Инновационная стратегия Джобса: цифровая централь
Вступительное слово Джобса на «Макуорлд» в январе 2001 года в Сан-Франциско стало широко известно благодаря его удивительной концовке: Джобс, как обычно, сказал: «и еще кое-что…» — и объявил о том, что он больше не «исполняющий обязанности», а постоянный руководитель «Эппл». Перед этим он говорил об идеологии компании, в течение десятилетий вдохновлявшей на разработку и внедрение инноваций и вообще определявшей весь характер деятельности, от выпуска айпод до организации магазинов розничной продажи и рекламы.
Вероятно, самое важное из заявленного Джобсом — это концепция «цифровой централи». Кажущаяся сегодня очевидной, она оказывает большое влияние на все, что делает «Эппл», и демонстрирует, как приверженность простой и хорошо сформулированной идее может стать успешной корпоративной стратегией, определяющей все, от разработки новых продуктов до оборудования розничных магазинов.
Гладко выбритый и облаченный в черный свитер и джинсы, Джобс начал речь с описания довольно мрачной ситуации, сложившейся в компьютерной индустрии. Он отметил, что 2000 год стал сложным для «Эппл» и компьютерного бизнеса в целом. (В марте 2000 года интернет-компании переживали кризис, а продажи компьютерного оборудования резко снизились.) Джобс показал слайды, изображающие надгробные плиты с надписями «Любимому ПК, 1976–2000 годы, мир праху твоему».
Джобс отметил, что многие в компьютерной индустрии обеспокоены тем, что эра ПК проходит и компьютер перестает быть центром мироздания. Но Джобс заявил, что это вовсе не так, просто происходит переход в новую фазу.
«Золотой век» ПК, век продуктивности, начался где-то в 1980 году, с появления динамических таблиц, текстовых редакторов и издательских систем. Продолжался он почти пятнадцать лет, в это время индустрия бурно развивалась (достаточно назвать основные вехи «Макуорлд»). Затем в середине 90-х годов, с развитием Интернета, начался новый этап развития ПК. По словам Джобса: «Интернет перевел ПК на более высокий уровень и в том, что касается бизнеса, и отдельных пользователей».
Но теперь компьютер переходит в следующую стадию: начинается эра цифрового восприятия жизни, ознаменованная появлением большого количества разных цифровых устройств: сегодня у всех есть мобильные телефоны, DVD-плейеры и цифровые камеры. «Мы живем в цифровую эру и наблюдаем появление огромного количества цифровых устройств», — отметил он.
По мнению Джобса, самое важное то, что компьютер не находится в стороне от происходящего, а наоборот, является воплощением цифрового стиля жизни, выполняя функции своеобразного центрального коммутатора, диспетчерской станции для всех цифровых аксессуаров. Подключив последние к компьютеру, пользователь облегчает себе задачу: компьютер позволяет ввести в плейер музыку или отредактировать снятую на камеру фотографию или видеоролик.
Джобс объяснил, что впервые осознал идею цифровой централи после разработки аймуви — приложения для редактирования видео. С помощью аймуви можно обработать снятую пленку на компьютере, что намного повышает значимость камеры, так как можно превратить «сырой» ролик в невероятно сложный фильм со спецэффектами и звуком. Вы можете трансформировать видеозапись, которую бы никогда больше не смотрели, в удивительно эмоциональный и памятный фильм. Профессионально. Индивидуально. Это удивительно… цифровые устройства станут для вас десятикратно более ценными.
Сейчас все это кажется очевидным, но тогда мало кто использовал компьютеры для подобных целей, во всяком случае, такой подход не был общепризнанным. Но не только Джобс понимал, что компьютер становится неотъемлемой частью нашей жизни, Билл Гейтс обсуждал «цифровой стиль жизни» в своем выступлении на Электронном шоу в Лас-Вегасе, состоявшемся на той же неделе. Глава «Интел» Крейг Барретт тоже отмечал, что компьютер «действительно стал центром цифрового мира».
Но формулировка Джобса превратилась в стратегию «Эппл». Появление концепции «цифровой централи» свидетельствует о признании как общей тенденции в компьютерной индустрии, так и места, занимаемого «Эппл». Это позволило Джобсу принимать оптимальные решения с учетом появляющихся технологий и предпочтений пользователей. (Подробнее цифровая централь обсуждается в главе 7.)