Общая характеристика преступлений против военной службы
В соответствии со ст. 59 Конституции РФ, защиты Отечества является долгом и обязанностью гражданина. Это требование реализуется в обязанности граждан нести военную службу в соответствии с федеральным законом. Вооружённые силы должны находиться в готовности к ^защите страны от вооружённого нападения, а при его наличии, осуществлять такую защиту. В случаях, предусмотренных законом, вооружённые силы могут привлекаться и к осуществлению других задач, связанных с обеспечением безопасности страны и её населения (например, к спасению людей и имущества при катастрофах, к подавлению незаконных вооружённых формирований в местностях, объявленных на чрезвычайном положении и т.д.). Необходимым условием постоянной боеспособности и боеготовности вооружённых сил является неуклонное исполнение военнослужащими требований нормативных актов, устанавливающих их задачи, функции, обязанности; поддержание высокой воинской дисциплины. Общественно опасные её нарушения и образуют составы преступлений против военной службы, включённые в главу 30 УК.
Особенностью рассматриваемой главы УК является ограничение числа составов преступлений, предусмотренных в ней по сравнению с ранее действовавшим УК. В ней оставлены лишь составы, предусматривающие преступления против установленного порядка прохождения военной службы (то есть против требований воинской дисциплины и функциональных обязанностей военнослужащих). Преступления же общеуголовного характера, совершённые военнослужащими - насильственные, имущественные, должностные и т.д. - влекут ответственность по соответствующим статьям других глав УК. Напомним, в частности, что в примечании в статье 285 главы 30 УК к числу должностных лиц отнесены лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в войсках и воинских формированиях.
Глава 33 УК предусматривает специального субъекта преступлений - военнослужащего. Это лицо, проходящее военную службу по призыву или контракту в Вооружённых силах (армии и флоте), а также в войсках и войсковых формированиях других ведомств помимо МО РФ - во внутренних, пограничных, железнодорожных войсках, воинских формированиях МЧС (гражданской обороны), ФСБ, ФАПСИ, СВР и т.д. Условие уголовной ответственности по статьям о преступлениях против военной службы - статус подчинения воинской дисциплине в соответствии с законом. Поэтому к числу субъектов ответственности по статьям главы 33 УК относятся и граждане, проходящие военные сборы, а также военные строители.
Лица, не зачисленные в список личного состава части (учреждения) либо лица, срок военной службы которых истёк, не считаются военнослужащими. Уклонение от призыва на военную службу или от прохождения альтернативной гражданской службы при отсутствии законных оснований для этого, влечёт ответственность по ст. 328 главы 32 УК (преступления против порядка управления), а не главы 33 У К. При участии лиц, не зачисленных в списки личного состава частей (учреждений), в преступлениях против военной службы, они несут ответственность по правилам о соучастии - как организаторы, подстрекатели, пособники. В случае соисполнительства им предъявляется обвинение по совокупности (соучастие) в воинском преступлении и исполнение общеуголовного преступления, признаки которого имеются в их непосредственных действиях (бездействии).
Объектом преступлений против военной службы являются общественные отношения, составляющие содержание или обеспечивающие установленный порядок несения военной службы, своевременное и точное выполнение её задач. Содержание установленного порядка несения военной службы определяется военным законодательством, издаваемыми в соответствии с ним подзаконными нормативными актами, приказами командиров и начальников.
Существенное значение для решения вопросов ответственности по статьям главы 33 УК имеет правильное отграничение соответствующих составов преступлений от дисциплинарных проступков, обладающих некоторыми сходными признаками. Например, при нарушении правил несения внутренней службы и патрулировании в гарнизоне или при самовольном оставлении места службы, оскорблении военнослужащего и т.д. Как правило, здесь необходимо учитывать характер наступивших или возможных последствий. Этот критерий подчёркивают и формулировки большинства статей рассматриваемой главы УК, содержащие упоминание о причинённом вреде, интересам безопасности страны, угрозе его причинения, существенном вреде, тяжких последствиях и т.д. Имеющаяся в литературе рекомендация применять часть 2 ст. 14 УК' не вполне точна (как впрочем и формулировка этой нормы): если вообще деяние не причинило или не может причинить никакого вреда, то отсутствует и предмет для дисциплинарного взыскания.
Отметим, наконец, два момента, влияющие на пределы применения норм главы 33 УК. Во-первых, в соответствии с международно-правовыми договорами (Женевская конвенция 1949г. "Об обращении с военнопленными") субъектами некоторых преступлений против военной службы могут быть военнопленные. Во-вторых, рассматриваемая глава регулирует ответственность только за преступления против военной службы, совершённые не во время войны и не в иной обстановке. Для этих случаев предусмотрено издание специального закона, хотя, конечно, если он не будет издан к моменту возникновения этих случаев, например, связанных с действиями миротворческих сил, придётся применять нормы глав 33 или 34 УК.