Организационные формы управление образованием

[3]Функции управления образованием выполняют различные органы: а) государственные органы, б) местные (муниципальные) органы.

К государственным органам исполнительной власти, осуществляющим непосредственно управление образованием относятся:

1. Министерство общего и профессионального образования Рос­сийской Федерации;

2. Федеральные ведомственные органы управления образовани­ем. Ведомственные в том смысле, что они управляют только подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер деятельности этих органов; управление образованием не является их основным назначением;

3. Органы государственного управления образованием субъектов Российской Федерации.

Государственные органы управления образованием создаются решениями соответствующих органов исполнительной власти по согласованию с законодательными (представительными) органами.

Муниципальные органы управления образованием создаются ре­шениями соответствующих органов местного самоуправления.

Именно так решается вопрос в федеральном Законе об образовании, но юридически не совсем точно. Во-первых, не совсем ясно, каким органом исполнительной власти принимается решение о соз­дании федеральных органов управления образованием. Ведь оно может быть принято Президентом Российской Федерации, отнесение которого к органам исполнительной власти проблематично, во-вторых, на местном уровне могут функционировать не только органы местного самоуправления, но и местные государственные органы. Следовательно, они тоже располагают определенными полномочиями в управлении образованием.

Федеральным государственным органом, специально созданным для управления образованием в масштабе страны, является Министерство общего и профессионального образования РФ (Минобразование России).

На все органы государственного управления образованием возло­жено обязательное осуществление в области образования следующих функций: разработка и реализация федеральных и международных программ; разработка образовательных стандартов и установление эквивалентности (нострификация) документов об образовании; государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации; формирование структуры системы образования; разработка перечней профессий, направлений и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и про­фессиональное образование; прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений; создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования; разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса; прогнозирование разви­тия сети образовательных учреждений, подготовка предложений по выделению из федерального бюджета целевых субвенций на нужды развития образования в регионах; контроль исполнения законода­тельства РФ, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.

Органам управления образованием подконтрольны подведомственные им образовательные учреждения. В случае нарушения образовательным учреждением законодательства РФ в области образования и (или) его устава государственные органы управления образованием вправе приостановить в этой части деятельность образовательного учреждения до решения суда.

В качестве федерального органа исполнительной власти Минобразование России, в соответствии с положением о нем, проводит государственную политику и осуществляет управление в сфере общего, профессионального и дополнительного образования, а также в сфере научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций сферы образования. На него возложена координация деятельности в сфере образования и иных федеральных органов исполнительной власти.

Главными наиболее специализированными его задачами и функциями непосредственно нацеленными на решение задач образования, являются следующие: осуществление государственной политики в сфере образования; разработка и реализация системы управления на­учной деятельностью в учреждениях и организациях сферы образо­вания; реализация кадровой политики в сфере образования и науч­ной деятельности; информатизация сферы образования; организация и развитие международного сотрудничества в сфере образования, участие в формировании единого образовательного пространства в СНГ.

В ключе основных задач Минобразование России разрабатывает и реализует концепцию развития образования, а также федеральную программу развития образования, координирует и контролирует ее выполнение; разрабатывает целевые федеральные, межгосударствен­ные и межведомственные программы и проекты в сфере образования, а также типовые положения об образовательных учреждениях. Оно определяет перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и профессиональная подготовка;

координирует деятельность государственных образовательных учреж­дений по вопросам определения объемов и структуры подготовки спе­циалистов, а также определяет порядок их подготовки по профес­сиональным образовательным программам (направлениям, специальностям) .

Минобразование России наделено и многими другими полномочиями в решении вопросов, имеющих общее принципиальное значе­ние для образования в стране. Так, оно устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования; определяет перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений, обеспечивающей реализацию федеральных компонентов государственных образовательных стандартов. Ему поручена разработка государствен­ных образовательных стандартов и утверждение их федеральных компонентов; установление федеральных требований к содержанию образования и разработке общеобразовательных и профессиональных образовательных программ.

Минобразование России утверждает положения о государственной аттестации выпускников образовательных учреждений; разрабатывает и утверждает формы документов государственного образца об уровне образования или квалификации, устанавливает порядок их выдачи.

Данным Министерством устанавливается порядок лицензирова­ния, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, а также осуществляется лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вышеназванные задачи и функции имеют общее значение, следовательно, они распространяются также и на подведомственные Минобразованию России образовательные учреждения. Вместе с тем оно обладает по отношению к таким учреждениям рядом специаль­ных полномочий. Оно вправе создавать, переименовывать, реоргани­зовывать и ликвидировать подведомственные учреждения, устанавливать для них ежегодно контрольные цифры приема всех категорий обучающихся и т.п.

Минобразованию России предоставлено право осуществлять в пределах установленной компетенции инспектирование образовательных органов управления образованием на территории Российской Федерации.

Минобразование России вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные для исполнения органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения, а также подведомственные ему учреждения и организации.

Свои задачи и функции Минобразование России должно осуществлять во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти, местного самоуправления, профильными научными организациями, общественными объединениями.

В субъектах РФ в качестве специализированных органов, ведающих сферой образования, выступают: в республиках — министерства или комитеты, в других субъектах — департаменты, главные управления, отделы образования. Они являются единственными специализированными органами, занимающимися вопросами образования на соответствующей территории в целом. Здесь нет таких предпосылок, какие имеются на федеральном уровне, для создания двух специализированных органов образования. Ибо задачи и функции управления деятельностью в области образования локализованы пределами территорий субъектов РФ, ведающими сравнительно небольшим числом образовательных учреждений вообще и отдельных их видов в частности (вузов и др.). Это не исключает того, что в отдельных субъектах РФ могут быть свои решения вопросов непосредственного подчи­нения тех или иных конкретных образовательных учреждений.

К компетенции органов управления образованием субъектов Рос­сийской Федерации относится: осуществление федеральной политики в области образования; разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом национальных, региональных особенностей; формирование государственных органов управления образованием, назначение руководителей этих органов; создание, реорганизация и ликвидация образовательных органов соответствую­щего подчинения, лицензирование образовательных учреждений; установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов; установление дополнительных (к федеральным) требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса; организация издания учебной литературы, разработка примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин; организация подготовки и переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров; обеспечение соблюдения законодательства в области образо­вания и контроль за исполнением государственных образовательных стандартов и др.

Закон об образовании относит к органам управления образова­нием также «ведомственные государственные органы управления образованием». Это подразумевает, что образовательные учреждения некоторых типов и направлений находятся в ведении различных органов, ведающих другими отраслями и сферами управления. Вместе с тем последние выполняют задачи и функции органов управления указанными подведомственными учреждениями. И только в этой «части» их можно отнести к органам управления образованием. При этом приоритет в осуществлении функций межотраслевого характера, охватывающих подведомственные учреждения таких органов, принадлежит все же специализированным органам управления образованием. Последние при осуществлении межотраслевых функций в различных формах сотрудничают с другими органами, ведающими теми или иными образовательными учреждениями. Конкретные формы сотрудничества по соответствующим вопросам определены действующими нормативными актами, которые, однако, не ограничивают как инициативы в этом деле, так и ответственности того органа, к компетенции которого отнесено решение данного вопроса. Например, Минобразования России разрабатывает с участием федеральных органов исполнительной власти и аналогичных органов субъектов РФ программы в сфере образования, но отвечает за это дело в конечном счете данное Министерство.

Руководство образовательными учреждениями, подведомственными специализированным органам, осуществляется их структурными подразделениями. Они имеют различные формы и статус в структуре соответствующих органов. Это могут быть самостоятельные главные управления, отделы и др., либо подразделения такого рода структур. Они могут быть специализированными либо осуществлять функции образования наряду с другими функциями.

Заключение

Рассмотрев рассмотреть методы государственного регулирования образования в России, изучив существующие правила контроля и надзора в сфере образования, рассмотрев конкретные организационные формы управления образованием и проанализировав контроль качества образования в Российской Федерации мы можем прийти к выводу, что так можно описать основные тенденции в образования в современном обществе.

В реальной же образовательной политике, которая до сих пор остается ведомственной вотчиной, безраздельно господствуют установки самого ведомства, к коим правительство и его премьер большей частью не имеют никакого касательства.

Смысл этих установок сводится к банальной подмене сути вещей - ЕГЭ вместо модернизации. В правительственных программах модернизация нацелена на глубокое, кардинальное обновление образования, в том числе школьного, без изменения существующих сроков обучения. В интерпретации Министерства образования вся модернизация сводится к введению все новых норм ЕГЭ.

. Доклад рабочей группы Госсовета подчеркивает, что требуется в первую очередь кардинальная перестройка самой организации педагогической науки, изменение изживших себя принципов ее финансирования, когда средства выделяются не на научные исследования, а на содержание научных учреждений. Необходимы также неотложные и решительные усилия для преодоления оторванности академической педагогической науки от запросов современного общества и передовой образовательной практики, для обеспечения ее деятельного участия в решении реальных, а не мнимых нужд и проблем образования, для создания механизмов постоянного и системного обновления образования, а не его стихийного и спорадического псевдообновления, типа серийного производства новых БУПов.

Разрыв в системе государство - образование - общество имел, по меньшей мере, три серьезнейших негативных последствия для образования.

Во-первых, он обрек систему образования на экономическое оскудение и сделал ее полузакрытой структурой, нацеленной в основном на самообслуживание и самовоспроизводство.

Во-вторых, он превратил сферу образования в зону наибольшей социальной напряженности - учительские забастовки в общем показателе российских стачек постоянно зашкаливают за 90-95%.

И, в-третьих, он привел к существенному снижению эффективности и качества образования, к его оторванности от реальных потребностей современной жизни страны.

Многие исследователи на протяжении долгих лет отмечали застой в российской системе образования, которая в значительной степени отошла от советских стандартов, однако, не приобрела еще свои собственные характерные черты. Как следствие, 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон №83 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) органов».

Реформа тут же получила множество откликов, как среди чиновников, так и на уровне рядовых граждан страны. Мнения разделились на два лагеря – ярых противников реформы и тех, кто узрел рациональное зерно в данном законопроекте. «Дума оперативно приняла Закон 83-ФЗ. 08.05.2010 он был подписан Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым. Вслед за этим по различным городам России прокатились волны протеста, направленные на отмену закона, а также сохранение существующей системы образования и повышения уровня жизни педагогов.

Вывод из всего сказанного очевиден: комплексная, глубокая модернизация образования - императив образовательной политики России на современном этапе, ее главное стратегическое направление.

Литература

1) Правовое регулирование образовательной деятельности 2000 год Под.ред. (Сырых В.М.)

2) Высшая школа России 2008 год (Садовничий В.А.)

3) Право и образование 2001 год (Сомов О.Н.)

4) Конституция Российской Федерации

5) Всеобщая декларация прав человека

6) Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». №35

7) Административное право. Под ред.Козлова Ю.М. 2003 год

8) Концепция Кодекса РФ об образовании. Под ред. (Сырых В.М.) и (Кудрявцева Ю. А.) 2001 год

9) Проблемы развития отечественного и международного законо-дательства об образовании. Международная научно-практическая кон-ференция. 1998 год.

10) (Сырых В.М.) Образовательное право как отрасль российского права. 2000 год.

11) Об образовании: Закон РФ от 13.01.96 № 12 ФЗ // СЗ РФ. - 1996. -

12) Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Официальные документы в образовании. 2000.

13) Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России. М.: Наука, 1998.

Правовое регулирование образовательной деятельности 2000 год Под.ред. (Сырых В.М.)

1) Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». №35

2) Концепция Кодекса РФ об образовании. Под ред. (Сырых В.М.) и (Кудрявцева Ю. А.) 2001 год

1) Высшая школа России 2008 год (Садовничий В.А.)

2) Право и образование 2001 год (Сомов О.Н.)

Наши рекомендации