Правила аттестации студентов по учебной дисциплине
Для аттестации студентов по дисциплине используется балльно-рейтинговая система. Рейтинг студента по дисциплине определяется как сумма баллов за работу в семестре (текущий рейтинг) и баллов, полученных в результате итоговой аттестации (дифференцированный зачет).
В таблице приведено максимальное количество баллов, которое может набрать студент по видам учебной деятельности в течение семестра, и диапазоны баллов, соответствующие минимальному и максимальному количествам баллов. Максимальная сумма баллов за семестр составляет 100 баллов (текущий рейтинг – 60 баллов, итоговая аттестация – 40 баллов).
Правила текущей аттестации:
1. В течение семестра необходимо представить и защитить 5 лабораторных работ, расчетно-графическую работу (реферат) в сроки, установленные рабочим учебным графиком на текущий учебный год.
2. К защите допускаются студенты, выполнившие лабораторную работу в полном объеме (все задания согласно варианту), оформившие и защитившие отчет по каждой предыдущей работе в соответствии с требованиями.
3. На защите лабораторных работ предлагается два теоретических вопроса и один практический вопрос (по ходу выполнения работы).
4. Максимальное количество баллов за лабораторную работу (7-8) выставляется, если студент полностью сделал лабораторную работу, написал отчет и защитил его (ответил на все вопросы) без серьезных замечаний и недочетов.
5. Количество баллов (5-6) (в зависимости от вида работы) выставляется, если студент полностью ответил на два вопроса из трех, причем один из вопросов – практический.
6. Минимальное количество баллов (3-4) выставляется, если студент ответил на два вопроса из трех частично, имел серьезные замечания по работе, недочеты.
7. Пересдача лабораторной работы назначается, если студент не ориентируется в учебном материале, не может объяснить ход и результаты выполнения работы. В случае пересдачи работы происходит потеря баллов (максимальное количество баллов составляет 7).
8. Максимальное количество баллов – 20 за реферат выставляется в том случае, если он содержит постановку задачи, содержание, отвечающее поставленной задаче, заключение и выводы по результатам реферата, правильно оформлен и в срок защищен у преподавателя. Минимальное количество 10 баллов за реферат выставляется, если он был сдан в срок, но защищен после 2-х и более переделок. Иначе реферат не засчитывается.
9. В случае представления и защиты лабораторных работ и реферата с опозданием от учебного графика происходит потеря баллов (опоздание на 1 неделю – потеря 1 балла, опоздание на 2 недели – потеря 3, 3 недели и более – потеря 50 % баллов от минимально возможного).
10. Пропуск занятий наказывается вычитанием одного балла за каждое двухчасовое занятие.
Правила итоговой аттестации:
1. К дифференцированному зачету допускаются только студенты, выполнившие и успешно сдавшие и защитившие лабораторные работы, реферат и набравшие не менее 50 % (30) баллов по результатам текущего рейтинга.
2. Дифзачет проводится до экзаменационной сессии в форме собеседования. Предлагается два основных вопроса (с подготовкой) из списка и не менее двух устных дополнительных (без подготовки). Количество дополнительных вопросов определяется числом пропущенных лекционных занятий.
3. Максимальное количество 36-40 баллов выставляется, если студент отвечает на все основные и дополнительные вопросы, демонстрируя при этом понимание своего ответа.
4. Количество баллов 30-35 выставляется, если студент затрудняется в ответах или понимании ответов, но при этом ориентируется в содержании курса.
5. Минимальное количество баллов не более 29 выставляется, если студент не знает ответа на вопросы, не может пояснить существо ответа и вести беседу по заданным вопросам, не знает определений терминов, не ориентируется в большинстве разделов курса.
6. Оценка на дифзачете наделена правом «вето», т.е. взвешенное суммирование баллов текущей и итоговой аттестации имеет место, только если студент получает на дифзачете оценку не ниже «удовлетворительно». При получении на дифзачете неудовлетворительной оценки (ниже 20 баллов), студент получает неудовлетворительную оценку с правом пересдачи (FХ) по всей дисциплине.
7. В случае набора суммарного балла за семестр или совместно с дифзачетом ниже 25 (с учетом штрафных баллов) или ниже 15 баллов на дифзачете студент получает оценку F – «неудовлетворительно без права пересдачи». Это обязывает студента заново изучить дисциплину по полной программе.
8. Итоговая оценка по дисциплине выставляется согласно следующей таблице.
Оценка ECTS | Характеристика работы студента | Диапазон баллов рейтинга, % | Традиционная (5-балльная) шкала оценки | |
A+ | «Отлично» – работа высокого качества, уровень выполнения отвечает всем требованиям, теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному | 90-100 | отлично | зачтено |
A | ||||
A- | ||||
B+ | «Очень хорошо» – работа хорошая, уровень выполнения отвечает большинству требований, теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения большинства из них оценено числом баллов, близким к максимальному | 80-89 | ||
B | хорошо | |||
B- | ||||
C+ | «Хорошо» – уровень выполнения работы отвечает всем основным требованиям, теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки | 70-79 | ||
C | ||||
C- | удовлетворительно | |||
D+ | «Удовлетворительно» – уровень выполнения работы отвечает большинству основных требований, теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые виды заданий выполнены с ошибками | 60-69 | ||
D | ||||
D- | ||||
E | «Посредственно» – работа слабая, уровень выполнения не отвечает большинству требований, теоретическое содержание курса освоено частично, некоторые практические навыки работы не сформированы, многие предусмотренные программой обучения учебные задания не выполнены, либо качество выполнения некоторых из них оценено числом баллов, близким к минимальному | 50-59 | ||
FX | «Неудовлетворительно» (с возможностью пересдачи) – теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые практические навыки работы не сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий не выполнено, либо качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимальному; при дополнительной самостоятельной работе над материалом курса возможно повышение качества выполнения учебных заданий | 25-49 | неудовлетво-рительно | Не зачтено |
F | «Неудовлетворительно» (без возможности пересдачи) – теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, все выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к какому-либо значимому повышению качества выполнения учебных заданий | 0-24 |
Список ЛИТЕРАТУРы
Основная литература
1. Акулов О.А. Информатика: базовый курс: учебник для студентов вузов, бакалавров, магистров, обучающихся по направлениям 552800, 654600 «Информатика и вычислительная техника» / О.А. Акулов, Н.В. Медведев. – М.: Омега – Л, 2007. – 557 с. (130 экз.).
2. Альсова О.К. Концептуальные основы информатики: методические указания к лабораторным работам для студентов 1 курса АВТФ / О.К. Альсова, М.И. Бычков, Т.А. Романенко – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. – 59 с. ( экз.)
3. Губарев В.В. Алгоритмы спектрального анализа случайных сигналов / В.В. Губарев – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. – 659 с. (120 экз.).
4. Губарев В.В. Дружинин А.И. Положение об оформлении выпускных работ [Электронный ресурс ]: URL: http://ciu.nstu.ru/kaf/vt/study_activity/preddiplomnaya_praktika_i_diplomirovanie
5. Губарев В.В. Информатика в рисунках и таблицах / В.В. Губарев – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1998, 1999, 2000, 2005. – 152 с., 2003. – 198 с. (наиболее рекомендуемое пособие).
6. Губарев В.В. Информатика: прошлое, настоящее, будущее. – М.: Техносфера, 2011. – 432 с. (72 экз.).
7. Губарев В.В. Информатика: фрагменты истории. Учебное пособие / В.В. Губарев. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2007. – 179 с. (46 экз.).
8. Губарев В.В. Концептуальные основы информатики. Учебное пособие в 3-х ч. / В.В. Губарев. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2001. – 149 с. (58 экз.), 2002. – 149 с. (55 экз.), 2005. – 149 с. (27 экз.).
9. Избачков Ю.С. Информационные системы: учебное пособие для вузов по направлению подготовки дипломированных специалистов «Информатика и вычислительная техника» / Ю. Избачков, В. Петров. – СПб.: Питер, 2006. – 655 с. (95 экз.).
10. Информатика. Базовый курс: учебное пособие для вузов / под ред. С.В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2007. – 639 с. (718 экз.).
11. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: учебник для вузов /С.Х. Карпенко. – М.: Академ.проект, 2006. – 653 с. (181 экз.).
12. Комарцова Л.Г. Нейрокомпьютеры: учебное пособие для вузов по специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» направления подготовки дипломированных специалистов «Информатика и вычислительная техника» / Л.Г. Комарцова, А.В. Максимов. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. – 399 с. (50 экз.).
13. Олифер В.Г. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы: учебное пособие для вузов / В.Г. Олифер, Н.А. Олифер – СПб.: Питер, 2007. – 957 с. (110 экз.).
14. Олифер В.Г. Сетевые операционные системы: учебное пособие для вузов по направлению подготовки дипломированных специалистов «Информатика и вычислительная техника» /В.Г. Олифер, Н.А. Олифер. – СПб.: Питер, 2007. – 538 с. (96 экз.).
15. Паршукова Г.Б. Мировые информационные ресурсы и защита интеллектуальной собственности: учебное пособие / Г.Б. Паршукова, Н.В. Новикова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2007. – 262 с. (56 экз.).
16. Таненбаум Э.С. Архитектура компьютера / Э. Таненбаум. – СПб.: Питер, 2007. – 843 с. (87 экз.).
Дополнительная литература
1. Автоматизация синтеза и обучение интеллектуальных систем автоматического управления / Отв. ред. И.М. Макаров, В.М. Лохин. – М.: Наука, 2009. – 228 с.
2. Бейтсон Грегори. Разум и природа: неизбежное единство / Грегори Бейтсон. – М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 248 с.
3. Искусственные иммунные системы и их применение / под ред. Д. Дасгупты. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2006. – 344 с.
4. Компьютеры, мозг, познание: успехи когнитивных наук / [отд. ред. Б.М. Величковский, В.Д. Соловьев]. – М.: Наука, 2008. – 293 с.
5. Марков А. Рождение сложности. Эволюция биологии сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы / Александр Марков. – М.: Астрем: CORPUS, 2012. – 527 с.
6. Моделирование и оценка состояния медико-эколого-экономических систем / В.А. Батурин [и др.]; под ред. В.А. Батурина. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. – 249 с.
7. Охтилев М.Ю. Интеллектуальные технологии мониторинга и управления структурной динамикой сложных технических объектов / М.Ю. Охтилев, Б.В. Соколов, Р.М. Юсупов. – М.: Наука, 2006. – 410 с.
8. Суперкомпьютерные технологии в науке, образовании и промышленности / Под ред. В.А. Садовничего, акад. Г.И. Савина, чл.-корр. Вл.В. Воеводина. – М.: Изд-во МГУ, 2012. – 232 с.
9. Фрит К. Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир / Крис Фрит. – М.: Астрель-CORPUS, 2012. – 335 с.
10. Харитонов А.М. Техника и методы аэрофизического эксперимента: учебник / А.М. Харитонов. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. – 643 с.
11. Цапко Г.П. Современные компьютерные тренажеры: математические методы моделирования и эмуляции параллельных взаимодействующих процессов. – Томск: В-Спектр, 2012. – 192 с.
12. Черкашин А.К. Полисистемное моделирование / А.К. Черкашин. – Новосибирск: Наука, 2005. – 280 с.
Контролирующие материалы
Вопросы для дифференцированного зачета
1. Термины как модели определяемых ими понятий. Первичные понятия информатики: сигнал, данные, знания, информация и т.д.
2. Модели и моделирование. Основные определения и понятия. Свойства модели, требования к модели.
3. Семиотика. Структура семиотики, основные определения и понятия.
4. Наука как область человеческой деятельности.
5. Информатика: основные определения и понятия. Разные подходы к ее определению и пониманию.
6. Объекты и предметы информатики.
7. Структуры информатики. Основные разделы информатики.
8. Рабочие определения терминов «информатика», «система», «информационные ресурсы», «технологии», «процессы».
9. Элементы теории систем. Основные понятия и определения, свойства систем.
10. Триединство информатики.
11. Общенаучные методы информатики: анализ, синтез, аналогия.
12. Общенаучные методы информатики: сравнение, индукция, дедукция, традукция.
13. Общенаучные методы информатики: наблюдение, экспериментирование, формализация.
14. Общенаучные методы информатики: аксиоматический, гипотетический и эвристический методы.
15. Общенаучные методы информатики: аналитические методы и методы, основанные на абстрагировании.
16. Информация и ее сущность в разных концепциях теории строения Вселенной.
17. Основные черты и особенности системных методов исследования.
18. Особенности физической, кибернетической, синергетической и самореферентной реализаций системного подхода к исследованию реальных объектов.
19. Технологический процесс в естественно-научных методах исследования.
20. Технологический процесс в эмпирических методах естествознания.
21. Технологический процесс в математических методах исследования.
22. Технологический процесс решения инженерных задач.
23. Технологический процесс в системных методах исследования.
24. Технологический процесс решения изобретательных задач и их применений.
25. Технологический процесс моделирования объектов.
26. Элементы теории моделирования: цели и задачи моделирования, функции моделей.
27. Классы моделей и методов моделирования.
28. Виды математических моделей.
29. Требования к моделям.
30. Аналоговые, цифровые, когнитивные, нейронные и гибридные принципы построения средств информатики.
31. Вычислительные машины и их разновидности.
32. Поколения универсальных ЦВМ и их краткая характеристика.
33. История создания средств вычислительной техники.
34. Основные задачи, методы и средства измерительной техники.
35. Информационные системы и их классификация.
36. Топологии информационных сетей.
37. Обеспечивающие подсистемы информационных систем и сетей.
38. Информационные вычислительные системы, их особенности и основные обеспечивающие подсистемы.
39. Измерительные информационные системы, их особенности и основные обеспечивающие подсистемы.
40. Исследовательские информационные системы, их особенности и основные обеспечивающие подсистемы.
41. Управленческие информационные системы, их особенности и основные обеспечивающие подсистемы.
42. Информационные системы связи, их особенности и основные обеспечивающие подсистемы.
43. Справочные информационные системы, их особенности и основные обеспечивающие подсистемы.
44. Проектно-конструкторские информационные системы. Системы автоматизированного проектирования, их особенности и основные обеспечивающие подсистемы.
45. Обучающие информационные системы, их особенности и основные обеспечивающие подсистемы.
46. Документальное сопровождение информационных объектов.
47. Информатизация различных сфер человеческой деятельности. Информатизация и образование.
48. Материальные и информационные технологии: основные определения, сходства и отличия.
49. Жизненные циклы информационных объектов.
50. Поколения информационных технологий. Поколение информационных технологий человеческого общения.
51. Государственные образовательные стандарты по направлениям подготовки.
52. Профессиональные образовательные стандарты по информационным технологиям.
53. Понятие о компьютерных преступлениях: структура, сущности, виды, способы совершения и субъекты.
54. Интеллектуальная собственность и ее правовая защита. Основные понятия. Объекты интеллектуальной собственности.
55. Понятие о промышленной собственности и ее правовой охране.
56. Понятие об авторском праве.
57. Понятие о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных.
58. Информационное право. Основные законы в сфере информационного права и их краткая характеристика.
59. Информатика и общество. Информатика и образование. Информатика как фундаментальная учебная дисциплина.
60. Ближайшие перспективы развития информатики и области профессиональной деятельности по направлению.
Вопросы для самообразования
1. Что такое наука как область человеческой деятельности? Что значит научный результат?
2. Что такое термин? Почему необходимо явно или по умолчанию задавать вопросы к ключевым словам определения?
3. Что такое модель и моделирование (объекта)? Обязательно ли добавление слова "объект"?
4. Перечислите и охарактеризуйте основные свойства модели и требования к ней?
5. Что такое семиотика? Укажите ее основные компоненты, изобразите структуру. Сможете ли Вы указать объекты (предметы), предметы (объекты), методы и определить понятие истины для семиотики?
6. Приведите и прокомментируйте базовые понятия и определения информатики.
7. В чем состоит сходство и отличие между понятиями: сигналы, данные, знания и информация; сбор или обработка данных и информации; синанды, семанды, прагманды?
8. Что понимается под словом «надные» = <данные>? Можно ли, используя ту же идею, написать <информация>?
9. Что Вы понимаете под словами «анзния», «знания», «протознания», «информационный мусор»?
10. Перечислите и кратко охарактеризуйте различные группы концепций (гипотез) строения Вселенной с точки зрения места и роли информации в них. В чем принципиальное отличие разных концепций строения Вселенной? Какая из этих концепций кажется Вам наиболее правдоподобной с точки зрения места и роли информации во Вселенной? Обоснуйте Ваш ответ.
11. Почему, на Ваш взгляд, в настоящее время в информатике господствует прагматический подход к определению места и роли информации во Вселенной? В чем его суть? Можете ли вы указать возможные позитивные и негативные последствия от длительного практического использования человечеством именно этого подхода? Если да, укажите и обоснуйте их.
12. Перечислите и охарактеризуйте особенности информации как «объекта» Вселенной.
13. Что такое система? Предложите разные определения термина «система». Можно ли это определение представить графически? Если да, попробуйте сделать это.
14. Назовите и охарактеризуйте основные свойства системы. При каких условиях некоторый объект можно рассматривать как систему, а при каких нет? Как связаны между собой сложность системы и свойство эмергентности (эмерджентности) ее?
15. В чем суть триединства информатики?
16. Выскажите Ваше отношение к различным определениям термина «информатика». Согласны ли вы с той трактовкой термина, которая используется в дисциплине? Обоснуйте Ваш ответ.
17. Поясните, почему и как следует информатику рассматривать как систему.
18. Перечислите и охарактеризуйте объекты и предметы информатики, понятие истинности в ней.
19. Какие системообразующие факторы при представлении информатики как системы рассмотрены в дисциплине. Почему? Какие еще Вы можете предложить? Отчего зависит Ваш ответ?
20. Перечислите и охарактеризуйте общенаучные методы информатики. Продемонстрируйте Ваши знания на каком-либо конкретном примере: анализ поведения друга в какой-либо ситуации; сравнение двух предметов (дисциплин, лиц, книг по той же дисциплине, …); индуктивный (или дедуктивный) метод познания семьи приятеля и т.д. Не забудьте при этом выбрать соответствующую технологическую цепочку действий (технологический процесс).
21. Перечислите и охарактеризуйте известные Вам специфические методы информатики. Продемонстрируйте Ваш ответ так же, как в п. 4.
22. Нарисуйте укрупненную схему технологического процесса для каждого из методов, излагаемых Вами.
23. Рассматривается опыт по определению возможности появления грани с пятеркой при бросании игральной кости. Приведите пример строгой (корректной математически), нестрогой (но сравнительно корректной физически) формализации этого опыта и описания его без формализации.
24. Приведите примеры разных классов моделей физических объектов. Приведите пример модели (например, модель опыта по бросанию монеты) и проведите ее по всем клеткам морфологических таблиц моделей.
25. В чем сходство и отличие вероятностных, статистических и других моделей? Приведите пример, поясняющий Ваш ответ (бросание монеты, игральной кости и т.п.).
26. Поясните суть требований к моделям. Приведите пример, поясняющий каждое из требований.
27. В чем суть системного подхода к исследованию (описанию, проектированию и т.п.) объектов? Что это означает?
28. В чем сходство и отличие кибернетической, синергетической и самореферентной реализации системного подхода к исследованию реальных объектов?
29. В чем сходство и отличие кибернетики и синергетики? Что является объектами и предметами кибернетики и синергетики?
30. Укажите классы технических средств информатики, учитывая виды носителей информации (тип носителя информации, принцип действия, вид преобразований информации, вид структуры и т.д.).
31. Изложите принцип действия и разновидности и нарисуйте типовые структуры аналоговых вычислительных машин (АВМ).
32. Изложите принцип действия и разновидности цифровых вычислительных машин (ЦВМ). Нарисуйте структуру ЦВМ Дж. фон Неймана. Какие его идеи положены в основу построения вычислительных машин (ЦВМ), ставших отправной точкой эры компьютеров (анг. computer – дословно вычислитель, от лат. computare – считать, вычислять)?
33. Изложите принцип действия когнитивных вычислительных машин (КВМ)? В чем суть японского проекта 5-го поколения? Можно ли утверждать, что это ВМ одного и того же класса – первого поколения КВМ? Нарисуйте их структуры.
34. Изложите принцип действия нейрокомпьютеров (НКВМ) и квантовых ВМ? Нарисуйте их структуры.
35. Необходимо найти значение некоторой заданной преподавателем функции f(x) при фиксированном значении х 0 аргумента х (т.е. при х = х 0), решить алгебраическое или дифференциальное уравнение либо систему уравнений. Поясните (при необходимости нарисуйте структуру, представьте блок-схему алгоритма и т.п.) как решить эти задачи на АВМ, ЦВМ, КВМ, НКВМ.
36. Используя морфологический анализ, укажите классы информационных систем и сетей (ИС). Приведите примеры систем разных классов. Преподаватель указывает (может быть, вместе с Вами) известный Вам пример ИС. Покажите место этой ИС в морфологической таблице ИС по каждой ее строке.
37. Изобразите и охарактеризуйте (укажите сильные и слабые стороны, качества, свойства) разных структур (топологий) информационных сетей.
38. Перечислите и охарактеризуйте основные обеспечивающие подсистемы информационных систем (технические, математические, программные, лингвистические, метрологические и т.д.).
39. Изобразите типовые структуры суперЭВМ. Чем принципиально отличаются информационные вычислительные системы (ИВС) от других ИС? Какие технологические информационные операции (ТИО) и обеспечивающие подсистемы в них являются первостепенными, основными?
40. Изобразите обобщенную структуру измерительных информационных систем (ИИС). Чем ИИС принципиально отличаются от других ИС? Какие ТИО и обеспечивающие подсистемы в них являются основными?
41. Приведите примеры структур автоматизированных систем научных исследований (АСНИ). В чем отличие АСНИ от других ИС? Какие операции и обеспечивающие подсистемы в них являются основными?
42. Приведите типовую структуру информационной системы связи (ИИС). Чем ИИС принципиально отличаются от других ИС? Какие операции и обеспечивающие их подсистемы являются основными в ИИС? Дополнительный вопрос для отличников: Сможете ли Вы изобразить и охарактеризовать структуру аналоговой, цифровой и когнитивной ИИС?
43. Что такое управление, регулирование? Назовите виды управления и управленческих информационных систем (УИС). Изобразите типовую структуру УИС. Чем УИС отличаются от других ИС? Какие операции и подсистемы являются основными в УИС? Дополнительный вопрос для отличников: Сможете ли Вы нарисовать структуру УИС с 2-х, 3-х контурной обратной связью, содержащей память, искусственный и естественный интеллект в обратной связи, адаптивных УИС?
44. Изобразите типовую структуру справочных информационных систем (СИС). Чем отличаются СИС от других ИС? Какие операции и подсистемы являются основными в СИС?
45. Изобразите типовую структуру систем автоматизированного проектирования (САПР). Чем отличаются САПР от других ИС? Какие ТИО и обеспечивающие подсистемы в них являются основными?
46. Что такое обучающие информационные системы (ОИС)? Перечислите и охарактеризуйте различные типы ОИС. Приведите пример структуры ОИС какого-либо типа. Какие ТИО и подсистемы являются в ОИС основными?
47. Информация и общество. Укажите факторы, определяющие актуальность информатизации какой-либо области человеческой деятельности, например, образования, возможные направления и последствия информатизации (на примере образования, модельного представления его настоящего и будущего).
48. Что такое технология, технологический процесс, технологическая операция? Что такое информационная технология (ИТ), информационный технологический процесс (ИТП) и технология информатики (ТИ)?
49. В чем сходство и отличие информационных и материальных технологий и технологических процессов? Приведите примеры схемного представления ИТП.
50. Приведите укрупненную схему информационного технологического процесса (ИТП), используя обобщающие операции сбора, обработки, анализа сигналов, данных, знаний, информации, интерпретации и применения их результатов.
51. Прокомментируйте хронологическую таблицу развития средств вычислительной техники (ВТ). Назовите основные эпохальные события в истории развития средств ВТ.
52. Вопрос для отличников. Укажите характерные эпохальные события в истории развития: а) средств измерительной техники; б) оргтехники; в) техники связи; г) техники управления; д) программирования; е) искусственного интеллекта; ж) информационных технологий; з) сети Интернет.
53. Укажите ближайшие перспективы и ожидаемые тенденции развития информатики и Вашей будущей области профессиональной деятельности.
54. Что понимается под поколением вычислительных машин, информационных технологий и других средств информатики? Какие факторы используются для разделения этих средств по поколениям? Укажите и охарактеризуйте поколения универсальных ЦВМ, приведите примеры ЦВМ разных поколений. Вопросы для отличников: Приведите примеры поколений других универсальных, специализированных, в том числе бортовых, средств и технологий информатики (АВМ, КВМ, НКВМ, измерительных, управленческих, …; информационных технологий; языков и технологий программирования и т.п.; бортовых средств).
55. Что понимается под жизненным циклом технических объектов, средств и технологий информатики? Приведите основные определения и понятия.
56. Перечислите основные этапы жизненного цикла обеспечивающих подсистем информационных систем, в частности технического и программного.
57. Каково назначение, роль, структура, содержание федеральных образовательных стандартов (ГОС), их сходство и отличие для основных образовательных программ по направлениям бакалавриата: 230100, 230400, 231000 и других укрупненной группы 230000, а также смежных?
58. Что такое компетентностный подход в образовании? Что такое представления, знания, умения, навыки, компетенции? Укажите компетенции, предусмотренные в ГОС по Вашему направлению подготовки. Какие из них и в какой степени Вы приобретете в рамках данного курса?
59. Что такое основная образовательная программа (ООП), учебный план, рабочие программы?
60. Что такое профессиональные стандарты? Какова их структура? Что такое профессиональные компетенции по направлению «Информационные технологии»? Соотнесите их с образовательными компетенциями и Вашим направлением подготовки. Чем Вы можете профессионально заниматься по окончании вуза?
61. Изобразите структурно сущность и виды компьютерных преступлений.
62. Укажите способы совершения, субъекты компьютерных преступлений по их видам.
63. Что такое информационное, интеллектуальное и компьютерное право? Как они соотносятся между собой?
64. В чем суть концепции правовой информатизации России? Какие законодательные, нормативные акты регулируют отношения, попадающие под действие информационного права?
65. В чем сходство и отличие интеллектуальной и материальной собственности? Какие группы объектов интеллектуальной собственности имеют, а какие не имеют правовую охрану (т.е. отношения с какими из них регулируются законодательно)?
66. На какие три класса делятся объекты интеллектуальной собственности, получающие правовую охрану? Приведите примеры видов таких объектов и укажите, какими законами регулируются правовые отношения с ними.
67. Что такое промышленное право? Какие объекты интеллектуальной собственности попадают под действие промышленного права? Патентного права?
68. Укажите виды промышленной собственности как объектов интеллектуального права.
69. Что такое авторское и компьютерное право? Какие объекты интеллектуальной собственности попадают под действие, регулируемое авторским правом? Компьютерным правом?
70. Что понимается под этикой и эстетикой в информатике? Что такое экономика информатики?
Дополнительная информация