Урок 3. Основные устройства компьютера. Программное обеспечение компьютера
Обеспечение урока:
§ 4 из [1].
Ход урока
1. Проверьте выполнение домашнего задания.
2. Проведите самостоятельную работу по разделу 1 «Введение» (7—10 мин). Задания для самостоятельной работы приведены в приложении 1.
Замечание. Желательно, чтобы ответы на вопросы заданий учащиеся писали на отдельном листе бумаги. Лист должен быть подписан (фамилия, класс, группа, дата). Текст заданий переписывать не нужно, следует писать только номера заданий и ответы.
3. Расскажите учащимся о компьютере как о современном инструменте для работы с информацией. Продемонстрируйте общий вид компьютера (в кабинете информатики).
4. Введите понятие «компьютер» — аппаратно-программный комплекс, предназначенный для автоматизации работы с информацией. Поясните, что
означают слова «аппаратно-программный комплекс».
Обсудите с учащимися, какой компьютер называется персональным.
5. Поясните, что понимается под термином «аппаратное обеспечение компьютера».
6. Объясните учащимся, что рассматривать многочисленные устройства компьютера удобно в зависимости от выполняемых функций: обработка информации, ее хранение, ввод, вывод, передача. Перечислите (и покажите) основные устройства компьютера (см. таблицу «Основные устройства компьютера (по выполняемым функциям)»). Поясните кратко назначение каждого из перечисленных устройств.
Таблица. Основные устройства компьютера (по выполняемым функциям)
Функция компьютера | Устройство |
Обработка информации | Процессор |
Хранение информации | Оперативная память (состоит из модулей оперативной памяти) Внешняя память (магнитные и оптические диски, флэш-память, дисководы, накопитель на жестком магнитном диске, или винчестер) |
Ввод информации | Клавиатура, манипулятор «мышь» |
Вывод информации | Монитор, принтер |
Передача информации | Модем |
Замечание 1. Постарайтесь при объяснении материала использовать знания учащихся о составе компьютера, так как многие из них имеют компьютер дома и кое-что о них знают. Может быть, Ваша деятельность сведется лишь к систематизации знаний учащихся.
Замечание 2. Если есть возможность, покажите процессор и устройства для хранения информации (модули оперативной памяти, диски, флэш-память и др.).
Замечание 3. Пока не следует подробно характеризовать устройства компьютера, так как более подробно с этими устройствами учащиеся будут знакомиться при изучении курса информатики в следующих классах. Достаточно лишь назвать устройство, кратко охарактеризовать его основное назначение (или назвать функцию, которую оно выполняет).
7. Поясните, что, кроме основных устройств, существуют и дополнительные (звуковые колонки, наушники и др.). Эти устройства будут рассматриваться по мере их использования при работе с различными видами информации.
8. Сообщите, что для обмена информацией компьютеры могут быть объ-
единены в компьютерную сеть (локальную или глобальную).
9. Объясните учащимся, что такое «программа» и «программное обеспечение (ПО)компьютера».
10. Поясните, что по назначению программы можно условно разделить на: системные, прикладные и инструментальные. Кратко укажите назначение каж-
дой группы (см. таблицу «Группы ПО (по назначению)»). Приведите примеры.
Таблица. Группы ПО (по назначению)
Группы ПО (по назначению) | Назначение (основное) | Примеры |
Системные | Обеспечивают совместную работу всех устройств компьютера и человека с компьютером | ОС Windows, ОС Unix |
Прикладные (приложения) | Для решения конкретных задач пользователя в определенной области науки, техники, экономики, искусства, народного хозяйства и т. п. | MS WordPad, MS Word, MS Paint, Adobe PhotoShop, CorelDraw |
Инструментальные | Для разработки компьютерных программ | Языки программирования Pascal, Си, система ИнтАл |
Предложите учащимся привести примеры известных им программ. Обсудите их и определите вместе, к какому типу относятся эти программы.
11. Расскажите, что такое «операционная система», и объясните ее важность для работы компьютера.
12. Поясните кратко учащимся, что входит в понятие «интерфейс» компьютера.
Замечание. Уже на следующем уроке они будут знакомиться более подробно с пользовательским интерфейсом.
Задание на дом:
1) краткий конспект урока: а) записать в рабочую тетрадь; б) уметь пересказывать своими словами содержание конспекта; в) уметь приводить примеры, поясняющие изученные понятия и термины;
2) ответить на вопрос задания 21 § 4 из [1];
3) игра «Составь слова из букв слова». Составить и записать слова из букв слова «компьютер». Буквы слова «компьютер» можно использовать несколько раз. Подсчитать и записать количество составленных слов.
Замечание. Поясните, как играть в такую игру.
Урок 3 (конспект). Основные устройства компьютера. Программное обеспечение компьютера 1. Компьютер — это аппаратно-программный комплекс, предназначенный для автоматизации работы с информацией. 2. Компьютер, рассчитанный на использование одним человеком, называют персональным компьютером (ПК). Человека, управляющего работой компьютера, называют пользователем. 3. Компьютер помогает человеку: быстро обрабатывать большие объемы информации, хранить информацию на своих носителях, осуществлять поиск и передачу информации. 4. Аппаратное обеспечение компьютера представляет собой набор технических устройств. 5. Таблица. Основные устройства компьютера (по выполняемым функциям). | |||
Функция компьютера | Устройства (основные) | ||
Обработка информации | Процессор | ||
Хранение информации | Оперативная память (состоит из модулей оперативной памяти) Внешняя память (магнитные и оптические диски, флэш-память, дисководы, накопитель на жестком магнитном диске, или винчестер) | ||
Ввод информации | Клавиатура, манипулятор «мышь» | ||
Вывод информации | Монитор, принтер | ||
Передача информации | Модем | ||
6. Для обмена информацией отдельные компьютеры объединяются в компьютерную сеть. Сеть может быть локальной или глобальной. 7. Программа — последовательность команд для обработки информации, составленная человеком на языке, понятном компьютеру. Программы составляются специалистами — программистами, а выполняет команды процессор. 8. Программное обеспечение компьютера (ПО) — совокупность программ, установленных на компьютере для обработки информации. 9. По назначению программы можно условно разделить на системные, прикладные и инструментальные. 10. Таблица. Группы ПО (по назначению) | |||
Группы ПО (по назначению) | Назначение (основное) | Примеры | |
Системные | Обеспечивают совместную работу всех устройств компьютера и человека с компьютером | ОС Windows, ОС Unix | |
Прикладные (приложения) | Для решения конкретных задач пользователя в определенной области науки, техники, экономики, искусства, народного хозяйства и т. п. | MS WordPad, MS Word, MS Paint, Adobe PhotoShop, CorelDraw | |
Инструментальные | Для разработки компьютерных программ | Языки программирования Pascal, Си, система ИнтАл | |
11. Операционная система (ОС) — набор программ, управляющих работой компьютера и обеспечивающих взаимодействие между человеком и компьютером. 12. Интерфейс компьютера — определенные правила и средства взаимодействия между устройствами компьютера, программами и пользователем компьютера. | |||
Урок 4. Включение и выключение компьютера.
Работа на компьютере с помощью манипулятора «мышь»
Обеспечение урока:
1) §§ 5, 6 из [1];
2) инструкция по работе на компьютере (приложение 2).
Ход урока
1. Проведите кратко анализ самостоятельной работы по разделу 1 «Введение».
2. Проверьте выполнение домашнего задания: понимание теоретических вопросов предыдущего урока (по краткому конспекту) и слова, составленные из букв слова «компьютер».
3. Напомните учащимся, какие правила техники безопасности следует соблюдать при включении компьютера и работе на нем.
4. Расскажите, как организовать место для работы на компьютере.
Покажите, как правильно сидеть пользователю за компьютером.
5. Объясните, как правильно включать компьютер. Обратите внимание учащихся на то, как эта технология записана в инструкции по работе на компью-
тере.
Продемонстрируйте включение компьютера. Можно кратко пояснить этапы включения компьютера и загрузки операционной системы.
6. После загрузки ОС поясните те элементы ее Рабочего стола, которые будут использоваться на ближайших уроках (рис. 2.14 из [1]).
Поясните термин «пользовательский интерфейс».
7. Расскажите, для чего используется манипулятор «мышь». Сообщите, что для краткости в дальнейшем будем использовать только слово «мышь».
8. Покажите и кратко расскажите устройство мыши и объясните принцип ее работы.
9. Поясните, что объект на экране монитора, передвигающийся при движении мыши по плоскости (по коврику), называют указателем мыши и что его вид меняется в зависимости от действия, которое в данный момент выполняется на компьютере. Приведите примеры видов указателя мыши ( , , ).
10. Расскажите, какие действия и как можно выполнять с помощью мыши.
Предложите учащимся выполнить эти действия.
Замечание. Если есть возможность, используйте программу-тренажер для тренировки работы с мышью.
11. Обратите внимание учащихся на то, что любое действие над объектом можно выполнить только после его выбора. Покажите, как выбрать объект. Учащимся следует запомнить, что операция «выбрать объект» состоит из двух действий:
1) переместить указатель мыши на выбираемый объект;
2) щелкнуть левой клавишей мыши.
12. Объясните, как правильно выключать компьютер, и расскажите,когда учащиеся должны будут выключать компьютеры в кабинете информатики.
Замечание. Обратите внимание учащихся на то, что на системном блоке, кроме кнопки , которая включает системный блок компьютера, есть кнопка Reset. Поясните, что она используется при «зависании» компьютера для перезагрузки ОС при включенном компьютере.
13. Предложите учащимся правильно выключить компьютер, используя инструкцию.
Замечание. Дайте учащимся возможность хотя бы раз выключить компьютер, даже если в кабинете информатики это не принято делать часто.
14. При формулировке домашнего задания поясните, что такое «терминологический рассказ (сказка)» и как его составлять.
Замечание. Смотрите «Комментарий по составлению терминологического рассказа (сказки) и его оценке» после краткого конспекта этого урока.
Задание на дом:
1) краткий конспект урока: а) записать в рабочую тетрадь; б) уметь пересказывать своими словами содержание конспекта; в) уметь приводить примеры, поясняющие изученные понятия и термины;
2) составить и записать небольшой (5 —7 предложений) терминологическийрассказ (сказку) с понятиями, изученными на уроках 3 и 4.
Урок 4 (конспект). Включение и выключение компьютера.
Работа на компьютере с помощью манипулятора «мышь»
1. Чтобы включить компьютер, пользователю необходимо выполнить следующие действия:
включить монитор, нажав кнопку на корпусе монитора;
включить системный блок компьютера, нажав кнопку на системном блоке;
подождать, пока загрузится операционная система и компьютер будет готов при-
нимать команды пользователя.
2. Чтобы выключить компьютер, пользователю необходимо выполнить следующие действия:
завершить выполнение всех работающих прикладных программ;
выбрать команду завершения работы компьютера;
подождать, пока компьютер будет выключен автоматически.
3. Манипулятор «мышь»(мышь)используется для управления объектами на экране монитора.
4. Указатель мыши — объект на экране монитора, передвигающийся при движении мыши по плоскости (по коврику). Вид указателя мыши , , зависит от действия.
5. Действия (операции), осуществляемые с помощью мыши: перемещение мыши (по коврику), щелчок левой клавишей мыши, щелчок правой клавишей мыши по объекту, двойной щелчок левой клавишей мыши, перемещение мыши при нажатой клавише.
6. Чтобы выбрать объект, нужно:
переместить указатель мыши на выбираемый объект;
щелкнуть левой клавишей мыши.