Бюрократизация административной системы в первой половине xix века
С вступлением на престол императора Александра I началась активная законодательная деятельность, направленная на переустройство всей системы государственного управления. Необходимость коренных изменений объяснялась серьезными недостатками этой системы. Главный из них Александр I называл «произволом нашего правления». Для их исправления новый император взял курс н& проведение административных реформ, завершить которые должна была конституция, составленная «согласно истинному духу науки»1. Многочисленные проекты 1801— 1820 годов, разработанные по инициативе самого Александра I, были направлены на коренное реформирование всех уровней государственного управления, включая местный, и носили конституционный характер. Законодательная деятельность правительства первой четверти XIX века достаточно полно освещена в исторической литературе, поэтому ограничимся характеристикой проектов, имеющих непосредственное отношение к настоящей теме.
Первые проекты
К сентябрю 1801 года был подготовлен проект «Всемилостивейшей грамоты российскому народу», которую предполагалось обнародовать во время коронации Александра I. Жалованной грамотой народу предусматривалось не только восстановить отмененные Павлом I законы, но и обеспечить гражданам права личной и имущественной неприкосновенности, ввести судебные гарантии и демократические свободы (слова, вероисповедания, богослужения и др.)2. На практике дело ограничилось восстановлением екатерининских законов.
Результатом первого года нового царствования стало создание при императоре двух законосовещательных органов: официального Непременного совета в составе 14 деятелей двух предыдущих царствований (открыт 30 марта 1801 г.) и неофициального Негласного комитета (существовал с 9 мая 1801 по 9 ноября 1803 г.), куда входили «молодые друзья» Александра I: граф П. А. Строганов, князь А. А. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей и Н. Н. Новосильцов. Именно на заседаниях Негласного комитета были подготовлены первые проекты преобразования государственного управления. Начать работу было решено с усиления администрации, затем законодательным путем установить новый государственный порядок и завершить преобразования введением конституции. В феврале 1802 года А. А. Чарторыйский представил план реформирования сената и создания министерств. Новые учреждения рассматривались реформаторами как средоточие сильной центральной власти, способной не только держать в руках все нити государственного управления, но и вести успешную работу по его переустройству. Иными словами, в создании министерств видели первый шаг к реформированию управления на новых началах. Уже 8 сентября 1802 года предложения Негласного комитета получили законодательное утверждение в виде двух специальных манифестов3. Одним из них создавалось «министерство» из 8 министров (иностранных дел, военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения), поставленных во главе соответствующих коллегий и подконтрольных реформированному сенату. По мнению члена Государственного совета Д. П. Трощинского, одного из советников императора, манифесты 8 сентября предусматривали не упразднение, а дальнейшее развитие коллежской формы управления, имевшей значительные преимущества перед канцелярской или единоличной формой управления. В записке, представленной Александру I, Трощинский рассматривал министров лишь как посредников между императором и отдельными частями управления, задача которых сводилась к тому, чтобы «ускорить движение дел по коллежскому обряду. <...> отвратить употребление во зло власти сохранением коллежского обряда, установлением, кроме про^ курорского, министерского надзора за безостановочным течением дел»4. Однако неопределенность и запутанность отношений между министрами и коллегиями вызвали многочисленные нарекания министров, что привело к постепенному упразднению коллегий и открытию при министрах специальных департаментов, наследовавших функции соответствующих коллегий. Точкой
отсчета в установлении новой формы в центральном управлении стала записка министра внутренних дел графа В. П. Кочубея 1803 года, составленная М. М. Сперанским, о неудобствах коллегиального порядка в новых учреждениях.
Не был реализован в полной мере и манифест о сенате как «верховном месте», контролирующем деятельность всех исполнительных органов, включая министров. По определению Тро-щинского, ответственность министров перед сенатом оказалась на практике «мечтательною» и «идеальною». Причину ослабления позиций этого учреждения он видел как в передаче прав генерал-прокурора, возглавлявшего ревизионную деятельность сената, «второстепенному» министру юстиции, так и в создании одновременно с министерствами нового органа — Комитета министров, значение которого быстро возросло благодаря участию в его заседаниях императора. В этом верховном административном учреждении, состоявшем исключительно из министров, и сосредоточилась деятельность по надзору за всей исполнительной властью.