Система государственных органов

1. Президент Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент РФ является главой государства, не входит ни в одну из ветвей власти, и поэтому обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 6 лет (ч. 1 ст. 81 Конституции РФ). На пост президента может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет (ч. 2 ст. 81 Конституции РФ).

При вступлении в должность вновь избранный Президент РФ в торжественной обстановке приносит народу присягу – инаугурация (ст. 82 Конституции РФ). В соответствии со ст. 92 Президент прекращает исполнение полномочий с истечением срока его пребывания в должности с момента принятия присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

Досрочное прекращение полномочий возможно в случаях его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации, с определенными ограничениями: он не имеет права распускать Государственную думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Импичмент – принудительное отрешение Президента Российской Федерации от должности – предусмотрен ст. 93 Конституции Российской Федерации на основе обвинения его в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Полномочия Президента Российской Федерации охватывают практически все сферы государственной жизни (ст. 83–90 Конституции Российской Федерации) и реализуются им как лично, так и через такие функционирующие при нем органы как Администрация Президента, Государственный Совет и Совет безопасности, а также через помощников, советников и представителей в разных властных структурах.

2.Законодательные органы государственной власти – это образуемые непосредственно народом, подотчетные и ответственные перед ним государственные органы, уполномоченные народом и осуществляющие в его интересах законодательную, представительную (государственную) власть.

Высшим представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное собрание РФ (Парламент). Оно состоит из двух палат: Совет Федерации – верхняя палата Парламента России, Государственная дума РФ – нижняя его палата. Такая структура обусловлена федеративным устройством России. Парламент РФ реализует представительскую, законодательную и контрольную функции.

Представительская функция обусловлена способом формирования палат Парламента РФ.

Органом представительства всех субъектов Российской Федерации является Совет Федерации РФ. В него входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти каждого субъекта. 3 декабря 2012 года принят новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ», в 2014 году принят Закон о введении в состав Совета Федерации представителей Президента – до 10 % от количества, направляемого субъектами федерации.

Государственная дума РФ выражает интересы всех граждан Российской Федерации и политических партий, обладающих всероссийским статусом. Она состоит из 450 депутатов. В действующую Государственную думу все депутаты избраны по пропорциональной избирательной системе, т. е. по партийным спискам. По новому Федеральному закону 2014 года «О выборах депутатов Государственной думы» в ее следующий состав будут избраны половина депутатов (225) по партийным спискам, вторая половина (225) – по одномандатным избирательным округам.

Реализация законодательной функции обеспечивается в рамках главного направления деятельности Федерального собрания Российской Федерации – законодательного процесса. Стадии законотворческого процесса (законодательные инициативы, обсуждение законопроекта, принятие закона и опубликование его) закреплены в ст. 104–108 Конституции Российской Федерации.

Контрольная функция состоит в заслушивании ежегодных отчетов Правительства РФ о проделанной за год работе, проведении парламентских расследований и реализации иных контрольных полномочий.

В соответствии с федеративным устройством субъекты РФ создают собственные законодательные (представительные) органы, которые избираются народом и никаким другим путем формироваться не могут (например, народные собрания, верховные советы; думы, законодательные собрания и другие законодательные органы власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов). Законы субъектов РФ обязательны к исполнению на территории соответствующего субъекта РФ, не должны противоречить Конституции РФ и федеральному законодательству.

3.Исполнительные органы государственной власти.

Исполнительная власть является инструментом защиты и обеспечения интересов гражданского общества и его отдельных членов.

Исполнительные органы государственной власти – это формируемые представительными учреждениями или иным путем органы государства, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность, создающие условия для реализации гражданами и организациями их прав и свобод. Основная функция исполнительной власти состоит в управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых законодательными органами власти.

В соответствии с федеративным государственным устройством Российской Федерации различаются:

- федеральные органы исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы и агентства);

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения): президенты республик, губернаторы, мэры городов федерального значения, правительства республик, администрации краев, областей, министерства, мэрии и их структурные подразделения и др.

Систему исполнительной власти возглавляет Правительство Российской Федерации, которое обеспечивает согласованную деятельность системы федеральных органов исполнительной власти. По способу принятия решений, оно является коллегиальным органом.

4.Судебные органы государственной власти осуществляют судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В Российской Федерации правосудие осуществляется только судом. Правовой основой осуществления правосудия в Российской Федерации является Конституция Российской Федерации (гл. 7), Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ (ред. от 5 февраля 2014 года) «О судебной системе Российской Федерации».

Структуру судебных органов власти можно представить следующим образом:

– федеральные суды:

Конституционный суд Российской Федерации (рассматривает дела об оспаривании конституционных законов и подзаконных актов, дает толкование Конституции Российской Федерации, а также разрешающие отдельные конституционные споры (ст. 125 Конституции РФ).

Верховный суд Российской Федерации – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ).

6 августа 2014 года вступили в силу поправки в Конституцию РФ, которые были внесены Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ «О Верховном суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации». В соответствии с Законом № 2-ФКЗ был принят Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"». Указанные законодательные акты существенно изменили судебную систему Российской Федерации, в том числе устройство арбитражных судов.

Арбитражные суды перестали существовать как самостоятельная система судов, какой она была ранее, наряду с судами общей юрисдикции. Высший арбитражный суд РФ как высший суд системы арбитражных судов был упразднен, а сами арбитражные суды перешли под начало Верховного суда РФ, сохранив некоторую самостоятельность и продолжая рассматривать дела по правилам Арбитражного процессуального кодекса РФ. Теперь Верховный суд исполняет обязанности Высшего арбитражного суда, вынося решения по экономическим и хозяйственным вопросам.

В связи с происходящей судебной реформой был принят Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» и ряд других законов, которые внесли существенные изменения в Арбитражный процессуальный кодекс РФ и иные законодательные акты.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации; мировые судьи, которые являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

5.К правоохранительным органам, помимо Прокуратуры РФ, относятся органы внутренних дел (главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел субъектов Российской Федерации) и органы обеспечения безопасности (например, органы федеральной службы безопасности; органы внешней разведки).

Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору (ст. 129 Конституции РФ). Прокуратура обеспечивает верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

6.Органы местного самоуправления.

Местное самоуправление – это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Правовой основой местного самоуправления являются Конституция Российской Федерации (ст. 12, 130–133) и Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (с изм. 2014 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Функциями местного самоуправления являются:

- обеспечение участия населения в самостоятельном решении местных вопросов;

- управление муниципальной собственностью;

- обеспечение социально-экономического развития соответствующей территории;

- осуществление защиты интересов и прав местного самоуправления.

К органам местного самоуправления относятся:

- представительные органы муниципального образования;

- глава муниципального образования (высшее должност­ное лицо муниципального образования);

- местная администрация (исполнительно-распоряди­тельный орган муниципального образования);

- иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (например, контрольные органы муниципального образования – контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.).

Тема 4. АДМИНИСТРАТИВНОЕ
ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА

§ 1. Предмет и метод
административного права

Административное право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений.

Особенность в том, что отношения возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления.

Государственное управление в Российской Федерации (в широком смысле) осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство и иные органы – исполнительная власть, законодательные, судебные и местного самоуправления. Субъектами управления является вся совокупность государственных и муниципальных органов (опосредованно через получение полномочий от государства при помощи права).

Государственное управление (в узком смысле) представляет собой внутриорганизационную деятельность, осуществляемую в органах государственной власти с целью успешного решения стоящих задач (кадровых, финансовых, материально-технических и иных вопросов).

В собственном смысле слова государственное управление представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть специальными субъектами – органами исполнительной власти.

Таким образом, предметом административного права является особая группа общественных отношений, возникающих в связи с функционированием органов исполнительной власти всех уровней.

Государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти, имеет следующие характерные черты, позволяющие отличать ее от деятельности представительных и судебных органов:

1. Выполнение общезначимых функций:

- прогнозирование – обеспечивает научность и рациональность деятельности;

- планирование – определяет цели, задачи на предстоящий период деятельности, средства их достижения и выполнения;

- организация – упорядочение состояния тех или иных социальных образований;

- координирование – в процессе производится подстройка уже организованной системы к изменяющимся внешним и внутренним условиям ее функционирования;

- надзор – метод государственного управления, применяемый с целью выявления возможных недостатков в деятельности государственных и негосударственных структур;

- контроль – метод государственного управления, сущностью которого является постоянная проверка результатов деятельности государственных и негосударственных структур с целью устранения недостатков и повышения эффективности этой деятельности.

2. Нормативно-распорядительное регулирование, которое осуществляется при помощи законов, указов, постановлений и других нормативных правовых актов.

3. Деятельность органов исполнительной власти носит подзаконный характер, т. е. она осуществляется на основе и во исполнение закона.

4. Использование в своей деятельности властных полномочий – это выражается в осуществлении единой государственной власти. Субъект государственного управления в рамках выполнения конкретных функций вправе применять различные формы и методы руководящего воздействия на управляемые объекты: осуществлять нормативное, методическое руководство и контроль; применять административное принуждение.

5. Непрерывный и оперативный характер государственной деятельности выражается в том, что государственное управление осуществляется в процессе повседневного, непосредственного руководства всеми сферами: экономикой, хозяйственным, административно-политическим и социально-культурным строительством.

6. Осуществление специализированных функций, требующих использования единообразной технологии. Виды и содержание таких функций обусловливаются сферой или областью государственного управления. К специальным функциям относятся следующие: защита конституционных прав и свобод субъектов права; обеспечение обороноспособности страны; охрана общественного порядка и собственности; охрана государственной границы; обеспечение экологической безопасности; развитие образования, науки, культуры, здравоохранения; создание соответствующих условий, необходимых для всестороннего и полного развития личности; социальная и иная защита граждан и т. д.

7. Применение мер административной ответственности, представляющей собой вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.

Метод административного права. В качестве средств правового регулирования общественных отношений используются предписание, запрет, дозволение.

Предписания – возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Запреты – фактически такие же предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Для административно-правового регулирования наиболее характерны правовые предписания.

Под источниками административного права следует понимать используемые государством официальные документальные формы выражения и закрепления (изменения или отмены) административно-правовых норм.

Источниками административного права являются многочисленные и разнообразные акты государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. В зависимости от того, каким органом государственной власти или должностным лицом были приняты акты, содержащие административно-правовые нормы, а значит, в зависимости от их юридической силы источники административного права делятся на несколько типов:

I. Правовые акты федеральных органов государственной власти, включающие:

- Законы Российской Федерации (Конституция РФ, акты Федерального собрания РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, декларации, положения, постановления и др.);

- подзаконные федеральные акты (указы, распоряжения Президента РФ; постановления, распоряжения Правительства РФ; приказы, постановления министерств и других федеральных органов власти; приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений).

II. Правовые акты субъектов Российской Федерации:

- законы субъектов Российской Федерации (конституции, уставы субъектов РФ; правовые акты представительных органов субъектов РФ; законы; положения, постановления и др.);

- подзаконные правовые акты субъектов Российской Федерации (акты глав исполнительной власти субъектов РФ; акты правительств или администраций субъектов РФ; ведомственные акты органов исполнительной власти субъектов РФ; приказы, инструкции руководителей государственных унитарных предприятий, учреждений субъектов Федерации).

III. Правовые акты органов местного самоуправления.

IV. Союзные акты (акты органов бывшего СССР).

После распада Советского Союза некоторые из этих актов продолжают действовать на территории России при соблюдении двух условий: если еще не приняты соответствующие нормативные акты Российской Федерации; если они не противоречат новому российскому законодательству.

V. Международно-правовые акты.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

§ 2. Нормы административного права:
понятие, виды

Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и по юридическому содержанию. Существуют два основных вида этих норм (традиционная классификация): материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процедуру реализации прав и обязанностей участников административных отношений, установленных материальными нормами.

В зависимости от содержания выделяются следующие виды административно-правовых норм:

а) обязывающие, т. е. предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия. Содержащиеся веления в нормах такого рода могут быть выражены в качестве обязательного предписания. Например, при приеме на работу в государственное учреждение администрация обязана издать приказ; при получении жалобы гражданина орган управления (должностное лицо) обязан рассмотреть ее в течение 30 дн; возникающее общественное или коммерческое объединение обязано пройти регистрацию; при проникновении в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция обязана в течение 24 ч уведомить об этом прокурора;

б) запрещающие, т. е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Запреты могут носить общий либо специальный характер. Например, общим является запрещение действий (бездействия), подпадающих под признаки административного правонарушения: специальный запрет – милиции запрещено применение специальных средств и огнестрельного оружия в отношении женщин (с явными признаками беременности), лиц с явными признаками инвалидности и малолетних (несовершеннолетних) и т. п.;

в) уполномочивающие, или дозволительные (диспозитивные), нормы. Так, гражданину предоставляется возможность самостоятельно решать вопросы, связанные с реализацией его субъективных прав в сфере государственного управления (например, право на обжалование неправомерных действий должностного лица и т. п.).

В зависимости от субъектов, которым адресованы административно-правовые нормы, последние подразделяются на:

а) нормы, регулирующие правовое положение органов исполнительной власти (местного самоуправления), формы и методы их деятельности, организацию работы;

б) нормы, закрепляющие административно-правовой статус государственных служащих;

в) нормы, закрепляющие административно-правовое положение предприятий и некоммерческих организаций;

г) нормы, закрепляющие административную правосубъектность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Нормы материального административного права определяют права и обязанности сторон общественных отношений. Нормы процессуального права определяют порядок реализации этих обязанностей и прав.

По кругу лиц, на которых распространяется их действие, административно-правовые нормы подразделяются на общие, которые относятся ко всем лицам на данной территории и специальные, которые действуют лишь в отношении конкретных субъектов – военнослужащих, сотрудников милиции, работников торговли, лиц, ответственных за соблюдение правил пожарной безопасности, и др.

§ 3. Административно-правовые
отношения

Административно-правовое отношение – это урегулированное административно-правовой нормой управленческое отношение.

Стороны в этом отношении выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой. В отличие от других видов правоотношений административно-правовые отношения выделяются несколькими моментами:

а) сферой возникновения;

б) императивностью административно-правового регулирования;

в) юридической базой административно-правовых норм.

Особенности:

1) административно-правовые отношения являются властеотношением (власть-подчинение), возникают по инициативе любой из сторон;

2) между сторонами возможны споры (гражданин может быть не согласен с правомерностью предпринятых в его адрес действий исполнительного органа, однако его несогласие не может препятствовать возникновению административно-правовых отношений, хотя и влечет возникновение конкретного административно-правового спора);

3) особый порядок ответственности сторон (наступает не перед другой стороной правоотношения, а непосредственно перед государством).

Под административным правоотношением понимается вид общественного отношения управленческого характера, урегулированный административно-правовой нормой.

Субъект – это индивид или организация (индивидуальный или коллективный субъект), которые в соответствии с нормами административного права являются носителями субъективных прав и обязанностей в сфере государственного управления. В качестве обязательного субъекта административного правоотношения выступает орган государственного управления.

Объект – это то, на что воздействует административно-правовое отношение. Им является воля, сознание и опосредованное ими поведение субъектов в сфере реализации исполнительной власти.

Содержание административно-правовых отношений – это права и обязанности сторон правоотношений.

Для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений требуется наступление условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические факты, т. е. обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями соответствующей нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве подобных обстоятельств выступают, как правило, действия или события.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Они могут быть правомерными и неправомерными.

События – это явления, не зависящие от воли людей (например, смена времени года, стихийное бедствие, техногенная авария, смерть и т. д.).

Признаками административно-правовых отношений являются:

- несимметричные обязанности и права сторон, так как они связаны с деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц (отношения власти-подчинения);

- одной из сторон, как правило, выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-власт­ными полномочиями);

- данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон;

- в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;

- разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.

В зависимости от характера связей между сторонами административные правоотношения можно разделить на вертикальные и горизонтальные отношения.

Вертикальные административно-правовые отношения складываются между сторонами, одна из которых организационно подчинена другой. Это отношения субординационного характера. Они имеют место во взаимосвязях между вышестоящими и нижестоящими звеньями аппарата управления, между этими звеньями и подчиненными им предприятиями, учреждениями и организациями.

Горизонтальные административно-правовые отношения складываются между несоподчиненными сторонами; одна из сторон не подчинена организационно другой. Это отношения, между органами государственного управления и гражданами, общественными объединениями, между органами управления и не подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями, наконец, между неподчиненными друг другу органами.

Поскольку государственно-властные полномочия в преобладающем числе случаев концентрируются в руках одной стороны, выступающей непосредственно от имени государства, то все такие правоотношения являются вертикальными, т. е. властеотношениями.

В горизонтальных управленческих отношениях их участники равны. По целевому назначениюадминистративно-правовые отношения подразделяются на две группы:

1) административно-правовые отношения, возникающие в связи с реализацией положительных задач государственного управления (например, по руководству нижестоящими звеньями, предприятиями, учреждениями и организациями, по регулированию деятельности общественных объединений, по удовлетворению нужд и запросов граждан);

2) административно-правовые отношения юрисдикцион­ного характера, т. е. связанные с деликтами в сфере государственного управления.

По конкретному содержанию административно-правовые отношения делятся на материальные (составы административных правонарушений, предусмотренные КоАП РФ) и процессуальные (например, возникающие в процессе производства по делам об административных правонарушениях).

Процессуальные отношения являются формами реализации материальных отношений, причем не только административно-правовых, но и отношений, регулируемых другими отраслями права, например земельным, финансовым, экологическим, налоговым, бюджетным и др.

§ 4. Особенности административно-
правового статуса гражданина

В юридической науке правовой статус гражданина рассматривается как одна из важнейших категорий, неразрывно связанная с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности. Юридический статус человека и гражданина в обществе, государстве представляет собой сложный и многосторонний конституционно-правовой механизм.

Административно-правовой статус человека и гражданина представляет собой совокупность прав и обязанностей личности, складывающихся в процессе его взаимодействия по разнообразным вопросам не только с государственным аппаратом, но и с негосударственными структурами (например, трудовые отношения с предпринимательскими структурами).

Правовой статус личности и гражданина при определенных сходствах имеет и принципиальные отличия.

Административно-правовой статус граждан составляет важнейшую и органическую часть общего правового статуса. В административно-правовом статусе в обобщенном виде конкретизируются разнообразные права, обязанности, гарантии с учетом отраслевой право- и дееспособности. Он рассматривается в сочетании с реализацией в сфере исполнительной власти прав и свобод, а также с выполнением возложенных на граждан обязанностей.

В обществе гражданин как личность находится в разнообразных по конкретному содержанию административных правоотношениях, в которых всегда одной из сторон выступает орган государства или представитель этого органа. В этих правоотношениях гражданин и орган государственного управления должны иметь взаимные права и нести соответствующие обязанности.

Совершенствуя административное законодательство о правах и обязанностях граждан, государство тем самым воздействует на упорядочение административно-правовых отношений как способа реализации прав и выполнения узаконенных обязанностей. В этих правоотношениях индивидуализируются правовые предписания, определяются конкретные субъекты отношений и их субъективные права и обязанности.

Рассматривая административно-правовой статус гражданина как совокупность прав, обязанностей, гарантий в сфере государственного управления, надо иметь в виду, что этот статус в конечном итоге практически определяется нормами права. Поэтому правовое положение личности в определенной степени зависит и от того, насколько совершенно законодательство о правах и обязанностях в сфере государственного управления.

Административно-правовой статус гражданина – это комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права, а также гарантий реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления). Структурно он состоит из административной правосубъектности и комплекса прав и обязанностей в сфере государственного управления.

Государство, признавая гражданина субъектом административного права, с помощью норм данной правовой отрасли определяет его правовой статус. Нормы административного права о статусе человека и гражданина содержатся как в комплексных нормативных правовых актах, так и в специальных актах.

Административно-правовое положение граждан характеризуется объемом и характером их административной правосубъектности, которая включает административную правоспособность и административную дееспособность.

Под административной правоспособностью гражданина понимается его способность обладать правами и нести обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Не может быть отчуждаема и передаваема. Вместе с тем правоспособность может быть временно ограничена. Например, лишение на определенное время права управления транспортным средством.

Основные черты административной правоспособности: она регулируется нормами административного права; ее содержание состоит в регулировании отношений индивидуальных субъектов с субъектами исполнительной власти; возникает с момента рождения (законодательство признает наличие правоспособности у ребенка, родившегося после смерти одного или обоих родителей); для разных лиц она не одинакова по объему.

В реальных условиях объем административной правоспособности у граждан может быть различным, в том числе и по экономическим факторам.

Административная дееспособность – это способность лица своими действиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности административно-правового характера. Момент ее возникновения законом четко не определен. В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18 лет. Частично административная дееспособность возможна с более раннего возраста. Например, дети дошкольного возраста могут самостоятельно обращаться к врачу. С 16-летнего возраста наступает административная деликтоспособность и гражданин может быть привлечен к административной ответственности за свои действия (бездействие).

Административная правосубъектность делится на общую и специальную. Соответственно, следует различать общий и специальный административно-правовые статусы. Каждое лицо обладает, прежде всего, общим статусом, который во многом равен для всех и в то же время может быть носителем одного или нескольких специальных статусов (студента, жителя закрытого города, сотрудника милиции и т. д.). В ряде случаев специальная правосубъектность дополняет общую. В то же время между ними может быть и более сложное взаимодействие, при котором специальный статус влияет на общий, ограничивая и видоизменяя его. Например, статус военнослужащего влияет на такие общие права, как право на свободу передвижения, выбор места жительства и т. п. Еще более серьезно изменяется общий статус у граждан, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы.

В последние годы объем административной правосубъектности у граждан в Российской Федерации имеет стойкую тенденцию к увеличению в виде расширения прав граждан на подачу обращений, на судебную защиту, на объединение, на выбор места пребывания и жительства и т. п.

Законодательство Российской Федерации определяет обстоятельства, при наличии которых административно-право­вой статус гражданина может быть временно ограничен:

– чрезвычайные ситуации (техногенные аварии, природные катаклизмы, массовые беспорядки, стихийные бедствия и др.);

Наши рекомендации