ВОПРОС 1. Понятие, принципы и правовое регулирование муниципальной службы

Конституция Российской Федерации в статье 12 закрепила основу формирования модели местного самоуправления с правовыми основами для учреждения муниципальной службы. Организация муниципальной службы строится на общих принципах, установленных государством[146]. Регулирование общественных отношений в сфере муниципальной службы осуществляется Федеральным законом от 2 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации»[147].

Этот Федеральный закон устанавливает общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации. Закон состоит из десяти глав:

Глава I. Общие положения (ст. 1—5)

Глава П. Должности муниципальной службы (ст. 6—9)

Глава III. Правовое положение (статус) муниципального служащего (ст. 10—15)(1)

Глава IV. Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения (ст. 16-19)

Глава V. Рабочее (служебное) время и время отдыха (ст. 20-21)

Глава VI. Общие принципы оплаты труда муниципального служащего. Гарантии, предоставляемые муниципальному служащему. Стаж муниципальной службы (ст. 22-25)

Глава VII. Поощрение муниципального служащего. Дисциплинарная ответственность муниципального служащего (ст. 26-27)

Глава VIII. Кадровая работа в муниципальном образовании (ст. 28-33)

Глава IX. Финансирование и программы развития муниципальной службы (ст. 34-35)

Глава X. Заключительные положения (ст. 36-38).

Предшественник данного нормативного акта - Федеральный закон от 8 января 1998 года N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" содержал в себе всего 3 главы, в законе же 2007 года их 10. добавились главы, говорящие о регламентации рабочего времени и времени отдыха, о кадровой работе и т.д.

Правовая регламентация муниципальной службы определяется уставом муниципального образования, включая требования к должностям, статусу муниципального служащего, условиям и порядку прохождения муниципальной службы, управление службой.[148]

Комплексный характер института муниципальной службы обусловлен тем, что помимо специальных норм о муниципальной службе данный институт включает нормы трудового, административного, финансового и других отраслей права. Это, впрочем, свойственно и самой отрасли муниципального права.

Нормы института муниципальной службы зачастую корреспондируют с нормами о государственной службе. Например, согласно ч. 3 ст. 25 Федерального закона о муниципальной службе стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной службы государственного служащего. Государственная же служба является комплексным институтом административного права.[149]

Таким образом, в объективном смысле, муниципальная служба— специфическая разновидность службы, не являющаяся государственной, в органах местного самоуправления муниципальных образований: городских и сельских поселений и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Она осуществляется муниципальными служащими, которыми являются лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления.[150]

В субъективном смысле под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной(ч. 1 ст. 2 Федерального закона о муниципальной службе).

Говоря о муниципальной службе как об особом виде деятельности, следует, прежде всего, отметить, что муниципальная служба представляет собой один из многих видов службы в обществе. Служба как родовое понятие представляет собой вид трудовой социальной деятельности, объектом воздействия которого является человек, личность, его основные социально-биологические качества.[151]

Для муниципальной службы характерны следующие признаки:

1) Муниципальная служба учреждается и функционирует в сфере публичной власти. Это публично-властная (народовластная) деятельность. Данный признак характерен и для государственной службы, которая также является формой публичной власти.

2)Задачи муниципальной службы состоят в:

· обеспечении прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования. Так, статья 18 Конституции РФ, устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют деятельность местного самоуправления;

• обеспечении самостоятельного решения населением вопросов местного значения;

• подготовке, принятии, исполнении и контроле решений органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Однако, в соответствии со ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления могут наделяться законом государственными полномочиями;

• по защите прав и интересов муниципального образования, его населения. Существует запрет государства на ограничение прав местного самоуправления и гарантия права на его судебную защиту.

3)Система правового регулирования муниципальной службы имеет три уровня:

-федеральный; - субъектов Российской Федерации, -муниципальный, что говорит о различии в статусе муниципальных служащих муниципальных образований.

4)Она самостоятельно формирует личный состав муниципальной службы, проводит аттестацию муниципальных служащих.

5)Наделение правовым статусом муниципального служащего наравне со статусом государственного служащего: стаж службы, пенсионное обеспечение и т. п.

6) Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета. Минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу учитываются органами государственной власти (федеральными и субъектов федерации) при определении минимальных местных бюджетов.(2)

Муниципальная служба основана на принципах:

1) верховенства Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих;

2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия;

3) самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий;

4) профессионализма и компетентности муниципальных
служащих;

5) ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

6) равного доступа граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

7) единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных местных традиций;

8) правовой и социальной защищенности муниципальных служащих;

9) внепартийности муниципальной службы.[152]

Исходя из вышесказанного, муниципальная служба представляет собой разновидность службы наряду с государственной и правоохранительной - в широком смысле, и особый вид деятельности муниципальных служащих - в узком. Правовые основы данного института включают в себя нормативные правовые акты разных уровней: федерального (конституция, федеральные законы), регионального (законы субъектов РФ) и местного (уставы муниципальных образований, решения представительных органов местного самоуправления и т.п.). Она основывается на таких принципах, как верховенство правовых норм федерального уровня над местными нормами, приоритета прав и свобод человека, профессионализма муниципальных служащих и т.д.

Наши рекомендации