Формы взаимодействия рф и ее субъектов 15 страница
Конституционные гарантии прав и свобод — это разновидность правовых гарантий, содержащихся в нормах конституционного права, обладающих общими для всех юридических гарантий признаками:
а) закреплены в правовых актах; б) обеспечиваются нормотворческой и правоприменительной деятельностью государственных органов; в) имеют регламентированный в праве способ применения. Особенность конституционных гарантий — закрепление наиболее существенных из них в Конституции РФ. Эти гарантии имеют в основном общий характер
и опираются в большей части на специальные нормы, закрепленные
в законодательных актах других отраслей права. Они универсальны и охватывают своим воздействием все сферы реализации прав и свобод человека и гражданина. Виды конституционных гарантий: гарантии-принципы; обеспечительные; стимулирующие; охранительные; гарантии защиты; общие и специальные (юридические); судебные и внесудебные и др.
Специальные конституционные гарантии: государственная защита прав и свобод; защита прав и свобод органами местного самоуправления (ст. 130 Конституции); защита прав и свобод общественными объединениями и профессиональными союзами, правозащитными организациями (ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 48); самозащита прав и свобод человека и гражданина; международные гарантии прав и свобод человека
и гражданина.
Важное место в системе несудебных органов, осуществляющих защиту прав граждан, занимает институт Уполномоченного по правам человека.
Студентам рекомендуется проанализировать содержание ФКЗ
«Об Уполномоченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997 г., определив статус Уполномоченного по правам человека, его функции и полномочия.
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
При изучении вопросаследует исходить из содержания ч. 1 ст. 45 Конституции «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется». Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществляя их регулирование.
В настоящее время в России сложилась система государственных органов и должностных лиц государства, правомочных осуществлять защиту прав и свобод личности правовыми средствами 1) Президент РФ как гарант прав и свобод граждан. При Президенте РФ создана Комиссия по правам человека; 2) Федеральное Собрание при осуществлении законодательной деятельности главным ориентиром становятся не интересы государства, его органов, должностных лиц, а естественные неотчуждаемые права человека любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения гражданина (ч. 3 ст. 15 Конституции); перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод. В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы (ч. 1, 2 ст. 55 Конституции); 3) обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входят в число полномочий Правительства РФ, которое осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью (ст. 114 Конституции РФ); 4) особое место в системе органов, обеспечивающих защиту прав человека, занимает деятельность Конституционного Суда РФ; 5) защита прав и свобод человека осуществляется правоохранительными органами (прокуратура, органы юстиции, органы внутренних дел и др.).
Студентам рекомендуется актов определить рассмотреть полномочия указанных органов по осуществлению защиты прав и свобод личности
3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ КАК ГАРАНТИЯ ПРАВ И СВОБОД
Конституция РФ в качестве форм защиты прав и свобод человекапредусматривает защиту прав и свобод органами местного самоуправления (ст. 130); защиту прав и свобод общественными объединениями и профессиональными союзами, правозащитными организациями (ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 48). Рекомендуется рассмотреть указанных органов и организаций по защите прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим целесообразно проанализировать федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»,
«Об общественных объединениях».
Анализ ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» позволяет сделать следующий вывод: местные органы имеют достаточно большие полномочия в области обеспечения и защиты трудовых, жилищных, социальных и других прав и свобод. Органы местного самоуправления наиболее приближены из всех органов власти к населению, проживающему на данной территории. Поэтому они в состоянии принимать все необходимые меры, направленные на недопущение нарушений прав граждан и на защиту и восстановление нарушенных прав. По мнению Л.Ю. Грудицыной, превентивная защита имеет наибольшее значение, так как позволяет не только не допустить самого нарушения чьего-либо права, но и обеспечить стабильность и нерушимость прав граждан всего муниципального образования[146].
Следующим звеном в конституционном механизме защиты прав и свобод человека является защита прав и свобод общественными объединениями, профессиональными союзами и правозащитными организациями. В ч. 1 ст. 30 Конституции РФ говорится, что каждый вправе защищать свои интересы с помощью различных объединений, включая профессиональные союзы.
Не менее важную роль в системе защиты прав граждан играют профессиональные сообщества адвокатов. Адвокатская деятельность — это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката (ст. 1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»[147]). Она не является предпринимательской и направлена на защиту прав, свобод и интересов граждан, на обеспечение доступа их к правосудию.
4. САМОЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
При изучении вопроса следует исходить из того, что наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (в ч. 2. ст. 45 Конституции).
Самозащита - один из способов защиты нарушенных или ограниченных прав. В законодательстве выделяются различные формы самозащиты: уголовно-правовая, гражданско-правовая, самозащита трудовых прав. Способы самозащиты многообразны, среди них: обжалование действий должностных лиц; обращение в средства массовой информации; использование возможностей правозащитных организаций; обращение в профсоюзы. Исключительный способ самозащиты – применение оружия. В целях защиты своих прав и свобод граждане могут использовать приобретенное оружие в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. «Об оружии», но это право подвергнуто ограничениям (оружие не подлежит применению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения).
Завершить изучение вопроса следует выводом о том, что все способы самозащиты могут быть применены гражданами, но существует одно ограничение: каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
При изучении вопроса следует исходить из того, что международными инструментами в механизме защиты прав человека является совокупность международно-правовых актов (договоров), содержащих нормы, регулирующие сотрудничество в области прав человека, а также стандарты прав и свобод, которые государства обязуются внести в свои национальные правовые системы.
Международные механизмы защиты прав и свобод действуют как на уровне мирового сообщества (в рамках ООН), так и на многостороннем уровне (Совет Европы, СНГ, Евразийский союз и т.д.). Конституция РФ впервые закрепила особый международно-правовой механизм защиты прав человека: каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Жалоба подается в Комитет по правам человека при ООН, созданный в соответствии с международным Пактом о гражданских и политических правах.
Фактически все структурные и значительное число вспомогательных органов ООН в той или иной степени занимаются вопросами прав человека. Но строго специализированными органами, чья деятельность посвящена правам человека, являются Верховный комиссар ООН по правам человека, Комиссия по правам человека. Верховный комиссар ООН по делам беженцев. Большое значение приобретает действующая в мировом сообществе система конвенционных органов, включающая в себя: Комитет по правам человека; Комитет по расовой дискриминации; Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин; Комитет по экономическим, социальным и культурным правам; Комитет против пыток; Комитет по правам ребенка.
Наряду с системой ООН механизм рассмотрения индивидуальных жалоб функционирует и в ряде иных международных организаций. Наиболее эффективной является система защиты прав человека в рамках Совета Европы. Европейский Суд по правам человека призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции о защите прав и основных свобод человека государствами-участниками. За всю деятельность Европейского Суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения государствами — членами Совета Европы вынесенных Судом решений, поскольку согласно Уставу Совета Европы отказ от исполнения такого решения может привести к приостановлению членства государства в Совете, а по решению Комитета министров даже к исключению государства из состава Совета Европы.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте понятие «конституционных гарантий и определите их признаки.
2. Назовите виды гарантий конституционных прав и свобод.
3. Соотнесите понятия «охрана», «защита», «гарантированность», «обеспечение прав и свобод» человека и гражданина.
4. Какие права и свободы граждан не подлежат ограничению в период введения чрезвычайного и военного положения?
5. Охарактеризуйте систему государственных органов, обеспечивающих правовую охрану прав и свобод.
6. В чем заключаются международные обязательства России в сфере защиты прав и свобод человека?
7. Какова роль Конституционного Суда РФ в защите прав и свобод человека и гражданина?
8. Почему граждане Российской Федерации могут обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека?
9. Перечислите основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
10. Каковы способы самозащиты прав граждан?
11. Назовите национальные правозащитные организации.
12. Почему за всю деятельность Европейского Суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения государствами—членами Совета Европы вынесенных Судом решений?
13. Назовите международные организации по защите прав человека.
14. Назовите структурные подразделения ООН по защите прав человека.
15. Перечислите международно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие сотрудничество в области прав человека.
Тесты и задачи
1. Может ли быть ограниченно право на свободу слова и мысли?
а) не может быть ограничено; б) может быть ограничено по решению Конституционного Суда; в) может быть ограничено в интересах национальной безопасности, территориальной целостности и общественного порядка в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, интересов и безопасности государства;
г) может быть ограничено Президентом
2. Каким понятием можно определить совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на фактическую реализацию конституционных прав и свобод, устранение возможных причин и препятствий из осуществления. а) гарантии реализации прав и свобод;
б) защита прав и свобод; в) правовой статус личности; г) гражданство.
3. Имеет ли право гражданин обращаться для защиты своих прав к международным судебным учреждениям? а) имеет право обращаться в любых случаях;б) имеет право лишь после использования всех национальных средств правовой защиты;в) не имеет права; г) имеет право, если на это есть согласие органа местного самоуправления.
4. Имеют ли законы обратную силу? а) не имеют;б) должно быть определено в самом законе;в) имеют обратную силу, если смягчают или отменяют ответственность;г) имеют, по решению Конституционного Суда.
5. Решение об аресте или содержания под стражей принимает:
а) орган следствия или дознания;б) прокуратура по представлению органов следствия или дознания;в) суд; г) председатель местной городской администрации.
Государство с целью охраны достоинства личности предоставляет человеку право: а) защищаться лично физически;б) обращаться в суд;
в) применять пытки к обидчику;г) использовать оружие при ответе на оскорбление; д) использовать побег в случае жестокого обращения к нему.
6. Уполномоченного по правам человека субъекта РФ назначает:
а) законодательный орган субъекта РФ; б) высшее должностное лицо субъекта РФ; в) Уполномоченный по правам человека РФ; г) высший исполнительный орган субъекта РФ; д) президиум законодательного органа субъекта РФ.
7. Уполномоченный по правам человека в РФ назначается и освобождается: а) Президентом РФ;б) Советом Федерации;
в) Государственной Думой РФ; г) Советом Безопасности РФ.
8. С января 1996 г. Россия является членом международной организации: а) Совет Европы;б) АСЕАН;в) НАТО);г) СНГ.
9. На какой срок согласно Конституции РФ лицо может быть подвергнуто задержанию до судебного решения не более: а) 3 часов;
б) 24 часов; в) 48 часов; г) 72 часов; д) 15 суток.
10. По Конституции РФ арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается: а) с санкции прокурора; б) по судебному решению; в) с согласия законодательного (представительного) органа государственной власти; г) С согласия самого лица; д) нет правильного ответа.
11. Сотрудники полиции требуют от гр-на Иванова допустить их в снимаемую им комнату в гостинице, заявляя, что, по их сведениям, в номере произошел несчастный случай. Гр-н Иванов, ссылаясь на неприкосновенность жилища, требует постановления суда или постановления прокурора (А), сотрудники милиции заявляют, что гостиница - это не жилище, а место временного пребывания (Б) и что даже в случае жилища санкция суда или прокурора при подозрении на несчастный случай были бы не нужны (В). Какие доводы верны?
12. В условиях эпидемии гриппа сотрудница почтового отделения, oставшись на службе одна, определяя очередность доставки телеграмм, предварительно изучала их содержание, чтобы доставить срочные телеграммы в первую очередь. Она действовала: а) верно; б) неверно. Дайте правовую оценку
13. Два взрослых гражданина-инвалида с видимыми признаками инвалидности (один - без ноги, второй - с одной рукой), вооружившись железными прутьями, совершили нападение на двух взрослых мужчин, беседовавших в сквере на скамейке. Сначала инвалиды требовали закурить, а, получив отказ, бросились в нападение. Шум услышал проходивший мимо сотрудник полиции, который для защиты граждан, подвергшихся нападению, применил против нападавших резиновую палку и использовал служебную собаку. Инвалиды подали жалобу, ссылаясь на неправомерное использование против них, как инвалидов, специальных средств, что, как они утверждают, в данном случае запрещено законом о полиции. Кто прав: а) инвалиды; б) сотрудник полиции? Обоснуйте свою позицию.
14. Мэр г. Славный пригласил священника освятить новое здание городской думы при открытии заседания. Большинство депутатов его поддержали (А). Депутат Семенов предложил освятить здание не во время заседания (Б), депутат Петров считает, что закон о религиозных объединениях не позволяет делать ни того, ни другого (В). Какие доводы верны?
15. При осуществлении оперативно-розыскной деятельности по вопросу о хищении государственных средств работникам полиции стали известны некоторые факты недостойного поведения государственного служащего Петрова в быту, а также факт участия его в частнопредпринимательской деятельности. О фактах первого рода они сообщили по месту работы (А), а по вопросу о частнопредпринимательской деятельности решили продолжить сбор сведений (Б). Какие действия неверны?
16. Прихожане церкви св. Петра, а также две другие религиозные организации г. Славный решили устроить молебен на площади, а затем — шествие с иконой по одной из улиц города, пропагандируя благотворительность в пользу сирот и инвалидов. Мэрия города просила соблюсти необходимые формальности: сделать предварительно уведомление о религиозном митинге (А), согласовать маршрут шествия (Б) и др. Священники ответили, что в данном случае этого не требуется, поскольку речь идет не о политических мероприятиях, а они действуют в соответствии с конституционным принципом свободы совести, который допускает осуществление его явочным порядком (В). Какие доводы верны? Дайте правовую оценку.
17. Журналист Петров записал интервью с главой администрации Ивановской области. Материал уже находился в типографии газеты, когда глава администрации потребовал согласовать с ним текст до публикации (А). Журналист заявляет, что это — способ осуществления цензуры, которая Конституцией запрещена (Б). Кто прав? Дайте правовую оценку.
Нормативные правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Сборник международных документов. - М., 2009.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г. // СЗ РФ. - 2001. - № 2. – Ст. 163.
3. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. // СЗ РФ. – 2001. - № 51. –
Ст. 4825.
4. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. // СЗ РФ. – 1994. – № 13. –
Ст. 1447.
5. Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997 г. // СЗ РФ. - 1997. – № 9. –Ст. 1011.
6. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. // СЗ РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.
7. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1930.
........ 8. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от12 января 1996 г. // СЗ РФ. - 1996. - № 3. -
Ст. 148.
9. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации // Консультант Плюс.
10. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Росс. газета. – 2003. –
8 окт.
11. Федеральный закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. // СПС Консультант Плюс.
12. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Российская газета. - 2002. - 5 июля.
Литература
1. Бойцова В.В. Служба защиты прав и свобод человека и гражданина. Мировой опыт. – М., 1996.
2. Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Журнал рос. права. - 2004. -
№ 12.
3. Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991-2001 гг.): Очерки теории и практики. – М., 2001.
4. Габоев А. Б. Защита прав и свобод человека и гражданина – важнейший составной элемент при осуществлении государственной национальной политики // Государство и право. – 2005. - №.1.
5. Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации. – М., 1995.
6. Гойман В.И. Механизм обеспечения реализации законов в современных условиях // Государство и право. - 1991. - № 12.
7. Защита прав человека в современном мире. – М., 1998.
8. Зуев В., Шабанова З. Национальные и международные механизмы защиты прав человека // Закон. - 2002. - № 11.
9. Каламкарян Р.А. Юридические гарантии прав личности в РФ
(По материалам «круглого стола) // Государство и право. - 2000. - № 11.
10. Кашепов В.П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации // Государство и право. - 1998. - № 2.
11. Кряжков В.А. Конституционное правосудие на защите прав человека // Российская юстиция. – 2002. – № 3.
12. Лебедев В.А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России. – М., 2005.
13. Лучин В.О. Конституция РФ. Проблемы реализации. – М., 2002.
14. Матвеева Т.Д. Международные и национальные инструменты и механизмы защиты прав человека. – М., 1995.
15. Миронов О.О. Институт защиты прав человека в России // Журнал Российского права . - 2004. - № 9.
16. Миронов О.О. Права не только дают или берут – их ещё защищают // Закон. - 2002. - № 11.
17. Нестерова Т.А. Защита трудовых прав человека уполномоченными по правам человека // Трудовое право. - 2005. - № 3.
18. Уваров А.А. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина // Государство и право. - 2005. - № 7.
19. Уполномоченные по правам человека стран Европы и СНГ: Сборник нормативных правовых актов / Рук. авт. колл. О.О. Миронов. – М., 2003.
20. Хаманева Н.Ю. Уполномоченный по правам человека – защитник прав граждан. – М., 1998.
РАЗДЕЛ 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЕМА 19. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ
1. Теория государственного устройства.
2. Государственное устройство РФ: понятие, принципы, особенности.
3. Модель федеративного устройства России: история и современность.
4. Предметы ведения и полномочий: понятие и содержание.
5. Формы взаимодействия РФ и ее субъектов.
6. Федеральные округа в развитии российской государственности.
Ключевые понятия:государственное устройство, унитарное государство федеративное устройство, субъект РФ, федеральные округа, федерализм
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ
1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
При подготовке вопроса следует изучить теоретические подходы к определению понятия «государственное устройство». Термин в литературе используется в двух смыслах: в широком – как понятие, охватывающее круг вопросов, касающихся государственного строя в целом, устройство всего государства (социально-экономической и политической основы государства, основы правового статуса граждан, территориального устройства государства, системы государственных органов); в узком - для характеристики территориальной организации государственной власти (вопросы внутреннего деления территории государства на составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями)[148].
С.А. Авакьян понимает под государственным устройством внутреннюю структуру государства, его статус в целом, положение отдельных частей государства, их взаимоотношения и предлагает рассматривать государственное устройство как в статике (в плане конституционно-правового закрепления), так и в динамике (как практику государственного строительства)[149]. А.В. Малько определяет форму государственного устройства как элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей[150].
По форме государственного устройства государства делятся на простые (унитарные) и сложные (империи, федерации и конфедерации). С точки зрения распределения власти в центре и на местах основными являются федеративная и унитарная. Унитарное государство – это простое, единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц (области, города, районы и т.д.), не обладающих признаками государственного суверенитета. Его существование зависит от воли унитарного центра[151]. Иногда унитарное государство предоставляет своим территориям статус автономий, расширяя его права по сравнению с обычными административно-территориальными единицами. Как и субъекты федерации, автономии (области, республики) часто наделяются признаками государственности (не только административной, но и определённой политической самостоятельностью). Студентам нужно раскрыть статус автономий, привести примеры, рассмотреть причины их создания, а также определить фактический статус РСФСР и СССР.
В государственно-правовой науке федерация (от латинского foederatio - «объединение, союз») трактуется как форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью; «единое союзное государство, созданное на основе добровольного объединения государств и национальных образований»[152].
Затем необходимо изучить теоретические подходы к определению федерации (С.А. Авакьян, В.Е. Чиркин, М.В. Баглай, О.Г. Румянцев и др.), учитывая доминирующее мнение о том, что федерация строится на основе союза, соглашения или договора между заинтересованными государственными и подобными им образованиями[153].
В науке конституционного права федерации различают: по способу правового регулирования (договорные, конституционно-договорные и конституционные); исходя из соотношения статуса субъектов и их отношений с центром (симметричные и ассиметричные); по характеру взаимоотношений федерации с субъектами (централизованные и децентрализованные); по степени централизации (интеграционные и деволюционные); по способу распределения компетенции (дуалистические, кооперативного федерализма) и др. Студентам нужно определить особенности таких федераций и привести примеры.
Затем необходимо сравнить понятия «федерация» и «федерализм, выявив общее и частное, учитывая при этом, создатели общей теории федерализма усматривали в нем демократическую форму государственного устройства, обеспечивающего совместное решение вопросов жизнедеятельности образующих единое государство субъектов, поддержание мира между членами федерации, преодоление конфликтов между ними и центральной властью, гарантирующего права и свободы человека и гражданина. В соответствии с этой концепцией формировались названные понятия, научное значение которых с определенными различиями дается в работах отечественных и зарубежных ученых и словарях. В них федерализм рассматривается как одна из форм государства с утвержденной системой главных принципов организации и функционирования. Федерация - тип реальной государственной организации, соответствующей всем принципам федерализма и являющейся воплощением его философии. Иначе говоря, федерализм отражает теорию специфичной формы государственного устройства, а федерация - реальный институциональный механизм ее создания и функционирования[154]. Таким образом, если федерализм олицетворяет собой идеологию, принципы государственного устройства территории, то федерация выступает государственно-правовой формой этой идеологии. Иначе говоря, федерализм и федерация соотносятся как содержание и форма.
Студентам рекомендуется сделать сравнительный анализ признаков унитарных и федеративных государств и привести примеры, а также различных моделей федерализма («американский федерализм», «канадский федерализм», «российский федерализм») с характерными признаками и принципами.
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РФ:
ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ОСОБЕННОСТИ
При подготовке вопроса следует исходить из того, что Конституция РФ рассматривает федерацию в России не только как форму государственного устройства страны, но и как одну из основ конституционного строя. Федерализм в России является, по мнению
Е.И. Козловой, государственной организацией национальных отношений[155]. Аналогичную позицию высказывает и Д.Л. Златопольский: «главная цель создания РФ состояла в том, чтобы она стала государственным средством разрешения национального вопроса»[156].
Федеративное устройство России основывается на ряде принципов, обусловленных её демократической сущностью, которые являются исходными началами территориального устройства самой Федерации и её субъектов (ст. 5 Конституции): государственная целостность; равноправие и самоопределение народов; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между центром и субъектами федерации; равноправие субъектов. С.А. Авакьяна, к принципам относит принцип построения РФ на сочетании национально-территориального и территориального начал[157]. Принципы государственного устройства России взаимосвязаны, они способствуют успешному государственному строительству в нашей стране.