Теоретическая часть. Й курс, 2-й семестр, Географический факультет, 2014-15 уч.г

Вопросы к зачету

по курсу «Информатика»,

Й курс, 2-й семестр, Географический факультет, 2014-15 уч.г.

Теоретическая часть

1. Информация в материальном мире. Данные. Носители данных. Операции с данными.

2. Кодирование данных двоичным кодом. Кодирование целых и действительных чисел. Перевод десятичного числа в двоичную систему.

3. Кодирование текстовых данных. Различие кодировок ASCII, Windows-1251, КОИ-8. Универсальная кодировка текстовых данных UNICODE.

4. Кодирование графических данных.

5. Основные структуры данных. Линейная, иерархическая, табличная. Дихотомия данных.

6. Файлы и файловая структура. Единицы измерения данных. Единицы хранения данных.

7. Предмет и задачи информатики. Истоки и предпосылки информатики.

8. Принципы действия современного компьютера. Программное, интерактивное управление. Математические первоисточники создания компьютера. Двоичная система Лейбница. Математическая логика Буля. Основные операции логической алгебры.

9. Методы классификации компьютеров. По назначению, по уровню специализации, по типоразмерам, по совместимости.

10. Состав вычислительной системы (ПК). Аппаратная, программная конфигурация. Классификация прикладных программных средств.

11. Классификация служебных программных средств.

12. Устройство персонального компьютера. Базовая аппаратная конфигурация.

13. Внутренние устройства системного блока.

14. Системы, расположенные на материнской плате. Оперативная память. Принцип работы. Характеристики. Процессор. Принцип работы. Связь с остальными устройствами ПК. Системы команд CISC, RISC.

15. Основные параметры процессоров для ПК. Единицы измерения данных параметров. Принципы работы процессора.

16. Микросхема ПЗУ и система BIOS.

17. Энергонезависимая память CMOS.

18. Шинные интерфейсы материнской платы.

19. Периферийные устройства персонального компьютера.

20. Устройства ввода графических данных.

21. Устройства вывода данных. Их характеристики, принципы работы.

22. Устройства хранения данных.

23. Системный блок ПК. Варианты исполнения.

24. Монитор. Принципы работы. Размеры. Частота обновления кадров.

25. Клавиатура. Принцип действия. Состав клавиатуры. Определение ALT-кодов произвольных символов. Настройка клавиатуры.

26. Мышь. Принцип действия. Чувствительность.

27. Внутренние устройства системного блока.

28. Материнская плата. Что на ней размещается?

29. Жесткий диск. Устройство. Основные параметры.

30. Дисководы оптических дисков. Виды, емкость, характеристики.

31. Видеокарта (видеоадаптер). Разрешение экрана ЖК-монитора. Цветовое разрешение. Видеоускорение.

32. Системы, расположенные на материнской плате. Оперативная память. Процессор. Шины связи процессора с другими устройствами. Система команд процессора. CISC и RISC процессоры. Совместимость процессоров.

33. Основные параметры процессоров.

34. Микросхема ПЗУ и система BIOS.

35. Энергонезависимая память CMOS.

36. Шинные интерфейсы материнской платы.

37. Периферийные устройства ПК. Устройства ввода графической информации. Основные параметры.

38. Устройства вывода данных.

39. Устройства хранения данных.И

40. Функции операционных систем ПК.

41. Виды интерфейсов пользователя ОС. Активные и пассивные элементы управления. Обеспечение автоматического запуска ОС.

42. Организация файловой системы. Наименьшая единица хранения данных. Наименьшая единица адресации к данным. Системы FAT32 и NTFS. Сравнение эффективности их работы.

43. Обслуживание файловой структуры, происходящее под управлением ОС. Основные операции.

44. Создание и именование файлов. Особенности использования «длинных» имен.

45. Создание каталогов. Копирование, перемещение и удаление каталогов (папок) и файлов. Навигация по файловой структуре. Управление атрибутами файлов.

46. Управление установкой, исполнением и удалением приложений. Понятие многозадачности. Вопросы надежности.

47. Обеспечение взаимодействия с аппаратным обеспечением. Принцип динамического распределения ресурсов ОС.

48. Обслуживание компьютера. Средства проверки, сжатия дисков. Средства управления виртуальной памятью. Средства кеширования дисков.

49. Введение в язык программирования С++. Арифметика. Типы данных. Выражения. Переменные, идентификаторы, ключевые слова. Примеры правильных идентификаторов. Типы данных. Арифметические операторы.

50. Ввод – вывод данных, комментарии. Структура программы.

51. Критерии качества программ.

52. Условный оператор. Логические операторы. Синтаксис условной инструкции if-else. Вложенные условные инструкции. Пример программы попадания точки с координатами (x,y) в одну из четвертей плоскости.

53. Операторы сравнения. Логические операторы. Примеры.

54. Изменения порядка вычислений. Оператор приращения. Префиксная и постфиксная формы оператора. Их различие. Примеры.

55. Оператор уменьшения на 1. Префиксная и постфиксная формы.

56. Операторы цикла. Цикл for.

57. Оператор while с предусловием. Синтаксис оператора. Особенности в выполнении.

58. Оператор for – бесконечный цикл. Оператор for – пустой цикл.

59. Цикл while с постусловием. Синтаксис. Различие в выполнении с оператором while с предусловием.

60. Бесконечные циклы.

61. Оператор for – бесконечный цикл.

62. Оператор for – пустой цикл.

63. Оператор for с управляющей переменной, отличной от int.

64. Оператор break – выход из цикла.

65. Применение оператора цикла while для суммирования рядов.

66. Оператор выбора (switch). Выбор на множестве условий.

67. Оператор switch – использование break.

68. Массивы. Одномерные, двумерные, многомерные. Описание.

69. Динамическое распределение памяти. Указатели. Создание указателей. Выделение памяти.

70. Создание массива с помощью оператора new. Проверка значения, возвращаемого new. Освобождение памяти. Общая схема. Операции над указателями.

71. Функции. Объявление функций. Передача массива в качестве параметра.

72. Локальные и глобальные переменные. Передача параметров по значению и по ссылке.

73. Объявление функции. Передача имен функций и указателей через список аргументов.

74. Передача массива в качестве параметра.

75. Передача указателей на массивы через список аргументов.

76. Виды компьютерной графики. Растровая графика. Разрешение оригинала, экранного изображения, печатного изображения. Понятие линиатуры.

77. Методы растрирования. Растрирование с частотной, амплитудной, стохастической модуляцией. Связь между разрешением оригинала, частотой растра и градацией уровней тона.

78. Математические основы векторной графики. Точка, прямая, отрезок, кривые второго и третьего порядка. Кривые Безье.

79. Форматы графических данных. Понятие цвета. Способы описания цвета. Цветовое пространство. Законы трехмерности, непрерывности и аддитивности.

80. Плоскость единичных цветов. Треугольник цветности. Цветовые модели RGB, CMYK. Цветовая палитра (стандартная, индексная). Системы управления цветом (цветовая гамма, калибровка).

81. Программные средства для работы с растровой, векторной графикой. Графические возможности систем Maple и GnuPlot.

Практическая часть (примерные варианты практических заданий)

  1. Задание 1.

В рамках пакета MS Excel решить следующую задачу. Задачу оформить на отдельном рабочем листе. Рабочему листу дать соответствующее название.

Задание таблицы значений функции с параметром. Вычислить таблицу значений функции Теоретическая часть. Й курс, 2-й семестр, Географический факультет, 2014-15 уч.г - student2.ru , где x – меняется от -2 до 2 с шагом 0.1, k – параметр, задаваемый пользователем таблицы. На этом же листе построить график функции. Задавая различные значения параметра, показать как изменяется график.

  1. Задание 2.

Используя пакет MS Access 2007 решить следующую задачу.

На основе существующей базы данных «Комплектующие», «Поставщики» (с заданной структурой) выполнить следующие задания: 1) создать и изменить межтабличные связи между этими таблицами. 2) создать запрос на выборку данных, используя Конструктор запросов (например, подобрать процессор , оптовая цена которого менее заданной). 3) задать специальный запрос с параметром (в поле «условие отбора» написать текст «введите минимальную частоту процессора»). 4) создать итоговый запрос с помощью бланка запроса по образцу. Например, добавить в таблицу «Комплектующие» новое текстовое поле «Тип ПК» (деловой, игровой), указать цены на комплектующие для каждого типа (плата, процессор, память, диск, корпус, видеокарта). С помощью Конструктора запросов создать итоговый запрос. Ответить на вопросы: какова цена ПК каждого типа (сумма стоимости комплектующих).

  1. Задание 3.

Используя среду программирования DevCpp или Visual Studio написать на языке С++ программу для решения следующей задачи.

1) Циклически сдвиньте элементы массива вправо (0-й элемент становится 1-м, 1-й становится 2-м, ..., последний становится 0-м).

2) Напишите функцию bool IsDigit(char), которая определяет, является ли входной символ цифрой.

  1. Задание 4.

Используя пакет Maple решить одну из следующих задач.

1) Построить на одном рисунке два одномерных графика: Теоретическая часть. Й курс, 2-й семестр, Географический факультет, 2014-15 уч.г - student2.ru , Теоретическая часть. Й курс, 2-й семестр, Географический факультет, 2014-15 уч.г - student2.ru .

2) Решить уравнение 3x-(18x+1)1/2+1=0.

  1. Задание 5.

Используя пакет GnuPlot решить одну из следующих задач.

1) Построить одномерный график для функции, заданной аналитически Теоретическая часть. Й курс, 2-й семестр, Географический факультет, 2014-15 уч.г - student2.ru .

2) Построить двумерный график для функции, заданной как

Теоретическая часть. Й курс, 2-й семестр, Географический факультет, 2014-15 уч.г - student2.ru .

Основная литература

1. Симонович С.В. Информатика. Базовый курс. Учебник для вузов 3-е изд.– С-Пб.: Питер, 2011, 640с.

2. Степанов А.Н. Информатика. Учебник для вузов. – 4-е изд. – С-Пб.: Питер, 2006, 684с.

3. Подбельский В.В. Стандартный Си++. М.: Финансы и статистика, 2008, 688с.

4. Рудикова Л.В. Microsoft Office для студента. - БХВ-Петербург, 2005, 592с.

5. Вадзинский Р. Статистические вычисления в среде Excel, СПб, Питер, 2008, 608с.

6. Гринченко Н.Н., Гусев Е.В., Макаров Н.П. Проектирование баз данных. СУБД Microsoft Access: Учеб. пособие для вузов. — М.: Горячая линия-Телеком, 2004, 240с.

Наши рекомендации