Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №700 Василеостровского района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
А класс
На 2015 -2016 учебный год
Составил(а) учитель
Махова Нина Владимировна
Высшей квалификационной категории
Санкт-Петербург
Содержание
Титульный лист
Паспорт рабочей программы
Пояснительная записка
Содержание программы учебного предмета, курса;
Требования к уровню подготовки обучающихся (планируемые результаты изучения учебного предмета, курса);
Учебно-тематическое планирование
Календарно-тематическое (поурочное) планирование
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса (включая ресурсы ИКТ);
Литература (основная, дополнительная);
Паспорт рабочей программы
Тип программы | Программа общеобразовательных учреждений |
Статус программы | Рабочая программа учебного курса |
Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; | ПРОГРАММА КУРСА «Информатика» для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Авторы: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. УМК для старшей школы: 10 – 11 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя. Базовый уровень Авторы: Цветкова М. С., Хлобыстова И.Ю. Год издания: 2013 |
УМК (автор учебника, издательство и год издания, учебно-наглядные пособия (контурные карты, атлас) | Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса Авторы: Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Год издания: 2014 |
Категория обучающихся | Учащиеся 11 класса ГБОУ средней школы №700 Василеостровского района Санкт-Петербурга |
Сроки освоения программы | 1 год |
Объём учебного времени | 34 часа |
Форма обучения | очная |
Режим занятий | 1 час в неделю |
Пояснительная записка
Данная программа учебного курса по предмету «Информатика и ИКТ» основана на учебно-методическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (далее — ФГОС), который включает в себя учебники:
· учебник «Информатика» базового уровня для 10 класса(авторы: Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю.);
· учебник «Информатика» базового уровня для 11 класса авторы: Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю.);
· задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией Семакина И. Г., Хеннера Е. К.;
· ПРОГРАММА КУРСА «Информатика»для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Авторы: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.
· методическое пособие для учителя;
· электронное приложение.
В методической системе обучения предусмотрено использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по информатике из Единой коллекции ЦОР (school-collection.edu.ru) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru).
Основными целями курса «Информатика и ИКТ» для 11 класса являются:
· развитие интереса учащихся к изучению новых информационных технологий и программирования;
· изучение фундаментальных основ современной информатики;
· формирование навыков алгоритмического мышления;
· формирование самостоятельности и творческого подхода к решению задач с помощью средств современной вычислительной техники;
· приобретение навыков работы с современным программным обеспечением.
Курс информатики в 10–11 классах рассчитан на продолжение изучения информатики после освоения основ предмета в 7–9 классах. Систематизирующей основой содержания предмета «Информатика», изучаемого на разных ступенях школьного образования, является единая содержательная структура образовательной области, которая включает в себя следующие разделы:
1. Теоретические основы информатики.
2. Средства информатизации (технические и программные).
3. Информационные технологии.
4. Социальная информатика.
Опираясь на достигнутые в основной школе знания и умения, курс информатики для 10–11 классов развивает их по всем отмеченным выше четырем разделам образовательной области. Повышению научного уровня содержания курса способствует более высокий уровень развития и грамотности старшеклассников по сравнению с учениками основной школы.
Для освоения программы базового уровня предполагается изучение предмета «Информатика» в объёме 34 учебных часов в год (по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах)
Формы организации обучения: урок с проведением индивидуальной, парной, групповой деятельности.
Методы обучения:
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения:
индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.
Результаты обучения
Формы проверки и оценки результатов обучения:
(формы промежуточного, итогового контроля, в том числе презентации, защита творческих, проектных, исследовательских работ)
Способы проверки и оценки результатов обучения: устные опросы, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические работы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты.
1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
2. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
3. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
4. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты.
1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.
3. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
4. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты, которые ориентированы на обеспечение, преимущественно, общеобразовательной и общекультурной подготовки.
· Сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире
· Владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов
· Владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня
· Владение знанием основных конструкций программирования
· Владение умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц
· Владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ
· Использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации
· Сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных
·Владение компьютерными средствами представления и анализа данных
· Сформированность понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете
Содержание учебного курса
Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию авторской программы курса Программа курса «Информатика» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Авторы: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/ files/pk10-11bfgos.doc).
- Требования к уровню подготовки обучающихся (планируемые результаты изучения учебного предмета, курса:
Тема 1. Системный анализ
Учащиеся должны знать:
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;
- основные свойства систем;
- что такое системный подход в науке и практике;
- модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель;
- использование графов для описания структур систем.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);
- анализировать состав и структуру систем;
- различать связи материальные и информационные.
Тема 2. Базы данных
Учащиеся должны знать:
- что такое база данных (БД);
- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
- определение и назначение СУБД;
- основы организации многотабличной БД;
- что такое схема БД;
- что такое целостность данных;
- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;
- структуру команды запроса на выборку данных из БД;
- организацию запроса на выборку в многотабличной БД;
- основные логические операции, используемые в запросах;
- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.
Учащиеся должны уметь:
- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД;
- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;
- реализовывать запросы со сложными условиями выборки.
Тема 3. Организация и услуги Интернет
Учащиеся должны знать:
- назначение коммуникационных служб Интернета;
- назначение информационных служб Интернета;
- что такое прикладные протоколы;
- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;
- что такое поисковый каталог: организацию, назначение;
- что такое поисковый указатель: организацию, назначение.
Учащиеся должны уметь:
- работать с электронной почтой;
- извлекать данные из файловых архивов;
- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
Тема 4. Основы сайтостроения
Учащиеся должны знать:
- какие существуют средства для создания web-страниц;
- в чем состоит проектирование web-сайта;
- что значит опубликовать web-сайт.
Учащиеся должны уметь:
создавать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов.
Тема 5. Компьютерное информационное моделирование
Учащиеся должны знать:
- понятие модели;
- понятие информационной модели;
- этапы построения компьютерной информационной модели.
Тема 6. Моделирование зависимостей между величинами
Учащиеся должны знать:
- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;
- что такое математическая модель;
- формы представления зависимостей между величинами.
Учащиеся должны уметь:
с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами.
Тема 7. Модели статистического прогнозирования
Учащиеся должны знать:
1) для решения каких практических задач используется статистика;
- что такое регрессионная модель;
- как происходит прогнозирование по регрессионной модели.
Учащиеся должны уметь:
- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов;
- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели.
Тема 8. Модели корреляционной зависимости
Учащиеся должны знать:
- что такое корреляционная зависимость;
- что такое коэффициент корреляции;
- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа.
Учащиеся должны уметь:
вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel).
Тема 9 . Модели оптимального планирования
Учащиеся должны знать:
- что такое оптимальное планирование;
- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;
- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;
- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;
- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.
Учащиеся должны уметь:
решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (надстройка «Поиск решения» в Microsoft Excel).
Тема 10. Информационное общество
Учащиеся должны знать:
- что такое информационные ресурсы общества;
- из чего складывается рынок информационных ресурсов;
- что относится к информационным услугам;
- в чем состоят основные черты информационного общества;
- причины информационного кризиса и пути его преодоления;
- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества.
Тема 11. Информационное право и безопасность
Учащиеся должны знать:
- основные законодательные акты в информационной сфере;
- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.
6.Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Всего часов | В том числе | Формы контроля (контрольная работа, тест, устный контроль, зачет и др) | ||
Практические занятия | Экскурсии | Др. формы проведения | ||||
Информационные системы и базы данных | 10 ч. | |||||
Системный анализ (§ 1–4) | 2 (№1.1) | тест | ||||
Базы данных (§ 5–9) | 4 (№1.3, 1.4, 1,6, 1.7, 1.8 ) | |||||
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 1.2 Проектные задания по системологии | тест | ||||
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 1.5. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных | КР | ||||
Интернет | 10 ч. | |||||
Организация и услуги Интернет (§ 10–12) | 3 (Работы 2.1–2.4) | |||||
Основы сайтостроения (§ 13–15) | 3 (Работы 2.5–2.7) | |||||
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 2.8. Проектные задания на разработку сайтов | тест | ||||
Информационное моделирование | 12 ч. | |||||
Компьютерное информационное моделирование ( § 16) | ||||||
Моделирование зависимостей между величинами (§ 17) | 1 (Работа 3.1) | |||||
Модели статистического прогнозирования (§ 18) | 2 (Работа 3.2) | тест | ||||
Моделирование корреляционных зависимостей (§ 19) | 2 (Работа 3.4.) | |||||
Модели оптимального планирования (§ 20) | 2 (Работа 3.6.) | КР | ||||
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 3.3. Проектные задания на получение регрессионных зависимостей | тест | ||||
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 3.5. Проектные задания по теме «Корреляционные зависимости» | |||||
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 3.7. Проектные задания по теме «Оптимальное планирование» | |||||
Социальная информатика | 3 ч. | |||||
Информационное общество | тест | |||||
Информационное право и безопасность | ||||||
Всего: | 34 часа |
7.Календарно-тематическое (поурочное) планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Изучаемые вопросы | Виды деятельности | Формы контроля |
Тема 1. Информационные системы и Базы данных | |||||
07.09.15 | ТБ.Система и системный подход. | основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема; - основные свойства систем; - что такое системный подход в науке и практике; | Знать/понимать. Понятия: система, структура, системный эффект, системный подход | Фронтальный, беседа с учащимися. Тест «Техника безопасности» | |
14.09.15 | Модели систем | - модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель; | Знать/понимать приводить примеры систем, анализировать состав и структуру систем, различать связи материальные и информационные | Фронтальный, беседа с учащимися. ПР 1.1 | |
21.09.15 | Информационная система | использование графов для описания структур систем. | Уметь строить структурные схемы и графы | тест | |
28.09.15 | Базы данных. Основные понятия | основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ; - определение и назначение СУБД; - основы организации многотабличной БД; | Знать понятия базы данных и СУБД, виды моделей данных, структуру реляционной модели.ПР 1.3 | Фронтальный, беседа с учащимися. Отчет по ПР | |
05.10.15 | Проектирование многотабличной БД | что такое схема БД; - что такое целостность данных; - этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД; | Уметь создавать многотабличную БД ПР 1.4 | Отчет по ПР | |
12.10.15 | Создание БД | этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД | Знать этапы создания базы данных средствами СУБД. ПР 1.5 | Отчет по ПР | |
19.10.15 | Запросы как приложения информационной системы | структура команды запроса на выборку данных из БД; - организацию запроса на выборку в многотабличной БД; - основные логические операции, используемые в запросах; | Знать структуру команды запроса на выборку данных из БД; организацию запроса на выборку в многотабличной БД. ПР 1.6 | Отчет по ПР | |
26.11.15 | Логические условия выбора данных | - правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов. | Уметь создавать запросы на выборку, содержащие логические условия выбора данных. | Фронтальный, беседа с учащимися. | |
09.11.15 | Разработка БД | ПР 1.5 | Самостоятельная разработка БД | Отчет по ПР | |
16.11.15 | Расширение БД. Работа с формой. | П.Р. 1.7 Создание и заполнение формы | Уметь заполнять таблицу данными с помощью формы, уметь дополнять бд | КР | |
Тема 2. Интернет | |||||
23.11.15 | Организация глобальных сетей | История развития, аппаратные средства, Программное обеспечение | Состав Интернета История развития, аппаратные средства, Программное обеспечение | Фронтальный. Беседа с учащимися | |
30.11.15 | Интернет как глобальная информационная система | назначение коммуникационных служб Интернета; назначение информационных служб Интернета; что такое прикладные протоколы; основные понятия WWW: Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, Web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес. | Знать назначение коммуникационных служб Интернета; назначение информационных служб Интернета; что такое прикладные протоколы; основные понятия WWW: Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, Web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес. | Фронтальный. Беседа с учащимися | |
07.12.15 | WWW – Всемирная паутина | основные понятия WWW: Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, Web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес. | Знать основные понятия WWW: Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, Web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес. | Фронтальный. Беседа с учащимися | |
14.12.15 | Работа с электронной почтой и телеконференциями | работа с электронной почтой; извлекать данные из файловых архивов. | Уметь работать с электронной почтой; извлекать данные из файловых архивов. | Отчет по ПР | |
21.12.15 | Работа с браузером и поисковыми системами | Просмотр и сохранение страниц, поисковые запросы | Уметь просматривать Web-страницы и делать поисковые запросы ПР 2.2-2.4 | Отчет по ПР | |
III четверть | |||||
11.01.16 | Инструменты для разработки web-сайтов | средства для создания web-страниц; - в чем состоит проектирование web-сайта; - что значит опубликовать web-сайт. | Знать какие существуют средства для создания Web-страниц; в чем состоит проектирование Web-сайта; что значит опубликовать Web-сайт. | Отчет по ПР | |
18.01.16 | Создание сайта | Создание несложного web-сайта с помощью редактора сайтов. | Уметь создавать Web-сайт с помощью редактора сайтов. ПР 2.5 | Отчет по ПР | |
25.01.16 | Создание таблиц и списков на web-странице | Создание таблиц и списков на web-странице | Уметь создавать списки и таблицы на сайте. ПР 2.7 | Отчет по ПР | |
01.02.16 | Разработка и создание сайта | Разработка и создание сайта | Уметь самостоятельно проектировать и создавать сайт | Отчет по ПР | |
08.02.16 | Создание сайта. Представление работ. | Создание сайта. Представление работ. | Уметь самостоятельно проектировать и создавать сайт | тест | |
Тема 3. Информационное моделирование | |||||
15.02.16 | Компьютерное информационное моделирование | понятие модели; - понятие информационной модели; - этапы построения компьютерной информационной модели. | Уметь строить информационные модели; Знать этапы построения компьютерной информационной модели. | Фронтальный, беседа с учащимися. | |
22.02.16 | Величины и зависимости между ними | понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины; | Уметь представлять зависимость между величинами. с помощью электронных таблиц получение табличной и графической формы зависимостей между величинами. | Фронтальный, беседа с учащимися. | |
29.02 | Математические, табличные и графические модели | - что такое математическая модель; - формы представления зависимостей между величинами. | Уметь строить математическую модель; представлять зависимост между величинами. с помощью электронных таблиц получение табличной и графической формы зависимостей между величинами. | Фронтальный, беседа с учащимися. | |
07.03.16 | Статистика и статистические данные | для решения каких практических задач используется статистика; - что такое регрессионная модель; | Понимать для решения каких практических задач используется статистика; - что такое регрессионная модель; | Фронтальный, беседа с учащимися. | |
14.03.16 | Метод наименьших квадратов | Сущность метода наименьших квадратов | Понимать как метод наименьших квадратов используется для вычисления параметров регрессионной модели | Фронтальный, беседа с учащимися. | |
IV четверть | |||||
28.03.16 | Прогнозирование по регрессионной модели | этапы прогнозирования по регрессионной модели. | Понимать как происходит прогнозирование по регрессионной модели. | Отчет по ПР | |
04.04.16 | Моделирование корреляционных зависимостей | что такое корреляционная зависимость; - что такое коэффициент корреляции; - какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа. | вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel). | Отчет по ПР | |
11.04.16 | Расчет корреляционных зависимостей | Представление о корреляционной зависимости величин | Освоение способа вычисления коэффициента корреляциии | Тест Отчет по ПР | |
18.04.16 | Проектное задание по теме «Корреляционные зависимости» | Представление о корреляционной зависимости величин | Провести анализ зависимости величин на наличие линейной корреляции | Отчет по ПР | |
25.04.15 | Модели оптимального планирования | что такое оптимальное планирование; - что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов; - что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены; - в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана; | решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (надстройка «Поиск решения» в Microsoft Excel). | КР | |
4.05 | Решение задачи оптимального планирования | какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования. | Получить представление о построении оптимального плана методом линейного программирования | Отчет по ПР | |
11.05 | Проектное задание по теме «Оптимальное планирование» | Составление оптимального плана | Составлять оптимальный план | тест | |
Тема 4. Социальная информатика | |||||
18.05 | Информационное общество | что такое информационные ресурсы общества; - из чего складывается рынок информационных ресурсов; - что относится к информационным услугам; - в чем состоят основные черты информационного общества; - причины информационного кризиса и пути его преодоления; - какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества. | что такое информационные ресурсы общества; - из чего складывается рынок информационных ресурсов; - что относится к информационным услугам; - в чем состоят основные черты информационного общества; - причины информационного кризиса и пути его преодоления; - какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества. | Фронтальный, беседа с учащимися. тест | |
25.05 | Информационное право и безопасность | основные законодательные акты в информационной сфере; суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. | соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности. | Фронтальный, беседа с учащимися. |