Сложность программного обеспечения

ВВЕДЕНИЕ

Объектно-ориентированный подход в последнее десятилетие стал одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений в программировании и наиболее популярным средством разработки программного обеспечения.

Начало развитию объектно-ориентированного подхода положил язык Simula 67, который был разработан в конце 60-х гг. в Норвегии. Несмотря на то, что язык намного опередил свое время, современники (программисты 60-х гг.) оказались не готовы воспринять ценности языка Simula 67, и он не выдержал конкуренции с другими языками программирования (прежде всего, с языком Fortran).

Но достоинства языка Simula 67 были замечены некоторыми программистами, и в 70-е гг. было разработано большое число экспериментальных объектно-ориентированных языков программирования. В результате исследования этих языков были разработаны современные объектно-ориентированные языки программирования: C++, Ada, Smalltalk и др.

Наиболее распространенным объектно-ориентированным языком программирования является язык C++ [1, 6, 8]. Он возник на базе соединения языков С и Simula. С++ был разработан в начале 80-х Бьерном Страуструпом, сотрудником компании AT&T. Все эти годы язык интенсивно развивался, и, наконец, в августе 1998 г. был принят международный стандарт языка С++.

Разработка новых объектно-ориентированных языков программирования продолжается и в настоящее время. Например, с 1995 г. стал широко распространяться объектно-ориентированный язык программирования Java, ориентированный на сети компьютеров и, прежде всего, на Internet. В настоящее время компанией Microsoft разрабатывается новый объектно-ориентированный язык C# (C Sharp), который во многом базируется на языке С++ и также ориентирован на разработку Internet-приложений.

Вместе с развитием объектно-ориентированного программирования стали развиваться и объектно-ориентированные методы разработки программного обеспечения, охватывающие стадии анализа и проектирования. Среди общепризнанных объектно-ориентированных подходов к анализу и проектированию следует выделить методы Г. Буча [3, 4], Д. Рамбо, А. Джекобсона, Шлеера-Меллора и Коуда-Йордона. В результате объединения усилий первых трех авторов появился на свет унифицированный язык моделирования UML [2, 5, 7, 9], который в 1997 г. был принят в качестве стандарта консорциумом Object Management Group и получил широкое распространение в сфере производства программного обеспечения.

ВВЕДЕНИЕ

Основные идеи объектно-ориентированного подхода опираются на следующие положения:

– программа представляет собой модель некоторого реального процесса, части реального мира; модель содержит не все признаки и свойства представляемой ею части реального мира, а только те, которые существенны для разрабатываемой программной системы;

– модель реального мира или его части может быть описана как совокупность взаимодействующих между собой объектов;

– объект описывается набором атрибутов (свойств), значения которых определяют состояние объекта, и набором операций (действий), которые может выполнять объект;

– взаимодействие между объектами осуществляется посылкой специальных сообщений от одного объекта к другому; сообщение, полученное объектом, может потребовать выполнения определенных действий, например изменения состояния объекта;

– объекты, описанные одним и тем же набором атрибутов и способные выполнять один и тот же набор операций, представляют собой класс однотипных объектов.

С точки зрения языка программирования класс объектов можно рассматривать как тип данных, а отдельные объекты – как данные этого типа. Определение программистом собственных классов объектов должно позволить описывать конкретную задачу в терминах ее предметной области (при соответствующем выборе имен типов и имен объектов, их атрибутов и выполняемых действий).

Объектно-ориентированный подход дает следующие основные преимущества:

– уменьшение сложности программного обеспечения;

– повышение его надежности;

– обеспечение возможности модификации отдельных компонент программ без изменения остальных компонент;

– обеспечение возможности повторного использования отдельных компонент программного обеспечения.

Систематическое применение объектно-ориентированного подхода позволяет разрабатывать хорошо структурированные, надежные в эксплуатации, достаточно просто модифицируемые программные системы. Этим объясняется интерес программистов к объектно-ориентированному подходу и объектно-ориентированным языкам программирования.

Целью данного курса лекций является введение в объектно-ориентированный подход к разработке программного обеспечения. В рамках курса рассмотрены концепции и понятия объектно-ориентированного подхода (на основе [4]), а также их выражение на унифицированном языке моделирования UML (на основе [5]) и языке программирования С++.

СЛОЖНОСТЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Объектно-ориентированный подход возник в первую очередь в ответ на растущую сложность программного обеспечения. На заре компьютерной эры возможности компьютеров были ограничены и было очень трудно написать большую программу. В 60–70-е гг. эффективность применения компьютеров резко возросла, и стало все больше создаваться прикладных программ повышенной сложности. Наибольшее распространение в это время получило структурное проектирование по методу сверху вниз. Однако через некоторое время оказалось, что структурный подход не работает, если объем программы превышает приблизительно 100 тыс. строк. Как результат – выход проектов за рамки установленных сроков и бюджетов и, более того, их несоответствие начальным требованиям. Для решения этих проблем и стали применять объектно-ориентированный подход.

Справедливости ради отметим, что объектно-ориентированный подход является достаточно универсальным инструментом. Он может применяться и для разработки программ малой и средней сложности. Однако, именно для сложных систем использование объектно-ориентированного подхода является критичным. Таким образом, основной областью использования объектно-ориентированного подхода и основным объектом нашего интереса являются сложные промышленные программные продукты.

Подобные системы могут применяться для решения самых разных задач. В качестве примеров можно привести:

– системы с обратной связью (интеллектуальные, самообучающиеся системы), которые активно взаимодействуют или управляются событиями физического мира и для которых ресурсы времени и памяти ограничены;

– задачи поддержания целостности информации объемом в сотни тысяч записей при параллельном доступе к ней с обновлениями и запросами;

– системы управления и контроля над реальными процессами (например, диспетчеризация воздушного и железнодорожного транспорта).

Системы подобного типа обычно имеют большое время жизни, и большое количество пользователей оказывается в зависимости от их нормального функционирования. Глобальные системы национального или даже мирового масштаба являются яркими примерами таких систем (системы управления ядерными объектами, Интернет).

Сложность является существенной чертой промышленной программы: один разработчик практически не в состоянии охватить все аспекты такой системы. Фактически сложность промышленных программ превышает возможности интеллекта одного человека.

Сложность, присущая программному обеспечению, определяется следующими основными причинами:

– сложностью реального мира;

– сложностью управления процессом разработки;

– гибкостью программного обеспечения;

– сложностью описания поведения систем.

Сложность реального мира

Проблемы, которые мы пытаемся решить с помощью разрабатываемого программного обеспечения, часто неизбежно содержат сложные элементы, к которым предъявляется множество различных и нередко противоположных требований.

Но даже в простых проблемах сложность может возникнуть из-за языковой и понятийной "нестыковки" между заказчиком системы и ее разработчиком: пользователи обычно с трудом могут внятно объяснить разработчикам, чтона самом деле нужно сделать. Часто пользователь лишь смутно представляет, чтоему нужно от будущей программной системы. С другой стороны, разработчик, являясь экспертом лишь в своей области знаний, недостаточно квалифицирован в предметной области.

Дополнительные сложности возникают в результате изменения требований к программной системе уже в процессе разработки. В основном требования корректируются из-за того, что само осуществление программного проекта часто изменяет проблему. Использование системы, после того как она разработана и установлена, заставляет пользователей лучше понять и отчетливей сформулировать то, что им действительно нужно. В то же время этот процесс повышает квалификацию разработчиков в предметной области и позволяет им задавать более осмысленные вопросы, которые проясняют темные места в проектируемой системе.

Наши рекомендации