Предпосылки петровских преобразований
На рубеже XVII—XVIII веков и на протяжении первой четверти XVIII века Россия претерпела радикальные преобразования, связанные с деятельностью Петра Великого. Принято счи-
58 .
тать что основной смысл и содержание этих преобразований заключаются в модернизации Русского государства и самой Российской государственности, то есть в приведении их в соответствие с велениями времени. Иначе говоря, модернизация предполагает трансформацию государства традиционного типа в современное, причем важным отличительным признаком второго от первого считается рационализация управления1. В практическом плане это проявилось, в частности, в реорганизации всей системы административного управления, органов власти в центре и на местах, их внутреннего устройства и функций, структуры взаимоотношений центра и регионов, в переосмыслении самого понятия «государство». В предшествующий, московский период под словом «государство», в соответствии с его происхождением от «государь», понимали, прежде всего, государеву вотчину, то есть принадлежность, владение великого князя, а затем царя, а его жителей воспринимали как государевых холопов, обязанных ему разными видами службы. Соответственно, сам царь был воплощением Бога на земле, и его предназначение состояло в спасении душ своих слуг. В Петровское время «государство» осмысливается уже в современных категориях — как определенная, территория, как страна, которой государь управляет. Формируется европеизированное понятие подданства государству, Отечеству, воплощением которого является государь, что имманентно предполагает наличие у подданных определенных прав. В центре петровской идеологии понятие «общего блага», ради которого существует государство и над созданием которого обязан трудиться и каждый подданный, и сам царь.
Необходимость радикальных преобразований в русле модернизации была обусловлена, в первую очередь, глубоким кризисом традиционализма, охватившим Россию во второй половине XVII века и проявившимся, в частности, в ее резком технологическом отставании от передовых стран Европы, что создавало угрозу национальной безопасности. Направленность реформ и их характер были в значительной степени предопределены тенденциями развития страны в предшествующий период, однако попытки реформ, предпринимавшиеся еще при Царях Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче, а также во время правления царевны Софьи, носили половинчатый характер и не могли решить проблему именно в силу того, в частности, что не затрагивали основ системы административного Управления, тесно связанной с социальной структурой общества2.
Важным качественным отличием петровских реформ явилось также прямое заимствование европейских образцов и наличие у них определенной теоретической основы в виде идей западноевропейских мыслителей второй половины XVII — начала■ XVIII века (Т. Гоббс, С. Пуфендорф, Г. Гроций, Г.В.Лейбниц). Именно к трудам западноевропейских мыслителей восходила и петровская идея «общего блага», и новое понимание государства. Это была концепция так называемого регулярного, или полицейского, государства (это словосочетание еще не воспринималось негативно), предполагавшая необходимость государственного регулирования, регламентации всех сфер жизни общества посредством разумных и справедливых законов, исполнение которых, обеспечиваемое полицейскими средствами, и приведет к процветанию, то есть к достижению вожделенного «общего блага». Вера в возможность построения такого государства, в свою очередь, основывалась на достижениях естественных наук в обнаружении законов природы. Казалось, если человек посредством разума может вывести законы созданной Богом природы, то он тем более в состоянии сформулировать законы общества.
Одним из проявлений кризиса традиционализма в предпет-ровский период было несоответствие системы административного управления новым политическим реалиям. На протяжении XVI—XVII веков Россия значительно увеличила размеры своих владений за счет присоединения Сибири, Поволжья и части Украины. К концу XVII века она была уже одним из крупнейших государств мира, с полиэтническим составом населения, с выраженным центром и периферией. В этих условиях прежняя система административного управления, достаточно примитивная и архаичная, являвшаяся порождением вышеназванной концепции царской власти, уже не могла справиться с новыми задачами, в частности с необходимостью удержать новые территории в составе Российского государства, что было особенно актуально в связи с многочисленными «вызовами» внешнеполитического характера. Необходимо было модернизировать систему управления, сделав ее и более сложной, разветвленной и многофункциональной, и в то же время более гибкой и эффективной.
Другой аспект этой проблемы связан с тем, что по сути дела уже в это время Россия стала государством имперского типа, хотя окончательное оформление империи произошло лишь в ходе Петровских реформ, причем важнейшее значение в этом процессе имела выработка оптимальной модели взаимоотноше-
ний центра и периферии. В предшествующие века, в соответствии со стереотипами средневекового мышления, присоединяемые к Москве территории — удельные и самостоятельные княжества, ханства и царства — воспринимались как покоренные земли, чьи правители либо по доброй воле, либо по принуждению становились вассалами московского царя. Их бывшие владения, как правило, сохраняли особый статус, проявлявшийся, в частности, в создании для их управления в центре специальных учреждений, причем статус этот был различным для разных территорий. Теперь, на новом этапе развития страны, задачи модернизации требовали концентрации всех хозяйственных, финансовых и людских ресурсов, достижения максимальной эффективности в управлении, понимая под этим, в частности, четкость и быстроту донесения решений и распоряжений центра на места и столь же четкое и быстрое их исполнение. По замыслу Петра I — и это было важным условием реализации задуманных преобразований — вся страна должна была стать единым высокоэффективным организмом.