По созданию и функционированию казачьих классов
____
Главную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы казачьего класса играют воспитатель и классный руководитель. Их жизненные ценности, ориентации, позиция, интересы и увлечения являются одними из наиболее существенных системообразующих факторов. За успешность проектирования учебно - воспитательного процесса в кадетском классе отвечают директор школы, заместители директора по УВР и ВР, воспитатель ГПД, классный руководитель, родители, педагоги, работающие в классе.
При моделировании воспитательной системы кадетского класса учтены основные компоненты воспитательной системы:
• индивидуально – групповой компонент;
• ценностно – ориентированный компонент;
• пространственно – временной компонент;
• функционально – деятельностный компонент;
• диагностико - аналитический компонент.
В процессе моделирования воспитательной системы класса работа осуществляется по трём направлениям:
• изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе;
• проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности класса;
• сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды для личности ребёнка.
В ходе практической работы определялись формы, методы и приёмы воспитательной работы, дающие положительные результаты. Особое значение модели воспитательной системы с кадетами имеют дополнительные развивающие дисциплины.
Моделирование воспитательной системы класса – сложный и длительный процесс.
Основными предпосылками открытия кадетского класса в школе послужили следующие причины:
· социальное неблагополучие общества;
· большое количество неполных семей;
· актуальность патриотического воспитания;
· наличие кабинета ОБЖ, спортзала школы, спортивной площадки;
· функционирование школьного музея;
· актуальность духовно- православного развития и воспитания гражданина России.
· Кадровый вопрос наличие офицера-наставника
2. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских классах.
Целью воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских классах является духовная, педагогическая и социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного, ответственного и социально активного гражданина России, готовящегося для службы Отечеству на военном и гражданском поприщах, укорененного в православной вере, казачьей культуре, традициях казачьего воинского, трудового и общественного служения.
Задачи воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах:
В сфере личностного развития:
• готовность и способность к духовному развитию, нравственному совершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению в современном мире на основе православных идеалов и моральных норм казачьей культуры;
• формирование патриотизма, любви к России, казачеству, родной земле, языку, готовности служения Отчеству на ратном и гражданском поприщах, личной ответственности за судьбу России и казачества, веры в великое будущее своей страны;
• укрепление веры в Россию, казачество, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями;
• формирование казачьей доблести, которая соединяет в современной личности гражданственность, достоинство, честь, свободолюбие, целеустремленность, смелость, военное мастерство, волю к победе, трудолюбие, жертвенность с верой в Бога и великую Россию;
• укрепление и развитие нравственных норм поведения, основанных на свободной воле, православных ценностях и казачьих традициях, внутренней установке личности жить по вере, закону и совести;
• развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование определенного поведения, основанного на казачьей этике, православных представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
• осознанное принятие личностью базовых православных казачьих ценностей, общенациональных приоритетов и задач, готовность активно участвовать в их решении;
• свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, казачьей общиной, обществом, Русской православной церковью, Россией;
• готовность и способность выражать и отстаивать свою нравственно обоснованную гражданскую позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли, поступки;
• способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении общественно-значимых целей;
• трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
• развитие способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе традиционных моральных норм, православных идеалов, непрерывного образования и духовно-нравственного развития, индивидуальных способностей и интересов;
• осознание нравственной ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, духовному, социальному и физическому здоровью человека, умение им противодействовать;
• формирование здорового образа жизни, осознание единства духовного, социально-психологического и физического здоровья;
• формирование уважительного отношения, готовности и способности к диалогу и сотрудничеству с представителями других народов, культур и верований;
• развитие способности к совершенствованию социальных отношений во благо человека, своей семьи, казачества, общества, многонационального и многоконфессионального народа России.
Укрепление воинского духа, «НЕТ БОЛЬШЕ ТОЙ ЛЮБВИ, АЩЕ КТО ПОЛОЖИТ ДУШУ СВОЮ ЗА ДРУГИ СВОЯ» (Евангелие от Иоанна 15. 13.)
В сфере семейных отношений:
• осознание семьи, казачьего рода как основы жизни казака, гражданина;
• понимание значения семьи для жизни, самореализации, сохранения здоровья человека;
• понимание и поддержание православных казачьих устоев семьи: любовь, верность, взаимопомощь, почитание родителей и старших, забота о младших и старших, ответственность за другого человека, воспитание детей и др.;
• формирование православного отношения к семье;
• формирование бережного отношения к жизни человека, забота о продолжении рода.
В сфере общественных отношений:
• становление и развитие ответственных, социально-активных граждан России, приверженных православному соборному единству, казачьему братству, способных к продуктивному взаимодействию с согражданами для решения общенациональных задач;
• укрепление чувств патриотизма и гражданской солидарности;
• забота о благосостоянии казачества, поддержание межэтнического мира и согласия;
• формирование готовности к труду, творчеству, инновационному развитию экономики;
• готовность к военной службе, защите Отечества, формирование сознательного отношения к военной службе как священному долгу казака и почетной обязанности гражданина России;
• законопослушность, формирование сознательной, активной позиции и готовности к поддержанию законности и правопорядка;
• готовность к сохранению и творческому развитию в современных условиях традиционной казачьей культуры, казачьего образа жизни;
• забота о людях с особыми социальными потребностями.
Формы работы с кадетами
· классные часы;
· составление индивидуальных планов развития;
· конкурсы, фестивали;
· экскурсии;
· беседы, встречи, дискуссии;
· анкетирование, тренинги;
· праздники;
· тематические походы;
· спортивные мероприятия, зарницы, дни здоровья.