Недвижимым имуществом
В ст.7 Закона о государственной регистрации закреплен один из принципов
государственной регистрации прав на недвижимость – открытость сведений о
регистрации.Наиболее общая норма об указанном принципе государственной регистрации
включена в ст.131 ГК РФ: орган, осуществляющий государственную регистрацию
прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о
произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу. Информация
предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию прав недвижимость,
независимо от места совершения регистрации.
Сразу следует оговориться, что последнее положение явно рассчитано на
действие в будущем, поскольку на сегодняшний момент еще не создан единый банк
данных о зарегистрированных объектах недвижимости. Поэтому в п.7 ст.33 Закона
о государственной регистрации указывается, что до создания системы
электронного обмена информацией между учреждениями юстиции по регистрации
прав информация о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок
с ним предоставляется по месту совершения их государственной регистрации.
Из положений Гражданского кодекса не ясно, какую именно информацию и каким
конкретно лицам предоставляет регистрирующий орган. Поэтому данную норму
можно рассматривать как принцип. Детализирует же данные положения Закон о
государственной регистрации (ст.7,8).
В соответствии с общим правилом, составившим ч.2 п.1 ст.7 Закона о
государственной регистрации, любое лицо может получить следующую информацию:
1) описание объекта недвижимости;
2) зарегистрированные права на него;
3) ограничения (обременения) прав.
Данная информация предоставляется в форме выписки из ЕГРП. Краткое описание
объекта недвижимости – это сведения о кадастровом и (или) условном номере
объекта, местонахождении (адресе), виде (названии) объекта, его площади.
Сообщение сведений о зарегистрированных правах предполагает предоставление
информации об имени (наименовании) обладателя права, виде права
(собственности, хозяйственного ведения и т.п.), размера доли в праве (если
объект недвижимости принадлежит кому-либо на праве общей собственности), дате
регистрации. Хотя в реестре эти сведения даются в достаточно детализированном
виде, вряд ли нужно сообщать их в полном объеме любому лицу.
Сведения об ограничениях (обременениях) включают в себя наименование ограничения
(обременения) (сервитут, ипотека и т.п.), сроки его действия, сведения о лицах,
в пользу которых ограничиваются права
Порядок предоставления информации о государственной регистрации довольно
прост. Лицо, желающее получить ее, должно подать органу, осуществляющему
государственную регистрацию, заявление, содержащее соответствующую просьбу, в
письменной форме. При этом заявитель обязан предъявить какой-либо документ,
удостоверяющий личность, а если за сведениями обращается юридическое лицо, то
его представитель должен, кроме того, предъявить документы, подтверждающие
регистрацию юридического лица и его полномочия. Наряду с названными
документами для получения сведений о государственной регистрации необходимо
предоставить платежный документ (квитанцию, платежное поручение из банка и
т.п.), поскольку, как правило, информация предоставляется на возмездных
началах (ст.8 Закона о государственной регистрации). Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, предоставляет запрошенную информацию в течение пяти дней со дня подачи заявления. Заявление считается поданным при условии соблюдения всех вышеперечисленных условий (предъявления документа, удостоверяющего личность, подтверждающего оплату и
т.п.) В ином случае в приеме заявления может быть отказано. Хотя в законе не указано оснований для отказа в предоставлении информации о зарегистрированных правах, можно все-таки выделить ряд таких оснований. Так, отказать в предоставлении сведений о государственной регистрации следует, если лицо запрашивает информацию, не подлежащую сообщению любому лицу (например, если подано заявление о предоставлении обобщенных сведений о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости). Отказ должен последовать на обращение малолетнего гражданина (не достигшего 14 лет) или гражданина, признанного недееспособным. В предоставлении информации должно быть отказано, если достоверно известно, что заявитель предполагает использовать ее способом или в форме, которые нанесут ущерб правам и законным интересам правообладателя (п.5 ст.7 Закона о государственной регистрации). Отказ должен последовать, если установлено, что информация запрашивается исключительно с намерением причинить вред другому лицу или в целях ограничения конкуренции и т.д. (ст.10 ГК РФ). Также можно отказать, если права на недвижимое имущество
возникли до вступления в силу Закона о государственной регистрации и
государственная регистрация таких прав не проводилась.
По общему правилу запрещено предоставление сведений о содержании
правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях
(обременениях), обобщенных сведений о правах отдельного лица на имеющиеся у
него объекты недвижимости, а также выписок, содержащих сведения о переходе
прав на объект недвижимости. Исключение из этого правила содержится в п.3
ст.7 Закона о государственной регистрации, в котором говорится, что такая
информация может быть предоставлена только самим правообладателям, физическим
и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя,
руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов
государственной власти субъектов РФ, налоговым органам в пределах территорий,
находящихся под их юрисдикцией, судам и правоохранительным органам, имеющим в
производстве дела, связанные с объектами недвижимости и (или) их
правообладателями, а также лицам, имеющим право на наследование имущества
правообладателя по завещанию или по закону. Данный перечень является закрытым
и исчерпывающим.
Следует обязательно отметить, что использование сведений, содержащихся в
ЕГРП, способами или в форме, которые наносят ущерб правам и законным
интересам правообладателей, влечет за собой ответственность в соответствии с
действующим законодательством
Заключение.
Таким образом, анализируя новый для нашей правовой системы, относительно
недавно введенный в действие Федеральный закон “О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, мы пришли к следующему выводу.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним
действительно внес существенные изменения в действующее законодательство.
Поэтому естественно, что в связи с его практическим применением возникают
различные проблемы, что, в свою очередь, повлечет за собой создание различных
работ об этом новом институте гражданского права.
Пока же, к сожалению, автору этой работы приходилось, по большей части,
руководствоваться комментариями к Закону о государственной регистрации и
собственным опытом работы в Регистрационной палате Удмуртской Республики.
К сожалению, рамки данной работы не позволили мне коснуться некоторых то и
дело возникающих проблем, связанных с практическим применением Закона о
государственной регистрации: например, такого больного вопроса, как вопрос о
плате за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с
ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах; о применении
ст.6 Закона о государственной регистрации; о вопросах, возникающих при
регистрации договоров аренды (помимо тех, которые уже упоминались в данной
работе).
Но, будем надеяться, в следующей работе я обязательно коснусь всех этих и
других вопросов, поскольку, уверена, дальнейшая деятельность учреждений
юстиции по государственной регистрации повлечет за собой возникновение новых
проблем. Впрочем, это ни в коей мере не означает, что эти учреждения будут
работать плохо – совсем наоборот, поскольку, как правило, проблемы с
правоприменением связаны именно с желанием наиболее точно соблюсти волю
законодателя
Список литературы.
1. Иванова Н.Р. Споры о регистрации перехода права собственности на
нежилые помещения. \\ Адвокат, 1999 г., № 9.
2. Постатейный комментарий к Федеральному закону “О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. Под общ. ред. П.В.
Крашенинникова. – Москва, 1999 г.
3. Сделки с недвижимостью – оформление без нотариуса: государственная
регистрация, образцы документов. – Москва, 2000.истрация прав на недвижимое
имущество.\\ Право и экономика, 1999 г., № 12.
4. Сергеев В.И. Регистрация прав на недвижимое имущество.\\ Право и
экономика, 1999 г., № 12.
5. Чубаров В.В. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество
и сделок с ним. \\ Закон, 1999 г., № 5.
Список нормативных актов.
Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11.06.64 г. с последующими
изменениями и дополнениями.
1. Гражданский кодекс РФ (части 1, 2) с последующими изменениями и
дополнениями.
2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 05.05.95 г. № 123-ФЗ.
3. Федеральный закон “О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним” № 122-ФЗ от 21 июля 1997 г.
4. Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое
имущество и сделок с ним, утвержденные постановлением Правительства
Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 219
5. Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 25 февраля 1998
г. № 8 “О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой
права собственности и других вещных прав”.
6. Постановление правительства РФ от 26.02.98 г. № 248 “Об установлении
максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое
имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных
правах”.
7. Положение “Об учреждении юстиции “Регистрационная палата Удмуртской
Республики по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним”, утвержденное постановлением Правительства УР от 02.11.98 г. N
1017, с последующими изменениями.