Силы, меняющие интенсивность конкуренции
Схема пяти сил конкуренции помогает анализировать интенсивность конкуренции по всем ее направлениям на любом рынке в данный момент или в краткосрочной перспективе. Но какие силы меняют интенсивность конкуренции в долгосрочной перспективе?
Портер в своей модели описывает эти силы (называя их движущими силами конкуренции в первую очередь это:
1) долгосрочные тенденции в темпах роста отрасли, которые в случае ее низкой динамики приводят к уменьшению числа действующих в отрасли фирм, и наоборот;
2) постепенно происходящие изменения в покупательском спросе (например, при переключении спроса с дешевых продуктов питания на более дорогие из-за роста доходов населения), ведущие к вымыванию фирм, производивших и продававших прежнюю продукцию;
3) новая продукция, стимулирующая рост компаний-новаторов и тормозящая рост фирм-консерваторов;
4) изменения в технологии производства, который могут изменить эффект масштаба, цены и многое другое;
5) изменения в технологии сбыта (например, внедрение ипотечного кредитования на рынке жилья в России), стимулирующие спрос на продукцию;
6) расширяющийся со временем доступ конкурентов к ранее уникальной технологии (например, технология производства атомного оружия становиться более доступной);
7) изменения в государственной экономической политике;
8) глобализация, которая приводит на местные рынки все больше конкурентов из-за рубежа.
Анализ причин изменения интенсивности конкуренции содержится также в модели жизненного цикла продукции. Эта модель описываетизменения объемов производства и сбыта продукта (а заодно и изменение конкуренции) в долгосрочной периоде в следствие инноваций и изменения вкусов потребителей. Типичный жизненный цикл продукта из четырех фаз, изображенный на рис.2
Фаза внедрения продукта на рынок характеризуется невысокими объемами сбыта нового продукта из-за консерватизма потребителей, незнакомых на практике с его свойствами. Продукт выпускается чаще всего одной фирмой.
Фаза роста характеризуется быстрым ростом продаж продукта, который вышел на массовый рынок. Конкуренты начинают налаживать свое производство этого продукта.
Фаза зрелости - это фаза насыщения рынка продуктом, в ходе которой большинство покупателей делают уже повторные, а не первичные закупки продукта, и поэтому число новых покупателей мало меняется. Конкуренция ужесточается, так как рынок не растет.
Фаза спада означает. Что сбыт продукта снижается из-за того, что появился новый продукт или вкусы потребителей изменились. Ряд фирм – производителей продукта начинает уходить с рынка.
На практике большинство компаний производит одновременно насколько продуктов, одни старше, другие моложе, и поэтому спад в сбыте старого продукта может быть компенсирован ростом продаж нового продукта.
Бостонская матрица- модель, разработанная Бостонской консультационной группой, как раз описывает такую ситуацию на фирме. В ниже приведенной матрице (рис.3) по строкам отложены темпы роста рынка, по столбцам – доля рынка.
«Трудный ребенок» - это продукт на фазе внедрения на рынок, который потребляет деньги, но не приносит прибыли из-за низкой доли рынка.
«Звезда» - это продукт на фазе роста, потребляющий деньги, но уже приносящий прибыль из-за ощутимой доли рынка.
«Дойная корова» - это продукт на фазе зрелости, который приносит много прибыли из-за большой доли рынка.
«Собака» - это продукт в фазе спада, выручка от сбыт которого снижается.
Бостонская матрица демонстрирует, что любой фирме для долгосрочного развития важно иметь сбалансированный ассортимент выпускаемой продукции и пускать прибыль от «дойных коров» на развитие «трудных детей», не забывая также о «звездах» и «собаках». Переводя это в плоскость конкуренции, можно сказать, что фирме нужен такой набор продуктов, который будет сохранять в долгосрочной перспективе ее конкурентное преимущество.
Модели рынков
Взаимодействие между продавцами и покупателями, выступающими предъявителями предложения и спроса, происходит на рынке. Решения продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка. Вообще говоря, в зависимости от целей экономического исследования могут быть различные классификации рыночных структур.
По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка (в экономической литературе их также называют видами рыночных структур):
1. совершенная (чистая) конкуренция
2. монополистическая конкуренция
3. олигополия
4. монополия
На рынке совершенной конкуренции расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции работают в полную силу. Здесь действует множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям.
При несовершенной конкуренции расщепление экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует. Поэтому производитель приобретает известную степень влияния на рынок.
Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции она невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм.
Наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя.
Прежде всего, надо установить, по каким критериям различаются рыночные структуры, которые сложились в тех или иных отраслях. Исследования экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии:
> количество фирм, представленных на рынке той продукции, которая выпускается данной отраслью;
> характер производимой продукции (стандартная или дифференцированная);
> наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее;
> степень доступности экономической информации.
Некоторые отрасли производят одинаковую, т. е. стандартизированную продукцию (например, металл, древесина, зерно). В других случаях продукция является дифференцированной (например, различные марки автомобилей или различные виды стирального порошка).
Каждая отрасль характеризуется наличием или отсутствием барьеров на пути вхождения в нее: законодательных, технологических, финансовых и других. В одних случаях таких барьеров практически нет или же они легкопреодолимы. Так, любой фермер может приступить к выращиванию огурцов на своем участке земли и продавать продукцию на рынке. В этом случае невелики и размеры первоначального капитала. Они не выступают в качестве существенного экономического барьера. Для того же чтобы организовать производство станков, необходим довольно значительный первоначальный капитал, что служит высоким барьером для вхождения в отрасль.
Наконец, в отдельных отраслях наблюдается различная степень доступности экономической информации. Мелкий фермер не видит в своем соседе-фермере конкурента, который мог бы повлиять на реализацию его продукции, так как на рынке выступает множество фермеров, производящих одинаковую продукцию, и каждый из них в отдельности не влияет на уровень цен. Поэтому соседи могут делиться своей технологией выращивания овощей. На рынках продуктов, которые производят несколько крупных фирм, они являются серьезными конкурентами и строго оберегают коммерческую тайну.
Все указанные признаки рыночных структур определяют характер ценообразования. Например, в сельском хозяйстве при производстве зерна или овощей фермер не может контролировать цены на свою продукцию. Это предполагает условия совершенной конкуренции. В условиях других трех рыночных структур фирма в той или иной степени осуществляет контроль над ценами, оказывая полное или частичное влияние на их уровень. Эти рыночные структуры поэтому обычно называют формами несовершенной конкуренции.