Внешняя политика СССР в период перестройки
Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. соответствовала концепции «нового мышления» М. Горбачева, согласно которой во внешнеполитической сфере приоритетное внимание отводилось одобрению общепринятых мировых норм морали, невмешательству в дела других государств, признанию необходимости деидеологизации международных отношений, отказу от наращивания ВПК как средства решения внешнеполитических проблем.
Конкретные шаги Советского правительства по реализации данных задач заключались в ведении моратория на испытание ядерного оружия в СССР (1985-1987). В 1987-1988 гг. в ходе советско-американских переговоров был подписан ряд двусторонних договоров о сокращении РСМД (ракет средней и малой дальности). В 1988-1989 гг. был начат вывод войск из Афганистана. В марте 1991 г . ликвидирован Варшавский Договор, за которым последовал вывод советских войск из некоторых восточноевропейских государств и осуждение предшествующего вмешательства СССР в события 1956 г . в Венгрии и 1968 г . в Чехословакии. Важным шагом было принятие законов о свободе эмиграции, свободе зарубежных поездок.
На Дальнем Востоке нормализовались отношения с Китаем, Японией и Южной Кореей. В ближневосточной политике СССР проявил активное участие в осуждении агрессивных действий Саддама Хусейна (Ирак) против Кувейта, осуждении международных террористических действий ливийского лидера Каддафи, др. Таким образом, значение внешней политики СССР на этом этапе заключалось в обеспечении благоприятных возможностей для решения внутренних проблем, уменьшении угрозы ядерной катастрофы.
59. Гонка вооружений (1945-1991). Распространение оружия массового поражения и его роль в международных отношениях.
Холодная война -- глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками -- с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов.
Внутренняя логика противостояния требовала от сторон участия в конфликтах и вмешательства в развитие событий в любой части мира. Усилия США и СССР направлялись, прежде всего, на доминирование в военной сфере. С самого начала противостояния развернулся процесс милитаризации двух сверхдержав.
США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками -- НАТО и Варшавский договор. Хотя Соединённые Штаты и СССР никогда не вступали в прямое военное противостояние, их соперничество за влияние часто приводило к вспышкам локальных вооружённых конфликтов по всему миру.
Холодная война сопровождалась гонкой обычных и ядерных вооружений, то и дело угрожавшей привести к третьей мировой войне. Наиболее известным из таких случаев, когда мир оказывался на грани катастрофы, стал Карибский кризис 1962 года.
Гонкой вооружений принято называть политическое противостояние двух или нескольких держав (а чаще -- целых военных блоков) за превосходство в области вооруженных сил. В ходе такого противостояния каждая из сторон производит огромные запасы оружия, пытаясь установить паритет с противником или обогнать его.
Американский астроном Карл Саган как-то сравнил СССР и США с двумя людьми, стоящими по колено в бензине, один -- с тремя спичками, а другой -- с пятью. В основном гонка между этими странами заключалась в том, чтобы разработать как можно более совершенные типы ядерного оружия и произвести их как можно в большем количестве. Одним из последствий такой политики становились чрезмерные военные расходы, концентрация передовых технологий преимущественно в оборонных отраслях, гипертрофированный военно-промышленный комплекс.
Начало ее было связано с атомным оружием. Как известно, в 1945 г. США оказались единственной ядерной державой в мире. В ходе войны с Японией они взорвали атомные бомбы над японскими городами Хиросимой и Нагасаки. Стратегическое превосходство привело к тому, что американские военные стали строить различные планы превентивного удара по СССР. Но американская монополия на ядерное оружие сохранялась только четыре года. В 1949 г. СССР провел испытания своей первой атомной бомбы. Это событие стало настоящим потрясением для западного мира и важной вехой “холодной войны”. В ходе дальнейших форсированных разработок в СССР вскоре было создано ядерное, а затем и термоядерное оружие. Воевать стало очень опасно для всех, и чревато очень дурными последствиями. Накопленный за годы “холодной войны” ядерный потенциал был огромен, но гигантские запасы губительного оружия пользы не приносили, а затраты на их производство и хранение росли. Если раньше говорили “мы вас можем уничтожить, а вы нас - нет”, то теперь формулировка изменилась. Стали говорить “вы нас 38 раз уничтожить можете, а мы вас - 64!” Споры бесплодные, особенно, учитывая, что, если бы началась война, и один из противников применил бы ядерное оружие, очень скоро ничего не осталось бы не только от него, но и от всей планеты.
Гонка вооружений нарастала стремительными темпами. Стоило одной из сторон создать какое-либо принципиально новое оружие, как ее противница бросала все силы и ресурсы, чтобы добиться того же. Безумное соревнование затронуло все области военной промышленности. Соревновались везде: в создании новейших систем стрелкового оружия (на советский АКМ США отвечали М-16), в новых конструкциях танков, самолетов, кораблей и подводных лодок, но пожалуй самым драматическим было соревнование в создании ракетной техники. Весь, так называемый, мирный космос в те времена был даже не видимой частью айсберга, а снежной шапкой на видимой части. США обогнали СССР по количеству ядерных вооружений. СССР обогнал США в ракетостроении. СССР первым в мире запустил спутник, а в 1961 году первым отправил в космос человека. Выносить столь наглядное превосходство американцы не могли. В итоге - их высадка на Луну. В этот момент стороны достигли стратегического паритета. Однако это не остановило гонку вооружений. Наоборот, она распространилась на все отрасли, имеющие хоть какое-то отношение к вооружениям. Сюда можно, например, отнести гонку по созданию суперкомпьютеров. Здесь Запад взял безусловный реванш за отставание в области ракетостроения, поскольку по чисто идеологическим причинам СССР прозевал рывок в этой области, приравняв кибернетику заодно с генетикой к “продажным девкам империализма”.
Гонка вооружений коснулась даже образования. После полета Гагарина, США были вынуждены пересмотреть основы системы образования и ввести принципиально новые методы обучения.
Гонка вооружений была впоследствии добровольно приостановлена обеими сторонами. Был заключен ряд договоров, ограничивающих накопление вооружений.