Телефонная связь
Телефонная связь – самый распространенный вид оперативной административно-управленческой связи. Абонентами сети телефонной связи являются как физические лица, так и предприятия. Телефонная связь играет важную роль в фирмах, офисах и т. п. Так, для большинства фирм телефон является своеобразной визитной карточкой, поскольку первые контакты со смежниками и заказчиками чаще всего осуществляются по телефону. Удобство соединения и сервисные возможности телефона, а они во многом определяются офисной АТС, формируют первое впечатление о солидности фирмы, а это немаловажно.
Однако далеко не все знают о возможностях телефонных систем, о тех сервисных услугах, которые предоставляет или может предоставлять своим абонентам система телефонной связи. Подробно рассмотреть все эти сервисные услуги, а их в настоящее время предоставляется более 600 наименований, невозможно, но кратко познакомиться с некоторыми из них следует.
Телефонную связь можно разделить на общегосударственную связь и внутриучрежденческую.
Остановимся несколько подробнее на разновидностях и сервисных возможностях телефонных аппаратов и внутриучрежденческих АТС (офисных АТС, мини-АТС и др.).
Телефонные аппараты (ТА) весьма разнообразны как по своему конструктивному исполнению (настенные, настольные, в стиле ретро, портативные в виде телефонных трубок, с поворотными и кнопочными номеронабирателями и др.), так и по сервисным возможностям, ими предоставляемым.
Среди сервисных возможностей телефонных аппаратов следует отметить:
§ многоканальность, т.е. возможность подключения телефонного аппарата к различным телефонным линиям;
§ переключение вызывающего абонента на другую линию;
§ наличие кнопки временного отключения микрофона от сети;
§ переговоры сразу с несколькими абонентами;
§ наличие долговременной памяти номеров приоритетных абонентов;
§ наличие оперативной памяти для повторного вызова последнего абонента, в том числе и для многократного вызова (автодозвона) занятого абонента;
§ постановку собеседника на удержание с включением фоновой музыки;
§ автоматическое определение номера (АОН) вызывающего абонента с отображением его на дисплее и звуковым его воспроизведением;
§ защиту от АОН вызываемого абонента;
§ запоминание номеров вызывающих абонентов и текущего времени каждого вызова;
§ индикацию во время разговора второго вызова и номера вызывающего абонента;
§ наличие календаря, часов и таймера продолжительности разговора;
§ использование персональных кодов – паролей;
§ наличие автоответчика и встроенного диктофона для записи передаваемых сообщений;
§ наличие электронного телефонного справочника и автонаборщика найденного телефона;
§ наличие дистанционного управления телефоном;
§ возможность подключения телефона к компьютеру.
Известный интерес представляет телефонный аппарат – коммутатор секретаря (возможное название "директорский коммутатор"). Секретарь принимает по этому телефону все звонки внешних абонентов и обрабатывает их в соответствии с указаниями руководителя. Наиболее важные специфичные функции этого коммутатора: многоканальность, возможность переадресации на другой номер, организация телефонных конференций, постановка абонента на удержание, наличие электронного телефонного справочника.
Наиболее полно все сервисные возможности реализуются в цифровых телефонных аппаратах, используемых с цифровыми телефонными станциями.
Внутриучрежденческие телефонные системы используют собственные телефонные станции или коммутаторы и включают в себя:
§ телефонную связь общего назначения, обеспечивающую внутреннюю связь всех подразделений учреждения без обращения к внешней общегосударственной телефонной сети;
§ диспетчерскую телефонную связь, которая является важнейшим видом оперативной производственной связи между подразделениями предприятия, непосредственно связанными с ходом производственного процесса;
§ технологическую телефонную связь, объединяющую персонал, управляющий локальным технологическим процессом производства;
§ директорскую телефонную связь, которая обеспечивает служебную связь руководителей со своими подчиненными.
Внутриучрежденческие АТС используются в организациях, где имеются внутренние телефоны: все внешние вызовы принимаются АТС и переводятся на внутренние телефоны либо непосредственно, либо с добавочными номерами. Выход абонента на внешнюю линию обеспечивается, как правило, путем прямого набора.
Внутриучрежденческие АТС также весьма разнообразны. Кроме своих основных функций (коммутация абонентов и обеспечение выполнения ранее названных сервисных возможностей телефонных аппаратов) они обладают и собственными сервисными возможностями:
§ организация телефонных конференций (одновременное подключение многих абонентов друг к другу);
§ постановка абонента на ожидание при занятом канале;
§ выдача информации об абоненте, занимающем линию;
§ автоматическое периодическое напоминание об ожидающем абоненте;
§ автоматическая переадресация на другой номер и "ночной режим" – переадресация всех вызовов на дежурный телефон;
§ составление списка вызовов абонентов с номерами их телефонов и текущим временем;
§ режим "не беспокоить";
§ организация голосового почтового ящика для сбора и хранения всех сообщений, поступающих абонентам;
§ наличие выхода на радиотелефоны и на пейджинговую связь;
§ запрет выхода на внешнюю линию для ряда телефонов;
§ дистанционное прослушивание помещений;
§ программирование АТС с телефонного аппарата внутреннего абонента;
§ заказ времени для звонка-будильника;
§ связь с громкоговорящей связью в целях оперативного оповещения;
§ подключение автоответчика, факса или телетайпа;
§ управление телефонными вызовами через компьютер.
При выборе офисной АТС следует учитывать:
§ наличие сертификата Минсвязи на подключение к отечественным телефонным линиям (важно и при выборе телефонного аппарата);
§ абонентскую (внутреннюю) емкость АТС и ее входную емкость – число подключаемых внешних линий;
§ возможность наращивания (модульность) АТС.
Следует иметь в виду, что количество внутренних абонентов, приходящееся на одну внешнюю линию, не должно превышать шести, и даже простейшая конфигурация: одна входная линия и несколько внутренних позволяет развести по разным номерам телефон, факс, автоответчик и модем ПК.
Телефонные аппараты, подключаемые к АТС, делятся на системные и обычные. Наиболее полно сервисные возможности АТС реализуются в системных телефонных аппаратах, поэтому желательно наличие 2- и 4-проводных выходов на системные телефонные аппараты.
Пример 7.9. Модели мини-АТС: для офиса – Торсоm ЕХР-208, для банка – Hicom 120, для гостиницы – Соnnех 20210, для коттеджа – Premier PAX-106, для крупной организации – Millenium (модульная цифровая АТС с внутренней емкостью до 50 тыс. абонентов, обеспечивающая скорость передачи данных 2 Мбод и предоставляющая более 200 наименований сервисных услуг).
Довольно удачны и недороги отечественные мини-АТС: Лотес, Простар, Телрос, Мультиком и Анитра.