Ввод и просмотр данных посредством формы
1. С помощью Мастера форм создайте форму Состав преподавателей (тип - форма один столбец).
2. Найдите запись о доценте Гришине, находясь в режиме формы.
3. Измените зарплату ассистенту Сергеевой с 470 р. на 490 р.
4. Произведите сортировку данных в поле "Фамилия" по убыванию.
5. Произведите фильтрацию данных по полю "Должность".
6. Измените название поля "Дисциплина" на "Преподаваемая дисциплина".
7. Просмотрите форму с точки зрения того, как она будет выглядеть на листе бумаги.
Технология работы
1. Для создания формы Состав преподавателей:
откройте вкладку Формы в окне базы данных;
· щелкните по кнопке <Создать>;
· в появившемся окне выберите (подведите курсор мыши и щелкните левой кнопкой) пунктМастер форм;
· щелкните по значку списка в нижней части окна;
· выберите из появившегося списка таблицу Преподаватель;
· щелкните по кнопке <ОК>;
· в появившемся окне выберите поля, которые будут присутствовать в форме. В данном примере присутствовать будут все поля, поэтому щелкните по кнопке ;
· щелкните по кнопке <Далее>;
· в появившемся окне уже выбран вид Форма в один столбец, поэтому щелкните по кнопке <Далее>;
· в появившемся окне выберите стиль оформления. Для этого щелкните по словам, обозначающим стили, либо перемещайте выделение стрелками вверх или вниз на клавиатуре. После выбора стиля щелкните по кнопке <Далее>;
· в появившемся окне задайте имя формы, набрав на клавиатуре параметр Состав преподавателей. Остальные параметры в окне оставьте без изменений;
· щелкните по кнопке <Готово>. Перед вами откроется форма в один столбец. Столбец слева - это названия полей, столбец справа - данные первой записи (в нижней части окна в строке параметра Запись стоит цифра "1"). Для перемещения по записям надо щелкнуть по кнопке (в сторону записей с большими номерами) или (в сторону записей с меньшими номерами). Кнопка - это переход на первую запись, кнопка - переход на последнюю запись.
2. Для поиска преподавателя Миронова:
переведите курсор в первую строку поля "Фамилия';
· выполните команду Правка, Найти;
· в появившемся окне в строке Образец введите фамилию Миронов;
· в строке параметра Просмотр должно быть слово ВСЕ (имеется в виду искать по всем записям);
· в строке параметра Совпадение выберите из списка параметр С любой частью поля;
· в строке параметра Только в текущем поле установите флажок (должна стоять "галочка");
· щелкните по кнопке <Найти>. Курсор перейдет на вторую запись и выделит слово Миронов;
· щелкните по кнопке <Найти далее>. Курсор перейдет на седьмую запись и также выделит слово Миронов;
· щелкните по кнопке <3акрыть> для выхода из режима поиска;
3. Для замены зарплаты ассистенту Сергеевой с 470 р. на 490 р.:
· переведите курсор в первую строку поля "Зарплата";
· выполните командуПравка, Заменить;
· в появившемся окне в строке параметра Образец введите 470 р.;
· в строке параметра Заменить на введите 490 р. Обратите внимание на остальные опции - вам надо вести поиск по всем записям данного поля;
· щелкните по кнопке <Найти далее>. Курсор перейдет на четвертую запись, но здесь не нужно менять данные, поэтому снова щелкните по кнопке <Найти далее>. Курсор перейдет на девятую запись - это то, что нам надо;
· щелкните по кнопке <3аменить>. Данные будут изменены;
· щелкните по кнопке <3акрыть>.
4. Дня сортировки данных в поле "Год рождения" по убыванию:
· щелкните по любой записи поля "Год рождения";
· щелкните по кнопке на панели управления или выполните команду Записи, Сортировка, Сортировка по убыванию. Все данные в таблице будут отсортированы в соответствии с убыванием значений в поле "Год рождения".
5. Для фильтрации данных по полю "Должность":
· щелкните по записи Доцент поля "Должность";
· щелкните по кнопке или выполните командуЗаписи, Фильтр, Фильтр по выделенному. В форме останутся только записи о преподавателях - доцентах;
· щелкните по записи Информатика поля "Дисциплина";
· щелкните по кнопке или выполните командуЗаписи, Фильтр, Фильтр по выделенному. В форме останутся только записи о преподавателях - доцентах кафедры информатики;
· для отмены фильтра щелкните по кнопке на панели инструментов или выполните командуЗаписи, Удалить фильтр. В таблице появятся все данные;
6. Измените название поля "Дисциплина" на "Преподаваемая дисциплина". Для этого:
· перейдите в режим конструктора, щелкнув по кнопке на панели инструментов или выполнив командуВид, Конструктор;
· щелкните правой кнопкой мыши в поле "Дисциплина" (на названии поля - оно слева, а строка справа с именем Дисциплина - это ячейка для данных, свойства которых мы не будем менять). В появившемся меню выберите пунктСвойства.На экране откроется окно свойств для названия поля "Дисциплина";
· щелкните по строке с именем Подпись, т.е. там, где находится слово Дисциплина;
· сотрите слово "Дисциплина" и введите "Преподаваемая дисциплина";
· для просмотра результата перейдите в режим формы, выполнив команду Вид, Режим формы.
7.Для просмотра созданной формы:
· щелкните по кнопке или выполните командуФайл, Предварительный просмотр. Вы увидите форму как бы на листе бумаги;
· закройте окно просмотра.
Основная литература:[1] – 1-638 c, [2] 1- 432 c.
Дополнительная литература:[9] – c.
Контрольные вопросы:
- Какие данные называются структурированными?
- Дайте определение и опишите назначение базы данных.
- Дайте определение и опишите назначение системы управления базой данных.
- Поясните, в чем заключается различие архитектур баз данных, организованных по принципу клиент-сервер и файл-сервер.
- Назовите и поясните взаимосвязь структурных элементов базы данных.
- Дайте понятие ключа. Какие виды ключей вы знаете?
- Какие характеристики указываются при описании структуры базы данных и каково назначение такого описания?
- Данные каких типов могут храниться в полях базы данных?
- Какие модели данных вы знаете?
- Поясните назначение ключевых полей в реляционной базе данных.
- Что называется инфологической моделью предметной области?
- Какие виды связей между объектами вам известны?
- В чем заключается принцип нормализации отношений?
- Поясните, каким требованиям должны отвечать отношения, находящиеся в первой, второй и третьей нормальной формах.
- Каковы основные функциональные возможности СУБД?
- Назовите и охарактеризуйте основные этапы технологического процесса обработки информации с использованием СУБД
Лабораторная работа №6
Тема: Реляционная база данных Access. Запросы и выборки. Обработка данных с помощью отчетов. (2 часа).
Цель- знакомство с функциональными возможностями СУБД и общей методологией использования этих программных средств в профессиональной работе, связанной с организацией хранения и обработки данных.
Теоретическая часть.
Формирование запросов на выборку. Запросы являются мощным средством обработки данных, хранимых в таблицах Access 97. С помощью запросов можно просматривать, анализировать и изменять данные из нескольких таблиц. Они также используются в качестве источника данных для форм и отчетов. Запросы позволяют вычислять итоговые значения и выводить их в компактном формате, подобном формату электронной таблицы, а также выполнять, вычисления над группами записей Самостоятельно разработать запросы можно в режиме конструктора.
В Access 97 можно создавать следующие типы запросов:
1. запрос на выборку;
2. запрос с параметрами;
3. перекрестный запрос;
4. запрос на изменение (запрос на удаление, обновление и добавление записей на создание таблицы);
5. запросы SQL (запросы на объединение, запросы к серверу, управляющие запросы, подчиненные запросы)
Задание 1