Система государственного регулирования социального страхования в
Российской Федерации
В конце 2006 г. был принят ряд документов, которые вносят изменения в законодательство в социальной сфере. Каков порядок назначения и расчета пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам? От чего зависит величина пособия по временной нетрудоспособности? В каких случаях размер пособия может быть снижен? Какие изменения произошли в порядке назначения пособий по временной нетрудоспособности при уходе за больным членом семьи?
29 декабря 2006 г. Президент РФ одобрил три федеральных закона, вносящих изменения в порядок социальной защиты населения. Речь идет о следующих актах: Федеральном законе N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ); Федеральном законе N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"; Федеральном законе N 257-ФЗ "О внесении изменений в статьи 217 и 238 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Данный круг вопросов затрагивается также в двух постановлениях Правительства РФ, принятых 30 декабря 2006 г.: N 870 "Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию" и N 865 "Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей".
Пособия по временной нетрудоспособности для совместителей
1 января 2007 г. Законом N 255-ФЗ введен новый, более выгодный для работников порядок назначения и расчета пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам. Он определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию. Закон заменил несколько нормативных актов, которые ранее регулировали правила расчета этих пособий. Применять их теперь следует лишь в части, не противоречащей Закону N 255-ФЗ.
Если работник получил трудовое увечье на предприятии либо производственное профессиональное заболевание, выплаты пособий производятся по другому нормативному документу, положения Закона N 255-ФЗ при выплате таких пособий применяются ограниченно.
Право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют застрахованные лица. Это граждане России, а также постоянно или временно проживающие на ее территории иностранные граждане и лица без гражданства. Главное условие - чтобы в Фонд социального страхования РФ от них или за них поступали налоги или страховые взносы.
В статье 4 Закона N 255-ФЗ впервые установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам выплачиваются также лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду.
В том же акте указаны страховые случаи, при наступлении которых выплачиваются пособия. В частности, к таковым отнесены:
а) утрата трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения (пособие по нетрудоспособности);
б) необходимость осуществления ухода за больным членом семьи (пособие по уходу);
в) отпуск по беременности и родам (пособие по беременности и родам).
Не предусматривается выплата пособий: а) при санаторно-курортном (амбулаторно-курортном) лечении в случаях, когда путевка (курсовка) выдана за счет средств Фонда социального страхования (ФСС) РФ и если очередного и дополнительных отпусков рабочего или служащего недостаточно для лечения и проезда в санаторий и обратно (п. 17 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. N 13-6. Данное Положение применяется в части, не противоречащей Закону N 255-ФЗ);
б) родителям (опекунам или попечителям), воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, на весь период санаторного лечения ребенка-инвалида (с учетом времени на проезд в санаторий и обратно) при наличии медицинского заключения о необходимости индивидуального ухода за ним.
Право на получение пособий лицами, заключившими с организацией трудовой договор, возникает со дня, с которого они должны были приступить к работе либо были фактически допущены к работе в соответствии с трудовым законодательством (п. 3 ст. 2 Закона N 255-ФЗ). При этом, учитывая положения ст. 61 ТК РФ, согласно которым работодатель имеет право аннулировать трудовой договор, если работник не приступил к работе в день, определенный трудовым договором или кодексом, Закон N 255-ФЗ уточняет, что в случае аннулирования договора при утрате застрахованным лицом трудоспособности вследствие заболевания или травмы пособие выплачивается со дня, с которого работник должен был приступить к работе, и не более чем за 75 календарных дней по этому договору (в случае заболевания туберкулезом - за весь период нетрудоспособности).
С 1 января 2007 г. право на получение пособия по временной нетрудоспособности сохраняется за застрахованным лицом в течение 30 календарных дней со дня прекращения трудового договора (ст. 5 Закона N 255-ФЗ). При этом размер пособия составляет 60% заработка работника.
Финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы по-прежнему будет осуществляться из двух источников (ст. 3 Закона N 255-ФЗ):
а) за счет средств бюджета ФСС РФ - начиная с третьего дня временной нетрудоспособности;
б) за счет средств работодателя - за первые два дня временной нетрудоспособности.
Остальные виды пособий (по уходу за больным членом семьи, при карантине, по беременности и родам и др.) полностью (с первого дня) выплачиваются за счет средств бюджета ФСС РФ (ст. 3 Закона N 255-ФЗ).
Как и прежде, величина пособия по временной нетрудоспособности поставлена в зависимость от стажа работника. Но если раньше учитывался непрерывный трудовой стаж, то с 1 января 2007 г. размер больничного зависит от так называемого страхового стажа (ст. 6 Закона N 255-ФЗ).
Это изменение связано с тем, что в Определении Конституционного Суда РФ от 2 марта 2006 г. N 16-0 было указано: расчет выплат по больничному листу в зависимости от непрерывного стажа работы противоречит Конституции РФ и не соответствует принципам медицинского страхования. Имя героя, отстоявшего данное положение в Конституционном Суде РФ, - Владимир Корнилов из г. Твери.
В страховой стаж включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, периоды государственной гражданской и муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 16 Закона N 255-ФЗ). При этом Закон N 255-ФЗ не связывает понятие страхового стажа с фактической уплатой обязательных платежей в ФСС РФ.
Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору застрахованного лица. В настоящее время на утверждении в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ находится проект документа, содержащий правила о том, как определить и подтвердить период страхового стажа для расчета размера пособий по временной нетрудоспособности. Пока такой документ находится на согласовании, страхователь может устанавливать страховой стаж работнику в соответствии с записями в трудовой книжке. Напомним, что Фонд социального страхования РФ основан в 1991 г., поэтому общий трудовой и страховой стажи могут не совпадать.
В случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, при карантине, протезировании по медицинским показаниям, долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения, а также при необходимости ухода за больным членом семьи (кроме ребенка в возрасте до 15 лет) пособие выплачивается в следующем размере (ст. 7 Закона N 255-ФЗ):
- 100% среднего заработка - застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет;
- 80% среднего заработка - застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет;
- 60% среднего заработка - застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет.
Как видим, соотношение размера пособий и стажа не изменилось.
Работнику, общий стаж которого не превышает шесть месяцев, по больничному листу выплачивается сумма в размере минимального размера оплаты труда (МРОТ) за полный месяц (ч. 6 ст. 7 Закона N 255-ФЗ). В тех районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, МРОТ определяется с учетом этих коэффициентов.
При необходимости осуществления ухода за больным членом семьи при его амбулаторном лечении (за исключением случаев ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет) пособие также выплачивается в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица.
В случае ухода за больным ребенком пособие выплачивается:
- при амбулаторном лечении ребенка - за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа, за последующие - в размере 50% среднего заработка;
- при стационарном лечении ребенка - в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа.
Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованным лицам в размере 60% среднего заработка в случае заболевания или травмы, наступивших в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой они подлежат обязательному социальному страхованию.
За период простоя пособие выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам.
Учитываются особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяемые Правительством РФ.
В соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка, не превышающего максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, предусмотрена для следующих категорий лиц:
а) получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы;
б) перечисленных в п. 3 ст. 13 Закона N 1244-1 (в том числе принимавших в 1986-1987 гг. участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения и др.);
в) постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с правом на отселение;
г) одному из родственников или опекуну ребенка, не достигшего возраста 18 лет, при условии выполнения требований ст. 25 Закона N 1244-1, за все время болезни ребенка.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" одному из родителей либо бабушке, дедушке, опекуну (попечителю) детей в возрасте до 18 лет первого и второго поколения граждан, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются:
а) пребывание с больным ребенком в лечебном учреждении (по рекомендации врачей) в течение всего времени лечения;
б) получение пособия по временной нетрудоспособности за все время болезни ребенка в размере 100% заработка, непревышающего максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, установленного федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год, независимо от наличия непрерывного трудового стажа, необходимого для получения этого пособия.
Выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка, но не более максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, установленного федеральным законом, предусмотрена:
- лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 24 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях");
- гражданам, занятым на работах с химическим оружием (ст. 9 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием");
- донорам, сдавшим в течение года кровь и (или) ее компоненты в суммарном количестве, равном двум максимально допустимым дозам (ст. 10 Закона РФ от 9 июня 1993 г. N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов").
Как и прежде, пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам нужно рассчитывать исходя из среднедневного заработка за последние 12 месяцев, предшествующих тому месяцу, в котором наступил страховой случай (ст. 14 Закона N 255-ФЗ), и с учетом максимального размера пособия.
Для работающих по трудовому договору в средний заработок включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, с которых начислен ЕСН в соответствии с требованиями главы 24 НК РФ.
Для лиц, охваченных обязательным социальным страхованием, средним заработком являются полученные доходы, с которых уплачены страховые взносы в ФСС РФ.
Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам включает в себя четыре этапа (ст. 14 Закона N 255-ФЗ):
1. Определяется средний дневной заработок застрахованного лица путем деления суммы всех предусмотренных системой оплаты труда видов выплат, начисленных за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.
В качестве расчетного периода принимаются последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам;
2. Определяется размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, выраженного в процентном отношении к среднему заработку.
Пособие выплачивается во всех случаях за календарные дни, приходящиеся на соответствующий период (ст. 6 Закона N 255-ФЗ). В связи с этим средний дневной заработок для исчисления названных пособий, как и общая сумма пособия, определяется с учетом календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата или на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам;
3. Размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия (или максимально возможного дневного пособия) на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам;
4. Если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособия назначаются и выплачиваются ему каждым работодателем. При этом размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер указанного пособия по каждому месту работы.
Особенности исчисления среднего заработка для расчета пособий отдельным категориям застрахованных лиц будут утверждены соответствующим постановлением Правительства РФ, которое после его приятия будет доведено до региональных отделений ФСС РФ в установленном порядке.
Размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам не может превышать максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, установленный федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 19 февраля 2006 г. N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, а также пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 16125 руб. В 2006 г. максимальный размер пособия составлял 15 000 руб.
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих районных коэффициентов.
Впервые поступающий на работу в течение первых шести месяцев работы будет иметь право на получение пособия по нетрудоспособности, по беременности и родам в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда. По истечении шести месяцев работы застрахованное лицо приобретает право на получение пособия в общеустановленных размерах. Это право не может быть утрачено в результате увольнения.
Законом предусмотрена возможность финансирования расходов, связанных с выплатой пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в размерах сверх установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании за счет средств федерального бюджета (ч. 5 ст. 3 Закона N 255-ФЗ).
Суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, и др.). Удержание производится в размере не более 20% суммы, причитающейся застрахованному лицу, при каждой последующей выплате пособия либо заработной платы. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.
Статьи 8 и 9 Закона N 255-ФЗ устанавливают основания для отказа в назначении пособия и снижения его размера.
Пособие может быть снижено, если больной:
а) нарушает режим, предписанный лечащим врачом, если не является на прием в назначенный им срок(пособие исчисляется на основе МРОТ со дня, когда больной нарушил режим или не явился к врачу);
б) если травма или болезнь наступили в результате "алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением" (пособие исчисляется на основе МРОТ за весь период нетрудоспособности).
Пособие не назначается за периоды:
а) освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска;
б) отстранения от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если за этот период не начисляется заработная плата;
в) заключения под стражу или административного ареста;
г) проведения судебно-медицинской экспертизы.
Основаниями для отказа в назначении застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности являются:
а) наступление временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства;
б) наступление временной нетрудоспособности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления.
Пособия по временной нетрудоспособности для совместителей
Отныне граждане, работающие на условиях внешнего совместительства, могут получать пособия по временной нетрудоспособности у каждого работодателя (п. 1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ). При этом размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер пособия по каждому месту работы (п. 5 ст. 7 Закона N 255-ФЗ).
Листок нетрудоспособности
В соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам производится на основании листка нетрудоспособности утвержденной формы.
До утверждения новой формы листка нетрудоспособности в соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 января 2007 г. N 80-ВС выплату пособий необходимо производить по листкам нетрудоспособности, выданным лечебно-профилактическими учреждениями по форме, действующей в настоящее время.
Листок нетрудоспособности следует заполнять с учетом особенностей, предусмотренных Законом N 255-ФЗ. Так, на оборотной стороне следует учитывать заработок лица и вести расчет пособий не в рабочих, а в календарных днях; вместо непрерывного трудового стажа для определения размера пособия применяется продолжительность страхового стажа. Кроме того, лицам, работающим на условиях внешнего совместительства, предусмотрена выдача второго листка нетрудоспособности с отметкой на лицевой стороне "внешний совместитель".
Болеют члены семьи
Некоторые из новшеств касаются пособий по временной нетрудоспособности при уходе за больным членом семьи.
С 1 января 2007 г. работник имеет право получать пособие по временной нетрудоспособности, если не работает, потому что его ребенок (младше 7 лет) не посещает дошкольное образовательное учреждение из-за карантина. Раньше пособие назначалось лишь при отстранении от работы самого работника в связи с карантином. Кроме того, карантин может вызывать необходимость ухода за другим членом семьи, который признан в установленном порядке недееспособным.
При необходимости ухода за больным членом семьи при амбулаторном лечении оплачиваются не более 7 календарных дней по каждому случаю заболевания и не более 30 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим членом семьи.
Важное изменение коснется родителей, которые ухаживают за заболевшим ребенком. До недавних пор по больничному листу в этом случае оплачивались только 15 дней в месяц. Теперь законодательно установлено максимальное количество оплачиваемых дней по уходу за больным ребенком:
а) в возрасте до 7 лет - не более 60 календарных дней в год (до 90 дней в год, если у ребенка особо тяжелое заболевание);
б) в возрасте от 7 до 15 лет - не более 15 дней по каждому случаю амбулаторного лечения, но не более 45 календарных дней в год;
в) инвалидом в возрасте до 15 лет - не более 120 календарных дней в год;
г) в возрасте до 15 лет, являющимся ВИЧ-инфицированным, - оплачивается весь период совместного пребывания в стационаре в размере 100% оплаты;
д) в возрасте до 15 лет при болезни, связанной с поствакцинальным осложнением, - оплачивается весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационаре.
К сожалению, не уточняется, касаются ли перечисленные ограничения только одного родителя или всех родственников больного, т.е. смогут ли родители, а также бабушки и дедушки поочередно сидеть с больным ребенком каждый по 60 календарных дней, или государство оплатит только 60 дней на всю семью? Действующее Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (утверждено постановлением Президиума ВЦСПС 12 ноября 1984 г. N 13-6) не содержит ограничений временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в рамках года.
Кроме того, законодатель не учитывает ситуацию одиноких родителей и многодетных семей. Так, одинокий родитель будет лишен возможности получить оплачиваемый больничный лист, исчерпав предлагаемую законом продолжительность ухода за ребенком. При этом в полной семье мама и папа могут оставаться с детьми по очереди - и тогда на двоих получится больше оплачиваемых дней. Не принимается во внимание и количество детей, например, в многодетной семье, так как размер пособия ставится в зависимость только от продолжительности общего трудового стажа.
Пособие по беременности
Сохраняется действующее правило об исчислении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам из средней заработной платы застрахованного лица за последние 12 календарных месяцев.
Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней (в случае многоплодной беременности - 84 дня) до родов и 70 календарных дней (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110 дней) после родов.
Пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка, но не более максимального размера, установленного законом о бюджете ФСС РФ для данного периода.
При расчете пособия по беременности и родам стаж не учитывается. Исключение составляет ситуация, когда стаж составляет менее 6 месяцев.
Положение об ограничении пособия величиной МРОТ для тех женщин, которые в течение года перед наступлением страхового случая проработали менее трех месяцев, заменяется требованием о наличии страхового стажа в шесть месяцев. Если женщина отработала шесть календарных месяцев, то пособие будет рассчитываться исходя из ее фактического заработка за фактически отработанное время. Если она проработала менее шести месяцев перед уходом в декретный отпуск, пособие будет ей выплачиваться исходя из МРОТ.
Переходные положения
Закон N 255-ФЗ начал действовать 1 января 2007 г. Он применяется к страховым случаям, наступившим после вступления его в силу.
По страховым случаям, наступившим до 1 января 2007 г., пособия исчисляются по нормам Закона N 255-ФЗ за период после дня вступления его в силу, если размер пособия, исчисленного в соответствии с Законом N 255-ФЗ, превышает размер пособия, полагающийся по нормам ранее действовавшего законодательства.
Гражданам, которые приступили к работе по трудовому договору, к служебной или иной деятельности, в течение которой они подлежат обязательному социальному страхованию, и до вступления в силу Закона N 255-ФЗ имели право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере (выраженном в процентах от среднего заработка), превышающем размер пособия, полагающегося в соответствии с Законом N 255-ФЗ, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается в прежнем более высоком размере (выраженном в процентах от среднего заработка), но не выше установленного максимального размера пособия по временной нетрудоспособности.
Если продолжительность страхового стажа застрахованного лица, исчисленного по новому закону за период до 1 января 2007 г., окажется меньше продолжительности его непрерывного трудового стажа, применяемого при назначении пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с ранее действовавшими нормативными правовыми актами за тот же период (такая ситуация возможна, в частности, при назначении пособий бывшим военнослужащим), за продолжительность страхового стажа принимается продолжительность непрерывного трудового стажа застрахованного лица.
Помощь при рождении ребенка освободили от ЕСН и НДФЛ
Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 257-ФЗ в ст. 217 и 238 НК РФ вносятся изменения. Они освобождают с 1 января 2008 г. от обложения налогом на доходы физических лиц и единого социального налога суммы единовременной материальной помощи, которая оказывается работодателем родителям (усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка. Максимальный размер этой помощи, не подлежащий налогообложению, определен в сумме 50 тыс. руб. на каждого ребенка.