную, цицеро) по всему стихотворению). Не следует делать переносов - лучше переносить целые слова, выключаемые отдельной строкой вправо.
Итак, правила для наборщика.
1. Пробелы между словами в пределах одной строки должны быть одинаковыми.
2. Первоначальный пробел может быть увеличен не более, чем в 1,5 раза, уменьшен - не более, чем в 2 раза.
3. Нельзя применять максимальные и минимальные пробелы между словами в смежных строчках.
4. «Коридоры» по вертикали допускаются не более, чем в 3 строках.
5. Допускается не более 4 переносов подряд при формате набора 5 кв. и выше, не более 5 переносов при формате до 5 кв.
6. Длина текста на концевой строке абзаца должна не менее, чем в 1.5 раза превышать размер абзацного отступа.
7. «Чужие» литеры недопустимы.
8. Не следует разделять переносом сокращения, набираемые прописными буквами, прописными с отдельными строчными или с цифрами; цифры, образующие одно число: сокращенные выражения; фамилии от инициалов и инициалы от фамилий; сокращенные слова от имен собственных; цифры и буквы со скобкой или точкой от следующего за ним слова (при перечислении); знаки и обозначения от следующих за ними цифр.
Советы дизайнерам, составляющим шрифтовое расписание:
1. Выберите один шрифт для вашего основного текста (лучше шрифт с засечками).
2. Используйте этот единственный шрифт для всего газетного материала.
3. Никогда не применяйте этот шрифт в рекламе.
4. Используйте выбранный шрифт достаточно большого размера, чтобы его легко можно было читать (не менее 8 пунктов).
5. Установите стандартный интерлиньяж и затем применяйте его постоянно.
6. Выработав однажды дизайн нашего текста (шрифт, размер, интервал), используйте его последовательно на всех полосах вашей газеты.