Бесконечное выполнение
Оператор WHILE может войти в бесконечное выполнение если он написан неправильно. Например, если будет пропущен оператор READ в программе Copy.
WHILE Ch <> ‘#’
DO
BEGIN
WRITE(Ch)
END
Таким образом, условие в предложении WHILE должно контролировать выполнение и гарантировать завершение цикла.
1.5.3. Программы MaxOfAll и CopyOdds
Программа MaxOfAll определяет максимальный символ в INPUT предшествующий #. Предложение IF выводит в OUTPUT различные сообщения в зависимости от того, обнаружены ли там какие-либо данные. Значение переменной Max – найденный на текущий момент максимум. Концепция сохранения результата проверок в той переменной, которой выполняется сравнение, часто используется в программах. Когда выполнение оператора WHILE завершится, в переменной Max будет находиться максимальное из прочитанных значений.
PROGRAM MaxOfAll (INPUT, OUTPUT);
{Считывает символы, предшествующие #
из INPUT, наибольший выводится в OUTPUT}
VAR
Ch, Max: CHAR;
BEGIN
READ(Ch);
IF Ch = ‘#’
THEN
WRITELN(‘NO DATA’);
ELSE
BEGIN
WRITE(‘INPUT DATA IS ’);
Max := Ch;
WHILE Ch <> ‘#’
DO
BEGIN
WRITE(Ch);
IF Ch > Max
THEN
Max := Ch;
READ(Ch)
END;
WRITELN;
WRITELN(‘MAX OF ALL IS ’, Max);
END
END.
INPUT : AZURE#
OUTPUT : INPUT DATA IZ AZURE
: MAX OF ALL IS Z
INPUT : A#
OUTPUT : INPUT DATA IZ A
: MAX OF ALL IS A
INPUT : #AZURE
OUTPUT : NO DATA
Программа CopyOdds копирует символы из INPUT в OUTPUT через один. Программа использует переменную Next для того, чтобы отслеживать четность/нечетность очередного прочитанного символа.
Поскольку эта программа сложнее предыдущих, комментарии в ней встречаются чаще.
PROGRAM CopyOdds (INPUT, OUTPUT);
{Копирует через один символы, предшествующие #
из INPUT в OUTPUT}
VAR
Ch, Next: CHAR;
{Next – преключатель между нечетными (Odd-‘O’)
и четными (Even-‘E’)}
BEGIN
Next := ‘O’
READ(Ch);
WHILE Ch <> ‘#’
DO
BEGIN
IF Next = ‘O’
THEN {Копирование нечетных символов}
WRITE(Ch);
READ(Ch);
{Переключение Next}
IF Next = ‘O’
THEN
Next := ‘E’ {Even}
ELSE
Next := ‘O’
END;
WRITELN
END.
INPUT : AZURE#
OUTPUT : AUE
INPUT : A#BC
OUTPUT : A
INPUT : 123456789#
OUTPUT : 13579
INPUT : SEE CAR EAT#
OUTPUT : SECRET
Рассмотрим второй оператор IF внутри оператора WHILE
IF Next = ‘O’
THEN
Next := ‘E’ {Even}
ELSE
Next := ‘O’
Next может принимать только значения ‘O’ или ‘E’. Если текущее значение ‘O’ значением становится ‘E’, если текущее значение ‘E’ значением становится ‘O’. Таким образом, данный оператор IF заставляет работать переменную Next как переключатель ‘O’/’E’ (“flip-flop”).