Внешний вид печатного издания. Предпечатная подготовка издания
В принципе, все перемены, все элементы и приемы макетирования служат главной цели: читатель при чтении газеты не может, не должен испытывать дискомфорта. Повседневная практика убедительно подтверждает, что как бы ни менялась технология производства газеты, при верстке постоянно сталкиваются две основные тенденции: втиснуть на предельно малую площадь как можно больше текста и при этом обильно его украсить.
Между тем, гигиенические нормы набора, о которых, почему-то, мы всегда стыдливо умалчиваем, диктуют и минимальную длину строки — 45-50 мм, и минимальный кегль — 9-10 для компьютерного набора, и минимальный межколонный пробел — 2 мм. Таким образом, для изданий формата А3 оптимальна пятиколонная разверстка материалов, газеты формата А4 чаще всего выходят с тремя колонками.
Форматы периодических изданий. Немыслимое ранее количество газет среднего и малого формата возникло в стране за последние годы. Бесспорно, для чтения — удобный формат. Но вот для композиционно-графического моделирования...
Для того, чтобы полоса выглядела гармонично, нужно правильно подобрать пропорцию их размеров. Благодаря особенностям глаз и мозга, очень благоприятно воспринимаются глазами предметы и изображения, размеры которых составляют пропорцию «золотого сечения». Существует числовой ряд Фибоначчи, в котором каждое число — сумма двух предыдущих чисел: 2, 3, 5, 8, 13, 21 и т. д. Отношение двух соседних чисел (5/8, 8/13 и т. д.) будет близким к пропорции золотого сечения — 1,618. То есть, для того, чтобы фигура была благоприятна для глаз, отношение ее ширины и высоты должно быть 5/8, 8/13 и т. д. по ряду Фибоначчи (например, ширина — 5 мм, высота — 8 мм, или наоборот). А дальше крути эту фигуру, как хочешь, она все равно будет приятно выглядеть. Человеческое лицо, кстати, имеет пропорцию «золотого сечения». Рекомендуется выполнять в этой пропорции «кирпичики» модульной сетки, изображения на полосе и саму полосу.
Чем мельче становится газетный лист, тем сложнее выпуск издания, поскольку возникают проблемы деления материалов по полосам, переходов с одной полосы на другую. А чтобы сохранить возможность создания модульной сетки с «золотым сечением», с уменьшением формата полосы необходимо уменьшать и объем материалов, размещаемых на этой полосе. Кроме того, подсчитано, что дополнительные средники забирают около 6% газетной полосы. Газета, приблизившаяся по формату к типично журнальному виду, утрачивает свое главное преимущество: давать на одном листе панораму новостей, ярко, броско сообщать о главном, увлекать читателя особой подачей материалов.
О типах издания. Это еще один из форматообразующих факторов. Большой формат (420x594 мм) всегда ассоциируется со строгой политической и деловой тематикой, и газеты этого типа ориентируются на серьезного читателя, интересующегося, прежде всего, аналитикой. Средний формат (297x420 мм) был и остается молодежно-информационным. В нашей стране он получил еще одно название — таблоид, хотя для настоящего таблоида характерен несколько иной формат (300x370 мм). На западе этому типу издания соответствует бульварный, желтый характер материалов. Это связано с тем, что размер полос, тематическое дробление, пропорции материалов невольно заставляют редакции идти проторенными путями, и требуется немалое мужество, талант, чтобы формат не взял власть над содержанием. Малый формат (210x297 мм) характерен для рекреативных изданий, направленных, прежде всего, на реализацию потребности в отдыхе. Такой формат удобен, скажем, при чтении в транспорте, а транспорт, в свою очередь, не располагает к восприятию серьезных, вдумчивых материалов. Чаще всего таким форматом выходят газеты, рассчитанные на читателя с недостаточно высоким интеллектуальным уровнем.
Понятно, что в подавляющем большинстве случаев районные издания выбирают свой формат исходя из технологии выпуска. К малому формату ведут или малоформатные ротапринты, или имеющийся в распоряжении редакции принтер соответствующего формата. Но малая полиграфия тем и опасна сегодня, что либо принуждает изменить содержание, либо откидывает издание в разряд устаревших, не учитывающих единства содержания и формы.
Колонки. Гигиенические нормы набора, о которых, почему-то часто умалчивается, диктуют минимальную длину строки — 45-50 мм, и минимальный кегль — 9-10 для компьютерного набора, и минимальный межколонный пробел — 2 мм. Таким образом, для изданий формата А3 оптимальна пятиколонная разверстка материалов, газеты формата А4 чаще всего выходят с тремя колонками.
Характер издания. Региональные (районные) газеты в большинстве своем издаются в черно-белом или двуцветном варианте формата А3 объемом от 4-х до 16-ти полос с периодичностью выхода 1, 2 или 3 раза в неделю.
Для этого варианта газет (имеются в виду издания общественно-политические, т. н. серьезные) характерны следующие черты:
1. Спокойная подача материала.
2. Строгость, если не скупость, изобразительного ряда.
3. Небольшое количество материалов (блоков) на полосе — от 2-х до 5-ти.
4. Неброское по форме и содержанию заглавие.
5. Традиционный (и почти не меняющийся) набор рубрик.
6. Простая вертикальная верстка.
Эти черты являются устоявшимися правилами игры, и радикально менять их не представляется целесообразным по многим причинам, главные из которых — общественно-политическая среда, в которой действуют региональные издания, а также консерватизм восприятия как специфическая черта провинциальной аудитории.
А что касается «провинциальной консервативности», то англичане подсчитали, что флагман мировой периодики — лондонская «Таймс» — изменяется по содержательному и формальному признакам подачи материала на 60% примерно за 20 лет. То есть в среднем по 3% в год. В противном случае газета рискует потерять аудиторию.
Но именно консервативная «Тайме» в начале 30-х годов XXвека ввела в газетный обиход такие революционные методы издания, как тематическое и графическое моделирование, модульную сетку верстки, а также знаменитый шрифт «Тайме» как основу собственной шрифтовой политики.
Предлагаемые наблюдения рассчитаны именно на эту группу изданий; ведь при создании, скажем, полноцветного многостраничного журнала или массовой газеты для молодежной аудитории могут вступить в силу другие законы. Им присущи:
1. Подача материала с юмором, иронией, с налетом сенсационности.
2. Богатство изобразительного ряда. Иногда центральное место на полосе может занимать иллюстрация, а не текст.
3. Сочетание полос с одним материалом, богато иллюстрированным, с полосами, пестрящими мелкими информациями вперемежку с иллюстрациями.
4. Броские по форме, притягивающие заглавия.
5. Определенный набор рубрик, в меру меняющийся.
7. Предельно сложная объемная верстка.
Моделирование
Главенствующую роль в серьезном типе изданий играет содержание. Необходимость «отвлечься» на содержательную составляющую вполне объективна: форма, как известно, — способ существования содержания, и без рассмотрения предварительной подготовки (систематизации) содержательной части просто нельзя приступать к работе над формой издания — к верстке и оформлению.
Для этой цели и существует такой методологический продукт, как тематическая модель издания.
Тематическая модель — это система подачи содержательной части периодического издания, которая определяет его количественную (объем и число материалов), пространственную (размещение материалов в целом по номеру и по конкретным полосам), качественную (жанровую) и временную (периодичность) составляющие текстового и иллюстративного массивов.
Основой тематической модели является рубрикатор (полный список используемых рубрик и система их подачи).
Поскольку модель подразумевает относительное постоянство расположения рубрик, то представляется целесообразным раз и навсегда закрепить за определенными полосами определенные рубрики.
Не обязательно те или иные рубрики присутствуют в каждом номере. Но периодичность их подачи должна строго соблюдаться.
Словом, тематическая модель является своего рода расписанием работы редакции; на первый взгляд сугубо формальным документом. На самом деле она является продуктом творческим, и творческое начало как раз должно присутствовать в процессе ее создания.
Графическая модель — воплощение тематической модели издания графическими, шрифтовыми и изобразительными средствами. Основой графического моделирования является:
а) конструкция номера в целом и всех его полос по отдельности;
б) шрифтовая политика;
в) подача видеоряда;
г) использование изобразительных средств второго плана (как-то — подложек, рамок, линеек и др.).
Конструкция номера — дело сугубо индивидуальное для каждого издания. Базируется она на выборе определенной системы верстки: вертикальной и горизонтальной, плоской и объемной. Вариантов конструкции номера может быть бесконечное множество, но необходимо иметь в виду, что выбрав ту или иную конструкцию, следует придерживаться ее постоянно. В противном случае возникает впечатление хаотичности и эклектики, что в читательском восприятии в любом случае оставит отпечаток неаккуратности, если не просто безвкусицы. Важным является и постоянство в выборе определенного числа колонок. По некоторым исследованиям, оптимальной шириной колонки основного текста является около 5 сантиметров. Максимальная же ширина колонки рекомендуется не более 10–11 см. (Правда, могут существовать варианты отхода от базового количества колонок — при верстке, например, тематических полос. Отход от традиционного количества колонок является дополнительным выделительным средством верстки, когда редакция хочет обратить внимание аудитории именно на эту полосу. Следует помнить, что такой прием является довольно сильным средством, поэтому использовать его нужно крайне осторожно. По некоторым наблюдениям, общая площадь подобных материалов не должна превышать 1/4 от общей площади номера, применять этот прием оптимально в масштабах целой полосы).
Некоторые наблюдения по общей конструкции номера:
– принципы верстки должны быть традиционными в рамках одного издания (если редакция практикует простую вертикальную верстку — она должна продолжаться из номера в номер как минимум в течение года). Кардинальные изменения, если в таковых все же назрела необходимость, предлагается вводить с начала полугодия (что связано с подпиской), а лучше — с начала года;
– общий объем рабочего текста не должен превышать 2/3 общей площади запечатанного поля, в противном случае есть риск оставить полосу «слепой»;
– при отработке того или иного экстравагантного приема верстки у читателя должно остаться восприятие этакой нарочитости его применения; он должен понять, что оформитель руководствовался собственными задумками, а не верстка вынудила его применить, скажем, «сапог», мощный трекинг или крупный кегль;
– специализированные или рекламные полосы лучше делать в корне отличными от традиционных — то есть вводить новые базовые элементы верстки. Как-то: другое количество колонок (или вообще новую модульную сетку); «свои» шрифты —как рабочие, так и заголовочные; изменить соотношение Заголовок — Подзаголовок — Врубка; новую форму подачи иллюстративного ряда; смелее использовать «воздух»; попробовать новые подложки и т. д. В какой мере и в каких сочетаниях применять новшества — это уже дело вкуса секретариата; здесь важно не «переборщить», но не менее важно и не упустить шанса опробовать новый комплекс приемов, который впоследствии может стать основой для нового лица издания.
Некоторые наблюдения по конструкции применительно к черно-белому формату А3:
– наиболее практичным и гарантирующим недопущение серьезных ошибок при верстке является принцип асимметрии; он может быть достигнут, например, довольно простым способом — отсечением целой колонки справа или слева на полосе. Такой прием можно использовать в качестве некоего рефрена, проходящего сквозь весь номер; особенно эффектен он в многостраничном издании (12–24 полосы);
– рефрен — повторяющийся заметный элемент верстки — весьма желателен для стягивания всей конструкции номера. Он служит организующим началом, а также может выполнять функции некоего фирменного знака издания, что обеспечит данному изданию узнаваемость и своеобразие. Это может быть не только «отбитая» колонка, но и колонтитул, материал на подложке, система рисованных заставочных рубрик, особая рамка и т. д.;
– дубликат — принцип «поддержки» какого-либо локального новшества или простого нестандарта. Вы применили на развороте новую заголовочную гарнитуру, и если это начало внедрения нового шрифта в практику ваших заголовков, то нелишне где-нибудь на этом же развороте или вообще в номере хотя бы еще один раз применить этот же шрифт. То же самое касается и неожиданной подачи фотографий, новой формы врубок, оформления графиков и проч.;
– разворот следует рассматривать как единую конструкцию, даже если соседствующие полосы не связаны тематически. Для этого верстальщику нелишне иметь «под руками» обе полосы, тем более, что практически все современные графические редакторы (PageMacker, QuarkXPress) имеют такую опцию, как верстка разворотами; исключение в этом правиле могут — и даже должны — составлять рекламные полосы и отдельные рекламные материалы;
– шрифтовая политика на одном развороте (особенно взаимоотношения Рубрика — Заголовок — Подзаголовок — Врубка — Выделительный шрифт) должна быть если не абсолютно, то по крайней мере идентична процентов на 90;
– желательно не увлекаться сугубо полосными материалами, а «разбавлять» крупные текстовые куски подверсткой хотя бы одного небольшого материала; оптимальная пропорция крупного и мелких материалов по объему — соответственно 3:2 или 2:3 (эта пропорция касается и взаимоотношения иллюстративного с текстовыми массивами);
– на каждом развороте желательно присутствие хотя бы одного «фирменного блюда» — материала, выделенного как содержанием, так и оформлением (см. выше).
Дизайн газеты
Логотип газеты и первая полоса. Специфика первой полосы заключается в том, что на ней изначально остается меньше пространства: логотип съедает значительную часть полосы. И это понятно: заглавие газеты, включающее в себя собственно название газеты, призыв или адресную посылку, календарные сведения, порядковый и валовый номер, год издания и иногда информацию о цене, учредителе и периодичности, как рекламная вывеска некой товарной единицы, стремится быть ярким, броским, привлекательным. Поэтому его оформители прибегают к необычным или даже экзотическим шрифтам, в изобилии имеющимся в современных компьютерных программах.
Практически все логотипы газет, созданные во времена настоящего дизайнерского бума начала 1990-х годов, порожденного массовым переходом на компьютерную верстку, были сделаны зачастую одними и теми же людьми, и, в конечном итоге, похожи друг на друга если не шрифтом, то пестротой и, зачастую, безвкусицей их создателей. Между тем, как уже отмечалось, оформление первой полосы накрепко связано с обеими сферами журналистского труда: творческой и технической. Дизайн первой полосы становится критерием важнейших составляющих всякого печатного средства массовой информации — информативности, актуальности, доступности, эмоциональности, внешней привлекательности, узнаваемости. Все это и должно быть отражено, в первую очередь, в логотипе издания.
Характерной особенностью лучших логотипов является оригинальность и четкое соответствие формы духу слова или словосочетания, составляющего заглавие. Многие оформители включают в логотип фотографии, рисунки, графические символы — и это, в конечном итоге, придает особое достоинство и индивидуальность логотипу. Хороший логотип может создать только хороший дизайнер.
Компьютерные возможности трансформации заголовков находят своих поклонников в секретариате и при оформлении текстов. И вот уже заголовки выстраиваются то в волнистую линию, то по кругу, то уходят в перспективу, то вытягиваются по вертикали, то развертываются под углом... Как результат — однообразие подачи на полосе, трудночитаемость, дискомфорт восприятия. А зрительный шум только вредит общению газеты с читателем. Здравый смысл, в конце концов, торжествует. Заголовки становятся на свои прежние — горизонтальные — места. Причина этого — банальная экономия места, рациональность использования газетной полосы.
Вычурные, стилизованные шрифты, зачастую трансформированные непосредственно создателями заголовка, неизбежно спорят между собой на полосе, нарушая иерархию материалов и отвлекая читателя от текста. Почти общая болезнь районных изданий России в целом — наличие на одной полосе до десяти заголовочных шрифтов разного начертания. Пестрота, конечно, может служить своеобразным приемом, но только в хорошо продуманной композиционно-графической модели номера. В качестве примера можно привести таблоид «СПИД-инфо». На первой полосе этой газеты никогда не встретишь текстовых материалов: только анонсы номера и самореклама. Но это оправдано по нескольким причинам:
– характер газеты не предполагает иного оформления — здесь налицо единство содержания и формы;
– большой (32 стр.) объем газеты позволяет пожертвовать одной полосой ради привлечения читателя;
– наконец, делается это довольно смело, талантливо, неповторимо и узнаваемо.
Противоположная тенденция — оформлять все заголовки одним и тем же шрифтом, в одном и том же начертании, одной и той же насыщенности и кегля — приводит к тому, что полоса выглядит серо, однообразно, взгляд читателя не останавливается на чем-то одном, наиболее важном. В то время как первая полоса неизбежно должна уметь акцентировать внимание на главной новости номера.
Постоянство элементов. Традиционно важным компонентом оформления и акцентировки являются рубрики. Они могут появляться в виде надзаголовков или подзаголовков и даже соединяться с подписью автора, которая все чаще выносится к началу первой колонки текста, — любая их трансформация и модификация не отменяет главного предназначения рубрики: создание композиционно-содержательного единства полосы.
А постоянство элементов — чрезвычайно важный фактор внешнего вида первой полосы. Оно может строиться на некоем содержательном моменте или на формально-композиционном приеме. Компьютер вырабатывает чувство самодостаточности: на сегодняшний день, казалось бы, отпала необходимость заранее на бумаге просчитывать внешний вид. Но от импровизационной верстки до профессиональной слишком далеко. И умение правильно смоделировать композиционное или содержательное постоянство полос — лучший индикатор профессионализма. Типовой набор элементов первой полосы, выделяемых специалистами, таков: логотип; иллюстрация; текстовой блок под снимком; блок мелких информационных текстов; выносы или афишки. Вот, практически, и все, чем заполнены первые полосы наших изданий.
Но при всей узаконенности, каноничности, типовой набор элементов первой полосы оставляет за оформителем право индивидуального, авторского, оригинального решения их композиционного размещения в пространстве. Композиционные приемы и графические элементы призваны создать у читателя определенное настроение, вызвать у него спланированные эмоции. Поэтому одной из задач оформителя становится умение сделать первую полосу эмоционально насыщенной. Этому и способствуют главный материал полосы, его иллюстрация и заголовок, разверстываемый как шапка — крупно, нестандартно. Задачу удержания полосы здесь может выполнять иллюстрация, заполняющая значительную часть пространства. Она служит нервом оформления, поднимаясь по эмоциональной нагрузке к плакату-символу.
Шрифты и заголовки. Правильная шрифтовая политика определяет 3/4 успеха оформления газеты.
Различают 4 функциональные группы шрифтов:
1. Рабочий, или основной (мелкий шрифт основного набора).
2. Заголовочный, подзаголовочный и шрифт для рубрик.
3. Выделительный (врубки-врезки, вопросы к интервью).
4. Рекламная группа.
Рабочий шрифт рекомендуется применять один (и обязательно — единого кегля!) для всего текстового массива газеты.
(Правда, практика показывает, что в ряде случаев еще один рабочий шрифт просто необходим в чисто технических целях — скажем, для экономии места.
Дополнительный шрифт должен резко отличаться от основного — если основной шрифт является засечным, то дополнительный должен быть рубленым; и наоборот.
Выбор рабочего шрифта — наиболее ответственный момент в создании фирменного стиля газеты, потому что именно он является отправной точкой для всего остального дизайна. При выборе следует определиться с основными задачами редакции — если она ставит целью публикацию объемных материалов, не терпящих сокращений, тогда нужно обращаться к группам компактных рубленых шрифтов конфигурации Condenced или Compressed. Если редакция практикует небольшие материалы — разумно использование засечных шрифтов.
Рекомендуется учитывать следующие моменты:
– легче читается засечный, а не рубленый шрифт, потому что сетчатка глаза «улавливает засечки букв, как будто цепляется за ручки»;
– при плохой полиграфии использование засечного шрифта неразумно: засечки плохо пропечатываются;
– в газетах России наблюдается тенденция увеличения кегля рабочего шрифта с 8 до
9–9,5 пунктов, что удобно для людей в возрасте 40–45 лет, наиболее преданных читателей периодики.
Не менее важным моментом является не только выбор гарнитуры и кегля, но и определение постоянного межстрочного расстояния (интерлиньяжа). В результате многих опытов была замечена следующая закономерность: оптимальный интерлиньяж обычно бывает на 1 пункт больше рабочего кегля, то есть при использовании шрифта размером в 9,5 пт. нужно начинать эксперименты с интерлиньяжем в 10,5 пт. Практически вполне приемлемо использовать интерлиньяж по умолчанию. Например, в программе PageMaker при кегле шрифта 9 пт. интерлиньяж по умолчанию имеет значение 10,8 пт.
Выработав однажды дизайн вашего текста, заведите эти данные в автоматический стиль компьютера и ни в коем случае не изменяйте этим правилам. Очень часто возможности компьютера вызывают соблазн пойти при верстке по легкому пути — где-то чуть добавить разбивки, где-то поджать текст, если тот немного не умещается. Делать этого не следует. Не заметная вроде бы на первый взгляд разбивка или уплотнение в любом случае оставляют в подсознательном восприятии впечатление какой-то неряшливости, и если читатель даже сам себе не может объяснить причину такого впечатления, то это все равно не может не сказаться на общем негативном отношении к результату. Старайтесь изыскивать другие способы варьирования размеров текста — за счет «воздуха», за счет работы с заголовком, в конце концов — за счет небольших сокращений или дописывают.
Вообще, газеты, использующие компьютерную опцию привязки к базовым линиям (она есть во всех графических и верстальных программах), выглядят наиболее аккуратно. Речь идет о термине, называемом «баланс колонок». В общем случае требование к нему может выражаться в следующем виде: если верстка не объемная (о ней ниже), то какие бы шрифты не использовались на полосе, строки всех материалов должны располагаться по одной линейке. Иначе говоря, если посмотреть на страницу газеты сбоку на уровне глаз, строки всех колонок должны совпадать. Чем достигается такой баланс?
– использование рабочего шрифта (или шрифтов) одного кегля и одинакового интерлиньяжа;
– привязка всех колонок к линиям модульной сетки.
И еще одно наблюдение, связанное с «компьютерным соблазном». Сейчас начали частенько применять такую возможность, как растягивание шрифта по горизонтали или вертикали — машина позволяет делать это сравнительно легко. Иногда этот прием оправдан — например, редакцию не устраивает имеющийся в ее распоряжении комплект шрифтов, а она хочет иметь что-то нестандартное, индивидуальное. Но нелишне помнить, что создатели шрифтов неспроста остановились на определенной пропорции, тщательно нащупывая или вычисляя микронные взаимоотношения толщины, высоты и ширины шрифта. Поэтому изменять конфигурацию букв нужно крайне осторожно, будучи уверенным в правоте собственного вкуса. Во всяком случае, хотелось бы посоветовать не экспериментировать в этом отношении с засечными шрифтами — вот уж кто не терпит вмешательства!
Заголовочные шрифты подчиняются примерно тем же законам, что и рабочие, и выбирать их следует по той же методике, которая предлагалась к рабочим шрифтам.
При работе с заголовками предлагается учитывать следующие моменты (дадим их по принципу убывания в зависимости от важности):
– соотношение кегля заголовка с объемом публикации (у опытного верстальщика такая пропорциональность присутствует на интуитивном уровне). Но в последнее время параллельно традиционной «пропорциональной» практике возникают новые тенденции, связанные с широким внедрением в газеты рекламных материалов, а также с некоторыми западными законами восприятия газетной информации (многие западные издания придерживаются постулата о том, что читателю может и должно быть достаточным ознакомиться только с заголовками, и в результате он уже в общих чертах бывает введен в курс происходящего. А наиболее интересные публикации для полного прочтения предлагается читателю выбирать уже самостоятельно. Традиционная же советская верстка предполагала, что газета читается полностью). Поэтому на Западе широко используются очень крупные заголовки прагматического содержания (как правило — в форме простого предложения) даже для небольших материалов, а также практически всегда основной заголовок снабжается разъяснительными подзаголовками. Такую методологию на российский медиа-рынок внедрила и продолжает настойчиво и небезуспешно продвигать газета «Коммерсант»;
– ограничение количества заголовочных гарнитур, желательно до 2–3-х традиционных для конкретного издания;
– традиционность расположения заголовка (или постоянная центровка, или постоянная выключка — вправо или влево);
– «топить» заголовок нужно и даже желательно только в крупных материалах, и не ниже 1/3 от общей высоты блока;
– ни в коем случае не использовать рабочие и выбранные заголовочные шрифты в рекламе.
Выделительные шрифты (врезки, врубки, вопросы интервью) в наибольшей степени зависят от вкуса конкретного оформителя, и поэтому ограничимся повторением прописных истин: как правило, эти шрифты бывают полужирные или жирные (Bold, Black); как правило врубки и врезки бывают не менее 10–12 кегля; как правило, вопросы интервью повторяют кегль основного шрифта и выделяются не только толщиной, но еще и курсивным начертанием (Italic). Выделительные шрифты тоже следует применять не более одного–двух начертаний, заложенных в основные автоматические стили компьютера.
Рекламные шрифты —тема настолько объемная и отдельная, что относится уже не совсем к газетному делу; и скорее — не к полиграфическому, а к художественному дизайну. Единственное, что стоит повторить, — не используйте свои газетные шрифты в рекламных блоках и даже объявлениях. При выборе шрифтов желательно ознакомиться с авторскими аннотациями к шрифтам — они встречаются в каталогах клип-артов, на web-сайтах шрифтовых фирм-разработчиков (наиболее крупные из них Corel, ParaType). Как правило, там содержатся краткие рекомендации по использованию шрифтов. Вот этих гарнитур может быть великое, но не бесконечное множество. Даже самые крупные и пестрые западные журналы узнаваемы стилистикой своих рекламных шрифтов, хотя используют их не менее сотни на один номер.
Изобразительный ряд газеты — это, в основном, фотографии. А также рисунки, коллажи, заставки, другие графические материалы.
Определение размеров фотографий зависит от качества самих фотографий, верстки полосы в каждом конкретном случае, а также количества публикуемых фотографий. Следует помнить, что любая полоса, содержащая снимки, монтируется вокруг фотографии. Региональные газеты отличаются небольшим (А3) форматом и не очень высоким качеством полиграфии. Поэтому помещать снимки размером в одну колонку не рекомендуется, равно как и искусственно укрупнять размеры фото, если снимок неинтересен по сюжету.
Не нужно публиковать снимки только «ради пятнышка». Компьютер предоставляет другие способы избежать «слепых» полос (рисованные заставки в электронных архивах-клипартах, работу с подложками, крупными заголовками и т. д.) Не следует также увлекаться коллажами, а отдавать преимущество документальному динамичному фото.
Подложки стоит использовать только при хорошей полиграфии (или, по крайней мере, отказаться от подложек под рабочим текстом). Это сильное выделительное средство носит характер декоративности, нарочитой нарядности; поэтому применять его надо в соответствующих случаях — при оформлении специфического и не слишком серьезного материала, а лучше просто отдать подложку на откуп рекламе и развлекательным полосам. Даже при хорошей полиграфии подкладывать легкий (8–15%) сплошной фон лучше под маленькие материалы, на которые вы хотите обратить особое внимание. Сугубо субъективное наблюдение: подложка лучше смотрится под полужирными шрифтами или гарнитурами с крупным кеглем. Разумеется, и в этом случае нет правил без исключений, но экспериментировать с подложками под рабочим текстом нужно при абсолютной уверенности в оправданности такого эксперимента. И если эксперимент удался, то тогда вы обязаны внедрить этот опыт в повседневную практику.
Что касается линеек и рамок, то это дело настолько индивидуальное, что нет смысла искать какие-то базовые закономерности в их использовании. Пожалуй, есть только два общих момента, на которые стоит обратить внимание. Во-первых, избранная практика должна повторяться самым консервативным образом — если вы решили заключать в рамки каждый материал, то исключений в этом правиле не должно быть ни в коем случае. Если вы вообще отказались от рамок — то применяйте их исключительно для рекламы, и не давайте себе «послаблений», даже если очень хочется «зарамить» какое-нибудь важное письмо или деловое сообщение. Во-вторых, не рекомендуется применять даже легкие линейки между колонками основного текста, заключенного в рамку. Впрочем, это правило тоже не абсолютное; но, применяя такие линейки, рассматривайте их как выделительное, а не техническое средство; то есть работайте с ними не во всех, а только в эксклюзивных материалах.
Способы автономизации текста. Под автономизацией понимается обособление текстов отдельных материалов, чтобы они визуально не сливались с соседним (особенно крупным) материалом. При плоской верстке это достигается использованием рамок, линей. Иногда такой текст заливается 10–15-процентным растром (текст на сером фоне). Часто для этой цели дополнительно используется второй рабочий шрифт.
При объемной верстке это достигается такими средствами, как размещение текста на отдельной плоскости с тенью, поворотом, различными обрамлениями и т. д.
Плоская и объемная верстка. Все, что было сказано выше, в основном касается так называемых общественно-политических или серьезных газет, которые издаются администрациями городов, районов и т. д. Их задача — информирование общества. Но есть целый диапазон периодических изданий, цель которых — информируя, развлекать или просто развлекать, занимать досуг. Это, как правило, негосударственные издания, рассчитанные для молодежи, для детей, для женщин и др.
Очевидно, что такие газеты должны выглядеть иначе. Каноны в них должны ломаться. Рассмотрим, с точки зрения дизайна, этот тип изданий. Чаще всего такие издания используют плоскую верстку. Это тип верстки, когда все элементы полосы визуально лежат в одной плоскости. Используются плашки, линейки, другие графические элементы, оживляющие страницу. Часто активно используется цвет и полноцвет. Кстати, именно этот тип верстки применяется в «серьезных» газетах чаще всего.
При такой верстке не используются тени, подложки и другое разнообразие графического дизайна полосы.
Объемная верстка характеризуется активным использование средств, придающих странице газеты объемный вид. При таком виде верстки смело используется поворот текстов, используются различные подложки, активно используются нарисованные рукой художника графические элементы. Это очень сложный вид верстки. Здесь требуется, прежде всего, хороший вкус, высокая квалификация и большие трудозатраты. К примеру, упомянутая выше газета «СПИД-инфо» с периодичностью 1 раз в месяц на 32 полосах готовится большим коллективом, включающим в себя 6 дизайнеров, 7 верстальщиков, фотостудию и арт-студию. При этом верстка этой газеты может служить для любого газетного дизайнера хрестоматией по верстке. Интересно отметить, что несколько приложений к этой газете, сохраняя некоторое внешнее сходство с ней в дизайне, несколько проигрывают по восприятию.
На самом деле трудно найти издание, которое применяло бы только плоскую или только объемную верстку. Чаще всего и те, и другие издания используют какие-то элементы «чужой» верстки.