Информационная деятельность человека
СБОРНИК
МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
по дисциплине «Информатика»
Для направления подготовки
Социальная работа (бакалавр)
Очная форма обучения
Красноярск
ББК 32
С 23
Сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям по дисциплине «Информатика» для специальности 040400 – Социальная работа (бакалавр), очная форма обучения / сост. Е. И. Кичигина [и др.]. – Красноярск : тип. КрасГМУ, 2012. – 305 с.
Составители:
старший преподаватель. Кичигина Е.И.;
преподаватель Путинцева Ю.А.;
старший преподаватель Ратова М.Р.;
доцент Мягкова Е.Г.;
доцент Горный Б.Э.;
преподаватель Косолапова С.Н.
Сборник методических указаний к практическим занятиям предназначен для аудиторной работы обучающихся. Составлен на основании ФГОС ВПО (2009) по специальности 040400 – Социальная работа (бакалавр), очная форма обучения, рабочей программы дисциплины (2011) и СТО СМК 4.2.01-11. Выпуск 3.
Рецензенты:
зав. кафедрой медицинской и биологической физики, д.б.н., профессор Суховольский В.Г.
зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения с курсом ПО, к.м.н., доцент Шульмин А. В.
Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________20__).
КрасГМУ
2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
Занятие 1. Введение в информатику. Компьютер как средство обработки информации. Архитектура современного персонального компьютера……….4
Занятие 2. Программное обеспечение компьютера. Сервисное программное обеспечение компьютера………………………………………………………..32
Занятие 3. Альтернативные операционные системы………………………….65
Занятие 4. Конференция «Современное программное обеспечение»………..75
Занятие 5. Компьютерные сети…………………………………………………81
Занятие 6. Ресурсы Интернет……………………………………………….....107
Занятие 7. Текстовый редактор……………………………………………..…117
Занятие 8. Электронные таблицы…………………………………………..…135
Занятие 9. Электронные таблицы……………………………………………..159
Занятие 10. Основы офисного программирования. Макрорекодер……........173
Занятие 11. Создание форм и мини-приложений средствами VBA……...…185
Занятие 12. СУБД.Технологии обработки данных. Создание баз данных...195
Занятие 13. СУБД.Автофильтры. Создание запросов……………………....213
Занятие 14. СУБД.Создание запросов с использованием SQL……………..221
Занятие 15. СУБД.Создание отчетов, форм………………………………….230
Занятие 16. Информационная безопасность………………………………….251
Занятие 17. Контрольная работа………………………………………………267
Рекомендованная литература…………………………………………………305
Занятие №1
Тема:«Введение в информатику. Компьютер как средство обработки информации. Архитектура современного персонального компьютера (в интерактивной форме)».
2. Форма организации учебного процесса:практическое занятие.
3. Значение темы:
Изучение данных аспектов информатики позволит заложить основу для дальнейшего эффективного изучения и использования информатики в современном информационном обществе. Выработка умений и навыков в использовании информатики необходима в практической работе будущего социального работника. Изучение данной темы позволит повысить уровень информационного сознания и культуры студентов.
Понимание архитектуры персонального компьютера и знание его основных устройств позволит стать опытным пользователем ПК, и освоить компьютер с целью дальнейшего использования средств обработки информации в практической работе будущего специалиста и дальнейшего эффективного изучения информатики.
4. Цели обучения:
- общая:
обучающийся должен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);
владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).
- учебная:
обучающийся должен знать основные характеристики процессов сбора, передачи, поиска, обработки и накопления информации;
обучающийся должен знать основные определения и понятия информатики и медицинской информатики; структуру внутренней памяти компьютера, поколения ЭВМ и их характерные особенности; как устроен современный персональный компьютер; основные типы носителей и их характеристики;
обучающийся должен уметь выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах; переводить числа из десятичной системы исчисления в любую другую; легко определять устройства для обработки и хранения информации (внутри системного блока), а также, внешние периферийные устройства;
обучающийся должен владеть терминологией, связанной с современными информационными и телекоммуникационными технологиями и с архитектурой персонального компьютера.
5. План изучения темы:
5.1 Контроль исходного уровня знаний (тест на сайте дистанционного обучения cdo.krasgmu.ru).
Основные понятия и положения темы
Введение в информатику
Что такое информация?Термин "информация" происходит от латинского слова "informatio", что означает сведения, разъяснения, изложение.
Информация — это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях.
В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют.
В основе впервые появляющейся информации всегда находятся данные.
Данные — сведения о параметрах (свойствах, состоянии) объектов и явлений окружающей среды, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.
Данные могут быть представлены числами, символами и словами, получаемыми в результате прямого наблюдения процесса или объекта, зафиксированы в документах, переданы по средствам связи, сохранены и обработаны на ЭВМ вне зависимости от содержания.
Информация– это не данные, а результат взаимодействия сообщения и его потребителя.
Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может содержать разное количество информации для разных людей — в зависимости от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему.
Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объём сообщения.
В каком виде существует информация?
Информация может существовать в самых разнообразных формах:
· в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий;
· в виде световых или звуковых сигналов;
· в виде радиоволн;
· в виде электрических и нервных импульсов;
· в виде магнитных записей;
· в виде жестов и мимики;
· в виде запахов и вкусовых ощущений;
· в виде хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов и т.д.
Предметы, процессы, явления материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки зрения их информационных свойств, называются информационными объектами.
Как передаётся информация?
Информация передаётся в виде данных (сообщений) от некоторого источника информации к её приёмнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приёмнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением.
Что можно делать с информацией?
Информацию можно:
|
|
|
Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами.
Какими свойствами обладает информация?
Свойства информации:
|
|
Что такое обработка информации?
Обработка информации – получение одних информационных объектов из других информационных объектов путем выполнения некоторых алгоритмов. Обработка является одной из основных операций, выполняемых над информацией, и главным средством увеличения объёма и разнообразия информации.
Средства обработки информации —это всевозможные устройства и системы, созданные человечеством, и в первую очередь, компьютер — универсальная машина для обработки информации.
Информационные ресурсы – это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство. Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др. Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов — трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют.
Информационная технология — это совокупность методов и устройств, используемых людьми для накопления, обработки, хранения и передачи информации.
Что понимают под информатизацией общества?
Информатизация общества — организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Цель информатизации — улучшение качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда.
Информационная деятельность человека.
В современном мире роль информатики, средств обработки, передачи, накопления информации неизмеримо возросла. Средства информатики и вычислительной техники сейчас во многом определяют научно-технический потенциал страны, уровень развития ее народного хозяйства, образ жизни и деятельности человека.
Получение и преобразование информации является необходимым условием жизнедеятельности любого организма. Даже простейшие одноклеточные организмы постоянно воспринимают и используют информацию, например, о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования.
Новой эрой в развитии обмена информацией стало изобретение книгопечатания. Появилась необходимость создания специальных хранилищ этих документов — библиотек, архивов. Информацию, содержащуюся в книгах и других документах, необходимо было не просто хранить, а упорядочивать, систематизировать. Так возникли библиотечные классификаторы, предметные и алфавитные каталоги и другие средства систематизации книг и документов, появились профессии библиотекаря, архивариуса.
Сегодня компьютер находится на рабочем столе специалиста любой профессии. Он позволяет связаться по специальной компьютерной почте с любой точкой земного шара, подсоединиться к фондам крупных библиотек, не выходя из дома, использовать мощные информационные системы — энциклопедии, изучать новые науки и приобретать различные навыки с помощью обучающих программ и тренажеров.
Информатика как наука
Информатика- научное направление, занимающееся изучением законов, методов и способов накапливания, обработки и передачи информации с помощью ЭВМ и других технических средств, группа дисциплин, занимающихся различными аспектами применения и разработки ЭВМ: прикладная математика, программирование, программное обеспечение, искусственный интеллект, архитектура ЭВМ, вычислительные сети.
Основные направления информатики следующие:
Теоретическая информатика
Кибернетика
Программирование
Искусственный интеллект
Информационные системы
Вычислительная техника
Защита информации — сфера деятельности, направленная на обобщение приемов, разработку методов и средств защиты данных.
Исторически слово информатика происходит от французского слова Informatique, образованного в результате объединения терминов Information (информация) и Automatique (автоматика). Несмотря на широкое использование термина информатика в ряде стран Восточной Европы, в большинстве стран Западной Европы и США используется другой термин - Computer Science (наука о средствах вычислительной техники).
В качестве источников информатики принято называть две науки: документалистику и кибернетику.
Наиболее близка к информатике техническая наука кибернетика (kyberneticos) — искусный в управлении, основы которой были заложены в 1948 г. американским математиком Норбертом Винером.
Становление и развитие информатики теснейшим образом связано с развитием средств вычислительной техники. Работы и достижения ученых и специалистов, внесших существенный вклад в их разработку, могут служить вехами в развитии информатики:
· Блез Паскаль
· Готфрид Вильгельм Лейбниц
· Чарльз Бэббидж
· Андре Мари Ампер
· Норберт Винер и др.
Информатика является комплексной научно-технической дисциплиной, призванной создавать новые устройства и технологии, предоставлять методы и средства исследования другим областям, даже таким, где считается невозможным применение количественных методов из-за неформализуемости процессов и явлений.
Информатика какфундаментальная науказанимается разработкой методологии создания информационного обеспечения процессов управления любыми объектами на базе компьютерных информационных систем.
Информатика как прикладная дисциплина занимается изучением закономерностей в информационных процессах (накопление, переработка, распространение), созданием информационных моделей коммуникаций в различных областях человеческой деятельности и т.д.
Информатика как отрасль промышленности занимается производством компьютерной техники, разработкой программных продуктов, информационных систем и баз данных, созданием средств сбора, накопления, обработки и передачи информации.
Информатика как сфера услуг. В современном обществе информация все чаще выступает как предмет конечного потребления, как высоко востребованный товар.
В последнее время появился ряд научных направлений, исследующих влияние самой информатики на окружающий мир. Это, в частности:
· социальная информатика;
· интернетика;
· педагогическая информатика.
Медицинская информатика - это научная дисциплина, представляющая собой систему знаний об информационных процессах в медицине, здравоохранении и смежных дисциплинах, обосновывающая и определяющая способы и средства рациональной организации и использования информационных ресурсов в целях охраны здоровья населения. (В.Г.Кудрина, 1999).