Структура программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент
Лекция 6. ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК
7.1. Программа учебной практики
7.2. Программа производственной практики
7.3.Содержание программы практик
ВЫПИСКА из ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Уровень высшего образования БАКАЛАВРИАТ
Направление подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ
Квалификации: Академический бакалавр
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ
ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ
6.1. Структура программы бакалавриата включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее – профиль программы).
6.2. Программа бакалавриата состоит из следующих блоков:
Блок 1 «Дисциплины (модули)»,который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
Блок 2 «Практики»,который в полном объеме относится к базовой части программы.
Блок 3«Государственная итоговая аттестация»,который в полном объеме относится к базовой части программы.
6.3.Дисциплины (модули) и практики, относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся независимо от профиля программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей) и практик, относящихся к базовой части программы бакалавриата, образовательная организация определяет самостоятельно в объеме, установленном данным ФГОС ВО, с учетомсоответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).
6.4. В рамках базовой части Блока 1 программы бакалавриата должны быть реализованы следующие дисциплины (модули): «Философия», «История», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности». Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются образовательной организацией самостоятельно.
Структура программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент
Таблица
Структура программы бакалавриата | Объем программы бакалавриата в зачетных единицах | ||
Программа бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» | Программа бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» | ||
Блок 1 | Дисциплины (модули) | 219-222 | 171-177 |
Базовая часть | 81-87 | ||
Вариативная часть | | | |
Блок 2 | Практики | 9-15 | 54-63 |
Блок 3 | Государственная итоговая аттестация | 6-9 | 6-9 |
Объем программы бакалавриата |
В рамках базовой части Блока 1 программы бакалавриата должны быть реализованы дисциплины (модули) «Физическая культура» в объеме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы) в очной форме обучения в форме лекций, семинарских, методических занятий, а также занятий по приему нормативов физической подготовленности и «Прикладная физическая культура» в объеме не менее 328 академических часов в очной форме обучения в форме практических занятий для обеспечения физической подготовленности обучающихся, в том числе профессионально-прикладного характера, и уровня физической подготовленности для выполнения ими нормативов физической подготовленности.
Дисциплины «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура» реализуются в порядке, установленном образовательной организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура» с учетом состояния их здоровья.
6.5. Дисциплины (модули) и практики, относящиеся к вариативной части программы бакалавриата, образовательная организация определяет самостоятельно, в том числе для формирования профиля программы, в объеме, установленном данным ФГОС ВО. После выбора обучающимся профиля программы, набор соответствующих выбранному профилю дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся.
6.6.В Блок 2 «Практики» входят производственная и иные устанавливаемые учебным заведением практики (в том числе преддипломная).
Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.
Программа бакалавриата включает следующие типы учебной практики:
исполнительская практика;
практика по получению первичных профессиональных умений и опыта первичной профессиональной деятельности и др.
Способы проведения учебной практики:
стационарная.
Программа бакалавриата включает следующие типы производственной практики:
работа на должностях служащих в сторонних организациях, стажировка в сторонних организациях, участие в выполнении научно-исследовательских и прикладных работ на кафедрах и в лабораториях образовательной организации, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Способы проведения производственной практики: стационарная, выездная и др.
При проектировании программ бакалавриата образовательная организация выбирает типы проведения практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована образовательная программа. Образовательная организация имеет право установить иные формы проведения практик дополнительно к установленным в настоящем ФГОС ВО.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся и состоянием здоровья.
6.7.В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы (ВКР), включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка и сдача государственного экзамена, если образовательная организация включила государственный экзамен в состав аттестационных испытаний.
6.8. Проведение учебных занятий, практик, консультаций, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и государственной итоговой аттестации обучающихся в случае реализации программ бакалавриата допускается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
6.9.При проектировании и реализации программ бакалавриата образовательная организация должна обеспечить обучающимся возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специализированных адаптационных дисциплин (модулей) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30% от объема вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)».
6.10. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 «Дисциплины (модули)» должно составлять не более 60 % от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого блока для программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», и не более 50 % от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого блока для программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр».
6.11. Образовательная организация обеспечивает участие в реализации программ бакалавриата с присвоением выпускникам квалификации «прикладной бакалавр» в части дисциплин (модулей), обеспечивающих подготовку обучающихся к получению квалификационных разрядов по одной или нескольким профессиям рабочих (должностям служащих), мастеров производственного обучения и (или) работников иных организаций, осуществляющих профессиональную деятельность по профилям соответствующих программ.
6.12.Порядок проектирования и реализации программ бакалавриата определяются образовательной организацией на основе:
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры;
- Порядка проведения государственной итоговой аттестации по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры;
- Положения о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования.
· С каждым годом растет количество предприятий в самых разных отраслях экономики. В связи с этим резко возрастает потребность в транспортировке и хранении разного рода товарно-материальных ценностей. Организацией этих процессов занимается менеджер логист, специалисты такого профиля весьма востребованы во многих компаниях.
· Само понятие «логистика» характеризует деятельность по контролю и управлению ресурсным и информационными потоками при производстве и реализации материальных ценностей. Основными задачами логистических процессов является обеспечение транспортировки и хранения ресурсов. В связи с этим различаются и обязанности логиста.
· Это обязанности менеджера логиста в сфере складского хранения:
- организовать деятельность складских комплексов и терминалов
- определить порядок размещения и хранения ТМЦ
- формировать схему обработки ТМЦ.
· Кроме того, на нем лежат обязанности по подбору складского оборудования и эффективного использования складских площадей.
· А вот обязанности транспортного логиста немного другие:
- планирует маршруты
- порядок перевозки грузов
- подготавливает все необходимые документы для транспортировки
- осуществляет контроль за процессами перевозок.
· Однако, не зависимо от того, в каком направлении специализируется тот или иной специалист, существуют и общие должностные обязанности логиста:
1. Бюджетирование логистических процессов, а также их прогнозирование.
2. Определение необходимых направлений закупок и подбор поставщиков.
3. Обеспечение хранения: подбор складских площадей и необходимого для складирования оборудования.
4. Организация процесса транспортировки: определение оптимальных схем перевозки, выбор грузоперевозчика.
5. Формирование процессов распределения: выработка направлений распределения, определение их эффективности и порядка осуществления отгрузок.
6. Страхование ТМЦ.
7. Подготовка документации для таможенного оформления.
8. Ведение документации по организации процессов складирования и транспортировки.
· В большинстве предприятий все эти обязанности логиста лежат на одном специалисте, но если предприятие крупное? Например, оно занимается поиском и доставкой запчастей и имеет большой оборот по ТМЦ, создаются целые отделы логистики.
· Российская практика позволяет выделить основные требования, предъявляемые к кандидату на должность логиста:
- Прежде всего, образование. Тут возможно два варианта. Либо это профильное образование по специальности «логистика», которая сейчас широко представлена во многих высших образовательных учреждениях, впрочем, принимаются и молодые специалисты в сфере экономики или таможенного дела. Либо это второе высшее или дополнительное образование по направлению «логистика». Кстати, в последнее время весьма востребованы специалисты с дипломами о повышении квалификации в сфере логистики или различными международными сертификатами.
- Во-вторых, хороший логист должен иметь отличные навыки общения т.к. эта работа предполагает установление контакта со множеством людей, а также желательно свободное владение иностранным языком, особенно если компания занимается внешнеэкономической деятельностью.
- В-третьих, отменные аналитические и организаторские способности. Без этих качеств работа в сфере логистики просто невозможна.
- В-четвертых, стойкая переносимость стрессов т.к. логист всегда находится под жутким давлением руководства, поставщиков, перевозчиков.
- В-пятых, ответственность. На логисте лежит обязанность обеспечить непрерывное обеспечение деятельности предприятия, поэтому он должен не только не пугаться всего груза ответственности, но и осознавать его в полной мере.
· Для большинства менеджеров логистов профессиональная деятельность начинается с должностей ассистентов в подразделениях логистики. В этот период в обязанности логиста входит в основном подготовка документации и обработка разного рода информации по логистическим процессам. Но именно в этот период, молодой специалист определяет, что значит понятие «логистика» конкретно для него, и избирает свою специализацию. Именно с выбором направления развивается карьера логиста, который при успешной работе за несколько лет может «дорасти» до должности начальника отдела, причем не только логистики, но и, например, закупок или сбыта.
· В настоящий момент в России спрос на специалистов в сфере логистики как никогда высок, количество вакансий значительно превышает количество соискателей. В логистах нуждаются производственные и торговые компании, предприятия транспорта и складского хранения. Наиболее востребован менеджер логист с узкой специализацией, в сфере транспортной или складской логистики, закупок и сбыта, а также таможенного оформления. Все это делает логистику весьма перспективной сферой деятельности для целеустремленных и активных молодых людей