Недвижимым имуществом

В ст.7 Закона о государственной регистрации закреплен один из принципов

государственной регистрации прав на недвижимость – открытость сведений о

регистрации.Наиболее общая норма об указанном принципе государственной регистрации

включена в ст.131 ГК РФ: орган, осуществляющий государственную регистрацию

прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о

произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу. Информация

предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию прав недвижимость,

независимо от места совершения регистрации.

Сразу следует оговориться, что последнее положение явно рассчитано на

действие в будущем, поскольку на сегодняшний момент еще не создан единый банк

данных о зарегистрированных объектах недвижимости. Поэтому в п.7 ст.33 Закона

о государственной регистрации указывается, что до создания системы

электронного обмена информацией между учреждениями юстиции по регистрации

прав информация о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок

с ним предоставляется по месту совершения их государственной регистрации.

Из положений Гражданского кодекса не ясно, какую именно информацию и каким

конкретно лицам предоставляет регистрирующий орган. Поэтому данную норму

можно рассматривать как принцип. Детализирует же данные положения Закон о

государственной регистрации (ст.7,8).

В соответствии с общим правилом, составившим ч.2 п.1 ст.7 Закона о

государственной регистрации, любое лицо может получить следующую информацию:

1) описание объекта недвижимости;

2) зарегистрированные права на него;

3) ограничения (обременения) прав.

Данная информация предоставляется в форме выписки из ЕГРП. Краткое описание

объекта недвижимости – это сведения о кадастровом и (или) условном номере

объекта, местонахождении (адресе), виде (названии) объекта, его площади.

Сообщение сведений о зарегистрированных правах предполагает предоставление

информации об имени (наименовании) обладателя права, виде права

(собственности, хозяйственного ведения и т.п.), размера доли в праве (если

объект недвижимости принадлежит кому-либо на праве общей собственности), дате

регистрации. Хотя в реестре эти сведения даются в достаточно детализированном

виде, вряд ли нужно сообщать их в полном объеме любому лицу.

Сведения об ограничениях (обременениях) включают в себя наименование ограничения

(обременения) (сервитут, ипотека и т.п.), сроки его действия, сведения о лицах,

в пользу которых ограничиваются права

Порядок предоставления информации о государственной регистрации довольно

прост. Лицо, желающее получить ее, должно подать органу, осуществляющему

государственную регистрацию, заявление, содержащее соответствующую просьбу, в

письменной форме. При этом заявитель обязан предъявить какой-либо документ,

удостоверяющий личность, а если за сведениями обращается юридическое лицо, то

его представитель должен, кроме того, предъявить документы, подтверждающие

регистрацию юридического лица и его полномочия. Наряду с названными

документами для получения сведений о государственной регистрации необходимо

предоставить платежный документ (квитанцию, платежное поручение из банка и

т.п.), поскольку, как правило, информация предоставляется на возмездных

началах (ст.8 Закона о государственной регистрации). Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, предоставляет запрошенную информацию в течение пяти дней со дня подачи заявления. Заявление считается поданным при условии соблюдения всех вышеперечисленных условий (предъявления документа, удостоверяющего личность, подтверждающего оплату и

т.п.) В ином случае в приеме заявления может быть отказано. Хотя в законе не указано оснований для отказа в предоставлении информации о зарегистрированных правах, можно все-таки выделить ряд таких оснований. Так, отказать в предоставлении сведений о государственной регистрации следует, если лицо запрашивает информацию, не подлежащую сообщению любому лицу (например, если подано заявление о предоставлении обобщенных сведений о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости). Отказ должен последовать на обращение малолетнего гражданина (не достигшего 14 лет) или гражданина, признанного недееспособным. В предоставлении информации должно быть отказано, если достоверно известно, что заявитель предполагает использовать ее способом или в форме, которые нанесут ущерб правам и законным интересам правообладателя (п.5 ст.7 Закона о государственной регистрации). Отказ должен последовать, если установлено, что информация запрашивается исключительно с намерением причинить вред другому лицу или в целях ограничения конкуренции и т.д. (ст.10 ГК РФ). Также можно отказать, если права на недвижимое имущество

возникли до вступления в силу Закона о государственной регистрации и

государственная регистрация таких прав не проводилась.

По общему правилу запрещено предоставление сведений о содержании

правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях

(обременениях), обобщенных сведений о правах отдельного лица на имеющиеся у

него объекты недвижимости, а также выписок, содержащих сведения о переходе

прав на объект недвижимости. Исключение из этого правила содержится в п.3

ст.7 Закона о государственной регистрации, в котором говорится, что такая

информация может быть предоставлена только самим правообладателям, физическим

и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя,

руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов

государственной власти субъектов РФ, налоговым органам в пределах территорий,

находящихся под их юрисдикцией, судам и правоохранительным органам, имеющим в

производстве дела, связанные с объектами недвижимости и (или) их

правообладателями, а также лицам, имеющим право на наследование имущества

правообладателя по завещанию или по закону. Данный перечень является закрытым

и исчерпывающим.

Следует обязательно отметить, что использование сведений, содержащихся в

ЕГРП, способами или в форме, которые наносят ущерб правам и законным

интересам правообладателей, влечет за собой ответственность в соответствии с

действующим законодательством

Заключение.

Таким образом, анализируя новый для нашей правовой системы, относительно

недавно введенный в действие Федеральный закон “О государственной регистрации

прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, мы пришли к следующему выводу.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

действительно внес существенные изменения в действующее законодательство.

Поэтому естественно, что в связи с его практическим применением возникают

различные проблемы, что, в свою очередь, повлечет за собой создание различных

работ об этом новом институте гражданского права.

Пока же, к сожалению, автору этой работы приходилось, по большей части,

руководствоваться комментариями к Закону о государственной регистрации и

собственным опытом работы в Регистрационной палате Удмуртской Республики.

К сожалению, рамки данной работы не позволили мне коснуться некоторых то и

дело возникающих проблем, связанных с практическим применением Закона о

государственной регистрации: например, такого больного вопроса, как вопрос о

плате за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с

ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах; о применении

ст.6 Закона о государственной регистрации; о вопросах, возникающих при

регистрации договоров аренды (помимо тех, которые уже упоминались в данной

работе).

Но, будем надеяться, в следующей работе я обязательно коснусь всех этих и

других вопросов, поскольку, уверена, дальнейшая деятельность учреждений

юстиции по государственной регистрации повлечет за собой возникновение новых

проблем. Впрочем, это ни в коей мере не означает, что эти учреждения будут

работать плохо – совсем наоборот, поскольку, как правило, проблемы с

правоприменением связаны именно с желанием наиболее точно соблюсти волю

законодателя

Список литературы.

1. Иванова Н.Р. Споры о регистрации перехода права собственности на

нежилые помещения. \\ Адвокат, 1999 г., № 9.

2. Постатейный комментарий к Федеральному закону “О государственной

регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. Под общ. ред. П.В.

Крашенинникова. – Москва, 1999 г.

3. Сделки с недвижимостью – оформление без нотариуса: государственная

регистрация, образцы документов. – Москва, 2000.истрация прав на недвижимое

имущество.\\ Право и экономика, 1999 г., № 12.

4. Сергеев В.И. Регистрация прав на недвижимое имущество.\\ Право и

экономика, 1999 г., № 12.

5. Чубаров В.В. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество

и сделок с ним. \\ Закон, 1999 г., № 5.

Список нормативных актов.

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11.06.64 г. с последующими

изменениями и дополнениями.

1. Гражданский кодекс РФ (части 1, 2) с последующими изменениями и

дополнениями.

2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 05.05.95 г. № 123-ФЗ.

3. Федеральный закон “О государственной регистрации прав на недвижимое

имущество и сделок с ним” № 122-ФЗ от 21 июля 1997 г.

4. Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое

имущество и сделок с ним, утвержденные постановлением Правительства

Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 219

5. Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 25 февраля 1998

г. № 8 “О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой

права собственности и других вещных прав”.

6. Постановление правительства РФ от 26.02.98 г. № 248 “Об установлении

максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое

имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных

правах”.

7. Положение “Об учреждении юстиции “Регистрационная палата Удмуртской

Республики по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и

сделок с ним”, утвержденное постановлением Правительства УР от 02.11.98 г. N

1017, с последующими изменениями.

Наши рекомендации