Модуль 1. Теория государственного управления

Дать определения понятиям:

1. Власть -способность (свойство) некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах, которая характеризуется следующими признаками:

1) социальная направленность (складывается, проявляется в отношениях между людьми, т. е. в обществе (социуме);

2) волевой характер;

3) многообразие ресурсов (возможность использования самых разнообразных средств, принудительных, экономических, социальных, культурно-информационных) и т.п.;

имеет следующую структуру:

Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Субъект источники и ресурсы Объект

а также выполняет следующие функции:

1) коммуникативная

2) координационная

3) управленческая

4) контрольная

2. Административное государственное решение -акты управленческих действий органов исполнительной власти, регулирующих функционирование отдельных видов производственно-хозяйственной, социальной и культурной жизни общества и текущей практической деятельности отдельных организаций, которые характеризуются следующими признаками:

1) целевая направленность — ориентация на достижение цели или системы целей (установление четкой направленности является главным элементов не только в управленческой деятельности, но и на этапах принятия и реализации решений);

2) обоснованность — это наличие оснований для выбора любой из альтернатив (обоснованности должна сопутствовать достоверная информация о состоянии предмета, методах его реализации, степени соответствия его целям организации и т. д);

3) правомочность решения — соответствие с правилами, нормами, полномочиями, которые предусмотрены законодательно (этот признак обеспечивает сбалансированность прав и обязанностей на всех уровнях управления) и т.п.;

имеет следующую структуру:

Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru формирование цели анализ и поиск средств реализации принятие решений реализация и оценка;

а также выполняет следующие функции:

1) направляющая (состоит в том, что решение принимается исходя из долговременной стратегии развития организации);

2) организующая (проявляется в необходимости согласования действий исполнителей, частей и элементов управляемой системы для реализации поставленных задач в запланированные сроки и необходимого качества);

3) мотивирующая (заключается в согласовании интересов каждого члена организации и в трансформации их в единый вектор, единое направление для достижения стратегических целей организации).

3. Государственная служба -профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти РФ и субъектов, которая характеризуются следующими признаками:

1) профессиональный характер,

2) преследует публичные интересы,

3) не связана с материальным производством,

4) властный характер полномочий;

имеет следующую структуру:

Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru федеральная служба (Администрация Президента, аппараты ГД и СФ и т.п.)

Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru служба субъектов (аппарат высшего должностного лица (губернатора), аппарат представительного органа и т.д.)

а также выполняет следующие функции:

1) управление общественными делами,

2) целеполагание,

3) прогнозирование и моделирование развития государственных органов,

4) планирование,

5) организация,

6) контроль.

4. Государственное решение -это выбор и обоснование определенного проекта действий государственных органов, направленных на достижение общественных целей, который характеризуется следующими признаками:

1) авторитет решения (легитимность и обоснованность),

2) особый диапазон решения (политическое пространство его действия),

3) всеобщий характер подчинения;

имеет следующую структуру:

Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru субъект, принимающий решение (руководящий орган гос. власти)

Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru субъект-исполнитель (аппарат гос. службы)

Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru объект (нижестоящие органы власти либо соц. группы - общество)

а также выполняет следующие функции:

а) установление и поддержание определенного типа политической системы и соответствующего ей политического режима;

б) сохранение единства общества как основы существования данного государства;

в) формирование и реализация общих ценностей и удовлетворение общих интересов населения;

г) обеспечение безопасности государства и общества;

д) обеспечение взаимосвязей с внешним миром, с другими государственными образованиями.

5. Государственная функция -регулярно осуществляемая органом исполнительной власти деятельность по реализации или обеспечению реализации властных полномочий, которая имеет следующие признаки:

1) это исторически меняющиеся, эволюционные направления деятельности государства, производные от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе его развития;

2) это устойчиво сложившаяся, повторяющаяся и объективно необходимая предметная деятельность государства в наиболее важных сферах социальной действительности.

имеет следующую структуру:

В общем, все государственные функции можно разделить на

Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru внутренние (соц., эконом., полит. и т.п.) и внешние (оборона, дипломатия и др.)

6. Государственное управление - целенапрвленное организованное воздействие государства и его институтов на сферы государственной жизни для изменения их в соответствии с целями государственной политики, которое характеризуется следующими признаками:

1) выполнение общезначимых организующих функций,

2) исполнительно-распорядительный характер,

3) подзаконность использования властных полномочий и деятельности уполномоченных субъектов,

4) непрерывный характер воздействия,

5) исключительных характер управляющего субъекта;

имеет следующую структуру:

Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru субъект (конкретные представители гос. власти, отдельные учреждения)

Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru механизмы и способы воздействия

Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru объект (соц.-эк. процессы, общ. институты, соц. группы)

а также выполняет следующие функции:

1) целеполагание

2) анализ

3) прогнозирование

4) планирование

5) организация

6) мотивация

7) учёт

8) контроль

9) оперативное регулирование.

7. Государственный служащий- работник, исполняющий те или иные обязанности в соответствии с занимаемой должностью на государственной службе, для которого свойственны следующие сущностные признаки:

1) гражданство РФ

2) наличие должности гос. службы

3) денежное содержание из гос. бюджета,

а также призванный выполнять следующие функции:

а) обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов Федерации,

б) добросовестно исполнять должностные обязанности;

в) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

г) исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

8. Государство как институт - основной институт политической системы общества, представляющий собой организацию политической власти на определённой территории как средство обеспечения ин­тересов всего общества и особый механизм управления и подавления, который характеризуется следующими признаками:

» наличие публичной власти;

» суверенитет;

» территория и административно-территориальное деление;

» правовая система;

» гражданство;

» налоги и сборы;

Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru имеет следующую структуру:

Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru население

Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru мат. и интел. собственность государство

Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru территория

Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru аппарат управления

а также выполняющий следующие функции:

- внутренние (охранительная, правообеспечительная, хозяйственная, политическая, соц. - культ.)

- внешние ( нац., безопасность, дип. связи)

9. Государство как система - вид социальной системы, представляющий собой целостную совокупность индивидов и социальных групп, организованную на основе идеи суверенитета в определённой части пространства и имеющую общую систему норм и аппарат управления, который характеризуется следующими признаками:

1) индивиды и социальные группы в количестве демографического оптимума, необходимого для поддержания целостности;

2) идея организации общества усреднено («optatio media»), поддерживаемая большинством;

3) совокупность юридических норм;

4) специальный аппарат управления;

5) собственная часть пространства;

6) суверенитет;

имеет следующую структуру:

Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru управляющая подсистема (гос. аппарат)

Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru индивиды (граждане, подданные) объединения индивидов (соц. группы)

а также выполняющий следующие функции:

- внутренние ( поддержание целостности системы во всех сферах жизнедеятельности : в эк., полит., соц., культ. и т.п.)

- внешние ( сохранение целостности системы во вне: оборона, дипломатия и т.п.)

10. Децентрализация государственного управления - процесс, предполагающий передачу полномочий и ответственности от центральной государственной власти на нижние уровни управления и негосударственному сектору, характеризующийся следующими признаками:

1) процесс принятия решений реализуется на более низших уровнях управления (региональный, местный);

2) знания, информация и идеи генерируются на низших уровнях и поступают снизу вверх;

3) относительно узкий объем контролирующих полномочий менеджеров высшего звена при наличии немногочисленных уровней в системе управления, ввиду большей автономии на низших уровнях;

а также имеющий следующие виды:

1) административная (местная власть подотчетна центральной власти);

2) политическая (местная власть теоретически независима от государства, наделена полномочиями и ответственностью);

3) бюджетная (связана с передачей ресурсов, необходимых для осуществления переданной власти и ответственности);

4) рыночная (обеспечивает передачу функций государственных институтов частному сектору (компании, НКО), включая планирование и администрирование).

11. Законы государственного управления - это необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между субъектами и объектами управления в природе и обществе, которые характеризуются следующими признаками:

1) носят объективный характер,

2) существуют независимо от сознания человека,

3) перманентный характер и др.

имеют следующие виды:

1) Закон зависимости управляющего воздействия субъекта на объект от состояния системы государственного управления и социальной среды.

2) Закон усиления регулирования и управления общественными процессами в условиях возрастающего многообразия общественной жизни и государственных институтов, их деятельности.

3) Закон необходимости сочетания управляющего воздействия на общество с его самоорганизацией, с учетом стихийной саморегуляции социальной системы (в теории социального управления – общий закон необходимого многообразия).

4) Закон рассредоточения центров управления.

5) Закон взаимосвязи (единства) централизации и децентрализации.

6) Системная форма организации – объективный закон государственного управления.

7) Общий объективный закон саморазвития системы государственного управления.

а также имеют следующую структуру:

- законы функционирования (закон оптимального дополнения и уравновешивания гос. полномочий полномочиями органов общественного самоуправления)

- законы развития (закон нарастающей демократизации и закон неравномерности развития и конфликтности).

12. Кибернетический подход к государственному управлению -один из методов государственного управления, подразумевающий деление систем на управляющие и управляемые и выполняющий следующие функции:

1) обоснование информационной сущности управления,

2) универсализация законов управления в системах различной природы,

3) выявление и организация механизмов обратной связи в системах управления,

4) оптимизация поведения системы на основе обратных связей и в соответствии с заранее определенными целями.

13. Институты государственного управления - совокупность общих, законодательно закреплённых структур и организаций гос. управления, включающая в себя типовые устойчивые органы гос. управления, а также законодательно-нормативную базу, на основе и посредством которой осуществляются государственное управление и регулирование социально-экономических объектов, процессов и отношений, которая характеризуется следующими признаками:

1) встроенность в единую систему гос. управления,

2) строгая иерархия,

Главной функцией институтов государственного правления является упрощение организации системы гос. управления за счёт структурного разграничения различных направлений его деятельности.

14. Методология государственного управления -совокупность принципов и способов организации непосредственного и целенаправленного воздействия органов государственного управления (должностных лиц) на подчиненные им объекты управления, характеризующаяся следующими признаками:

— осуществление методов управления обусловлено формированием исполнительной ветви государственной власти и соответствующих органов исполнительной власти;

— целью использования методов управления и его практическое назначение заключается в обеспечении государственного управления;

— методы государственного управления используются в процессе публичной управленческой деятельности;

— методы государственного управления выступают средствами осуществления субъектами государственного управления их компетенции и полномочий;

и имеющая следующие типы:

- логический метод (с его помощью делаются различные умозаключения, например, о принципезаконности в управлении),

- метод формализации (он помогает, например, создавать различные классификации),

- сравнительный метод (позволяет сопоставлять возможности разных способов публичного управления),

- количественные методы (в том числе статистические, свидетельствующие о составе аппарата управления),

- метод прогнозирования (например, вывод о возможном отпочковании новых ветвей власти)

- экстраполяции (распространения признаков данного явления на другие сходные явления),

- моделирования (искусственного воссоздания тех или иных управленческих процедур),

- эксперимента (практической проверки деятельности тех или иных органов управления в условиях, созданных экспериментатором).

15. Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта), характеризующаяся следующими признаками:

1) это особый вид публичной службы, т. е. в органах местной публичной власти, муниципального образования;

2) замещение муниципальным служащим муниципальной должности, которая не является выборной должностью;

3) это профессиональная деятельность в органах местного самоуправления, за осуществление которой муниципальные служащие получают денежное содержание из местного бюджета (бюджета муниципального образования); муниципальные служащие – это лица, несущие службу на должностях в органах местного самоуправления;

4) это деятельность по исполнению полномочий этих органов, т. е. деятельность, находящаяся в подчинении муниципального образования;

5) это деятельность, организуемая на постоянной основе, т. е. муниципальные служащие осуществляют полномочия органа местного самоуправления в качестве основной работы в течение неопределенного времени (постоянно); выборные должностные лица, напротив, действуют в течение определенного промежутка времени (временно). "Постоянная основа" деятельности муниципальных служащих будет обеспечивать профессионализм муниципальной службы, ее стабильность, и в определенном смысле она сравнима с принципом несменяемости чиновников в европейских странах;

и выполняющая следующие функции:

- поддержка социально незащищенных в условиях рыночной конкуренции слоев и групп населения;

- социальное прогнозирование и разработка соответствующих моделей управления;

- снятие социальной, политической напряженности и поддержание социального консенсуса в территориальном сообществе;

- регулирование, развитие и поддержание стабильности, равновесности экономических процессов в муниципальном образовании.

В механизмах реализации новых функций в условиях рынка происходят качественные изменения:

- отказ от позиций "административного диктатора" и распределителя средств, полученных "сверху" от федерального центра и субъекта РФ и перехода к рыночным механизмам "добывания";

- профессиональное управление финансами, природными, человеческими, информационными и иными ресурсами;

- в новых рыночных условиях муниципальная служба обязана сотрудничать с рыночными хозяйствующими субъектами, с негосударственными, общественными организациями. (принцип равного партнерства и баланса интересов участников договоров).

16. Муниципальный служащий -гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета, призванный выполнять следующие задачи:

1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования МО;

2) защита прав и интересов МО;

3) обеспечение самостоятельности решения населением ВМЗ;

4) обеспечение исполнения Конституции РФ и др. НПА федерального, областного и местного уровня;

5) оказание содействия федеральным, областным органам государственной власти.

17. Общество - социальная система, организация населения государства, имеющая тесные связи между отдельными её членами, характеризующаяся следующими признаками:

  1. Иерархичность
  2. Саморегуляция
  3. Открытость
  4. Информационность
  5. Cамодетерминированность
  6. Самоорганизация;

имеющая следующую структуру:

Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru множество индивидов их соц. позиции (статусы) нормы и ценности (правила поведения)

а также выполняющая следующие функции:

  • Производство материаль­ных благ и услуг
  • Распределение продуктов труда (деятельности)
  • Регламентация и управление деятельностью и поведением
  • Воспроизводство и социализация человека
  • Духовное производство и регулирование активности людей

18. Объект государственного управления - структурированная социальная общность, функционирующая под направляющим воздействием управляющего субъекта для достижения общих целей системы управления, характеризующаяся следующими свойствами:

1) самоактивность,

2) целенаправленность,

3) адаптивность,

4) самоуправляемость,

5) объективизм;

а также имеющая следующие признаки:

1. Многообразие форм и проявлений: по видам общественных отношений, по видам деятельности, по институциональным признакам, по значимости для государства и общества и т. д.

2. Объекты государственного управления связаны с реализацией всеобщих, а не частных потребностей, интересов, целей.

3. Эти объекты являются приоритетными (первичными) по отношению к государственному управлению, так как они направлены на удовлетворение основных потребностей общества, «кормят» и общество и государство.

4. Объекты развиваются по объективным общественно-историческим закономерностям, которые государственное управление может и должно учитывать и использовать, но не может изменить.

5. Объекты государственного управления могут быть эффективны и рациональны только в адекватных организационных, технических и человеческих формах. Государство и обеспечивает развитие содержания, своевременно обновляя форму объекта.

6. Объекты государственного управления нуждаются в полном и адекватном юридическом оформлении. Это позволяет управляемому объекту самому самоорганизовываться в своих границах по таким правилам, которые задаются юридической формой и устраивают общество.

19. Политика - деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность партий и других организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями, характеризующаяся следующими признаками:

1) носит властный характер,

2) преимущественно это сфера деятельности элит и лидеров;

имеющая следующую структуру:

Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Субъект общ. отношения Объект

Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru полит. интересы и цели

а также выполняющая следующие функции:

- обеспечение целостности и стабильности общества,

- управление

- регуляция,

- политическая социализация.

20. Политический режим - политическое управление, то есть совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе (государстве), или способ функционирования его политической системы, характеризующийся следующими признаками:

- имеет механизмы властвования,

- определяет порядок распределения власти между субъектами управления,

- наличие политических партий;

а также выполняющий следующие функции:

1) обеспечение политической власти,

2) управления сферами общества,

3) интеграция общества,

4) политическая социализация.

21. Политическое государственное решение - осознанно сделанный субъектом государственного управления выбор целенаправленного воздействия на социальную действительность, выраженный в официальной форме, характеризующийся следующими признаками:

1) авторитет решения (легитимность и обоснованность),

2) особый диапазон решения (политическое пространство его действия),

3) всеобщий характер подчинения;

имеющий следующую структуру:

Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru субъект, принимающий решение (руководящий орган гос. власти)

Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru субъект-исполнитель (аппарат гос. службы)

Модуль 1. Теория государственного управления - student2.ru объект (нижестоящие органы власти либо соц. группы - общество)

а также выполняет следующие функции:

а) установление и поддержание определенного типа политической системы и соответствующего ей политического режима;

б) сохранение единства общества как основы существования данного государства;

в) формирование и реализация общих ценностей и удовлетворение общих интересов населения;

г) обеспечение безопасности государства и общества;

д) обеспечение взаимосвязей с внешним миром, с другими государственными образованиями.

22. Принципы государственного управления - основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность, характеризующиеся следующими признаками:

1) носят объективный характер,

2) существуют независимо от сознания человека,

3) перманентный характер и др.

а также имеющие следующую классификацию:

1) Общие принципы:

• демократизм – народ выступает единственным источником власти;

• законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе соблюдения и исполнения законодательства;

• объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы;

• научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации;

• разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

• федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ;

• эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.

2) Организационные принципы:

• отраслевой – осуществление управленческой деятельности, с учетом отраслевых особенностей объекта управления;

• территориальный – формирование системы управления основывается на административно-территориальном делении;

• функциональный – органы исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления;

• двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий;

• сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

23. Система государственного управления -совокупность подсистем целей и принципов осуществления государственно-властного воздействия на общественную жизнедеятельность, характеризующаяся следующими признаками:

- иерархичная взаимосвязь элементов (подсистем),

- интегрированное качество (целостность системы),

- регламентация взаимосвязи элементов через социальные и правовые нормы;

а также имеющая следующую структуру:

- институты гос. управления,

- проф. общность гос. служащих,

- процесс реализации управленческих фугкций,

- технология (средства, методы, способы) гос. управления,

24. Системный подход к государственному управлению -один из методов государственного управления, подразумевающий рассмотрение государственного управления как целостной системы, характеризующийся следующими признаками:

1) целостность

2) всеобъемлемый характер,

3) иерархичность и взаимосвязь элементов системы ГУ и т.п.

25. Субъект государственного управления - структурно-организованная социальная общность, призванная воздействовать на объект с целью перевода его в новое состояние, характеризующаяся следующими признаками:

  1. любой субъект управления обеспечивает выражение интересов определенной социальной общности;
  2. каждому субъекту присущи определенные функции, отражающие общесистемное разделение труда по их выполнению;
  3. субъекты управления системно организованы и им присущи черты системы, общие функции, цели, единство принципов их образования и деятельности, структурное единство и др.;
  4. каждый субъект управления приобретает общесистемные качества, находясь в рамках системы управления и взаимодействуя с соответствующим объектом, другими субъектами своей системы с субъектами других систем.

Главной функцией субъекта государственного управления является воздействие на него с целью преобразования его текущего состояния.

26. Территориальное устройство - способ территориальной организации государства, определяющий внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой. Выделяют две основные формы ТУ:

1) унитарное государство, имеющее следующие признаки:

- единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений;

· единая система высших органов государственной власти, юрисдикция которых распространяется на территорию всей страны и не ограничена полномочиями каких-либо региональных органов;

· единое гражданство, никакие территориальные единицы собственного гражданства иметь не могут;

· единая система права. Все органы управления в территориальных единицах обязаны применять нормативные акты центральных органов государственной власти. Собственная нормоустанавливающая деятельность территориальных органов управления носит исключительно подчиненный характер;

· единая судебная система осуществляющая правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права. Судебные органы территориальных единиц – это звенья единой централизованной судебной системы;

· территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, а также территориальные автономии. И те, и другие не обладают политической самостоятельностью. Создаваемые в них органы управления в той или иной степени подчинены центральным органам государственной власти. Их правовой статус определяется нормами единой общегосударственной системы права.

2) федеративное государство, имеющее следующие признаки:

· территория федеративного государства не представляет собой в политико-административных отношениях единого целого. Она состоит: из территорий субъектов федерации; в ряде федераций также из территорий не имеющих статуса субъектов (в Индии наряду с 26 штатами – субъектами федерации имеются 7 союзных территорий, не являющимися субъектами);

· государства и государственные образования, составляющие федерацию не обладают государственным суверенитетом, под которым следует понимать свойство государственной власти быть независимой как в сфере внутренних, так и в сфере внешних отношений (лишь Конституция Швейцарии (ст.3) устанавливает, что «Кантоны суверенны, поскольку их суверенитет не ограничен Федеральной конституцией; они осуществляют все права, которые не переданы Союзу»);

· за исключением Конституции Эфиопии 1994 года все остальные конституции федеративных государств не признают за субъектами федерации права сецессии, то есть права на выход из федерации;

· субъекты федерации, как правило, наделяются учредительной властью, то есть правом принятия собственной конституции. Наделение субъектов федерации учредительной властью закрепляется в федеративных конституциях, устанавливающих наряду с этим принцип субординации, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзным конституциям. Этот принцип соблюдается и в тех случаях, когда в отдельных субъектах федерации конституции были приняты до вступления в федерацию. Таковы, например, конституции штата Массачусетс 1780 года, штата Нью-Гэмпшир 1783 года принятые за несколько лет до Конституции США. В то же время субъекты федерации в Канаде, Венесуэле своих конституций не имеют. В Индии из 26 только один штат обладает конституцией;

· субъекты федерации наделяются в пределах, установленной для них компетенции правом издания законов. Эти акты действуют только на территории субъектов федерации и должны соответствовать федеральному законодательству. Принцип приоритета федерального законодательства является всеобщим для всех федераций. Соответствующие нормы установлены в федеральных конституциях. Например, ст.31 Конституции Германии постановляет: «Федеральное право имеет перевес над правом земель»;

· субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему. Конституции федерации и ее субъектов определяют порядок организации, процедуру и пределы юрисдикции судебных органов субъекта федерации;

· формальным признаком федерации является наличие двойного гражданства. То есть каждый гражданина субъекта федерации является одновременно гражданином федерации. Система двойного гражданства закрепляется конституциями большинства федеративных государств. В то же время конституции Малазийской федерации, Индии признают только федеральное гражданство. Предоставление субъектам федерации права собственного гражданства большинство государствоведов считают неким символом, поскольку этот институт на практике, как правило, никаких последствий не порождает;

· признаком федеративного устройства государства является бикамерализм, то есть двухпалатная структура федерального парламента. Исключение из этого правила – однопалатные парламенты Венесуэлы и Танзании. Если нижняя палата парламента является органов общефедерального представительства и избирается по территориальным избирательным округам, то верхняя палата представляет интересы субъектов федерации.

Наши рекомендации