Тема 12. Совет Европы (СЕ)
Совет Европы - одна из наиболее представительных и старейших общеевропейских организаций. Ее членом может стать любое европейское государство, которое признает верховенство права и гарантирует каждому лицу, находящемуся под его юрисдикцией, пользование основными правами и свободами человека (ст. 3 Устава СЕ). Устав Совета Европы был подписан в Лондоне 5 мая 1949 г. и вступил в силу 3 августа 1949 г. Сегодня Совет Европы - одна из наиболее авторитетных и представительных организаций, объединяющий в своем составе 40 европейских государств - больше, чем любая другая европейская международная организация.
Главная уставная цель Совета Европы - «достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу». Совет Европы обладает широкими полномочиями в деле защиты прав человека и основных свобод, а также в укреплении демократических порядков и обеспечении верховенства закона. В круг его ведения входит заключение соглашений и проведение совместных действий в правовой, социальной, экономической, административной, культурной и научной областях, а также рассмотрение в органах Совета любых проблем, представляющих взаимный интерес, за исключением вопросов обороны.
Осуществление Советом Европы координации деятельности государств-членов направлено прежде всего на укрепление демократической стабильности на Европейском континенте, а в последнее время на налаживание широкого общеевропейского сотрудничества с учетом перспективы построения Большой Европы без разделительных линий. В этом контексте главное внимание уделяется работе по таким основополагающим направлениям, как:
- защита и укрепление плюралистической демократии, прав и свобод человека,
- социальная сплоченность,
- развитие европейской культурной самобытности,
- унификация европейского законодательства,
- здравоохранение,
- поиски совместных решений общих проблем, все более приобретающих общеконтинентальный характер;
- терроризм, национальная нетерпимость и ксенофобия,
- организованная преступность, торговля наркотиками,
- опасность техногенных катастроф,
- защита окружающей среды.
Значительное место в работе СЕ занимает развитие политического партнерства с демократическими государствами Центральной и Восточной Европы, оказание им помощи в проведении политико-социальных, экономических, конституционных и законодательных реформ.
К настоящему времени сформировались три основных измерения деятельности Совета Европы: межправительственное, межпарламентское и межрегиональное, которым соответствуют главные, центральные органы Совета: Комитет министров, Парламентская ассамблея Совета Европы и Конгресс местных и региональных властей Европы.
В рамках Совета Европы функционируют также Европейский суд по правам человека, Европейский центр молодежи, Фонд социального развития, а также Секретариат Совета.
Комитет министров (КМСЕ). Это исполнительный орган Совета Европы. В соответствии с Уставом СЕ он осуществляет директивное руководство и координацию всей деятельности Совета Европы, и в частности рассматривает меры, направленные на достижение целей Совета Европы, включая заключение конвенций и проведение правительствами государств-участников единой политики в отношении конкретных вопросов правового, политического, гуманитарного, социально-экономического и культурного характера, за исключением вопросов обороны.
Комитет министров ежегодно утверждает специальную многостороннюю программу, которая составляет основу межправительственного сотрудничества в рамках СЕ, а также бюджет СЕ. Он принимает решения на основе соответствующих рекомендаций Парламентской ассамблеи, региональных властей, предложений комитетов Совета Европы и комитетов экспертов. В свою очередь, решения Комитета министров передаются правительствам государств-членов в форме рекомендаций или в качестве проектов для европейских конвенций и соглашений. Кроме того, Комитет принимает на основе единогласия декларации, резолюции или рекомендации правительствам стран-членов по актуальным политическим вопросам. Рекомендации подлежат ратификации и вступают в силу только в отношении ратифицировавших их стран.
Комитет министров действует на постоянной основе. Он состоит из министров иностранных дел всех государств-членов СЕ или их заместителей. Причем каждый министр в течение шести месяцев исполняет функции председателя Комитета. Сессии Комитета министров проводятся не реже двух раз в год, однако постоянные представители стран-участниц совещаются не реже двух раз в месяц.
Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ). Ассамблея является консультативным органом и не обладает законодательными полномочиями. В ее компетенцию входят рассмотрение вопросов, представляющих общий интерес, и подготовка соответствующих заключений Комитету министров в форме рекомендаций.
Парламентская ассамблея состоит из представителей каждого государства-участника, избираемых или назначаемых из состава его парламента. Всего в Парламентскую ассамблею входит 626 депутатов (313 основных депутатов и, соответственно, 313 их заместителей), представляющих 45 национальных парламентов. Число представителей каждого национального парламента колеблется от 2 до 18, в зависимости от численности населения страны. Россию представляют 18 парламентариев и 18 их заместителей.
Парламентарии, входящие в Парламентскую ассамблею, должны отражать представленность основных политических сил в национальном парламенте. С учетом их социально-политической принадлежности они формируют совместные партийные группы. В настоящее время образованы партийные группы: Европейская народная партия, Европейские демократы, социалисты, либерал-демократы и реформаторы; Единые европейские левые силы и Группа неприсоединившихся.
Срок полномочий депутатов Ассамблеи начинается в день открытия очередной сессии, следующей сразу же за их назначением национальным парламентом, а истекает в день открытия следующей очередной сессии (ст. 25). Член Ассамблеи должен быть гражданином того государства, которое он представляет, однако он не может входить в состав правительства своей страны.
Сессии Парламентской ассамблеи проводятся четыре раза в год по одной неделе. Может быть созвана также чрезвычайная сессия.
Парламентская ассамблея принимает собственные правила процедуры, которые определяют, в частности, кворум, порядок избрания и срок полномочий председателя и других должностных лиц; она также утверждает комитеты и комиссии для рассмотрения любых вопросов, относящихся к ее компетенции.
Руководство работой Парламентской ассамблеи осуществляет Совет ассамблеи, который состоит из председателя и 17 заместителей. Выборы председателя Ассамблеи проводятся каждый год. Ассамблея, кроме того, избирает Генерального секретаря Совета Европы и судей Европейского суда по правам человека.
Существенную роль в работе Парламентской ассамблеи играют отраслевые комиссии. В настоящее время их 15:
- по политическим вопросам;
- по юридическим вопросам;
- парламентские и общественные связи;
- сельское хозяйство и развитие села;
- по социальным вопросам,
- здравоохранение и семья;
- бюджет и межправительственная рабочая программа;
- экономические вопросы и развитие;
- регламент;
- мониторинг (соблюдение обязанностей и обязательств государств-членов СЕ);
- культура и образование;
- окружающая среда, региональное планирование и местные органы власти;
- миграция, беженцы и демография;
- наука и технологии;
- равноправие мужчин и женщин.
Конгресс местных и региональных властей Европы. Этот консультативный орган, представляющий в Совете Европы местные и региональные власти, был создан в соответствии с решением Венской встречи СЕ на высшем уровне в сентябре 1993 г. В его состав входит 291 представитель, избранные от более 200 тыс. местных и региональных органов власти всех государств-членов СЕ. Конгресс состоит из двух палат: Палаты местных властей и Палаты регионов. Обе палаты заседают в течение недели один раз в год.
Каждая из палат избирает своего председателя и бюро сроком на два года. В задачи Конгресса входит обеспечение участия местных и региональных властей в работе Совета Европы, развитие местного самоуправления на демократических основах, укрепление трансграничного и межрегионального сотрудничества, а также развитие региональной автономии, культуры, образования, здравоохранения, защита окружающей среды, обустройство территории. В этих целях Конгресс способствует подготовке кадров для местного самоуправления, оказывает помощь государствам-членам в практическом осуществлении принципов местной демократии, изложенных в Европейской хартии местного самоуправления, включая правовое обеспечение трансграничного сотрудничества регионов и местных властей, а также разрабатывает практические рекомендации в том, что касается решения проблем городов.
Секретариат Совета. В функции Секретариата СЕ входит координация деятельности разветвленной структуры исполнительных органов Совета Европы. Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, который избирается Парламентской ассамблеей сроком на пять лет. Секретариат насчитывает около 1200 международных Должностных лиц, назначаемых из числа граждан всех государств-членов.
Структура исполнительных органов включает руководящие комитеты по основным направлениям деятельности Совета Европы: по правам человека, по проблеме равенства мужчин и женщин, по средствам массовой информации, по социальной политике, по вопросам труда и занятости, по проблемам миграции, по народонаселению, по развитию спорта, по межправительственному молодежному сотрудничеству, по здравоохранению, по охране природы и защите естественной среды обитания, по проблемам местных и региональных властей, по правовому сотрудничеству, по уголовному праву, по биоэтике, а также Комитет по бюджету и Совет по вопросам культурного сотрудничества.
В зависимости от объема полномочий и круга ответственности комитеты могут быть руководящими или простыми. В свою очередь, каждый из них состоит из комитетов экспертов и групп специалистов. В них входят эксперты, представляющие различные страны-члены СЕ. Так, к примеру, Руководящий совет по правам человека состоит из двух комитетов экспертов - по расширению прав человека и по улучшению процедур защиты прав человека, В этих комитетах участвуют по одному эксперту от каждой страны-члена СЕ.
В свою очередь, Руководящий совет по проблемам местных и региональных властей включает шесть отдельных комитетов - по трансграничному сотрудничеству, по статусу персонала местных органов власти, по финансовым проблемам, по правовому и аудиторскому контролю за действиями местных органов власти, по избирательным системам и способам голосования на местном уровне и по управлению художественным наследием, находящимся в ведении муниципальных властей, а также группу специалистов по регионализации.
Правовая природа Совета Европы. Совет Европы, будучи международной межправительственной организацией, является субъектом международного права, он участвует в межгосударственных отношениях и в пределах своих уставных полномочий обладает договорной и правотворческой компетенцией. Совет Европы выступает в международных отношениях и принимает решения (правила процедуры, рекомендации, резолюции т.д.), а также заключает договоры с государствами и межгосударственными межправительственными организациями.
Международно-правовые документы Совета Европы – конвенции, хартии, рекомендации - регулируют отношения, относящиеся к областям уставной компетенции СЕ. Как правило, в документах Совета Европы предусматривается также жесткий механизм контроля (мониторинг) за выполнением обязательств, взятых на себя государствами-участниками.
Членство в Совете Европы и участие в заключенных в его рамках договорах влечет за собой следующие юридические последствия для государств-участников:
- приведение внутреннего законодательства и правоприменительной практики в соответствие с правовыми актами Совета Европы. Правовые нормы таких актов могут применяться национальными судами непосредственно;
- признание обязательной юрисдикции контрольного органа Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод -Европейского суда по правам человека;
- предоставление всем гражданам государств-членов СЕ права непосредственного обращения, при условии исчерпания национальных средств защиты своих прав и свобод, в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Суд вправе принимать такие обращения к рассмотрению на основе индивидуальной жалобы, даже если имеет место возражение со стороны соответствующего государства;
- разрешение Европейскому комитету по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (Антипыточный комитет) посещать любое место в пределах государственной юрисдикции, где содержатся лица, лишенные свободы органами публичной власти;
- участие в контроле (мониторинге) за соблюдением прав и свобод человека, действующем в рамках полномочий Парламентской ассамблеи и Кабинета министров Совета Европы.
Договорная и нормотворческая деятельность Совета Европы способствует унификации европейского законодательства и правоприменительной практики. Наиболее важными документами Совета Европы являются принимаемые им европейские конвенции. К настоящему времени принято более 170 различных конвенций.
Области правового регулирования европейскими конвенциями могут быть сведены к следующим основным направлениям:
- защита демократии, прав и свобод человека, обеспечение прав национальных меньшинств, борьба с терроризмом, расизмом, ксенофобией и нетерпимостью;
- совершенствование национального законодательства государств-участников Совета Европы в области конституционного, гражданского и уголовного права;
- социальные и гуманитарные стандарты Европы, развитие европейского культурного сотрудничества, просвещение, образование, здравоохранение;
- региональное измерение Европы, вопросы местного самоуправления, трансграничное сотрудничество европейских государств.
Реформа Совета Европы. После радикальных политико-социальных изменений в Центральной и Восточной Европе практически все страны этого региона вошли в Совет Европы, увеличив его состав с 10 до 41 государства-члена. Тем самым Совет Европы на деле стал общеевропейским форумом, позволяющим европейским государствам, при всем разнообразии их национальных и геополитических интересов, непосредственно участвовать в обсуждении общеевропейских проблем, входящих в его компетенцию. Перед Советом Европы встала качественно новая двоякая задача: добиваться того, чтобы все государства-члены Совета соблюдали стандарты организации и расширяли взаимодействие с новыми членами, оказывая им помощь в правовых, политических и социальных преобразованиях. Совет Европы, с другой стороны, должен был проявлять особую заботу о том, чтобы предотвращать раскол и расхождения между государствами-членами, прибегая к гибким недискриминационным методам и процедурам при их урегулировании.
Все эти изменения объективно вызывали потребность адаптировать структуры и программы деятельности Совета Европы к новым европейским реалиям с учетом расширенного состава организации.
Соответствующие рекомендации и предложения содержались в специальном докладе «За Европу без разделительных линий», подготовленном в 1998 г. по поручению второй встречи на высшем уровне глав государств и правительств Совета Европы (Страсбург, 10-11 октября 1997 г.).
В докладе ставилась задача закрепить в новых условиях роль Совета Европы в качестве общеевропейского фактора в обеспечении на континенте демократической стабильности и в развитии плюралистической демократии, верховенства закона и прав человека. В рамках решения этой задачи упор будет делаться на развитие и координацию сотрудничества с другими общеевропейскими организациями, в первую очередь с Европейским Союзом и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также на расширение взаимодействия с новыми членами организации.
Предполагается расширить полномочия Совета Европы на такое новое направление, как предотвращение конфликтов, включая постконфликтное политическое и институционное восстановление.
В плане повышения юридической действенности конвенций и других правовых документов, принимаемых СЕ, выдвинуто, как представляется, обоснованное предложение о включении в будущие конвенции Совета Европы специальных положений по их толкованию. Функции по толкованию конвенций могла бы взять на себя уже существующая в рамках СЕ Комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия).
Рекомендуется серьезное усовершенствование программной деятельности Совета Европы с целью устранения малоценных или устаревших программ, а также усиление режима наблюдения (мониторинга) за выполнением обязательств государств-членов. В случае нарушения прав человека или отдельных групп населения Комитет министров СЕ получает право созывать внеочередное заседание Комитета или назначать специальных представителей для проведения соответствующей работы.
Реформирование Совета Европы требует рационализации всей внутренней структуры Организации, приведения ее в соответствие с основными направлениями деятельности СЕ на близкую перспективу, права человека и социальная солидарность, верховенство закона, демократическая стабильность, культура. Обсуждаются предложения о повышении координирующей роли Комитета министров СЕ и о расширении полномочий Генерального секретаря Организации в вопросах контроля и мониторинга в отношении решений и документов, принимаемых СЕ.
Совет Европыи местное самоуправление. Развитие и защита местного самоуправления рассматриваются Советом Европы в качестве одного из важнейших условий укрепления демократического строя, осуществления прав граждан на непосредственное участие в управлении государственными делами и соблюдение прав человека в целом. Этим вопросам посвящена специальная Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. Участниками этой хартии являются 28 европейских государств, включая Россию. Ряд государств (Бельгия, Литва, Великобритания, Ирландия, Франция) подписали Хартию, но еще не ратифицировали ее.
В соответствии с Хартией местное самоуправление понимается как «право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона под свою ответственность ив интересах местного населения» (ст. 3 Хартии).
Хартия определяет целый ряд принципов и норм, которые должны быть положены в основу системы местного самоуправления:
- концептуальное закрепление основных полномочий органов местного самоуправления и законодательное обеспечение их деятельности (ст. 4 Хартии);
- наделение местных органов власти в пределах, установленных законом, полной свободой действий иполномочиями в целях реализации собственных принципов по вопросам, относящимся к их компетенции, включая свободу адаптировать свои полномочия к местным условиям (пп. 2, 3 ст. 4 Хартии);
- договорной характер отношений государственных органов и органов местного самоуправления при разделении между ними предметов ведения, полномочий ифункций, а также при принятии решений, касающихся вопросов местной жизни, включая требования обязательного консультирования с местными органами власти в процессе планирования и принятия решений (ст. 4 Хартии);
- четкая территориальная определенность границ территории местного самоуправления, равно как и возможность их изменения только с учетом мнения населения соответствующих территорий, в том числе путем проведения референдума в тех случаях, если это допускается законом (ст. 5);
- право органов местного самоуправления, действуя в рамках более общих законодательных положений, самим определять собственные внутренние административные структуры, а также уровень оплаты труда «квалифицированных кадров» (ст. 6);
- обеспечение высокого статуса местных выборных лиц, позволяющего им «свободно осуществлять свой мандат и иметь надлежащее финансовое и социальное обеспечение»;
- право органов местного самоуправления сотрудничать между собой, а также вступать в рамках закона в ассоциации с другими органами местного самоуправления для осуществления задач, представляющих общий интерес (ст. 10).
Хартия особо подчеркивает, что права и полномочия органов местного самоуправления осуществляются советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, прямого, равного и всеобщего голосования. В свою очередь, такие советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами (ст. 3).
Вышестоящие органы власти могут осуществлять административный контроль за деятельностью органов местной власти как в целях обеспечения законности и конституционных принципов, так и при выполнении органами местного самоуправления делегированных им задач (ст. 8). Кроме того, органы местного самоуправления имеют право обладать собственными финансовыми средствами и свободно ими распоряжаться при осуществлении своих функций.
Органы местного самоуправления обладают также правами на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством соответствующей страны принципов местного самоуправления (ст. 11).
Хартия не предусматривает создания специальных контрольных органов. Тем не менее она содержит обязательство информировать Генерального секретаря СЕ о шагах, осуществляемых государствами-участниками Хартии в целях реализации ее положений.
Приграничное сотрудничество. Во многом перспективным направлением деятельности СЕ является развитие трансграничного сотрудничества государств-членов Совета Европы. Этим вопросам посвящена специальная Рамочная европейская конвенция о трансграничном сотрудничестве между территориальными административными единицами или местными органами власти приграничныхобластей. Конвенция подписана 21 мая 1980 г. в Мадриде. Дополнительный протокол к ней от 9 ноября 1995 г. подписан в Страсбурге.
Согласно этой Конвенции под трансграничным сотрудничеством понимается любая совместная акция по укреплению ипоощрению добрососедских отношений между территориально-административными единицами или властями в рамках юрисдикции двух или более участников Конвенции, а также заключение соответствующих договоров или соглашений между ними. Особо оговаривается, что трансграничное сотрудничество осуществляется в рамках территориально-административных единиц или в пределах полномочий региональных властей в соответствии с местным законодательством (ст. 2).
Конвенция обязывает государства-члены СЕ предпринимать шаги по развитию такого сотрудничества, а также способствовать заключению необходимых договоров и соглашений с учетом конституционных положений "стран-участниц (ст. 1).
Вопросы социально-экономическогосотрудничества. Выравнивание уровней социально-экономического развития государств-членов становится одним из важнейших приоритетов деятельности Совета Европы. В ее основе лежит Европейская социальная хартия (подписана в Турине 18 октября 1961 г., вступила в силу 26 февраля 1965 г., в пересмотренном варианте открыта к подписанию государствами-членами Совета Европы в Страсбурге 3 мая 1996 г.).
Европейская социальная хартия состоит из преамбулы, пяти частей и приложения. В нее включен перечень из 31 основополагающих социальных и экономических прав. Однако каждое государство-участник должно принять как обязательные по крайней мере пять из семи следующих прав: право на труд, право на профессиональные объединения, право на заключение коллективных договоров, право на социальное обеспечение, право на социальную и медицинскую помощь, право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту, право трудящихся-мигрантов и их семей на защиту и помощь.
Хартией предусматривалось создание специальной контрольной системы, направленной на обеспечение выполнения всеми государствами-участниками взятых на себя обязательств.
Кроме Европейской социальной хартии и Дополнительных протоколов к ней конкретные вопросы социального обеспечения и социальной защиты различных групп населения изложены, в частности, в следующих документах Совета Европы:
- Европейское временное соглашение о социальном обеспечении по старости, инвалидности и при потере кормильца и Европейское временное соглашение о социальном обеспечении, за исключением случаев, относящихся к социальному обеспечению по старости, инвалидности и при потере кормильца (подписаны в Париже 11 декабря 1953 г., вступили в силу 1 июля 1954 г.);
- Европейский кодекс социального обеспечения и Протокол к Европейскому кодексу социального обеспечения. Эти документы устанавливают социальные стандарты, которыми должны руководствоваться государства-участники, определяют конкретные нормы социальной помощи в таких областях, как медицинское лечение, пособия по болезни, безработице, старости, на содержание семьи, по материнству, инвалидности, в связи с потерей кормильца и т.д. Кодекс подписан в Страсбурге 16 апреля 1964 г., вступил в силу одновременно с Протоколом к нему 17 марта 1968 г.;
- Европейская конвенция о социальном обеспечении и Дополнительное соглашение по применению Европейской конвенции о социальном обеспечении. Этот документ впервые вводит в европейскую практику четыре базовых принципа международного законодательства в области социального обеспечения: равенство в подходах; единый свод применяемых законов; сохранение уже имеющихся прав и тех прав, которые могут быть приобретены; выплата пособий за рубежом (подписаны в Париже 14 декабря 1972 г., вступили в силу 1 марта 1977 г.);
- Европейский кодекс социального обеспечения (пересмотренный). Кодекс модернизирует и совершенствует европейские нормы социального обеспечения в таких областях, как пенсии, пособия но безработице и инвалидности, лечение и т.д. В нем предусмотрена более высокая степень социальной защиты, поднятие уровня пособий и увеличение сроков их выплаты, новые виды пособий, более легкие условия их получения, расширение круга профилактических мер по социальной защите. Имплементация положений Кодекса контролируется Комиссией независимых экспертов, работающих в рамках Совета Европы. Кодекс открыт для подписания государствами-членами СЕ в Риме 6 ноября 1990 г.
В рамках деятельности Совета Европы по обеспечению социальных прав человека и повышению общих стандартов качества жизни важное место отводится здравоохранению и этическим аспектам современной медицины. В этой сфере Советом Европы разработано и принято более десятка различных документов, включая многосторонние конвенции, которые концентрируются на трех основных направлениях: равенство в доступе к службам здравоохранения; качество и безопасность медицинских компонентов человеческого происхождения (кровь и органы); непосредственное участие пациента в лечебном процессе.
Конвенция и Протокол - это первые юридически обязывающие международные документы, направленные на защиту человеческого достоинства, прав и свобод человека путем принятия обязательств против неправильного использования достижений биологии и медицины. Среди таких обязательств запрет всех форм дискриминации по признаку генетического наследия, а также запрет на изъятие органов и других тканей у лиц без их согласия. Генная инженерия допускается только в профилактических, диагностических или терапевтических целях и только при условии, что это не ведет к изменению генома наследника данного человека. Протокол, в частности, безусловно запрещает «любое вмешательство с целью создания человеческого существа, генетически идентичного другому человеческому существу, живому или умершему».
Россия и Совет Европы. Россия в качестве полноправного члена вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 г., хотя российское заявление о приеме было передано еще в мае 1992 г. Соответствующий Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы», принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации, был подписан Президентом РФ 23 февраля 1996 г. Одновременно с вступлением в Совет Европы Россией была также подписана Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу для России 30 марта 1998 г.).
В соответствии с Распоряжением Президента РФ от 13 апреля 1996 г. «О мерах по обеспечению участия Российской Федерации в Совете Европы» создана специальная Межведомственная комиссия РФ по делам Совета Европы. В комиссию (около 30 человек) входят члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, руководители министерств и ведомств, представители высших судебных инстанций, а также субъектов Федерации и неправительственных организаций.
Россия является одним из шести основных плательщиков Совета Европы. Ее взнос равен 4,65% общего бюджета СЕ.
Вступление России в Совет Европы в правовом отношении привело к тому, что все договорно-правовые акты Совета Европы, ратифицированные в установленном порядке Россией, становятся в соответствии с Конституцией РФ (ч. 4, ст. 15) составной частью российской правовой системы и порождают юридические обязательства для российского государства, его органов и должностных лиц. В частности, при приведении российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с европейскими конвенциями необходимо учитывать следующие требования и особенности правовой практики Совета Европы:
- Совет Европы и Европейский суд достаточно широко толкуют содержание прав и свобод человека и серьезно ограничивают возможности установления каких-либо изъятий и исключений;
- признание обязательной юрисдикции Европейского суда закрепляет конституционное право гражданина РФ непосредственного обращения в международные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3, ст. 46), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства защиты;
- положительное решение по индивидуальным жалобам, вынесенное против государства, означает необходимость исправления или даже отмены действующего в стране национального законодательства, противоречащего соответствующей конвенции Совета Европы;
- судебные и другие правоприменительные и правоохранительные органы РФ, руководствуясь статьей 15 (ч. 4) Конституции РФ, должны в случае коллизии норм национального российского права и права Совета Европы применять нормы европейских конвенций.
Россия с момента своего вступления в Совет Европы уже ратифицировала целый ряд основополагающих европейских конвенций: Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (февраль 1998 г.), Конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ноябрь 1987 г.), Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств (февраль 1995 г.).
Стандарты Совета Европы принимались во внимание при разработке новых Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов РФ, новых законов и положений о роли и деятельности Прокуратуры РФ, федерального конституционного закона "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 30.05.2008 с изменением от 10.06.2008 N 3-ФКЗ
Выполняя рекомендации Совета Европы, в 1998 году осуществлена передача пенитенциарной системы из ведения Министерства внутренних дел РФ в ведение Министерства юстиции России; тюрьмы и следственные изоляторы открыты для посещений Антипыточным комитетом Совета Европы; осуществляется мораторий на применение смертных приговоров.
Участие России в Совете Европы объективно ставит также проблему формы и порядка имплементации норм Совета Европы в конституции Республик-субъектов РФ, государственные уставы краев и областей и в другие документы субъектов Российской Федерации. В целом Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» (от 28 августа 1995 г.) соответствует Европейской хартии местного самоуправления. В русле наших обязательств по этой Хартии осуществляется и дальнейшее развитие законодательной базы местного самоуправления. Принят, в частности, Закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (8 января 1998 г.), готовится Закон «Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации».
Взаимодействие России с Советом Европы направлено на развитие равноправных отношений между всеми странами-членами СЕ, предотвращение между ними расколов путем нахождения и применения гибких и недискриминационных рабочих методов и процедур на всех уровнях и во всех сферах деятельности Совета Европы. Активное участие России в программах и проектах Совета Европы отвечает правовой идеологии российских реформ: утверждение прав человека, взаимная ответственность общества и личности в рамках демократического, правового государства.