Понятие правовой системы. Основные правовые системы (романо-германская, англосаксонская и др.)

Правовая система общества- это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.

В структуру правовой системывходят следующие главные элементы:

· право (законодательство);

· юридическая практика;

· господствующая правовая идеология.

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции и др. В качестве самостоятельной группы можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России, при всех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков данной правовой семьиможно выделить следующие:

· единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

· главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

· имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

· высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

· важное значение имеют подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

· право делится на публичное и частное, а также на отрасли;

· правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

· на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

· особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

К англосаксонской правовой семье относятнационально-правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Среди признаков данной правовой семьиможно выделить следующие:

· основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

· юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер;

· ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводят судам, которые занимают особое положение в системе государственных органов;

· на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом;

· главенствующее значение имеет процессуальное право, которое во многом определяет право материальное;

· отсутствуют кодифицированные отрасли права;

· отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

· статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных источников;

· юридическая доктрина носит сугубо прагматический, прикладной характер.

К семье религиозного праваотносится Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Среди признаков данной правовой семьиможно выделить следующие:

· главный творец права Бог, а не общество, государство;

· источниками права являются религизно-нравственные нормы и ценности;

· весьма теснее переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует единые правила поведения;

· особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений;

· отсутствует деление права на частное и публичное;

· нормативные правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

· судебная практика в собственном смысле слова не является источником права;

· во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.

К семье традиционного права относятсяправовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Среди признаков данной правовой семьиможно выделить следующие:

· доминирующее место занимают обычаи и традиции, имеющие неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

· обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;

· обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ;

· нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя в последнее время их принимается все больше и больше;

· судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;

· судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;

· юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;

· архаичность многих ее обычаев и традиций.

Наши рекомендации