Теории происхождения государства. Теории происхождения государства

Теории происхождения государства

1)Божественная теория (Аристотель, Цицерон, Илларион). Государство – божественная установка, воплощение божественной воли. гос-во вечное, незыблемое, всякое посягательство на божественную волю обречены на неудачу. Существующее неравенство предопределено богом. Теория «двух мечей» - церковь имела 2 меча: одной при себе, другой у государя для решения гос дел. Сам царь – слуга церкви. Церковная власть выше светской.

2) договорная (Спиноза, Руссо): Люди в целях выживания, в условиях существования анархии для обеспечения жизни заключили договор, так появилось гос-во. Гос-ву было поручено выполнение некоторых функций для обеспечения общ. без-ти, порядка в об-ве, если гос-во не выполняло договор, люди имели право на вооруженное нападение.

3)психологическая (Фрейд): Правители обладают особым психологическим складом. Народ способен подражать и повиноваться, т.к. есть потребность внутренняя в подчинении.

4) классовая (Ленин, Маркс, Энгельс): Причина образования гос-ва – частная соб-ть, раскол об-ва на классы. Гос-во определялось чисто классовой позицией.. гос-во – диктатура экономически, политически господствующего класса. Хар-ся появлением ЧС, диктатура.

5)патриархальная (Конфуций, Михайловский): Гос-во происходит в рез-те развития и разрастания семей. Оно есть продолжение и развитие отцовской власти. Все должны подчиняться правителю, т.к. власть в руках одного человека. Забота о подданных как о детях, правителя нужно беречь и любить.

6) насилия (Шань Янь): Гос-во возникает в связи с применением внутреннего (эконом. или полит. господство одних по отношению к другим) и внешнего (завоевания) насилия.

7) Органическая теория: Из предположений о том, что гос-во рассматривалось подобно человеческому организму. Аристотель, Платон сравнивали структуру и функции гос-ва со способностями человеческой души. Оно напоминало живой человеческий организм. Оказало влияние учение Дарвина. Гос-во единый организм. Функции мозга – правительство. Внутренних органы – низшие слои населения. Внешние функции – привилегии госп-их классов.

8)Патримониальная теория: Гальнер. Гос-ва созданы той фактической силой, кот имеет соб-ть. Правители госп-ют на территории в силу своего прав на соб-ть. Народ – арендаторы земли.

9. Теории происхождения права:

1. Теория естественного права (Локк, Руссо, Монтескье)-кроме позитивного права кот. создается государством, существуют стоящие над ним естеств. права, принадлежащие чел. от рождения. 2. Реалистическая (Иеринг)-право есть защищенный гос-вом интерес, оно ничто без гос. власти.

3. Теория солидаризма (Дюги)- объективное право составляют правила солидарности.

4. Психологическая (Петражицкий)- существует подлинное право, кот. представляет собой психологические переживания людей об их правах и обязанностях.

5. Историческая(Гуго,Савиньи)- право- выражение духа народа, народного правового убеждения, формирующегося постепенно, независимо от гос-ва.

6.Социологическая( Эрлих, Муромцев) –право- система правоотношений, реальное поведение людей, регулируемое правом.

7. Нормативная (Штамлер)- право- совокупность норм исходящих от гос-ва .

8. Классовая (Маркс, Энгельс, Ленин)- право- есть возведенная в закон воля господствующего класса, содержание кот. определяется материальными условиями жизни об-ва.

Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования.

Теологическая теория исходит из божественного Происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что прайо — Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Греции утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

Создатели исторической школы права в Германии XVIII-XIX вв. (Г. Гуго, Ф.

Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из

«национального», «народного» сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право».

Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право — это «особого рода сложные эмоционально- интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида».

Думается, отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше оснований считать психические переживания людей его первопричиной.

Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами.

Наши рекомендации