Понятие механизма государства

Механизм государства — это система государственных органов, гос.учреждений, гос.предприятий, реализующая осн. функции гос-ва.

В юридической науке понятия «механизм государства» и «го­сударственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой, под государствен­ным аппаратом понимается система органов, непосредственно за­нимающихся управленческой деятельностью и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государ­ства» включаются также «материальные придатки» государствен­ного аппарата (вооруженные силы, полиция, исправительно-тру­довые учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность.

Существует <, с которой гос.аппарат – органы гос-ва в статике, в Механизм гос-ва – те же органы в динамике.

Механизм Г включает в себя: законад.органы (парламент), президента, исполнит органы (правительство, министерства, ведомства, гос.комитеты, губернаторы), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные суды)

Характерные черты механизма государства:

1 он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокуп­ность государственных органов;

2 целостность его обеспечивается едиными целями и задачами;

3 его основным элементом выступают государственные ор­ганы;

4 он является той организационной и материальной силой (ры­чагом), с помощью которой государство осуществляет власть, достигает конкретных результатов.

Структура механизма государства включает в себя:

1) государственные органы, которые находятся в тесной взаи­мосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредст­венных властных функций. Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих ре­шений (парламент, президент, правительство, министерства, ве­домства, государственные комитеты, губернаторы, администра­ции краев и областей и т.п.);

2) государственные организации — это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного го­сударства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

3) государственные учреждения — это такие подразделения ме­ханизма государства, которые властными полномочиями (за ис­ключением их администраций) не обладают, а осуществляют непо­средственную практическую деятельность по выполнению функ­ций государства в социальной, культурной, воспитательно-образо­вательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, почта, телеграф, научно-исследовательский институт, вуз, школа, театр и т.д.);

4) государственные предприятия — это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продук­цию либо обеспечивают производство, выполняют различные ра­боты и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения по­требностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о ка­зенных заводах, фабриках и пр.);

5) государственных служащих (чиновников), специально зани­мающихся управлением. Государственные служащие различают­ся по своему правовому положению в механизме государства. В за­висимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредст­венным исполнением полномочий государственного органа (депу­таты, президент, глава правительства, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения пол­номочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полно­мочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладаю­щие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюд­жета);

6) организационные и финансовые средства, а также принуди­тельную силу, необходимых для обеспечения деятельности госу­дарственного аппарата.

Механизм государства и его структура не остаются неизменны­ми. Они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказы­вают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, на­ционально-психологические, религиозно-нравственные особен­ности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государ­ства с другими государствами и т.п.) факторы. В частности, если государство имеет большую территорию (например, как Россий­ская Федерация), то и система управления им будет соответствую­щей, включающей сложную структуру механизма государства (об­щефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федера­ции); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, воен­ных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступнос­ти, коррупции и других негативных «болезненных» явлений в обественном организме особое значение приобретают правоохрани­тельные органы, специально предназначенные для «хирургичес­кого» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»; в услови­ях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться науч­ные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.

Это какая-то сложная классификация, если в двух словах, то Мех Г – это гос. органы законодательной, исполнительной и судебной власти + материальные придатки. J

Принципы Механизма Г.

Законность

Профессионализм

Субординация и координация

Экономности (не создают бесполезных структур)

Разделение властей

Наши рекомендации