Определение основных терминов в Законе Украины от 08.07.2010г.
Лекция.
Отчетность в Пенсионный фонд Украины.
План занятия.
Введение
I. Основная часть
1. Определение основных терминов в Законе Украины от 08.07.2010г. №2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное социальное страхование».
2. Порядок предоставления «Отчета о суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».
3. Использование программы Пенсионного Фонда Украины «Единый взнос» при формировании отчета.
4. Порядок создания справочников для формирования базы данных.
5. Свод всех первичных отчетов в один отчет.
II. Передача отчета в Пенсионный Фонд Украины по сети интернет.
Введение
Со вступлением в силу Закона от 08.07.10г. № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее – Закон № 2464) исключительно им предусмотрено:
· Введение единого взноса вместо страховых взносов, которые ранее уплачивались в четыре фонда социального страхования;
· Формирование и ведение Пенсионным фондом Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования (далее – Государственный реестр), который позволит органам ПФУ вести учет плательщиков и застрахованных лиц в системе общеобязательного социального страхования и их идентификацию, обеспечивать накопление, хранение и автоматизированную обработку информации об уплате плательщиками единого взноса и о приобретении застрахованными лицами права на получение страховых выплат по отдельным видам общеобязательного государственного страхования.
III. Основная часть
Определение основных терминов в Законе Украины от 08.07.2010г. №2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное социальное государственное страхование».
Как уже известно, Верховная Рада Украины утвердила, а президент подписал Закон о пенсионной реформе, и уже с 1 октября 2011 года пенсии в Украине назначают и выплачивают по-новому. Однако изменения, которые Закон о пенсионной реформе вносит аж в 22 Закона Украины, касаются не только пенсионного обеспечения. Они заинтересуют, прежде всего бухгалтеров как профессионалов в начислении и уплате единого взноса. Рассмотрим вкратце каждое нововведение касающееся пенсионной реформы.
Уже с 1 октября возросла максимальная сумма заработка (дохода), из которой нужно уплачивать единый взнос. Теперь максимальная величина базы начисления единого взноса будет равна 17 (ранее 15) размерам прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Т.е. единый взнос нужно начислять и удерживать на зарплату (доход) в рамках:
ü в октябре – ноябре – 16745 грн. (985грн*17);
ü начиная с декабря – 17068 (1004грн*17).
Фактически узаконено право приглашать бухгалтеров на плановую или внеплановую проверку в стенах органа ПФУ по месту регистрации страхователя. Это возможно тогда, когда у плательщика единого взноса нет помещения, где бы могли провести проверку. Теперь это отнюдь не помеха.
Начиная с октября увеличилась сумма админштрафа за неуплату или несвоевременную уплату единого взноса, в том числе авансовых платежей. Теперь за это на должностное лицо будут налагать админштраф в размере от 25 до 50 НМДГ (от 425 грн. до 850 грн.). А если речь пойдет о неуплате или несвоевременной уплате единого взноса (в частности, авансовых платежей) в сумме свыше 300 НМДГ (5100 грн.), штраф составит от 50 до 100 НМДГ (от 850 грн. до 1700 грн.).
С нового года внедрят уплату страховых взносов в Накопительный пенсионный фонд. Участвовать в накопительной системе будут лица, подлежащие общеобязательному государственному пенсионному страхованию согласно Закону о пенсионном страховании, которым на дату введения перечисления страховых взносов в Накопительный пенсионный фонд исполнится не более 35 лет. Т.е. взносы, которые будут удерживаться с таких лиц, последуют не в солидарную систему, а в накопительную. Размер взносов, поступающих в накопительную систему, постепенно будет увеличиваться:
ü в первый год ее внедрения ставка составит 2% единого взноса;
ü во второй - 3%;
ü в третий – 4%;
ü на четвертый – 5%;
ü на пятый – 6%;
ü на шестой и последующий годы – 7%.
Изменения также коснулись и возраста выхода на пенсию. Начиная с октября 2011 года возраст, когда женщины смогут выходить на пенсию, сравнялся с возрастом выхода на пенсию мужчин и составляет 60 лет. Вместе с тем для женщин, родившихся до 31 марта 1961 года (включительно), вводится мягкий переходной период – предоставлено право выйти на пенсию раньше, нежели им исполнится 60 лет. В то же время женщинам, родившимся по 31.12.61г. (включительно), после выхода на пенсию будут устанавливать повышение пенсии, исчисленное согласно ст.27 Закона о пенсионном страховании. Его размер составит 2,5% за каждые шесть месяцев более позднего выхода на пенсию, начиная с 55 лет до достижения ими 60-летнего возраста.
В период до 1 января 2015 года женщины, которым исполнится 55 лет, смогут досрочно выйти на пенсию. Но только имеющие не менее 30 лет страхового стажа и уволившиеся с работы. Однако в этой бочке меда есть и ложка дегтя. Если женщина воспользуется таким правом и выйдет на пенсию досрочно, размер ее пенсии, исчисленный в соответствии со ст.ст.27 и 28 Закона о пенсионном страховании, будет уменьшаться на 0,5% за каждый полный или неполный месяц досрочного выхода на пенсию. Фактически это означает, что размер выплаты только за год досрочного выхода на пенсию уменьшится на 6%. Если женщина, которой досрочно назначат пенсию по приведенной норме, трудоустроится, выплату досрочной пенсии на время работы прекратят.
Законодатели не изменили требования к выходу на пенсию по возрасту на льготных условиях и пенсиям за выслугу лет. В частности, работники образования, здравоохранения и социального обеспечения, спортсмены – заслуженные мастера спорта, мастера спорта международного класса – члены сборных команд, артисты, как и доныне, могут выходить на пенсию за выслугу лет независимо от возраста. Вместе с тем упомянутым лицам при выполнении двух условий при назначении пенсии по возрасту будут выплачивать денежную помощь в размере десяти их месячных пенсий по состоянию на день ее назначения. Условие первое: до обращения за пенсией лицо не получало какой-либо пенсии. Условие второе: заслужить право на такую пенсию нужно, работая в заведениях и учреждениях государственной или коммунальной формы собственности – иметь надлежащий страховой стаж на указанных должностях 35 и 30 лет – для мужчин и женщин соответственно.
Всем, кто пожелает выйти на пенсию с более позднего срока и продолжит трудиться, и ранее предусматривалась компенсация в виде повышения будущей пенсии. Законом о пенсионной реформе ее усовершенствовали и увеличили проценты повышения пенсии в случае переработки. Теперь все будет зависеть не от того, сколько лет вы переработаете после достижения пенсионного возраста, а от количества месяцев страхового стажа после достижения пенсионного возраста. Если гражданин отсрочит выход на пенсию на срок до 60 месяцев, его пенсию, исчисленную по ст. 27 Закона о пенсионном страховании, увеличат на 0,5% за каждый полный месяц страхового стажа после достижения пенсионного возраста. Когда же лицо отсрочит выход на пенсию на срок свыше 60 месяцев, то за каждый полный месяц страхового стажа после достижения пенсионного возраста пенсию будут увеличивать на 0,75%.
Увеличили законодатели не только возраст выхода на пенсию, но и необходимый для ее назначения страховой стаж.
1. Уже с октября минимальный стаж, дающий право на назначение пенсии, должен составлять не менее 15 лет. Прежде речь шла о 5 годах страхового стажа.
2. Увеличено количество лет страхового стажа, необходимого для назначения минимальной пенсии. Дабы работник, которому исчислили пенсию в размере меньше минимального, получал законодательно утвержденный минимум, мужчинам необходимо иметь 35 лет страхового стажа, а женщинам – 30. За каждый год страхового стажа свыше 35 лет мужчинам и 30 женщинам пенсию по возрасту будут увеличивать на 1% ее размера, но не более чем на 1% минимального размера пенсии по возрасту. Эти нормы будут работать только для лиц, которым пенсию назначат с 01.10.11г. Лицам, которым пенсия назначена до этой даты минимальную пенсию будут выплачивать мужчинам за 25, а женщинам за 20 лет страхового стажа, и доплату за стаж свыше нормы также будут начислять, если таковой превысит указанный. Соответственно, все, получавшие до 01.10.11 г. минимальную пенсию и доплату за сверхнормативный стаж более 25 и 20 лет, будут продолжать их получать за такой стаж. Единственное исключение – если физлицу после этой даты произведут перерасчет пенсии с учетом зарплаты за периоды страхового стажа после назначения пенсии.
3. Законодатели изменили требования к страховому стажу, который необходим для получения права на пенсию по инвалидности. Причем лица, признанные инвалидами после достижения пенсионного возраста, предусмотренного ст.26 Закона и пенсионном страховании, будут иметь право на пенсию по инвалидности при наличии 15 лет страхового стажа.
4. Дабы иметь право на пенсию в случае утраты кормильца, необходимо столько же лет стажа, как при назначении пенсии по III группе инвалидности.
5. Увеличены требования к страховому стажу, дающему право на назначение пенсии по инвалидности в размере пенсии по возрасту. Следует напомнить, что если инвалиды II и III групп не работают, они могут получать пенсию по инвалидности в размере 100% пенсии по возрасту, а не обычные 90% или 5%. Теперь количество лет страхового стажа несколько увеличится, и будет зависеть от возраста инвалида.
Изменения также коснулись и среднего заработка для пенсии. В расчете среднего заработка для пенсии сразу несколько качественных изменений, которые частично заработают с 1 октября, а частично – лишь с 1 января 2012 года.
1. Количество месяцев, которые учитывают при исчислении заработка для пенсии, может уменьшиться. Уже с 1 октября для исчисления пенсии будут учитывать зарплату (доход) за весь период страхового стажа, начиная с 1 июля 2000 года. Отныне заработок за период до 1 июля 2000 года будут принимать во внимание только в двух случаях:
ü при желании пенсионера и при условии подтверждения справки о заработной плате первичными документами в период до 1 января 2016 года. О своем желании пенсионер должен указать в заявлении о назначении пенсии.
ü если страховой стаж, начиная с 1 июля 2000 года, менее 60 месяцев.
2. Из расчета пенсии можно исключить больше нежелательных месяцев. Основания для исключения из расчета месяцев, в которых были минимальные заработки, увеличились. Итак, физлицо, которое обратилось за назначением пенсии, вправе пожелать, дабы в расчетах не принимали участие:
ü периоды до 60 календарных месяцев страхового стажа при условии, что они в сумме равны не более 10% продолжительности страхового стажа, учтенного в одинарном размере;
ü периоды срочной военной службы, обучения, ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, за пенсионером, который по заключению медзаведения нуждается в постоянном постороннем уходе, ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, за период с 1 июля 2000 года до 1 января 2005 года;
ü периоды прохождения срочной военной службы в Вооруженных силах Украины, СБУ, других созданных в соответствии с законодательством Украины воинских формированиях, а также в органах МВД Украины за период с 1 января 2005 года;
ü время получения пособия по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста за период с 1 января 2005 года;
ü время фактического ухода (за период с 1 января 2005 года и при условии, что такие неработающие трудоспособные лица получают пособие или компенсацию согласно законодательству):
Ø неработающего трудоспособного отца (матери) за ребенком-инвалидом;
Ø неработающих трудоспособных лиц за инвалидом I группы или престарелым. Который по заключению медзаведения нуждается в постоянном постороннем уходе или достиг 80-летнего возраста.
Это нововведение позволит увеличить коэффициент заработка, который принимают во внимание, назначая пенсию. Ведь из расчета будут исключены месяцы, когда взносы уплачивались исходя из минимального размера. А значит, суммы пенсий должны будут увеличиваться.
3. Среднегодовую сумму заработка для пенсии с 01.01.12 г. будут определять по- новому. С указанной даты показатель среднего заработка, который используется для расчета пенсии, будут брать не за год, предшествующий году обращения за назначением пенсии, а за три календарных года, предшествующие году обращения за назначением пенсии. Это приведет к тому, что суммы пенсий, которые будут назначать после 01.01.12 г., окажутся несколько ниже, если их сравнить с возможными суммами, когда пенсию исчисляли бы из заработка за один год при прочих равных условиях.
В перерасчете также сразу несколько новаций. И касаются они, в частности работающих пенсионеров.
1. Урегулирован вопрос перерасчета пенсии с учетом страхового стажа, полученного после ее назначения. Здесь есть несколько нюансов относительно его проведения.
Ø Если пенсионер после назначения пенсии продолжал трудиться, перерасчет осуществляют, руководствуясь не менее чем 24 месяцами страхового стажа после назначения пенсии независимо от перерывов в работе. Вместе с тем будут учитывать зарплату, из которой исчислена пенсия.
Ø Если у пенсионера после назначения пенсии меньше 24 месяцев страхового стажа, перерасчет будут производить не ранее чем спустя два года после ее назначения. В этом случае перерасчет будут делать только по страховому стажу.
Ø Если у физлица, достигшего пенсионного возраста, отсутствовал страховой стаж, необходимый для назначения пенсии в минимальном размере, ему выплачивали пенсию, меньше минимальной. В случае же работы после ее назначения и получения права на минимальную пенсию по заявлению физлица будут проводить соответствующий перерасчет. Пенсию пересчитают независимо от того, сколько времени прошло после ее назначения, с учетом зарплаты, из которой назначена пенсия.
2. Пенсионерам, получающим пенсию за выслугу лет, перерасчет пенсии с учетом стажа проводить не будут до достижения пенсионного возраста.
3. Перерасчет минимальных пенсий и доплаты за сверхнормативный стаж в связи с повышением прожиточного минимума будут осуществлять только неработающим пенсионерам. Отныне пенсию будут пересчитывать только неработающим пенсионерам. А тем, кто, получая пенсию, трудится, подобный перерасчет будут проводить только после увольнения с работы или прекращения такой деятельности. Однако следует отметить, что доплаты и повышения, устанавливаемые в соответствии с законодательством к пенсиям и размер которых определяется от прожиточного минимума, будут пере рассчитывать независимо от того, работает лицо или нет.
Увеличен возраст выхода на пенсию для госслужащих и научных работников. Так, женщины могут уйти на пенсию только после достижения пенсионного возраста, указанного в ст.26 Закона о пенсионном страховании. А вот мужчины, претендующие на такую пенсию, почувствуют «улучшения» начиная с 1 января 2013 года, тогда их возраст выхода на пенсию начнут постепенно увеличивать. До этой даты мужчины могут уйти не желаемый отдых в 60 лет. Для назначения пенсии научным работникам и госслужащим необходимо наличие 30 и 35 лет страхового стажа, соответственно, для женщин и мужчин. Вместе с тем требования к спец. стажу не изменяются. Еще одна важная новость для работающих пенсионеров, пенсию которым назначили в соответствии с Законом о госслужбе и Законом, о научной деятельности. В период работы на должностях, дающих право на назначении такой пенсии, ее будут выплачивать в размере, исчисленном согласно Закону о пенсионном страховании. А уже после увольнения с таких должностей пенсионеры будут получать пенсии в размере, исчисленном на основании вышеупомянутых Законов. Правда, это правило коснется только тех пенсионеров, пенсии которым:
Ø будут назначать, начиная с 1 октября 2011 года;
Ø назначили до 1 октября 2011 года, но которые устроились на работу с этой даты или позднее.
Законодатели предусмотрели, что максимальная сумма пенсии не может превышать 10 прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность. Т.е. с октября сумма максимальной пенсии составит 7840 грн. Тем пенсионерам, которым пенсию назначили до 01.10.11 г. и у которых ее размер будет превышать максимальную сумму, пенсию будут выплачивать без индексации, а также без ежегодного повышения. По таким пенсиям также не будут проводить никаких перерасчетов, предусмотренных законодательством, до того момента, когда размер пенсии будет соответствовать максимальной ее величине. Т.е. размеры таких пенсий будут заморожены на некоторое время.
Напомним также, что Застрахованными лицами согласно п.2-14 ч.1 ст.4 Закона № 2464 считаются работники – граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые работают на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством.
ПФУ формирует и ведет Государственный реестр, который состоит из реестра страхователей и реестра застрахованных лиц (Положение о Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования, утвержденное постановлением правления ПФУ от08.10.10г.№22-1) В реестре застрахованных лиц вносятся сведения о физических лицах, которые подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию. Это будут персонифицированные сведения о зарплате (доходе, денежном обеспечении) застрахованных лиц, на которую начислены и с которой уплачены страховые взносы, и другие сведения, которые представляются работодателями. Сведения о физических лицах – предпринимателях и лицах, которые обеспечивают себя работой самостоятельно, представляются непосредственно этими лицами.
Размеры ставок единого взноса к базе его начисления установлены в ст.8 Закона № 2464 дифференцированно, в зависимости от категории плательщиков и видов выплат. Так в бюджетных организациях ставки единого взноса устанавливаются по удержанию из дохода в размере 3,6%, по начислению на доход в размере 36,3%.
Данные страховые взносы распределяются непосредственно Пенсионным Фондом по Фондам социального страхования в следующем размере от общей суммы поступлений:
- Общегосударственное социальное страхование на случай безработицы - 3,962%
- Общегосударственное социальное страхование в связи с временной потерей нетрудоспособности – 3,6978
- Общегосударственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний – 4,6487
2. Порядок предоставления «Отчета о суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное страхование»
Работодатели (юридические и физические лица, использующие труд физических лиц на условиях трудового, гражданско-правового договора или на других условиях, предусмотренных законодательством) представляют в органы Пенсионного Фонда Отчет о суммах начисленной заработной платы (дохода, денежного обеспечения, пособия, компенсации) застрахованных лиц и суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.
Работодатели представляют Отчет ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за базовымотчетным периодом(п.3.1 Порядка №22-2).
Отчет представляется либо в электронной форме согласно Порядку представления отчетов в Пенсионный фонд Украины в электронной форме, утвержденному постановлением правления ПФУ от 19.04.07 г. №7-7, либо на бумажных носителях, заверенных подписью руководителя страхователя и скрепленных печатью (при наличии), к которым прилагается электронная форма на электронных носителях информации.