Объект Цель исследования Основные Элементы

Подсистемы системы

Литературное Подготовить рукопись к типо-

произведение графской печати_______________ __________

Изучить возможность написания
сценария по мотивам произведе-
________________ ния для будущего фильма

Парк Оценить влияние на экологию

прилегающей территории

Исследовать возможность прове­дения соревнований по спортив­ному ориентировнию

Виртуальный Приобрести необходимый вам

(электронный) товар

магазин Создать сайт — виртуальный ма-

газин

Задание 3

Определите структуры фраз; постройте модели структур:

а) «Где дело само за себя говорит, к чему слова»;

б) «Истинный друг познается в беде»;

в) «Нет такой плохой книги, которая была бы совершенно беспо­
лезна» (Плиний старший);

г) «Нет такого пустого писателя, который не нашел бы подобного
себе читателя»;

д) «Завтра, завтра, всегда завтра — так проходит жизнь».

Задание 4

Определите для каждой из следующих систем, какое интегра-тивное свойство им присуще, то есть каким свойством (или фун­кцией) обладает система в целом, хотя ни один из элементов сис­темы им не обладает:

а) автомобиль как совокупность отдельных узлов, деталей, горю­
чего и пр.;

б) бассейн реки (например, Волги) как совокупность рек, впада­
ющих в них ручьев и пр.;

в) программное средство (например, графический редактор) как
совокупность файлов — программных модулей;

г) поселок как совокупность жителей, строений, особенностей
ланшафта и пр.

Задание 5

Известному польскому писателю-фантасту А. Азимову принад­лежит следующий замечательный пример композиции системы: «Тот кто надел на глаза шоры, должен помнить, что в комплект входят узда и кнут».

Приведите примеры из литературных произведений, когда ка­кой-либо объект рассматривается с точки зрения системного подхода.

Объект Цель исследования Основные Элементы - student2.ru

Первые представления о системе возникли в античной фи­лософии и науке. У Платона и Аристотеля это проявилось в представлениях об упорядоченности и цельности бытия. Вплоть до середины XIX века понятие системы передавало смысл целого, единого. В XX веке произошло наполнение по­нятия системы новым содержанием. Были введены понятия биосферы (В. И. Вернадский), ноосферы (Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден), самоорганизующихся систем (У. Эшби). Появля­ется кибернетика (Н. Винер) как наука об управлении и свя­зи в живом организме и машине. В физике, химии, биологии

изучаются сложные динамические системы. В физиологии и психологии возникает теория функциональных систем (И. М. Сеченов, П. К. Анохин). В лингвистике рассмотрение языка как системы приводит к появлению семиотики как на­уки о знаковых системах (Ф. де Соссюр). В конце 40-х годов зарождается общая теория систем (Л. Берталанфи, М. Меса-рович, В. М. Глушков), которая становится основой для раз­вития системотехники, структурного анализа и пр.

Приведем некоторые положения общей теории систем.

Системы как некие целостные, относительно самостояте­льные объекты могут существовать только в том случае, когда сила существенных (системообразующих) связей меж­ду элементами системы больше, чем сила связей этих же элементов с окружающей средой. Только в этом случае сис­тема может восприниматься и исследоваться как отдельный объект.

В общем случае каждый элемент системы обладает систе­мообразующими свойствами, свойствами, нейтральными по отношению к системе, а также системоразрушающими свой­ствами. Последние свойства при вхождении элемента в сис­тему обычно подавляются, но чаще всего не полностью. Именно они, наряду с воздействием внешних факторов, час­то становятся причиной разрушения системы.

Основным системостабилизирующим фактором является согласованность внутреннего устройства системы и среды. Это означает, в частности, включение системы как части в состав более общей системы. Среда не сводится просто к набору случайных воздействий. Она рассматривается так­же как система, в которой действуют определенные законо­мерности.

Рассогласование взаимодействия системы и среды вы­ступает как системоразрушающий фактор, если оно выхо­дит за границы устойчивости системы. При этом разрыва­ются внутренние связи системы и она распадается на отдельный части. Если рассогласование не выходит за гра­ницы устойчивости системы, то происходит перестройка системы с целью достижения взаимосогласованности со средой.

Объект Цель исследования Основные Элементы - student2.ru

Большой интерес в современных научных исследованиях вызывают так называемые самоорганизующиеся (самонас­таивающиеся) системы, которые способны переходить пу­тем последовательного изменения своих свойств к некото­рым устойчивым состояниям, несмотря на воздействия внешней среды (а иногда и благодаря им).

Наглядно процесс самоорганизации можно продемонстри­ровать с помощью так называемых клеточных автоматов, наи­более известный пример которых можно увидеть в игре «Жизнь», описанной в главе «Компьютерное моделирование».

Может ли система, находящаяся в хаотическом состоя­нии, самоупорядочиться?

На первый взгляд кажется невероятным, чтобы так про­сто, из случайной смеси каких либо элементов вдруг, сами собой, без вмешательства внешней организующей силы воз­никли сложные высокоупорядоченные структуры. По этому поводу один из персонажей трактата Цицерона «О природе богов» стоик Бальб восклицает: «Не понимаю, почему чело­веку ... не поверить ..., что если изготовить из золота или какого-либо другого материала в огромном количестве два­дцать одну букву, а затем бросить эти буквы на землю, то из них сразу получатся «Анналы» Эннея, так что их сразу можно будет и прочитать».

Для золотых букв, которые имел в виду Бальб, это дейст­вительно справедливо. Однако в предоставленной самой себе совокупности элементов, которое небезразличны друг к дру­гу, постепенно самопроизвольно возникают взаимосвязи, все более оптимальные с точки зрения действующих в них объективных причин межэлементного взаимодействия. Иными словами, совокупность элементов склонна к само­упорядочиванию, к самоорганизации.

«Перво-наперво возник хаос...» — это положение является древнейшим космологическим постулатом, который в равной степени присущ как мифологии, так и самым современным научным концепциям. Из газопылевых туманностей образу­ются планетные системы. Бесформенные протоплазменные сгустки дают начало высокоупорядоченным организмам. Миру присуще движение от изначальной бесформенности к

обретению формы, от хаоса к порядку. Здесь, правда возни­кает вопрос — в течение какого времени это может произой­ти? Если, например, время возникновения упорядоченной Вселенной из хаоса больше ее возраста, то в этом можно уви­деть скорее отрицание, чем подтверждение идеи самооргани­зации. Идея самоорганизации, составляющая основу новой научной дисциплины синергетики, чрезвычайно популярна. Данная идея во многом позволяет сохранить традиционную естественно-научную картину мира.

Проблема возникновения порядка из хаоса, дилемма при­нудительной организации посредством внешнего организую­щего начала, с одной стороны, и естественной самоорганиза­ции, с другой, тесно связана с вопросами самодостаточности материального мира.

«Неужели же какому-нибудь здравомыслящему человеку может показаться, что все это расположение звезд, эту чу­десную красоту неба могли произвести туда и сюда мечущи­еся по воле слепого случая тельца? Или же какая-то другая природа, лишенная ума и разума, смогла это произвести? Да ведь даже для того, чтобы это понять, какого это, требуется величайший ум, и тем более — для того чтобы создать», — говорил уже упомянутый Бальб.

Ответ на этот вопрос кроется в нашем мировоззрении.

Наши рекомендации