Рассказы с включением диалога
Басни: прозаические и стихотворные; структура басни: вступление, развитие действия, мораль; художественные особенности басни: иносказание, аллегория, крылатые слова, устойчивые сочетания, меткость языка, юмор.
Общая ориентировка в литературоведческих представлениях и понятиях:
• литература, фольклор, литературное произведение, жанр, сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, быль;
• присказка, зачин, диалог, вступление, концовка, мораль;
• герой (персонаж), портрет героя, пейзаж, место действия, поступок, отношение автора;
• стихотворение, рифма, строка, строфа;
• средства выразительности: тон, логические ударения, пауза, темп, ритм.
· Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
1. Ефросинина Л. А. Литературное слушание: учебник для 3 кл. в 2 ч.– М.: Вентана-Граф, 2013.
2. Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение». 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2013.
3. Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 3 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2012.
4. Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века" (руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н.Ф. Виноградова). – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.
5. Беседы с учителем 3 кл., под редакцией Л. Е. Журовой. М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2008 г.
6. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 3 классе: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2008.
· Календарно-тематическое планирование
№. п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты | Вид контроля Измерители | Календарные сроки | ||||
предметные | метапредметные | ||||||||||
план | факт | Примеч. | |||||||||
Устное народное творчество (9ч) | Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В.Даль "Старик-годовик" | Вводный урок | Знать: – жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, былина; – особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом); – различия жанров. Уметь: – называть произведения и выделять их особенности; – определять тему и жанр произведения; – называть и сравнивать героев (положительных и отрицательных); – определять главную мысль сказки; – делить текст на части, озаглавливать части, составлять словесный или картинный план и пересказывать по плану произведение или отдельные эпизоды; – сравнивать сказки (былины) разных народов; – самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова; – характеризовать особенности речи сказителя; – использовать при чтении средства выразительности: темп, пауза, интонация; – работать с книгой: пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией | Читать в соответствии с литературными нормами. Пользоваться разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, чтением по ролям. Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника, уметь работать со словарем. Пользоваться картотеками, справочной литературой, ориентироваться в каталожной карточке. Самостоятельно выбирать и читать детские книги. И др. | Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос. | 3.09 | |||||
Пословицы. Какие бывают пословицы. Дополнительное чтение из хрестоматии: "Загадка", "Пословицы" | Комбинированный урок | Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос. | 4.09 | ||||||||
Русские народные сказки. "Самое дорогое", "Про Ленивую и Радивую". | Комбинированный урок | Текущий. Творческая работа. | 6.09 | ||||||||
Дополнительное чтение: "Лиса и Котофей Иванович," "Дрозд Еремеевич" | Комбинированный урок | Текущий. Пересказ. | 10.09 | ||||||||
Сказки с загадками "Дочь-семилетка". Русская народная сказка | Комбинированный урок | Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос. | 11.09 | ||||||||
Волшебные сказки.«Царевич Нехитёр-Немудёр». Русская народная сказка | Комбинированный урок | Тематический. Литературный диктант. | 13.09 | ||||||||
Дополнительное чтение: народные сказки "Елена Премудрая", "Умная внучка" (в пересказе А.Платонова) | Урок слушания | Текущий. Пересказ. | 17.09 | ||||||||
Скороговорки. Повторение: малые жанры фольклора | Урок обобщения знаний | Текущий. Литературная викторина. | 18.09 | ||||||||
Обобщение по теме: "Устное народное творчество" «Проверь себя». Проверка навыка и осознанности чтения. | Урок контроля знаний и навыков | Входной контроль. | 20.09 | ||||||||
Былины. (4ч) | Былины. «Добрыня и Змея». «Илья Муромец и Соловей-разбойник». | Урок изучения нового материала | Читать в соответствии с литературными нормами. Пользоваться разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, чтением по ролям. Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника, уметь работать со словарем. Пользоваться картотеками, справочной литературой, ориентироваться в каталожной карточке. Самостоятельно выбирать и читать детские книги. И др. Читать в соответствии с литературными нормами. Пользоваться разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, чтением по ролям. Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника, уметь работать со словарем. Пользоваться картотеками, справочной литературой, ориентироваться в каталожной карточке. Самостоятельно выбирать и читать детские книги. И др. | Текущий. Фронтальный опрос, разгадывание кроссворда. | 24.09 | ||||||
«Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга и Микула» | Комбинированный урок | Текущий. Пересказ. | 25.09 | ||||||||
"Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча", "Первый бой Ильи Муромца", "Алеша Попович". | Комбинированный урок | Текущий. Работа с детскими книгами. | 27.09 | ||||||||
Обобщение по теме: "Былины" «Проверь себя» | Урок контроля и коррекции знаний, умений | Тематический. Самостоятельная работа. | 1.10 | ||||||||
Басни Эзопа и И. А. Крылова (3ч) | Эзоп. «Лисица и виноград». И.Крылов. «Лиса и виноград» | Урок изучения нового материала | Знать: – литературоведческие понятия: басня, мораль; – о структуре басни; – о художественных особенностях басни. Уметь: – правильно называть басни из круга детского чтения; – различать сказку и басню; – сравнивать героев басни; – выделять особенности басен Эзопа и И. А. Крылова; – выразительно читать басни с листа и наизусть; – работать с книгами басен: выбирать, рассматривать, читать | Текущий. Выразительное чтение. | 2.10 | ||||||
И.Крылов. "Ворона и Лисица". Дополнительное чтение. Эзоп "Ворон и Лисица" | Комбинированный урок | Текущий. Самооценка. | 4.10 | ||||||||
Дополнительное чтение: басни Эзопа "Голубь, который хотел пить", "Бесхвостая Лиса", А.Е.Измайлов "Филин и Чиж" | Повторно-обобщаю-щий урок | Текущий. Выразительное чтение наизусть | 8.10 | ||||||||
Произведения А.С. Пушкина (7ч) | «У лукоморья дуб зеленый...». Дополнительное чтение: Отрывок из поэмы "Руслан и Людмила", "Бой Руслана с головой..." | Урок изучения нового материала | Знать: – литературоведческие понятия: литературная сказка, стих, стихотворная строка, рифма, ритм; Уметь: – находить сходство и различие литературной и народной сказки (герои, структура, язык произведения); – ставить задачу для выразительного чтения, использовать интонации, соответствующие смыслу текста; – находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи | Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос. | 9.10 | ||||||
«Сказка о царе Салтане...» | Комбинированный урок | Текущий. Выразительное чтение наизусть | 16.10 | ||||||||
«Сказка о царе Салтане...» | Комбинированный урок | Текущий. Фронтальный опрос, разгадывание кроссворда. | 18.10 | ||||||||
Дополнительное чтение: "Сказка о попе и о работнике его Балде" А.С.Пушкина и "Там лес и дол видений полны..." Э.Бабаева | Повторно-обобщаю-щий урок | Знать: – литературоведческие понятия: литературная сказка, стих, стихотворная строка, рифма, ритм; Уметь – находить сходство и различие литературной и народной сказки (герои, структура, язык произведения); – ставить задачу для выразительного чтения, использовать интонации, соответствующие смыслу текста; – находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи | Текущий. Работа с детскими книгами. | 22.10 | |||||||
А.С.Пушкин. "Вот север, тучи нагоняя,...", "Зимний вечер", | Комбинированный | Текущий. Групповая работа, взаимопроверка. | 23.10 | ||||||||
А.С.Пушкин. «Няне». | Комбинированный | Текущий. Выразительное чтение, самостоятельная работа. | 25.10 | ||||||||
Обобщение по теме: "Произведения А.С. Пушкина" «Проверь себя» Проверка навыка и осознанности чтения. | Урок контроля и коррекции знаний, умений | Промежуточный контроль. Навык чтения. | 29.10 | ||||||||
Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета (4ч) | Ф.Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...» | Комбинированный урок | Уметь: – находить слова, выражающие чувства и мысли поэта; – понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта); – самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности); – выразительно читать стихотворение; – давать оценку своему чтению | Читать в соответствии с литературными нормами. Пользоваться разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, чтением по ролям. Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника, уметь работать со словарем. Пользоваться картотеками, справочной литературой, ориентироваться в каталожной карточке. Самостоятельно выбирать и читать детские книги. И др. Читать в соответствии с литературными нормами. Пользоваться разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, чтением по ролям. Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника, уметь работать со словарем. Пользоваться картотеками, справочной литературой, ориентироваться в каталожной карточке. Самостоятельно выбирать и читать детские книги. И др. | Текущий. Выразительное чтение. | 30.10 | |||||
А.Майков. Осень | Комбинированный урок | Текущий. Выразительное чтение наизусть | 1.11 | ||||||||
А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поет, глаза прищуря...» | Комбинированный урок | Текущий. Выразительное чтение. | 5.11 | ||||||||
Комплексная разноуровневая контрольная работа по изученным темам. | Контрольный урок | Текущий. Тест. | 6.11 | ||||||||
Произведения Л.Н. Толстого (7ч) | Анализ контрольной работы. «Два брата». Сказка «Белка и Волк». Басня | Комбинированный урок | Знать: – произведения Л. Н. Толстого разных жанров (в рамках программы). Уметь: – различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно-познавательные рассказы; – работать с научно-познавательным текстом (выделять факты и их описания); – называть героев произведения, понимать их эмоционально-нравственные переживания; выделять события или систему событий, составляющих основу художественного произведения, определять главную мысль; – делить текст на композиционные части; – участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое мнение; – рассказывать и пересказывать по готовому плану; – уметь представлять прочитанную книгу; – работать с книгами-справочниками (словарями, энциклопедиями) | Текущий. Творческая работа. | 8.11 | ||||||
Дополнительное чтение: Л.Н.Толстой. "Работник Емельян и пустой барабан" | Комбинированный | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опросы. | 12.11 | ||||||||
"Лебеди","Зайцы", Дополнительное чтение: "Лев и собачка" | Комбинированный урок | Текущий. Выразительное чтение. | 13.11 | ||||||||
Разножанровые произведения. Рассказ «Прыжок». | Комбинированный урок | Текущий. Выразительное чтение наизусть | 15.11 | ||||||||
Былина «Как боролся русский богатырь» | Комбинированный урок | Текущий. Групповая работа, взаимопроверка. | 19.11 | ||||||||
Дополнительное чтение: "Ореховая ветка" А.Сергеенко "Как Л.Н.Толстой рассказывал сказку об огурцах" | Урок слушания | Текущий. Работа с детскими книгами. | 26.11 | ||||||||
Обобщение по теме: "Произведения Л.Н.Толстого" «Проверь себя» | Урок контроля и коррекции знаний, умений | Тематический. Самостоятельная работа. | 27.11 | ||||||||
Произведения Н.А.Некрасова (6ч) | «Крестьянские дети»(отрывок). «Мужичок с ноготок». Статья К.И.Чуковского «Мужичок с ноготок» | Комбинированный урок | Знать: – имя, отчество и фамилию поэта; – произведения Н. А. Некрасова (в рамках программы); – понятие лирический герой сказочный и реальный. Уметь: – находить справку о поэте в книгах-справочниках; – использовать языковые средства художественной выразительности для понимания содержания стихотворения; – самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения; – читать выразительно подготовленные тексты стихов, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию; – выражать свое отношение к прочитанному; – работать с аппаратом книг стихов Н. А. Некрасова | Читать в соответствии с литературными нормами. Пользоваться разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, чтением по ролям. Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника, уметь работать со словарем. Пользоваться картотеками, справочной литературой, ориентироваться в каталожной карточке. Самостоятельно выбирать и читать детские книги. И др. | Текущий. Выразительное чтение. | 29.11 | |||||
Дополнительное чтение: стихотворение (полный текст) Н.А.Некрасова "Крестьянские дети" | Урок обобщения знаний | Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос. | 3.12 | ||||||||
«Славная осень...». | Комбинированный урок | Текущий. Выразительное чтение, самостоятельная работа. | 4.12 | ||||||||
Дополнительное чтение: «Зеленый Шум». Статья К.И.Чуковского «Зеленый Шум» | Комбинированный урок | Текущий. Выразительное чтение наизусть | 6.12 | ||||||||
«Мороз-воевода» (отрывок) | Комбинированный урок | Тематический. Литературный диктант. | 10.12 | ||||||||
Обобщение по теме: "Произведения Н.А.Некрасова" «Проверь себя» | Урок контроля и коррекции знаний, умений | Тематический. Самостоятельная работа. | 11.12 | ||||||||
Произведения А.П.Чехова (4ч) | Рассказ «Степь». Дополнительное чтение: "Белолобый". И.С.Тургенев «Лес и степь» | Комбинированный урок | Знать: – имя, отчество и фамилию писателя; – произведения А. П. Чехова (в рамках программы). Уметь: – сравнивать и различать рассказ-описание и рассказ-повествование; – находить в тексте описания портрета героя, интерьера, пейзажа; – понимать главную мысль, объяснять заглавия (заглавие-жанр, заглавие-имя героя, заглавие-главная мысль); – участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое отношение к прочитанному; – передавать краткое содержание изученного произведения и пересказывать текст, сохраняя его художественные особенности; – читать выразительно подготовленное произведение или эпизод; – пользоваться предисловием и послесловием в книгах | Читать в соответствии с литературными нормами. Пользоваться разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, чтением по ролям. Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника, уметь работать со словарем. Пользоваться картотеками, справочной литературой, ориентироваться в каталожной карточке. Самостоятельно выбирать и читать детские книги. И др. | Текущий. Самостоятельная работа, беседа. | 13.12 | |||||
«Ванька» | Комбинированный урок | Текущий. Самостоятельная работа, беседа. | 17.12 | ||||||||
Дополнительное чтение: Н. Шер "О рассказах А.П.Чехова", Л.Андреев "Кусака" | Комбинированный урок | 18.12 | |||||||||
Комплексная разноуровневая контрольная работа по изученным темам. Проверка навыка и осознанности чтения. | Урок контроля и коррекции знаний, умений | Промежуточный Тест. | 20.12 | ||||||||
Сказки зарубежных писателей. (3ч) | Ш. Перро. «Подарки феи» | Урок изучения нового материала | Знать: – имена зарубежных писателей-сказочников и названия произведений (в рамках программы). Уметь: – различать сказки народные и литературные; – определять героев положительных и отрицательных, определять отношение автора к героям и выражать свое отношение к ним; – передавать сюжет сказки, находить его части; | Читать в соответствии с литературными нормами. Пользоваться разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, чтением по ролям. Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника, уметь работать со словарем. Пользоваться картотеками, справочной литературой, ориентироваться в каталожной карточке. Самостоятельно выбирать и читать детские книги. И др. Читать в соответствии с литературными нормами. Пользоваться разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, чтением по ролям. Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника, уметь работать со словарем. Пользоваться картотеками, справочной литературой, ориентироваться в каталожной карточке. Самостоятельно выбирать и читать детские книги. И др. Читать в соответствии с литературными нормами. Пользоваться разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, чтением по ролям. Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника, уметь работать со словарем. Пользоваться картотеками, справочной литературой, ориентироваться в каталожной карточке. Самостоятельно выбирать и читать детские книги. И др. Читать в соответствии с литературными нормами. Пользоваться разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, чтением по ролям. Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника, уметь работать со словарем. Пользоваться картотеками, справочной литературой, ориентироваться в каталожной карточке. Самостоятельно выбирать и читать детские книги. И др. | Текущий. Творческая работа. | 24.12 | |||||
Ц.Топелиус. «Солнечный Луч в ноябре». Дополнительное чтение: Ц. Топелуис. "Зимняя сказка" | Комбинированный урок | Текущий. Работа в парах. | 25.12 | ||||||||
Урок-утренник «В мире сказок» | Урок творчества | Текущий. Творческая работа. | 27.12 | ||||||||
Стихи русских поэтов. (5ч) Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка. (5ч) | И.С.Никитин "Русь" | Урок изучения нового материала | Знать: – имена русских поэтов и их произведения; – понятия: тон, темп, ритм стихотворения. Уметь: – выделять языковые средства художественной выразительности; – понимать содержание стихотворения (мысли и чувства автора); – самостоятельно готовить стихотворения для выразительного чтения; – передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение (с листа и наизусть) | Текущий. Выразительно чтение, самостоятельная работа. | 10.01 | ||||||
И.С.Никитин "Утро" | Комбинированный урок | Текущий. Литературная викторина. | 14.01 | ||||||||
И.Суриков. «Детство» | Комбинированный урок | Текущий. Выразительное чтение | 15.01 | ||||||||
С.Дрожжин. «Привет», «Зимний день» Дополнительное чтение: Ф.Н.Глинка "Москва" Обобщение по разделу «Проверь себя» Конкурс "Выразительное чтение стихов русских поэтов" «Приемыш» | Комбинированный урок Урок-конкурс Комбинированный урок | Текущий. Чтение стихотворения наизусть | 17.01 | ||||||||
Тематический. Конкурс чтецов. | 21.01 | ||||||||||
Текущий. Самооценка. | 22.01 | ||||||||||
«Приемыш» | Комбинированный урок | Знать: – фамилию, имя, отчество, литературный псевдоним автора; – произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка разных жанров. Уметь: – работать с сюжетом и планом; – пересказывать по плану подробно и кратко; – рассказывать отдельные эпизоды с сохранением художественных особенностей текста; – определять авторскую позицию (находить в тексте слова, подтверждающие позицию автора), выделять главную мысль; – читать вслух и про себя быстро и правильно (не менее60–70 слов в минуту); – читать выразительно самостоятельно подготовленный эпизод или произведение | Текущий. Выразительное чтение. | 24.01 | |||||||
Сказка «Умнее всех» | Комбинированный урок | Текущий. Пересказ. | 28.01 | ||||||||
«Постойко» | Комбинированный урок | Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос. | 29.01 | ||||||||
Обобщение по теме: "Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка" «Проверь себя» | Повторно-обобщаю-щий урок | Тематический. Самостоятельная работа. Пересказ | 31.01 | ||||||||
Произведения А.И. Куприна. (5ч) | «Синяя звезда» | Комбинированный урок | Знать: – произведения А. И. Куприна разных жанров (в рамках программы). Уметь: – различать основные жанры произведений А. И. Куприна и их темы; – делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану; – выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи; – самостоятельно работать с текстами произведений (читать вслух и молча, определять главную мысль); – выразительно читать (в лицах), передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам | Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос. | 4.02 | ||||||
«Синяя звезда» | Комбинированный урок | 5.02 | |||||||||
«Барбос и Жулька». Дополнительное чтение: "Собачье счастье" | Комбинированный урок | Тематический. Литературный диктант. | 7.02 | ||||||||
Дополнительное чтение: «Ю-ю» | Повторно-обобщающий урок | Текущий. Работа с детскими книгами. | 11.02 | ||||||||
Обобщение по теме: "Произведения А.И. Куприна" «Проверь себя» | Контроля и коррекции знаний, умений | Тематический. Самостоятельная работа. | 12.02 | ||||||||
Стихи С.А. Есенина (6ч) | Стихи о Родине (отрывки) | Комбинированный урок | Знать: – стихотворения С. Есенина, вошедшие в круг детского чтения; – наизусть 2–3 стихотворения С. Есенина Уметь: – определять тему и содержание стихотворения (мысли и чувства автора); – находить языковые средства художественной выразительности; – передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение | Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос. | 14.02 | ||||||
«Нивы сжаты, рощи голы...» | Урок изучения нового материала | Текущий. Выразительное чтение наизусть | 18.02 | ||||||||
Стихи о березе (отрывки). «Береза» | Комбинированный урок | Текущий. Выразительное чтение. | 19.02 | ||||||||
«Бабушкины сказки» | Комбинированный урок | Текущий. Выразительное чтение наизусть | 28.02 | ||||||||
Обобщение по теме: "Произведения С.А. Есенина" "Проверь себя". Конкурс выразительного чтения стихов С.А.Есенина | Урок обобщения знаний | Тематический. Конкурс чтецов. | 4.03 | ||||||||
Библиотечный урок. Стихи русских поэтов. | Практический урок | Текущий. Работа с детскими книгами. | 5.03 | ||||||||
Произведения К.Г. Паустовского (11ч) | «Стальное колечко» | Урок изучения нового материала | Знать: – произведения К. Г. Паустовского разных жанров (в рамках программы). Уметь: – читать правильно; – различать художественные и научно-познавательные рассказы; – различать рассказ-повествование, рассказ-описание, юмористический рассказ; – работать с научно-познавательным рассказом (выделять факты и их описания); – самостоятельно работать с текстом: прочитать, разделить на смысловые части, составить план; – пересказывать по плану (подробно и кратко); – понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства автора) произведения; – выражать свою точку зрения о произведении, о героях и поступках; – различать героев (главных и второстепенных), воссоздавать их образ (внешний вид, поступки, отношение автора); – работа с книгой (в том числе и со справочной книгой). | Читать в соответствии с литературными нормами. Пользоваться разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, чтением по ролям. Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника, уметь работать со словарем. Пользоваться картотеками, справочной литературой, ориентироваться в каталожной карточке. Самостоятельно выбирать и читать детские книги. И др. Читать в соответствии с литературными нормами. Пользоваться разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, чтением по ролям. Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника, уметь работать со словарем. Пользоваться картотеками, справочной литературой, ориентироваться в каталожной карточке. Самостоятельно выбирать и читать детские книги. И др. | Текущий. Самооценка. | 7.03 | |||||
Дополнительное чтение: «Заячьи лапы» | Комбинированный урок | Текущий. Пересказ. | 11.03 | ||||||||
Дополнительное чтение: «Заячьи лапы» | Комбинированный урок | Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос. | 12.03 | ||||||||
«Кот-ворюга» | Комбинированный урок | Текущий. Творческая работа. | 14.03 | ||||||||
«Какие бывают дожди?» | Комбинированный | Текущий. Беседа | 18.03 | ||||||||
Дополнительное чтение: «Теплый хлеб» | Урок обобщения знаний | Тематический. Литературный диктант. 10 мин. | 19.03 | ||||||||
Комплексная разноуровневая контрольная работа по изученным темам. Проверка навыка и осознанности чтения. | Контроля и коррекции знаний, умений | Промежуточный. Тест. | 21.03 | ||||||||
Анализ контрольной работы. В.Астафьев «Стрижонок Скрип» | Комбинированный урок | Текущий. Самостоятельная работа, самооценка | 25.03 | ||||||||
Слушание и работа с детскими книгами о природе: Н.Сладков, Г.Скребицкий, Э.Шим, В.Бианки и др. | Урок обобщения и систематизации знаний | Текущий. Работа с детскими книгами | 26.03 | ||||||||
Дополнительное чтение: И.С.Тургенев "Перепелка", «Воробей" | Комбинированный урок | Текущий. Самостоятельная работа. | 28.03 | ||||||||
Урок-утренник «Моя любимая книжка» | Урок творчества | Текущий. Творческая работа. | 1.04 | ||||||||
Произведения С.Я. Маршака (3ч) | «Урок родного языка» | Комбинированный урок | Знать: – и называть произведения С. Я. Маршака. Уметь: – понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта); – самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности); – выразительно читать стихотворение (передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам); – давать оценку своему чтению | Читать в соответствии с литературными нормами. Пользоваться разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, чтением по ролям. Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника, уметь работать со словарем. Пользоваться картотеками, справочной литературой, ориентироваться в каталожной карточке. Самостоятельно выбирать и читать детские книги. И др. | Текущий. Выразительно чтение, самостоятельная работа. | 2.04 | |||||
«Ландыш» | Комбинированный урок | Текущий. Выразительное чтение наизусть | 4.04 | ||||||||
Дополнительное чтение: С.Я. Маршак «Кошкин дом». | Повторно-обобщающий урок | Текущий. Работа с детскими книгами. | 8.04 | ||||||||
Рассказы Леонида Пантелеева (4ч) | «Честное слово» | Комбинированный урок | Знать: – рассказы Л. Пантелеева (в рамках программы); – понятия: автор-рассказчик, автор-герой произведения, фантастический рассказ, исторический рассказ. Уметь: – различать исторические и фантастические рассказы; – выделять смысловые части рассказа, составлять план, рассказывать по плану подробно и кратко; – рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям произведения; – определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения; – читать вслух и про себя доступный текст бегло и правильно; – составлять отзыв о прочитанном. | Текущий. Фронтальный опрос. | 15.04 | ||||||
«Камилл и учитель» | Комбинированный урок | Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос. | 16.04 | ||||||||
Дополнительное чтение: Л.Пантелеев «Фенька», «Новенькая» | Урок обобщения и систематизации знаний | Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос. | 18.04 | ||||||||
Обобщение по теме: "Произведения С.Я.Маршака, Леонида Пантелеева" «Проверь себя» | Повторно-обобщаю-щий урок | Тематический. Самостоятельная работа. | 22.04 | ||||||||
Произведения А.П. Гайдара (4ч) | «Горячий камень» | Урок изучения нового материала | Знать: – произведения А. П. Гайдара, вошедшие в круг детского чтения. Уметь: – работать с сюжетом и планом; – определять авторскую точку зрения и выражать свое отношение к произведению и его героям; – рассказывать эпизоды с сохранением художественных особенностей произведения; – читать вслух со скоростью не менее 75 слов в минуту и про себя не менее 95 слов в минуту; – читать выразительно подготовленный текст | Читать в соответствии с литературными нормами. Пользоваться разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, чтением по ролям. Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника, уметь работать со словарем. Пользоваться картотеками, справочной литературой, ориентироваться в каталожной карточке. Самостоятельно выбирать и читать детские книги. И др. | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опросы. | 23.04 | |||||
«Тимур и его команда» (отдельные главы) | Комбинированный урок | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опросы. | 25.04 | ||||||||
«Тимур и его команда» | Комбинированный урок | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опросы. | 29.04 | ||||||||
С. Михалков. «Аркадий Гайдар». К. Паустовский.«Об Аркадии Петровиче Гайдаре» Дополнительное чтение: С.В.Михалков "Ошибка" | Урок обобщения знаний | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опросы. | 30.04 | ||||||||
Произведения М.М. Пришвина (4ч) | «Моя Родина» Дополнительное чтение: «Двойной след» | Комбинированный урок | Знать: – произведения М. Пришвина разных жанров. Уметь: – различать художественные и научно-познавательные рассказы; – находить в тексте описания картин природы, внешнего вида героя, их переживаний; – определять главную мысль, комментировать значение заглавия произведения; – уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного) | Читать в соответствии с литературными нормами. Пользоваться разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, чтением по ролям. Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника, уметь работать со словарем. Пользоваться картотеками, справочной литературой, ориентироваться в каталожной карточке. Самостоятельно выбирать и читать детские книги. И др. Читать в соответствии с литературными нормами. Пользоваться разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, чтением по ролям. Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника, уметь работать со словарем. Пользоваться картотеками, справочной литературой, ориентироваться в каталожной карточке. Самостоятельно выбирать и читать детские книги. И др. | Текущий. Рассказ. | 2.05 | |||||
«Выскочка» | Комбинированный урок | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опросы. | 6.05 | ||||||||
«Жаркий час» | Комбинированный урок | Текущий. Пересказ. | 7.05 | ||||||||
Дополнительное чтение: В. Бианки «По следам» | Комбинированный | Текущий. Работа с детскими книгами. | 13.05 | ||||||||
Произведения зарубежных писателей. (8ч) | Джек Лондон. «Волк» | Комбинированный урок | Знать: – произведения зарубежных писателей (Дж. Лондона, Э. Сетона-Томпсона, Дж. Чиарди). Уметь: – называть произведения зарубежных писателей из круга детского чтения; – сравнивать (находить схожесть главных мыслей, сюжетов, тем) произведения зарубежных и отечественных писателей; – правильно, бегло и осознанно читать текст; – самостоятельно выбирать книгу по заданной теме; – уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного); – писать отзыв о прочитанной книге. | Текущий. Групповая работа, взаимопроверка. | 14.05 | ||||||
Джек Лондон. «Волк» Э.Сетон-Томпсон. «Чинк» | Комбинированный урок Комбинированный | Текущий. Чтение наизусть. | 16.05 | ||||||||
Текущий. Выразительное чтение. | 20.05 | ||||||||||
Э.Сетон-Томпсон. «Чинк» | Комбинированный урок | Текущий. Выразительное чтение | 21.05 | ||||||||
Дополнительное чтение: Дж.Чиарди "Джон Джей Пленти и кузнечик", "Об удивительных птицах". Статья Р.Сефа "О стихах Джона Чиарди" | Библиотечный урок | Текущий. Работа с детскими книгами. Пересказ | 23.05 | ||||||||
Итоговый административный контрольный срез. Проверка навыка и осознанности чтения. "Проверь себя" | Контрольный урок | Итоговый. Навык чтения. | 27.05 | ||||||||
Комплексная разноуровневая контрольная работа по изученным темам. | Контроля и коррекции знаний, умений | Текущий. Тест. | 28.05 | ||||||||
Анализ контрольной работы. Библиотечный урок «Летнее чтение» | Урок обобщения и систематизации знаний | Текущий. Самооценка. | 30.05 |