Образование и развитие КНР
В то время, когда мировая война шла к завершению, политическая обстановка в Китае все более обострялась Гоминдановская верхушка отказывалась от создания коалиционного правительства, на чем настаивали демократические организации Китая. В ноябре 1944 г. Чан Кайши произвел некоторые изменения в составе правительства, которые означали фашизацию военно-политического руководства Гоминдана в целях развертывания гражданской войны.
В 1945 г. после поражения Квантунской армии и освобождения советскими войсками северо-востока страны соотношение сил изменилось в пользу народных армий. Народные войска развернули широкие наступательные операции по освобождению Китая. Под контролем коммунистической партии оказались значительные территории. Гоминдановское правительство пыталось воспрепятствовать наступлению Народной Армии и развязало новую гражданскую войну, продолжавшуюся еще три года с 1946 по 1949 гг. Общенародный революционный подъем ускорил развал гоминдановского режима. В январе 1949 г. Чан Кайши обратился к руководству КПК с предложением начать мирные переговоры, что свидетельствовало о признании Гоминданом своего поражения. В результате переговоров был выработан проект мирного соглашения.
21 сентября 1949 г. открылась первая сессия Народной политической консультативной конференции, в работе которой приняли участие представители всех демократических партий и групп. На конференции была принята Общая программа и закон об организации Центрального народного правительства Китайской Народной Республики. Общая программа до принятия Конституции выполняла роль основного закона Китайской Народной Республики. Конференция избрала Центральное народное правительство КНР во главе с Мао Цзэдуном. 1 октября 1949 г. было торжественно провозглашено создание Китайской Народной Республики.
Общая программа провозгласила КНР государством новой демократии, которое ведет борьбу против империализма, феодализма, бюрократического капитала, за независимость, демократию, мир, единство и создание процветающего и сильного Китая.
В Общей программе было определено, что новая государственная власть в Китае представляет собой демократическую диктатуру народа, основанную на союзе рабочих и крестьян, в котором руководство принадлежит рабочему классу. При этом подразумевалось, что руководящая роль рабочего класса в народном государстве осуществляется через КПК, которая стала правящей партией.
Высшим органом государственной власти в КНР был Центральный народный правительственный совет (ЦНПС), который сформировал остальные центральные государственные органы: Государственный административный совет (высший исполнительный орган), Народно-революционный военный совет, Верховный народный суд и Верховную народную прокуратуру. Вместе с ЦНПС эти органы составили Центральное народное правительство КНР. Председателем Центрального народного правительства стал Мао Цзэдун, являвшийся одновременно главой Центрального народного правительственного совета и Народно-революционного военного совета, Председателем ЦК КПК. Центральное народное правительство КНР первоначально было правительством единого фронта. В высших государственных органах, наряду с КПК, игравшей руководящую роль, были представлены численно небольшие буржуазные и мелкобуржуазные партии, поддерживавшие программу КПК и признававшие ее руководство.
В стране начинается восстановительный период, в течение которого были решены основные задачи демократической революции. В 1953 г. генеральной линией коммунистической партии Китая было провозглашено социалистическое направление развития.
В 1953—1954 гг. состоялись первые в истории страны всеобщие выборы в демократические органы власти — собрания народных представителей.
15 сентября 1954 г. в Пекине собралась первая сессия Всекитайского собрания народных представителей, принявшая Конституцию КНР. В соответствии с Конституцией были внесены существенные изменения в структуру государственных органов КНР. Высшим органом власти стало Всекитайское собрание народных представителей, а в период между его сессиями — постоянный комитет ВСНП.
Первая Конституция КНР юридически закрепила главные положения генеральной линии КПК в качестве основного закона государства. В Конституции провозглашались социально-экономические права граждан, их политические свободы и обязанности.
В области внешней политики Конституция предусматривала развитие и укрепление отношений тесной дружбы с СССР и другими социалистическими странами, установление и развитие отношений со всеми странами на основе принципов равноправия, взаимной выгоды, уважения суверенитета и территориальной целостности.
Идеи социалистического развития реализовывались через пятилетние планы развития народного хозяйства, был взят курс на индустриализацию и коллективизацию сельского хозяйства.
В мае 1958 г. КПК выдвигает курс на досрочное построение социализма, получивший название «большого скачка» . Политика «большого скачка» распространялась на все сферы.
Установка на форсированное преобразование производственных отношений, на ускоренный переход к коммунизму была принята на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК в августе 1958 г. Политика «большого скачка» получила распространение в области промышленности, сельского хозяйства и в сфере культуры, науки, образования. Это обострило экономические и социальные проблемы развития страны. «Особый курс» был взят КНР и во внешней политике.
В начале 60-х гг. были приняты чрезвычайные меры по ликвидации последствий «большого скачка». Мао Цзэдун , отмечая отдельные ошибки в ходе «скачка», признавал в целом верность своего курса. Часть китайских руководителей выступала против политики «большого скачка», что привело к идейно-политической борьбе в руководстве КНР. В середине 60-х гг. разногласия по вопросам внутренней и внешней политики привели к обострению борьбы в руководстве КПК. Чтобы избавиться от своих противников, Мао Цзэдун и его сторонники под лозунгом «культурной революции» повели кампанию тотальной «чистки» партии, органов народной власти, общественных организаций. В материалах и документах КПК конца 70-х — начала 80-х гг. замысел «культурной революции» и решения, принятые под руководством Мао Цзэдуна и обосновавшие эту кампанию, были оценены как «полностью ошибочные», а сама «культурная революция» как национальное бедствие.
Попытка законодательно закрепить политику «культурной революции» была сделана путем принятия Конституции 1975 г. Исходя из идеи классовой борьбы, сотрясающей общество в процессе построения социализма, были произведены изменения, касающиеся государственного строя, прав и свобод граждан. Были ограничены полномочия Всекитайского собрания народных представителей, учрежден принцип назначения депутатов вместо выборов. При организации органов власти в национальных районах исключались местные особенности.
В 1978 г. принимается Конституция, восстановившая ряд положений первой Конституции. В стране активизируется правотворческая деятельность. Издается ряд кодексов, принимаются законы, направленные на совершенствование системы государственных органов.
В 1982 г. принимается новая Конституция КНР, определившая политическую сущность государства как демократическую диктатуру народа, подчеркнув при этом, что, по существу, она является диктатурой пролетариата. Конституция закрепила многоукладность в экономике: наряду с государственной собственностью допускалось существование частной, а также смешанной собственности — государственно-капиталистической. Закреплялось право на деятельность иностранных частнокапиталистических предприятий. Значительные изменения коснулись государственного строя: восстанавливался пост председателя КНР, постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей получал равные права с самим собранием, создавался Центральный военный совет, ограничивался срок пребывания на своих постах некоторых должностных лиц. Были расширены права и обязанности граждан. Конституция 1982 г. явилась основой для дальнейшего совершенствования законодательства.