Определение суммарных потерь в двигателе

Потери в двигателе состоят из активных потерь в обмотках, магнитных потерь в якоре, потерь в коллекторно-щёточном узле и потерь в подшипниках.

Потери в меди якоря:

Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru Вт.

Потери в меди обмотки возбуждения:

Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru Вт.

Потери в меди обмоток дополнительных полюсов:

Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru Вт.

Магнитные потери при холостом ходе зависят от удельных потерь в якоре и его массы, при этом зубцовый слой рассматривается отдельно от ярма.

Масса ярма якоря:

Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru ,
где Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru мм;

γст=7.85∙10-3 г/мм3 – удельная масса стали;

Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru мм – высота паза в штампе;

Di=152 мм – внутренний диаметр сердечника якоря;

nвк=3 – число рядов воздушных каналов;

dвк=20 мм – диаметр воздушных каналов.

Получаем массу ярма:

Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru г = 621 кг.

Масса зубцов:

Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru г = 148 кг,
где bz1=24 мм, bz2=22 мм – ширина зубца по поверхности якоря и по дну паза.

Для определения удельных потерь нам потребуется знать частоту вращения якоря:

Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru рад/с.

Удельные потери в ярме якоря:

Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru Вт/кг.

Удельные потери в зубцах:

Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru Вт/кг.

Магнитные потери при холостом ходе:

Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru Вт.

Добавочные потери при нагрузке:

Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru Вт.

Переходные потери на коллекторе:

Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru Вт.

Потери на трение щёток:

Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru Вт,
где Pщ=4 Н/мм – удельное давление на щётку;

ρ=0.25 – коэффициент трения щёток по коллектору;

vкол=22.6 м/с – окружная скорость на поверхности коллектора.

Потери в подшипниках:

Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru Вт.

Суммарная мощность потерь в двигателе:

Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru

7.2 Расчёт и построение характеристик двигателя

Все характеристики строятся в функции тока при постоянном напряжении на зажимах Uд=Uдн=1500 В. Для построения наметим следующие границы тока:

Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru А; Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru А.

Принимаем границы тока Imin=100 А, Imax=550 А, шаг по току 50 А. Сведём эти значения в таблицу 7.1.

Падение напряжения в двигателе при токе 200 А:

Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru В.

Остальные значения определяются по этой же формуле и показаны в таблице 7.1.

Находя остальные характеристики двигателя, в дальнейшем не будем ссылаться на таблицу 7.1.

Намагничивающая сила главных полюсов при токе 250 А:

Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru 14500 А.

Магнитный поток, создаваемый обмоткой возбуждения, определяется по универсальной магнитной характеристике ([1, рисунок 7.1]). Для этого нужно перевести намагничивающую силу из А в относительные единицы, используя масштабный коэффициент:

Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru ,
где Fвн=31900 А – наибольшая НС из таблицы 7.1.

Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru .

Магнитный поток в относительных единицах определяем по [1, рисунок 7.1].

Для перевода магнитного потока в абсолютную величину найдём его масштабный коэффициент:

Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru .

Магнитный поток в Вб:

Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru .

Число оборотов двигателя при токе 200 А:

Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru об/мин.

Активные потери в двигателе при токе 200 А:

Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru Вт

Коэффициент полезного действия в пересчёте на ось при токе 200 А:

Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru ,
где ηзп=0.96 – КПД зубчатой передачи.

Скорость электровоза при токе 200 А:

Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru км/ч.

Сила тяги одной оси при токе 200 А:

Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru Н.

Расчёты при ослабленном возбуждении выполняются аналогичным образом с использованием компьютерного алгоритма, показанного в приложении А. Разница состоит в том, что ток Iа уменьшен в β раз:

Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru ,
где β=0.3 – коэффициент ослабления возбуждения при отсутствии компенсации.

Характеристики машины при ослабленном возбуждении показаны в таблице 7.2.

Построим тяговые характеристики.

Таблица 7.1 – Характеристики двигателя при полном возбуждении
Iа, А ΔU, В E, В Fв, А Fв, ое Ф, ое Ф, Вб n, об/мин UI, кВт ηо vэ, км/ч Fо, Н
7.5 10.25 13.0 15.75 18.5 21.25 24.0 26.76 29.51 32.26 1492.5 1489.75 1487.0 1484.25 1481.5 1478.75 1476.0 1473.24 1470.49 1467.74 0.08 0.12 0.16 0.21 0.25 0.29 0.33 0.37 0.41 0.45 0.27 0.40 0.48 0.56 0.62 0.68 0.70 0.76 0.79 0.80 0.054 0.080 0.096 0.112 0.124 0.136 0.140 0.152 0.158 0.160 0.830 0.874 0.895 0.908 0.917 0.923 0.928 0.931 0.934 0.936 157.29 105.97 88.14 75.4 67.98 61.86 59.98 55.14 52.94 52.18 4061.54 6418.08 8774.63 1.11*10^4 1.35*10^4 1.58*10^4 1.82*10^4 2.06*10^4 2.29*10^4 2.53*10^4
Таблица 7.2 – Характеристики двигателя при ослабленном возбуждении
Iа, А ΔU, В E, В Fв, А Fв, ое Ф, ое Ф, Вб n, об/мин UI, кВт ηо vэ, км/ч Fо, Н
3.65 4.48 5.30 6.13 6.95 7.78 8.60 9.43 10.25 11.08 1496.3 1495.5 1494.7 1493.9 1493.0 1492.2 1491.4 1490.6 1489.7 1488.9 769.5 1282.5 1795.5 2308.5 2821.5 0.08 0.12 0.16 0.21 0.25 0.29 0.33 0.37 0.41 0.45 0.27 0.40 0.48 0.56 0.62 0.68 0.70 0.76 0.79 0.80 0.016 0.024 0.029 0.034 0.037 0.041 0.042 0.046 0.047 0.048 45.0 67.5 90.0 112.5 135.0 157.5 180.0 202.5 225.0 247.5 0.54 0.69 0.77 0.82 0.85 0.87 0.88 0.9 0.91 0.92 525.68 354.63 295.36 253.02 228.41 208.13 202.07 186.01 178.85 176.51

а
б
Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru Рисунок 7.1 – Скоростная характеристика электровоза при полном (а)

и при ослабленном (б) возбуждении

а
б
Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru

Рисунок 7.2 – Сила тяги на одной оси при полном (а)

и при ослабленном (б) возбуждении

а
б
Определение суммарных потерь в двигателе - student2.ru

Рисунок 7.3 – КПД двигателя в расчёте на ось при полном (а)

и ослабленном (б) возбуждении

Вывод

В данной работе был спроектирован тяговый двигатель для грузового электровоза. У этого двигателя четыре пары полюсов. Он рассчитан на номинальный ток 354 А и напряжение 1500 В.

Данный двигатель не желателен для поездной работы из-за избыточной магнитной индукции в якоре. По сравнению с прототипом НБ-406, она возросла на 0.4 Тл, что привело к увеличенным магнитным потерям и, как следствие, увеличению размеров обмотки главных полюсов, хотя в целом, отличия незначительны.

Из характеристик двигателя можно сделать вывод, что при ослабленном возбуждении увеличивается только скорость, а сила тяги и КПД – снижаются. Поэтому ослабленное возбуждение целесообразно применять только в случаях, когда нужна высокая скорость – на пассажирском электровозе.

Наши рекомендации