Этап 5. Описание процесса отладки программы на ПК
- Запустить приложение QBASIC с помощью ярлыка на Рабочем столе персонального компьютера.
- Набрать текст программы (Этап 4) в открывшемся окне редактора QBASIC. В процессе набора текста редактор контролирует правильность написания операторов. В случае обнаружения ошибки процесс редактирования прекращается до тех пор, пока ошибка не будет устранена.
- Сохранить программу после окончания её набора, выполнив команду «Сохранить как» из меню «Файл».
- Выполнить компиляцию (перевод с алгоритмического языка в коды ПК) программы. Для этого необходимо стартовать команду «Запуск» из меню «Запуск». В процессе компиляции могут быть обнаружены синтаксические ошибки в тексте программы. После устранения всех ошибок компьютер создает загрузочный (в кодах ПК) модуль программы и сразу же переходит к выполнению программы, начиная с первого выполняемого оператора.
- Выполнить ввод с клавиатуры значений для X, Y в ответ на приглашение к вводу, появившееся на мониторе при выполнении компьютером оператора INPUT. Признаком окончания ввода всех значений из списка ввода оператора INPUT является нажатие клавиши “ENTER”.
- Для проверки программы можно ввести, например, координаты следующих двух точек:
· Точка М(х1,у1) находится в заштрихованной области, если х1=0.4, у1=0.1.
· Точка М(х2,у2) находится вне заштрихованной области, если х2=0, у2= -1.5.
· В первом варианте данных на мониторе должно появиться сообщение “ПОПАЛА”. Во втором варианте - “МИМО”.
· Если этого не произошло, необходимо проанализировать алгоритм и текст программы, найти ошибку, исправить её и выполнить этап 5 (отладка) снова.
Рекомендуемая литература
1. Симонович С.В. и др Информатика. Базовый курс. - СПб: Питер, 2001.
2. Попов А.А., Якушина Н.А., Роман О.В. Информатика. Учебно-практическое пособие. – М.,
МГУТУ, 2004.
3. Зельднер Г.А., Программируем на языке QBASIC. Учебное пособие. М., ABF, 1996.
4. Стригунов Ю.В. Информатика (учебно-методический комплекс для студентов заочной формы
обучения). Ростов-на-Дону, 2004 -94 с.
5. ГОСТ 19.701—90 (ИСО 5807—85). ЕСПД. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем.
Условные обозначения. Издание официальное. Издательство стандартов. М. 1991.
Варианты самостоятельных работ
Тема 1
В задачах с номерами 1—10 компьютер должен выбрать один из двух вариантов расчета, в задачах с номерами 11--20 дается ответ “попал”, если координаты вводимой точки X,Y попадают в заштрихованную область (области); в противном случае дается ответ “мимо”
1. Даны три числа. Если первое число больше остальных, то вычислить и напечатать сумму квадратов всех чисел, в противном случае –произведение.
2. Даны два числа. Если сумма и произведение этих числе больше 100, то вычислить и напечатать удвоенные куб первого числа, в противном случае напечатать оба числа.
3. Дано одно число. Если и синус и косинус этого числа превышает 0,3, то вычислить и напечатать квадрат этого числа, в противном случае его куб
4. Даны четыре числа. Если сумма первых двух больше суммы последних двух, вычислить и напечатать тангенс третьего числа, в противном случае – синус первого.
5. Даны три числа. Если среди них нет нулей, вычислить и напечатать произведения этих числе, в противном случае – их утроенную сумму.
6. Дано два числа. Вычислить их сумму, затем если она превышает 1000, вычислить и напечатать квадрат первого числа, в противном случае – квадрат второго.
7. Дано четыре числа. Если среди них найдется число 999, то напечатать все четыре числа, в противном случае –сумму двух последних
8. Дано одно число. Вычислить его квадрат и синус, затем, если синус числа положительный, вычислить и напечатать его удвоенные тангенс, в противном случае утроенный косинус.
9. Дано три числа. Если все три числа отрицательные, то вычислить и напечатать куб второго числа, в противном случае произведение двух первых чисел.
10. Дано два числа. Вычислить квадрат второго числа, затем, если он превышает 300, вычислить и напечатать квадрат первого числа, в противном случае – напечатать второе.
11 12
13 14
15 16
17 18
|
Тема 2
В задачах с номерами (1—10) выполнить суммирование с применением цикла.
В задачах с номерами (11-20) выполнить вычисление заданной функции с применением цикла.
; ;
; ;
;
11.Для х=400, 397, 394, 391, … (всего 109 значений х) вычислить и напечатать
12. Для х=3, 6, 12, 24, … (всего 27 значений х) вычислить и напечатать
13. Для х=1000, 500, 250, 125, … (всего 30 значений х) вычислить и напечатать
14. Для х=3, 11, 19, 27, … (всего 73 значения х) вычислить и напечатать
15. Для х=15, 30, 60, 120, … (всего 25 значений х) вычислить и напечатать
16. Для х=2400, 1200, 600, 300, … (всего 25 значений х) вычислить и напечатать
17. Для х=19, 23, 27, 31, … (всего 83 значения х) вычислить и напечатать
18. Для х=20, 14, 8, 2, … (всего 115 значений х) вычислить и напечатать
19. Для х =2, 6, 18, 54, … (всего 15 значений х) вычислить и напечатать
20. Для х=2700, 900, 300, 100, … (всего 35 значений х) вычислить и напечатать
Тема 3
1. Организуйте массив. Определите значение и порядковый номер максимального элемента.
2. Организуйте массив. Определите значение и порядковый номер минимального элемента.
3. Организуйте массив. Подсчитайте число и сумму положительных и отрицательных чисел.
4. Организуйте массив. Подсчитайте число и сумму четных и нечетных чисел.
5. Организуйте массив. Замените первое отрицательное число на (-1), второе – на (-2) и т.д.
6. Организуйте массив. Замените первое нечетное число на 1, второе – на 3, третье на - 5 и т.д.
7. Организуйте массив. Определите значение и номер последнего положительного числа.
8. Организуйте массив. Определите сумму элементов с четными и нечетными индексами.
9. Организуйте массив. Замените первое четное число на 0, второе – на 2, третье - на 4 и т.д.
10. Организуйте массив. Определите значение и номер последнего отрицательного числа.
11. Организуйте массив. Определите среднее значение чисел. Выведите на дисплей числа, значения которых меньше среднего.
12. Организуйте массив. Замените отрицательные числа на (-1), положительные числа - на 1, нулевые значения оставьте без изменения.
13. Организуйте массив. Определите среднее значение чисел. Выведите на дисплей значение и индекс элемента, ближайшего к среднему значению.
14. Организуйте массив. Определите среднее значение чисел. Выведите на дисплей числа, значения которых больше среднего.
15. Организуйте массив. Выведите на дисплей суммы: (a1 + a n), (a2 + a n – 1), (a3 + a n – 2) и т.д.
16. Организуйте массив. Выведите на дисплей значение и индекс второго положительного элемента.
17. Организуйте массив. Выведите на дисплей значения и индексы элементов, модуль значения которых меньше 10.
18. Организуйте массив. Поменяйте местами элементы с максимальным и минимальным значениями.
19. Организуйте массив. Выведите на дисплей значения и индекс второго четного элемента.
20. Организуйте массив. Выведите на дисплей значение и индекс предпоследнего положительного элемента.