ЭПОХА БРОНЗЫ - 2800 - 900 лет до н.э

Добавляя к медной руде олово, люди научились производить бронзу. Во 2 тысячелетии до н.э. древние жители Казахстана научились выплавлять бронзу. Одной из самых крупных культур эпохи бронзы в Евразии является Андроновская культура. Памятники андроновской культуры распространены на обширной территории от Урала до Енисея. Стоянки андроновской культуры впервые обнаружены в Южной Сибири, около города Ачинска, у села Андронова. Андроновцы были европеоидами. Главное занятие андроновцев – пастушеское скотоводство, земледелие, рыболовство.

Предшественник древних городов Аркаим обнаружен на границе Кустанайской и Челябинской области. Предшественник древних городов Аркаим относится к эпохе бронзы. Эпоха ранней бронзы называется андроновской, а эпоха поздней бронзы называется бегазы-дандыбаевской. Курганы с захоронением одного человека впервые появляются в Бегазы-Дандыбаевскую эпоху. Ученый К.И. Сатпаев считал, что в Жезказганском регионе в древние времена был выработан почти 1 миллион тонн руды.

Основной вид хозяйства представителей андроновской культуры скотоводство. В эпоху бронзы на всей территории Казахстана ведущей отраслью хозяйства становится скотоводство. Предпосылки для перехода к кочевому скотоводству сформировались на территории Казахстана в эпоху бронзы. В хозяйстве племен андроновской культуры земледелие играло вспомогательную роль. Для обработки земли использовали каменные мотыги.

В эпоху бронзы собственность на землю была родовой, коллективной. На смену родовой коллективной собственности пришла частная собственность на скот. Эпоха бронзы является временем становления религии с особыми служителями культа - жрецами. Особенностью эпохи бронзы и ее богатым культурным наследием являются ювелирные изделия. Человеку андроновского племени был характерен европеоидный антропологический тип. Прототипом казахской юрты считается жилище андроновцев. Жилища оседлого населения – полуземлянки и дома.

Комплексное изучение эпохи бронзы началось в 1946 г. под руководством видного ученого А.Х.Маргулана. В 1946 г. под его руководством на территории Казахстана началось комплексное изучение эпохи бронзы.

Зарождение кочевого скотоводства относится к периоду бронзы.

В эпоху бронзы начинается распад родовой общины и появляется имущественное неравенство. О формировании социального неравенства свидетельствуют богатые погребения. В позднюю бронзу углубился кризис первобытно-общинного строя. Появилась частная собственность.

В 1 тысячелетии до н.э., в связи с засушливостью и суровым климатом на территории Казахстана люди стали держать лошадей и овец - они способны к дальним передвижениям и тебеневке. В период Бегазы-Дандыбаевской культуры и раннего железа в хозяйстве жителей территории Казахстана формируется кочевое скотоводство. Тебеневка – скот добывает корм из-под снега.

Одним из основных районов расселения племён эпохи бронзы был Центральный Казахстан. Свыше 30 поселений и более 150 могильников андроновской культуры найдены на территории Центрального Казахстана.

В III -II тысячелетий до н.э. предпосылкой для развития на территории Казахстана бронзовой металлургии послужило обилие месторождений медных руд. Люди эпохи бронзы при добыче руды часто использовали метод огневой проходки.

Увеличению численности населения в эпоху бронзы способствовало, прежде всего, развитие производительного хозяйства. Племена андроновской культуры умерших сжигали или хоронили в скорченном состоянии. Сжигание на костре было cвязано с огнепоклонством. Сложную систему религиозных верований, традиций и обычаев племен эпохи бронзы отражают их захоронения.

Огромное количество наскальных рисунков(петроглифов) эпохи бронзы обнаружено в Алматинской области в урочище Тамгалы. Наиболее распространенным наскальным рисунком (петроглифов) эпохи бронзы является изображение двугорбого верблюда. Символом изобилия, всемогущества и силы в эпоху бронзы считался бык. В горах Каратау на наскальных рисунках найдены изображения около 50 колесниц, которые принадлежат эпохе бронзы

Мыслительные способности людей бронзового века были развиты на уровне мифологических представлений. К усилению роли и мужчины в обществе привело развитие скотоводства. В эпоху бронзы, с усилением роли мужчины, в обществе происходит смена матриархата патриархатом.

Древнейшим праздником, дошедшим до нас является Наурыз, его отмечали более 3000 лет назад.

РАННИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК В КАЗАХСТАНЕ

Эпоха открытия и использования железа для племен населявших Казахстан, началась в VIII-VI вв. до н.э. Эпоха раннего железа на территории Казахстана продлилась с VIII в. до н.э. до III в. до н.э.

Эпоха позднего железа на территории Казахстана охватывает Период с III в. до н.э. до IV в. н.э. Каменные орудия труда были окончательно вытеснены из употребления в результате внедрения орудий из железа.

САКИ.

На территории Казахстана племена стали объединяться в союзы племен в эпоху железа. Сакские племена населяли территорию Казахстана и Средней Азии в 1 тысячелетии до н. э.

Сведения о саках содержатся в надписях персидских царей. Персидские источники 1 тысячелетия до н. э. называли жителей степи - саками. Слово «саки» по сведениям персов означало «великие мужи». Иранские источники называют их также «турами с резвыми конями». Саки были европеоидами, однако в их внешнем облике появляются уже монголоидные черты.

Наиболее интересные сведения о саках представляют сочинения греко-римских авторов. Саков в своих трудах описывали Геродот и Страбон. Греческие источники 1 тысячелетия до н. э. называли жителей степи «азиатскими скифами». Геродот называл саков массагетами.Племена саков-тиграхауда расселялись на территории Семиречья и в горах Тянь-Шаня. Племена саков-парадарайя расселялись на территории Приаралья и в низовьях Сырдарьи, южнее них расселялись саки-хаомаварга.

Общественное устройство саков находилось на уровне распада первобытного строя и формирования военной демократии. Сакское общество состояло в основном из трех групп населения: воины, жрецы, общинники (скотоводы и земледельцы). Отличительными атрибутами жрецов были жертвенные чаши и головные уборы. Тех земледельцев, кто пахал землю плугом с помощью запряженных двух быков называли «восьминогие». Жрецы носили одежду белого цвета, воины – красного, скотоводы и земледельцы – желтого или синего цветов.

Основную массу населения сакского общества составляли общинники-скотоводы. В сакском обществе в решении вопросов племени и межродовых отношений велика была роль народного собрания.

Женщины в сакском обществе находились в почетном положении. Источники свидетельствуют, что правителями саков часто были женщины, наиболее известна царица Томирис, она управляла саками в 6 веке до н. э.

Источники сообщают о войнах саков за независимость в VI в. до н.э. с персами.

В 530 г. до н. э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с Киром. Победу над Киром одержала сакская царица Томирис.

В 519 г. до н. э. поход против саков предпринял Дарий I. В войне с персидским царем Дарием I совершил подвиг сакский пастух Ширак. О подвиге Ширака рассказал древнегреческий историк Полиэн. По условиям мирного договора с Дарием I саки должны были персам поставлять своих воинов. В составе персидских войск в войне с Египтом и Грецией были сакские воины. В 490 году до н.э. саки в составе персидских войск участвовали в Марафонской битве.

В IV в. до н.э. поход против саков предпринял Александр Македонский. Путь на восток греко-македонским войскам преградили племена саков. Борьбу портив греко - македонских войск возглавил сак Спитамен.

«Золотой человек» найден в знаменитом сакском памятнике - Иссыкском кургане знаменитым археологом К. Акишевым. Сакскому воину было 17-18 лет. Одежда «Золотого человека» из сакского кургана украшена золотыми изделиями, которых более четырех тысяч. Высота головного убора – 70 см.

С VIII в. до н. э. в искусстве племен, населявших территорию Казахстана и Сибири, формируется так называемый «Звериный стиль». Украшения и изделия, найденные в сакских курганах носятся к «Звериному стилю». Изделия с изображением зверей у саков играли роль талисманов и амулетов. «Звериный стиль» является отражением традиции анимизма. Бесшатырские погребения (5-4 вв. до н.э.) – на правом берегу реки Или. Менгиры – одиночные камни вокруг кургана. Дромос – специальный лаз под курганом от подножья кургана до саркофага.

О том, что сакам была известна письменность, свидетельствует надпись, нанесенная на серебряную чашу, которую нашли в Иссыкском кургане.

Городища Чирик - Рабат и Бабиш - Молда являются памятниками сакского периода. В крупном сакском городище Чирик - Рабат, которое находится в 300 км от города Кызылорда, археологами найдены железные доспехи сакского война. В центре города – цитадель (крепость). Еще один город саков – Бабиш-Молда.

Саки занимались кочевым скотоводством. Кочевали целыми родами по маршрутам родовых кочевий. Переносное жилище кочевников Казахстана - юрта. Древнейший праздник, который отмечали еще 3000 лет назад, и дошел до наших дней – Наурыз. Куйме – юрта на повозке. Городище Чирик-Рабат на территории Кзыл-Ординской области – центр земледелия.

УЙСУНИ.

В раннем железном веке после саков-тиграхауда земли Жетысу были населены племенами уйсунов. Уйсунам был характерен антропологический тип - европеоидный. Памятники уйсунской культуры в основном сосредоточены в Семиречье и относятся к периоду III в. до н. э. - IV в. н.э. Антропологический облик – европеоидный.

Название «уйсун» встречается, начиная со II в. до н. э. в китайских письменных источниках. Письменные сведения об усунях оставил древний историк Сыма Цянь. Источники свидетельствуют, что правитель государства усуней именуется гуньмо, что уйсунские племена имели государственное устройство, а столица государства усуней город Чигучен находилась на берегу Иссык-Куля. Вожди племен носили титул беков. В уйсунском обществе существовало неравенство. Богатые уйсуни имели по 4-5 тысяч лошадей. Труд рабов использовали в домашнем хозяйстве.У уйсунов существовала частная собственность на скот, землю, воду.

Среди украшений, созданных древними уйсунскими мастерами, особый интерес представляет диадема, найденная в Каргалинском ущелье.

КАНГЮИ.

В III в. до н. э. государство Кангюй занимало территорию бассейна Сырдарьи и предгорья Каратау. Основным местом расселения кангюев была средняя часть реки Сырдарьи. О времени возникновения государства кангюев, о его границах и другие важные сведения об этом государстве имеются в китайских источниках. Жизнь и быт кочевников III - II вв. до н. э. на территории Казахстана в своих «Исторических записках» описал Сыма Цянь.

Источники пишут, что государство Кангюй возглавлял великий хан и власть его предавалась по наследству от отца к сыну. Государство Кангюй разделялось внутри себя на 5 владений, каждое из которых управлялось малым ханом. Китайские хроники также сообщают, что в государстве кангюев существовали две резиденции правителей. Ученые предполагают, что столица государства называлась Битянь и находилась вблизи современного города Тараз.

Удобное географическое положение государства Кангюй позволяло ему контролировать самый оживленный участок Великого Шелкового пути, и о развитии здесь международной торговли говорят найденные многочисленные монеты. 1300 монет III-IV вв. н.э., обнаруженные в основном в Присырдарьинском регионе, принадлежали кангюям.

Центром городской культуры кангюев, судя по расположению и размерам, было городище Кок-Мардан. Ученые считают, что предвестниками городской культуры раннего средневековья являются поселения, возникшие в эпоху кангюев.

По источникам установлено, что в 46-36 гг. до н.э. кангюй оказали помощь гуннам в борьбе против Китая.

ГУННЫ.

Эпоха гуннов охватывает период - IV в. до н.э. - III в н.э. По китайским источникам слово «гунны» происходин от названия реки Орхон в Монголии.

Государство гуннов стало сильнейшим государством в Евразии в период правления Модэ, который объединил кочевые племена гуннов в III в. до н. э. При Моде в, 2-1 веках до н.э., держава гуннов достигла наибольшего усиления.

По мнению ученого-востоковеда Л.Н. Гумилева, «держава хунну» во главе с Модэ возникла в 209 г. до н. э.

По китайским источникам, правитель гуннских племен носил титул шаньюй. Вторыми лицами в государстве гуннов после шаньюя являлись темники («туменбасы»), которые были из числа его близких родственников, они возглавляли 24 рода и подчинялись лично шаньюю. Государство строилось по военному принципу и было поделено на три крыла, а все мужчины были приписаны к какому-нибудь отряду.

На 300 лет растянулась война гуннов с Китаем. В III в. до н. э. для защиты от гуннов Китайское государство начало строить Великую китайскую стену.

Разделение гуннского государства на южную и северную произошло в 55 году до н.э., в результате чего южные гунны потеряли независимость, и попали под власть династии Хань. Северные гунны, чтобы сохранить независимость, в I в. до н. э. двинулись на запад во главе с шаньюем Чжи-Чжи. Таким образом, в I в. до н. э. племена гуннов положили начало движению народов на запад, названному в истории Евразии эпохой Великого переселения народов. Начало второй волны массового передвижения гуннских племен с востока на запад относится к I в. н.э. и она растянулось до IV в. н.э.

Прибыв на территорию Казахстана во главе с шаньюем Чжи-Чжи, гунны заключили мирный договор и военный союз с кангюями. С проникновением гуннов у племен, населявших территорию Казахстана, впервые появляются монголоидные черты. До их прихода у племен Казахстана антропологический тип был европеоидный.

В конце IV в. гунны совершили набег в Закавказье, Месопотамию и подошли к столице Восточной Римской империи, император обязался гуннам платить дань золотом.

В 375 году гунны под предводительством Баламбера переправились через Волгу.

В 395 году гунны подходили к Константинополю, совершили походы в Закавказье, Месопатамию.

В 437 г. гунны совершили поход вглубь Европы и на территории Франции разгромили Бургундское королевство.

В 445 г. Aттила объединил разрозненные племена гуннов на территории Румынии и Венгрии и встал во главе государства гуннов в Европе.

Во главе с Аттилой гунны покорили многие европейские страны. Во время его правления у гуннов сложился военно-демократический строй.

В 451 году на территории современной Франции в Галлии произошла Каталаунская битва. Историки называют это сражение «Битвой народов». Против Атиллы стояли наемные войска сарматов и аланов, римляне и франки. Войско Атиллы потерпело поражение.

В 452 г. гунны вторглись в Италию, и подошли к Риму. В 453 году Атилла умер. После чего гуннский союз распался.

Походы гуннов во главе с Аттилой способствовали освобождению Европы от Римской империи и распаду рабовладельческого строя. Держава гуннов распались в середине V века после его смерти.

Римский летописец Прииск написал бесценный для истории труд о великом гунне Аттиле. Итальянский композитор Джузеппе Верди написал о нем оперу, которую и назвал «Аттила».

Основу гуннского войска составляла конница. Основной вид хозяйственной деятельности гуннов - кочевое скотоводство. Ювелиры племен усуней и гуннов достигли совершенства в изготовлении золотых украшений, которые относятся к «полихромному стилю». Движение гуннов с востока на запад началось во 2 веке до н.э. и растянулось до 4 века н.э.

САРМАТЫ.

Термин «сарматы» встречается в трудах древних авторов с III в. до н.э. С 8 века до н.э. их называли савроматами.

В VIII в. до н. э.- V в. н. э. объединенные племенные союзы сарматов занимали территорию Западного Казахстана.

Во 2 веке до н.э савроматы дошли до Северного Причерноморья.

О сарматах оставили письменные свидетельства древнегреческие и древнеримские историки. Геродот отмечает, что сарматы говорили на языке, схожем с языком скифов.

В хозяйстве сарматских племен, живших в междуречье Волги и Жайыка, основным видом хозяйственной деятельности было кочевое скотоводство, но важное место занимало и земледелие.

В сарматском обществе в период военной демократии вопросы внутренней и внешней политики решались вождями и старейшинами. Общественная роль сарматской женщины была выше, чем в некоторых других кочевых племенах, населявших Казахстан в эпоху железа. Женщины были равны в правах с мужчинами.

В эпоху железа связующим звеном культур Центральной Азии и Причерноморья являлась культура племен сарматов. Одним из хорошо изученных памятников сарматов является могильник Сынтас, здесь захоронены сразу три сарматских воина.

Усилением засушливости климата в этом регионе в I в. до н.э. - I в. н.э. ученые объясняют резкое уменьшение численности сарматов, что и вынудило их присоединиться к гуннам. Из записей Геродота и персидского царя Ксеркса мы знаем, что в I тысячелетии до н.э. арало-каспийский регион был также населен племенами даев.

Наши рекомендации