Понятия объекта, свойства, связи

ТИПС Теория информационных процессов и систем

2 курс, направление ИСТвесна 2016 лекц 4h/раз2недели

Раздел 1 СИСТЕМЫ

1.1 Основные понятия

1.1.1 Понятия объекта, свойства, связи 2

1.1.2 Понятие системы 3

1.2 Состав систем

1.2.1 Подсистемы, модули 5

1.2.2 Связи в системе 7

1.2.3 Характеристики в системе 8

1.2.4 Обратные связи в системе 9

1.3 Виды систем 10

1.4 Системный подход

1.4.1 Понятие системного подхода 13

1.4.2 Принципы системного подхода 14

1.4.3 О теории систем 16

Глава 2 ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ

2.1 Понятие процесса

2.1.1 Состояние системы. Изменение состояний 17

2.1.2 Процесс как смена состояний19

2.1.3 Нечисловые способы описания процессов 19

2.2 Описание процесса

2.2.1 Функция как основное математическое описание процесса 20

2.2.2 Особенности графического и табличного описания процесса 22

2.2.3 Другие описания процесса - схема, макетирование, видеосъёмка 24

2.2.4 Непрерывные и дискретные процессы 25

Глава 3 ИНФОРМАЦИЯ В СИСТЕМАХ И ПРОЦЕССАХ

3.1 Определение информации

3.1.1 Связь информации со свойством и объектом 28

3.1.2 Об информации 29

3.2 Виды и свойства информации

3.2.1 Виды информации 30

3.2.2 Свойства информации 31

3.3 Информация и компьютер 33

3.4 Операции с информацией 35

3.5 Понятие энтропии 37

Глава 4 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

4.1 Понятие информационной системы 38

4.2 Разновидности информационных систем

4.2.1 Управляющие ИС 39

4.2.2 Информационно-справочные ИС 40

4.2.3 Информационно-советующие ИС 41

4.3 ИС в современном мире

4.3.1 Роль ИС 41

4.3.2 Различие в терминах ИС и «Автоматизированные системы» 42

4.3.3 ИС и человек 43

Гл. 5 СИСТЕМЫ И ПРОЦЕССЫ В МУЛЬТИМЕДИА И ДИЗАЙНЕ

5.1 Объекты, системы и процессы в мультимедиа и дизайне 44

5.2 Особенности мультимедийной и дизайнерской информации 45

5.3 Работа с мультимедийной и дизайнерской информацией 46

Ключевые термины курса (см. название): информация, процесс, система.

Прилагательное «информационный» – одно из наиболее часто используемых в науке, компьютерной и иной технике, в производстве и даже в быту. В курсе мы узнаем, что информация тесно связана с терминами «система»и «процесс».Все вместе –– образуют одни из основных понятий, которые человек ввёл для того, чтобы ему было удобно ориентироваться в окружающем мире и передавать сведения о нём друг другу.

Глава 1 СИСТЕМЫ

Основные понятия

Понятия объекта, свойства, связи

Начнём курс с понятий объекта и свойства. Это общефилософские понятия, они уже вводились в курсе «Введение в кибернетику». Но в связи с их важность кратко повторим основное.

Понятия объектаи свойства первичны (не определяются). Это означает, что нет более простых понятий, через которые их было бы удобно определить. Первичные понятия постигаются опытом общения, мышлением и пояснениями. Пояснения называют также псевдоопределениями, например:

объект – это то, на чем в данный момент сосредоточено наше внимание

свойство – это то, что характеризует объект и одновременно отличает один схожий объект от другого.

Философия: человек выделяет объекты и свойства для удобства ориентации во внешнем мире.

Примеры объектов: компьютер, рука, банк, студенческая группа, радуга, боль, мнение и т.д. Объект – это то, чему можно дать имя, держать в голове, сказать об этом другому.

Примеры свойств. Яблоки можно отделять друг от друга по цвету, размеру. спелости, метке на них. Люди делятся по росту, возрасту, полноте, характеру, манерам. Все это свойства. Это что-то «свое» у схожих объектов.

Подчеркнем, что свойство всегда привязано к объекту (говорят также: является атрибутом объекта).

Свойство часто выражается прилагательным: белый, веселый, бездомный и пр. Примеры свойств, которые не являются прилагательными: с бородой, из Москвы, второго сорта, имя (это свойство человека!) и т.д. Многие свойства могут быть оценены числом, это очень удобно и широко используется: например, длина стола, скорость работы компьютера, стоимость билета.

Свойство может быть бинарным: плюс или минус; включено/выключено; состоит/не состоит и т.д. Расширение понятия бинарности – полинарность, свойство может быть одним из трех (тренарное свойство), из четырех и т.д.

Примеры тренарных свойств: рост ниже среднего, норма, больше среднего; образование: начальное, среднее, высшее; положительная оценка 5,4,3 (мы учимся по трехбальной системе);

Можно называть белого и черного лебедя разными словами, но удобней ввести понятие цвета.

Привязывать свойство к объекту нужно в каждом конкретном рассмотрении. В теории свойство можно рассматривать отдельно, например, всё красное, можно говорить о свойствах красного; можно рассматривать всех Ивановых; все свойства числа 13 и т.д.

Еще раз напомним: понятия объекта и свойства не определяются. Понятие связиимеет определение.

Связь – это передача от одного объекта другому материи, энергии, информации. В нашем курсе главным будет передача информации.

Примеры связи: провода в компьютерном классе; точка крепления чего-либо; письмо или sms; коснулись вашего плеча в метро; подзарядка батареи; воспоминания.

Набор «материя, энергия, информация» считается полным в том смысле, что в реальном мире человек имеет дело только с чем-либо из этого набора или с комбинацией этих составляющих

Отметим, что понятия энергии и материи считаются первичными. Понятие информации может как считаться первичным, так и определятся через более простые понятия, это будет далее в курсе.

Понятие системы

Системойназывается набор объектов, обладающий функцией (назначением,свойством), которой не обладают входящие в неё объекты и группы объектов.

Система также должна обладать свойством целостности. Это означает, что каждый объект в системе связан с каждым напрямую или по цепочке других объектов.

Для графического изображения системы используется набор ячеек и стрелок или линий. Ячейки изображают элементы системы или наборы элементов (части). Стрелки или линии изображают связи между элементами (частями). Проиллюстрируем на графическом изображении свойство целостности:

Возможно это система (если есть новая функция) Это не система. Возможно – две системы

Примеры систем: холодильник; плотина, человеческий организм; студенческая группа; атмосфера, магазин и т.д.

Полезно усвоить такой пример: работающий компьютер – это система; вышедший из строя компьютер – это не система, это просто набор элементов (нет новой функции).

Понятие системы условно в том смысле, что мы сами решаем, надо ли смотреть на что-то, как на систему. Практически все вокруг насможет быть рассмотрено как система.

Аксиомы систем:

а) в мире существуют системы;

б) системы взаимодействуют друг с другом.

Аксиома а) говорит о том, что системы реально существуют. Аксиома б) позволяет рассматривать наборы систем. Общий вывод из аксиом – исследовать мир – это исследовать взаимодействующие системы.

Введем важные понятия входа и выхода.

Входами в системе назовем все приходящие извне и учитываемые в данном рассмотрении воздействия на систему.

Выходом в системе назов`м все уходящие вовне и учитываемые в данном рассмотрении воздействия от системы

СИСТЕМА
ВХОД
ВЫХОД

Отметим, что понятие входа/выхода применимо и к объекту, и к набору объектов, и к системе.

Воздействием на систему и от системы могут быть передача информации, энергии, материи. Для нас наиболее важными будут информационные воздействия.

Язык входов и выходов очень удобен при рассмотрении систем. Иногда этот язык называют кибернетическим.

Отметим, что система – вложенное понятие. Это означает, что набор систем – тоже система, а также то, что систему можно делить на набор систем.

Примеры вложенных систем: папка в пакете Word; объединение и разделение групп людей; в математике объединение и разделение множеств, Grid-технологии (объединение ресурсов разных компьютеров, приводящее к работе набора компьютеров как одного сверхмощного).

Элементом принято называть объект, который для целей данного рассмотрения не требуется делить на что-то еще.

Также как и в случае системы, мы сами определяем, что у нас элемент, а что объект. Например, исследование может показать необходимость знать строение того, что раньше считалось неделимым, т.е. перевести элемент в. объект

Системы часто обладают свойством иерархичности.

Система называется иерархической, если связи в ней неравноправны. В самом общем случае иерархия означает, что одни элементы в системе более важны, чем другие. Понятно, что почти все системы обладают иерархией

Самый простой вид иерархии (неравноправности) – это когда в одну сторону идут управления, в другую информация:

управление
объект B
объект А
информация
информация

Примеры: подчиненные и руководитель;, суд и судимый, компьютер и управляемый им станок; человек, руль и тормоза у велосипеда с одной стороны и сам велосипед с другой; листья и ствол у дерева;

Такую неравноправность также называют подчинением: объект А подчинён объекту B, объект A управляет объектом В.

В системе почти всегда присутствует иерархияв виде неравноправности объектов.

Самая типичная иерархия – древовидная:

Уровень 2
Уровень 1
Уровень 0
А
А1
А2  
А3  
А1n
А11
А12
А31
А32

Следует разделять реальные и виртуальные системы. Первые из них существуют помимо нас (во внешнем мире), мы их можем исследовать, при необходимости и наличии возможности – изменять. Виртуальные системы мы формируем сами, они существуют как плод воображения и специальной реализации на созданных моделях, чаще всего, в компьютере. Виртуальные системы часто можно использовать как модели реальных систем.

Виртуальные системы могут быть фиксированы на каком-либо носителе (описаны на бумаге, существовать в компьютере и пр.) и передаваться другому индивидуму.

Состав систем

Подсистемы, модули

Система может делиться на отдельные части - подсистемы. Подсистема – это выделенная группа объектов, как правило, относительно обособленная, обычно обладающая своей функцией.

Выделение подсистем в системе и их состав определяет исследователь, критерием является удобство рассмотрения данной системы.

Предельными случаями подсистемы будут;

а) отдельный элемент;

б) вся система.

Обратное: можно объединять системы во все большую систему.

Вложенность системы позволяет, делить систему на системы; можно объединять системы во всё большую систему.

Деление системы не ведёт к разрыву связей, они остаются, но теперь их необходимо учитывать как связи между системами. Объединение приводит к тому, что внешние связи становятся внутренними. В принципе можно отбрасывать часть связей, но это приводит к тому, что разделенная или, наоборот, объединенная система не полностью соответствует исходной ситуации.

Из всего этого следует, что предельными случаями системы являются:

элемент;

весь мир.

Говоря о составе системы, часто выделяют основные объекты и основные связи. За основу при этом обычно берется влияние данных объектов и связей на достижение поставленных перед системой задач или на её функционирование (работу). Такая оценка часто субъективна. Рекомендуется стремиться к использованию объективных оценок. К ним относятся: число связей данного объекта (зависимость от него других объектов); объем проходящей и обрабатываемой информации; важность для качества работы всей системы (в т.ч. определять число сбоев и отказов – это «слабое звено»).

В работе с системой важно следующее упрощение. Обратимся к схеме:

происходящее в системе
вх
вых

Идея: при работе с системой исключить рассмотрение происходящего в системе и исследовать только совокупность входов и выходов. Возможно ли это? Полезно ли это?

Обратимся к примеру. Большинство бытовых приборов мы умеем только включать, делать простые настройки и выключать. Всё это входы и выходы. Мешает ли нам это использовать бытовые приборы? Нет, не мешает. Мешает ремонтировать, улучшать прибор, понимать суть работы. Но мы видим, что с системой можно работать, рассматривая её как совокупность своих входов и выходов.

На основе подобных рассуждений в теории систем, кибернетике и многих других дисциплинах вводится важное понятие модуля.

Сделаем это в две ступени;

Рассмотрение объекта как совокупности только входов и выходов называется модульным подходом.

Объект, рассматриваемый на основе модульного подхода, называется модулем.

Примеры:

Часы. Вход – «посмотрел на часы». Происходящее: в часах двигаются стрелки и др. части (или работает жидкокристаллическое табло). Выход – «узнал время».

Компьютер. Вход – ввод информация, заказ команд. Происходящее: преобразование информации в системном блоке. Выход – новая информация на мониторе.

Происходящее в самолете, правительстве, банке, душе человека для нас неизвестно, тем не менее, мы можем оперировать этими понятиями на уровне причин/следствий, т.е. входов/выходов.

Аналогично можно рассмотреть химическую реакцию; процесс усвоения знаний у студента; становление или формирование общественного мнения и т.д.

Суть модульного подхода – резкое уменьшение рассматриваемой информации при сохранении возможности оперировать объектом. В принципе, за этим стоит экономизация мышления

Поэтому к сложным системам мы предпочитаем относиться как к совокупности модулей, т.е. частично или полностью оперировать только входами/выходами отдельных частей системы.

Именно модульный подход к сложной системе позволяет человечеству создавать и осваивать все более сложные системы. Предела нарастанию сложности пока не видно. Современные сложные системы полностью понятны только совокупности её создателей. А пользуются или миллионы.

Модульный подход предполагает сознательный отказ от рассмотрения того, что происходит в системе. Близким к модулю понятием является понятие чёрного ящика. В классическом случае чёрного ящика мы не знаем, что происходит в системе. Правда, вложенная в человека любознательность ведёт к тому, что всё вокруг и для одного человека, и для человечества в целом перестает быть чёрным ящиком.

Неклассическое понимание чёрного ящика - мы не хотим знать происходящее, но интересуемся причинами (входами) и следствиями (выходами).

Часто удобно считать модулем подсистему, т.е. частично или полностью описывать её совокупностью входов и выходов.

Связи в системе

Определение связи дано в п.1.1.1. Связи, наряду с новой функцией, превращают набор объектов в систему (см. определение системы в разд.1.2).

Формально связь указывает, какой объект соединен (связан) с каким. По сути, связь – это указание пары объектов и того, что передаётся между ними.

Если связь между объектами состоит в передаче принципиально разной информации или в передаче одновременно и информации, и чего-то ещё (энергии, вещества), то всё равно обычно принято считать, что связь между этими объектами одна и изображать её одной стрелкой, а различие и множественность типов связи убирать в её описание.

не используется вместо этого используется

 
 
 
 

При рассмотрении системы необходимо учитывать связи не только между объектами системы, но и связи между данной системой и другими системами.

Для всего, что не входит (не включено) в состав данной системы, но что необходимо учитывать при рассмотрении системы, вводится термин «несистема». Связи с несистемой могут оказывать важное, и даже решающее значение на поведение системы.

НЕСИСТЕМА
выходы в системе
СИСТЕМА
объекты в системе
входы в системе
– другие системы
НЕСИСТЕМА

Какие объекты включать в систему, а какие считать несистемой (или другими системами), решает исследователь. Принципами выбора могут быть удобство, разумность, сложность и др.

Характеристики в системе

Кроме объектов и связей в состав системы входят характеристики.

Характеристикойбудем называть количественное или качественное описание свойств объекта, группы объектов или системы в целом.

Характеристики могут быть количественными и качественными.

Количественные: свойстваобъектов выражаются числами.

Качественные: характеристики выражаются словами, символами, изображениями и пр. Качественные характеристики в технике называются нечисловыми.

Примеры. Числовые характеристики: рост, пройденное расстояние, давление крови, баллы ЕГЭ; качественные фамилия, адрес, цвет волос; описание объекта как сложного, умного ; характеристиками будет «приятно», «без запаха», «самочувствие плохое».

Две студенческие подгруппы могут учиться по одному плану, работать в тех же лабораториях, сдавать в одинаковые сроки сессию, но отличатся такой важной характеристикой как списочный состав.

Итак, характеристика - это конкретное описание определенного свойства объекта или группы объектов. Имеет место следующее соотношение:

ОБЪЕКТ один к многим СВОЙСТВО один к одному ХАРАКТЕРИСТИКА

Оператор «один к многим» в приведенной схеме означает, что объект имеет много свойств; оператор «один к одному» означает, что данному свойству (в данной конкретной системе) соответствует одна конкретная характеристика.

Обратим внимание, что о характеристике можно говорит, как о понятии, а можно как о значении.

Характеристикой вообще является цвет (понятие), а ее конкретным значением, будет, например, «красный». Другой пример – характеристика это цена, значение – 599 руб.

Характеристики позволяют отличать один близкий объект от другого или, наоборот, считать их одинаковыми, а также классифицировать объекты (числовые делить на группы по значению или по отнесению количественной характеристики к некоторой группе).

Задание конкретного вида характеристики насыщает систему информацией. Поясним последнее на примере.

Рассмотрим запись квадратного трехчлена а) в буквенном виде: ax2 + bx + c и б) с конкретными числами a = 1, b = 0, c=– 1.Получим запись: x2–1 . Придание буквам числовых значений – типичное насыщение системы информацией.

Другие примеры насыщения информацией – заполнение таблицы, ответы на вопросы анкеты; описание примет человека; штудирование конспекта перед экзаменом.

Очень часто характеристиками чего-то являются входы и выходы системы.

Выходы формируются внутри системы и нередко передаются в другие системы.

Это могут быть данные, сигналы, сообщения (все это информация) или энергетические и силовые воздействия.

Обратные связи в системе

При исследовании систем важным является понятие обратной связи. Оно пришло из кибернетики и оказалось очень удачным при исследовании систем вообще. Обратная связь имеет две разновидности:

влияние выходов на входы (классическое определение обратной связи)

влияние выходов на поведение системы (расширенное определение).

Графическое изображение классической обратной связи имеет вид

Расширенное определение приводит к двум видам:

Примеры обратной связи многочисленны и разнообразны. При повышении температуры внутри холодильника включается охлаждение. Вы видите ошибку в наборе или в программе и исправляете её. При управлении автомобилем вы объезжаете препятствие. За проступком следует наказание. Если существо голодно, оно ищет пищу. Лазер определяет положение листа в печатной машине, и специальный механизм подправляет его при отклонении от нормы

Обратная связь является естественным или искусственно организованным реагированием на ситуацию.

В сложной системе обратная связь может влиять на поведение объекта через ряд промежуточных связей

Покажем это на следующей схеме:

СИСТЕМА
Вх1
Вых1
Вх2

Здесь имеют место следующие обратные связи: 1-2-3-1; 3-4-6-5-3; 2-3-4-Вх2; 5-6-(35); 3-(53)-4-6; и две простейшие связи 3-5-3 и 4-6-4. во всех случаях получается влияние выхода на вход или влияние выхода на происходящее в объекте. Используется стандартное обозначение связи как пары упорядоченных объектов ((35) и (53)).

Обратные связи в некоторых типах систем (например, в программе) принято называть циклами. На приведённом выше Рис. мы видим 7 циклов.

Виды систем

Деление систем на виды очень разнообразно, укажем на важнейшие из них.

1) Первым делом выделим целенаправленные (у системы есть цель) и нецеленаправленные (нет цели) системы. Целенаправленной всегда будет искусственно созданная система (так как нет смысла создавать систему «ни для чего»).

Под целью понимается достижение системой заданных значений характеристик (как числовых – цель у ракеты, у рабочего за станком, так и несчиловых – впечатление от дизайна, выбор наказания).

Примеры целенаправленных систем: робот, транспортное средство, бытовой прибор, суд, семья, государство Цели нет у такие систем как радуга, лес, ураган, солнечная система. Спорным является вопрос, если цель у такой системы как человечество.

2) Выделим открытые и закрытые системы. Первые из них можно дополнять и изменять, вторые нельзя. Широко распространены открытые и закрытые программные комплексы. Например, закрыта для изменений программная среда 1С. Открыта операционная система Linux. Лишь частично в последние годы разрешила залезать в свои разработки ОС Windows. Аргументы приводятся как в пользу открытости («сделайте лучше нас»), так и для закрытости («только сохраняя систему неизменной, мы гарантируем качество»).

В физике открытые и закрытые системы определяются по–другому.

3) Системы делятся на статические и динамические.

Статическая системы – это система, основные характеристики которой неизменны на определенный, не очень малый промежуток времени. В статических системах не требуется заботиться о постоянной смене информации, изменения информации во времени невелики, и их можно делать без специальной организации (например, в ручном режиме).

Примеры статических систем: классификация растений и животных, строение молекул, список стран и их столиц, утвержденная структура организации, постоянная часть БД «деканат» и т д.

Динамические системы – это такие системы, в которых характеристики изменяются достаточно быстро, что требует использования специальных приёмов отслеживания и замены информации в них.

Основными в мире являются динамические системы.

Примеры динамических систем: транспортное средство (изменяются координаты положения, кол-во топлива и многое др.); живой организм, химическая реакция; обеспечивающая работу фирмы база данных; система снабжения чего-либо.

Статические систем (изменяются мало): словари/энциклопедии, учебная группа, здание, человек, система тропинок в лесу, картина в музее, понятие красоты

4) Детерминированные и стохастические (недетерминированные) системы.

(Детерминированный – в переводе с латыни – определенный; стохастический – в переводе с греческого – умеющий угадывать ).

Система называется детерминированной, если выходы в ней однозначно (или близко к однозначности) описываются по входам и текущим характеристикам системы.

Система называется стохастической, если изменения в ней (в т.ч. выходы) носят хотя бы частично случайный характер.

Другими словами, изменения в такой системе не могут быть строго предсказаны.

Типичные случаи стохастики - полностью или частично неизвестны внешние условия, не определены взаимодействия с другими системами, могут быть неточны размеры и другие характеристики самой системы, могут быть сомнения в точности выходных данных и пр.

Существуют два подхода для описания стохастических систем.

Первый: мы точно не знаем чего-то из перечисленного выше, но знаем или можем делать предположения о вероятности соответствующих величин. Тогда по этим вероятностям с применением методов теории вероятностей можно определять вероятность выходов и других характеристик.

Знание вероятностей – это приближенные сведения о системе; хуже, чем точные, но лучше, чем ничего. В этом и состоит смысл математической дисциплины – теории вероятностей.

Второй подход: мы проводим эксперименты с системой много раз (несколько десятков и более) с разными значениями тех величин, которые точно не знаем, а потом, на основе обработки результатов (статистики) делаем выводы:

о типичном поведении системы (что было чаще всего),

об экстремальном поведении (что и как часто было плохое или опасное),

об осреднённом поведении (находя средние значения, дисперсию и др.).

Понятно, что стохастические системы сложнее в исследовании. Тем интересней утверждение, что

в реальности все системы хотя бы немного недетерминированы,

– например, все измерения неточны из-за округлений чисел, всегда есть случайные воздействия и пр.

Если стохастичность оценивается как малые изменения, то возможно:

а) ограничится исследованием детерминированного случая

б) понимать детерминированный случай как начало исследования (как нулевое приближение); далее исследовать отклонения от детерминированного случая

В математике – это ограничится первым или нулевым уровнем малости при разложении функции

5. Самоорганизующиеся системы.

Система называется самоорганизующейся,если по мере работы с ней она способна улучшать качество решаемых с её помощью задач (делать что-то быстрее, точнее, дешевле и пр.)

Такие системы также называют адаптивными (приспосабливающимися).

Основной принцип работы самоорганизующихся систем – в них надо накапливать информация о соответствии входов и выходов, и на этой основе подправлять характеристики (параметры) системы, возможно, изменять связи (т.е. структуру системы) и даже вводить новые элементы.

Самоорганизация может происходить совместно человеком и автоматом или только автоматом. Если участвует только человек, то это просто улучшение системы.

6) Системы условно делятся на простые, сложные, очень сложные.

Мы приведем критерии этого деления, но термин «условно» уже говорит о том, что все они спорны.

Простыми называются системы с небольшим количеством элементов и связей.

Но что такое «небольшой/большой»? В теории эти понятия не определяются, даже математика в этом вопросе прячется за абстрактное понятие передела. Но на практике такие термины применяются.

«Небольшой» – это сколько? Три? Пять? Десять? Очень приближенный ответ – система простая, если количество элементов меньше 10, а количество типов связей не более трёх. Понятно, что чётких критериев нет, могут быть разные мнения.

Система считается очень сложной, если она состоит из очень большого количества элементов и связей.

Здесь все те же проблемы. Практик требует: очень большой – это сколько? Аналитик, математик, физик не любят отвечать на такие вопросы. Но для определения сверхбольших систем возможны другие подходы.

Первый подход – система очень большая, если её можно разделить на части (подсистемы), потом эти части ещё на части и так далее не менее 4-5 раз. В частности, такая система может быть получена неоднократным объединением и усложнением исходно не очень сложных систем.

Второй подход – знание полной структуры сверхсложной системы (из чего она состоит) и знание её работы (как она функционирует) не под силу не только одному человеку, но и одному коллективу. Сверхсложную систему досконально знает только набор коллективов её создателей.

Сложную систему удобно определять как промежуточную между простой и сверхсложной.

Примеры сверхсложных систем. Авианосец. Город. Интернет. Общество.

Примеры просто сложных систем. Транспортное средство. Метро в городе. Компьютер. Операционная система. Политическая партия. Человеческий организм.

Примеры простых систем: Лопата. Тетрадь. Забор. Комплект одежды. Учебный курс.

7) На практике одно из основных делений систем – по виду деятельности и предназначению.

Системы существуют в любой области и в любом направлении исследования. В областях их называют по наименованию отрасли, например, в строительстве, в полиграфии, в банковском деле, в городском хозяйстве, обучающие системы и т.д.

По направлениям исследования их называют по названию науки или научной ветви: физические, химические, биологические, геологические, медицинские и т.д.

Крайне редко говорят о математических и философских системах. Дело в том, что у этих наук нет предметной области. Они используются везде, где уровень исследования выходит на значительные формальные обобщения (математика) или на обобщения понятий реальной жизни (философия). Поэтому математику и философию с одной стороны называют метанауками, а с другой - служанками наук.

Приведенные классификации 1) -7) не являются полным перечнем. Например, значительная часть этого курса будет посвящена информационным системам. Напрямую мы их не отнесём ни к какой из приведённых классификаций.

Системный подход

Наши рекомендации