Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
Понятие уголовной ответственности по уголовному праву России
Ключевые вопросы: уголовная ответственность как вид юридической ответственности; моменты возникновения и прекращения уголовной ответственности; соотношение понятий уголовной ответственности и уголовного наказания.
1. В обществе существует два основных метода воздействия на поведение людей: убеждение и принуждение. Убеждение основано на моральном воздействии (моральная ответственность) в соответствии с нормами морали. Принуждение связано прежде всего с понятием юридической ответственности, которую характеризуют следующие признаки:
а) она предусмотрена правовыми нормами, запрещающими или предписывающими поступать следующим образом;
б) предполагает применение мер государственного принуждения компетентными органами государства;
в) обеспечивается принудительной силой государства.
Уголовная ответственность является разновидностью юридической ответственности. В отличие от иных видов ответственности (административной, дисциплинарной и др.) она обладает специфическими особенностями:
а) наступает за совершение виновного, общественно опасного, противоправного, наказуемого деяния;
б) применяется только органами правосудия;
в) предусматривается уголовно-процессуальный порядок ее применения.
Уголовное законодательство России не содержит понятия уголовной ответственности, хотя неоднократно обращается к этому термину во многих статьях Общей и Особенной частей. Это понятие формируется в теории уголовного права с учетом отмеченных признаков. Во многих учебных и научных работах уголовная ответственность определяется как обязанность лица, совершившего преступление, претерпеть лишения личного или имущественного характера, т.е. получить наказание, назначенное за совершение преступления.
Уголовная ответственность в сравнении с иными видами юридической ответственности обладает наибольшей степенью репрессивности. Она может быть реализована даже путем назначения исключительной меры наказания — смертной казни.
2. Уголовная ответственность, как отмечалось в гл. I, является элементом уголовного правоотношения. Следовательно, ее возникновение связано с юридическим фактом — совершением преступления. С этого момента и возникает обязанность виновного подвергнуться определенным правоограничениям, быть осужденным, понести заслуженное наказание за совершенное преступление.
При этом следует иметь в виду, что наряду с обязанностью у виновного возникает право требовать, чтобы с ним обходились по закону, привлекали к уголовной ответственности по статье УК, формулирующей состав, признакам которого соответствует совершенное преступление; соблюдали установленный порядок применения наказания и др.
Момент прекращения уголовной ответственности обычно связывают с погашением или снятием судимости.* Судимость имеет свои временные рамки, в течение которых существуют определенные законом негативные для лица последствия. Лицо, даже полностью отбывшее наказание, продолжает испытывать на себе государственное порицание. Наличие судимости влияет на признание рецидива, влияет в ряде случаев на квалификацию, на назначение наказания. И лишь с погашением или снятием судимости наступает момент окончания уголовной ответственности.
* Некоторые авторы считают, что отбытие основного и дополнительного наказания свидетельствует о прекращении уголовной ответственности. См., например: Курс советского уголовного права. М., 1970. Т. 3. С. 12.
3. Уголовное законодательство параллельно с понятием уголовной ответственности содержит понятие уголовного наказания. Причем понятию уголовного наказания, так же как и уголовной ответственности, назначения и освобождения от наказания, посвящено достаточно много норм. Так, целый раздел IV УК РФ посвящен вопросам освобождения от уголовной ответственности (гл. 11) и от наказания (гл. 12).
Однако нельзя считать, что раздельная законодательная регламентация уголовной ответственности и уголовного наказания свидетельствует об их качественно разнородной юридической природе. Они органически взаимосвязаны. Уголовная ответственность — это обязанность претерпеть лишения за совершенное преступление, а наказание — это реализация отмеченной обязанности путем причинения конкретных лишений. Уголовная ответственность является базовым понятием, более широким по объему, чем понятие наказания. Уголовная ответственность может быть без назначения наказания, в то время как наказание без предварительного привлечения к уголовной ответственности не может быть назначено.
Вопрос 2
Общие положения взаимодействия судов и органов расследования с иностранными государствами. Запрос о правовой помощи
Взаимодействие с иностранными государствами в сфере уголовного судопроизводства осуществляется на основе двухсторонних международных договоров, международных соглашений или на основе принципа взаимности, в соответствии с которым Верховный Суд РФ, а также правоохранительные министерства и ведомства письменно подтверждают обязательство оказать правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий или выдаче лиц для уголовного преследования или исполнения приговора.
При необходимости производства следственных действий на территории иностранного государства следователь вносит запрос об их производстве компетентным органам иностранного государства.
Запрос направляется через:
Верховный Суд РФ - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда;
Министерство юстиции РФ - по вопросам, связанным с деятельностью других судов;
Министерство внутренних дел РФ, ФСБ - в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора;
Генеральную прокуратуру РФ - во всех остальных случаях.
Запрос о производстве процессуальных действий должен содержать: наименование органа, от которого исходит запрос и органа, в который он направляется; наименование уголовного дела; данные о лицах, в отношении которых направляется запрос; сведения об обстоятельствах совершенного преступления, его квалификацию; изложение подлежащих выяснению обстоятельств и перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств.
Запрос и прилагаемые к нему документы должны быть переведены на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются.
Доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи или направленные в Российскую Федерацию в соответствии с международными договорами, соглашениями или на основе принципа взаимности, пользуются такой же юридической силой, как и доказательства, полученные на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями УПК РФ.
Свидетель, потерпевший, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, находящиеся за пределами Российской Федерации, могут быть с их согласия вызваны для производства процессуальных действий на территории России. Явившиеся лица не могут быть привлечены в качестве обвиняемых, взяты под стражу или подвергнуты другим ограничениям за деяния, которые имели место до пересечения ими границы РФ. Однако действие иммунитета прекращается, если лицо через 15 суток после производства процессуальных действий не покинуло территорию Российской Федерации, хотя могло это сделать.
Лицо, находящееся под стражей на территории иностранного государства, вызывается лишь при условии временной передачи его на территорию Российской Федерации для совершения действий, указанных в запросе о вызове, и должно быть возвращено иностранному государству в сроки, указанные в ответе на запрос.
При исполнении запроса иностранного государства о производстве процессуальных действий на территории Российской Федерации применяются нормы УПК РФ.
Если преступление совершено в России иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и при этом невозможно произвести процессуальные действия с его участием на территории Российской Федерации, то материалы уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру РФ для решения вопроса о направлении их иностранному государству для осуществления уголовного преследования.
Запрос иностранного государства об осуществлении уголовного преследования в отношении гражданина Российской Федерации, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Российскую Федерацию, рассматривается Генеральной прокуратурой Российской Федерации. При наличии оснований в отношении данного лица возбуждается уголовное дело и производится расследование в общем порядке.
Вопрос 5
Понятие, значение и структура уголовного закона.
Новый Уголовный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 24 мая 1996 года, открывается разделом, озаглавленным «Уголовный закон». Статья первая этого раздела гласит: «Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включительно в настоящий Кодекс».
Уголовный закон – это нормативно-правовой акт, принятый во исполнение воли народа высшими правомочными законодательными органами власти страны либо референдумом, состоящий из взаимосвязанных юридических норм, одни из которых закрепляют основания и принципы уголовной ответственности и содержат общие положения уголовного законодательства, другие – определяют, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, и устанавливают наказания, которые могут быть применены к лицам, совершившим преступления, либо в определённых случаях указывают условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Данное определение уголовного закона, его понятие в широком смысле слова относится прежде всего к Уголовному кодексу, в нём регламентированы все вопросы уголовного права. Он означает систему, т.е. целостное единство взаимосвязанных уголовно-правовых институтов и норм, расположенных в зависимости от их характера, содержания и сущности.
УК подразделяется на Общую и Особенную части.
Название Общей части предопределено тем, что она содержит понятия, категории и институты, имеющие равно необходимое значение для всех подразделений Особенной части.
Особенная часть УК посвящено своего рода «уголовно-правовой калькуляции» положений Общей части применительно к конкретным составам преступлений. Причем это качается явлений не только диспозитивного, но и санкционирующего характера.
Алгоритм особенной части, базирующейся на основе родового, видового и непосредственного объектов, позволил выделить соответствующие разделы, главы и соответственно статьи.
Уголовный закон является формой выражения уголовно-правовых норм, совокупность которых и составляет уголовное право. Поэтому понятия эти неразделимы. Закон и норма права, совокупность законов и совокупность норм права соотносятся между собой, как форма и содержание.
Юридическим основанием уголовного законодательства является Конституция страны и нормы международного права, ратифицированные РФ. В ч. 1 ст. 1 УК говорится: «Настоящий Кодекс основывается на Конституции РФ и общепринятых принципах и нормах международного права». В частности, в соответствии с ратифицированными нашим государством международными конвенциями в новый УК включены нормы, предусматривающие ответственность за нарушение равноправия граждан (ст. 136), за изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186), за незаконный оборот наркотических средств с целью сбыта (ст.228) и другие преступления, связанные с наркотическими средствами, за геноцид и др.
Уголовное законодательство основывается на принципах законности, равенства граждан перед законом, неотвратимости ответственности, личной и виновной ответственности, справедливости, демократизма и гуманизма.
Согласно Конституции (п.1 ст. 49) каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда.
Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (п.1 ст. 50 Конституции).
Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом (ст. 8 УК).
Уголовный закон применяется только в случае совершения лицом конкретного преступления, предусмотренного, определенной статьей УК, либо в случаях подготовительных действий к совершению преступления или покушения на преступление.
Применение уголовного закона возможно лишь в пределах уголовно-правовых отношений, возникающих между лицом, совершившим преступление, и правоохранительным органом государства, применяющим закон.
Применение уголовного закона предполагает его неукоснительное исполнение в тесном соответствии с его буквой и смыслом всеми органами государства, должностными лицами и гражданами.
Уголовный закон является единственным источником уголовного права. Нормы уголовного права содержатся только в уголовных законах. Только уголовный закон устанавливает преступность и наказуемость общественно опасного деяния. Никакие другие акты органов государства не могут содержать норм уголовно-правового характера. Это вытекает из принципа верховенства уголовного закона в области уголовно-правотворческой деятельности.
Основные черты и значение уголовного закона:
- основополагающая черта уголовного закона как правового акта высшего органа государственной власти вытекает из его назначения и состоит в обеспечении охраны: личности, ее прав и свобод, а также природной, окружающей среды, собственности, общественных и государственных интересов и потребностей, всего правопорядка от преступных посягательств;
- уголовный закон основывается на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права;
- уголовный закон в правовом государстве служит его орудием в осуществлении уголовной политики, направленной на оздоровление общества, на утверждение действительной власти народа для народа и осуществляемой сами народом;
- уголовный закон является единственным источником уголовного права, поскольку нормы уголовного права содержатся лишь в уголовных законах, и только уголовный закон устанавливает преступность и наказуемость деяния;
- уголовный закон определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, и устанавливает наказания, которые могут быть применены к лицам, совершившим преступление, либо в определенных случаях указывает условия освобождение от уголовной ответственности и наказания;
- уголовный закон соответствует социально-экономическим, политическим и идеологическим условиям жизни общества, его интересам и потребностям, а в случаях утраты такого соответствия уголовный закон или его отдельные нормы изменяются законодателем либо отменяются;
- уголовный закон самим фактом его издания, а также последующего применения в судебной практике способствует предупреждению преступлений, воспитанию граждан в духе соблюдения Конституции РФ и других ее законов.
Вопрос 6
ИЗ УК
Статья 447. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам
1. Требования настоящей главы применяются при производстве по уголовным делам в отношении:
1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;
2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;
4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
5) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;
6) прокурора;
6.1) Председателя Следственного комитета Российской Федерации;
(п. 6.1 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.2) руководителя следственного органа;
(п. 6.2 введен Федеральным законом от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
7) следователя;
8) адвоката;
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 94-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;
(п. 9 введен Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ)
10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
(п. 10 введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
2. Порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, устанавливается настоящим Кодексом с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.
Положения статьи 448 во взаимосвязи с положениями статей 144 и 145 УПК РФ и пункта 8 статьи 16 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой этими положениями допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 305 "Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта" УК Российской Федерации, в случае, когда соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьей, вступил в законную силу и не отменен в установленном процессуальным законом порядке (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.10.2011 N 23-П).
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Установление особого порядка направлено на создание системы гарантий деятельности, а также неприкосновенности особой категории лиц. В соответствии со ст. 447 УПК лицами, к которым применяется особый порядок производства по уголовным делам, являются:
- член Совета Федерации и депутат Государственной Думы, депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления;
- судья Конституционного Суда РФ, судья федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировой судья и судья конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжный или арбитражный заседатель в период осуществления им правосудия;
- Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудиторы Счетной палаты РФ;
- Уполномоченный по правам человека в РФ;
- Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты РФ;
- прокурор;
- следователь;
- адвокат.
Порядок производства по уголовным делам в отношении этих лиц устанавливается общими правилами судопроизводства в РФ с изъятиями, предусмотренными гл. 52 УПК и отдельными нормами в Общей части УПК.
Особый порядок производства, по общему правилу, распространяется на указанных лиц только на период состояния в указанной должности, за исключением Президента РФ. Специально законом оговорено распространение особого производства на присяжного или арбитражного заседателя на период осуществления им правосудия.
Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц определяют особенности досудебного производства.
Среди особенностей досудебного производства необходимо выделить: особенности возбуждения уголовного дела и привлечения лица в качестве обвиняемого; особенности задержания; особенности мер пресечения; особенности прекращения уголовного дела; особенности направления дела в суд.
Особенность досудебного производства в отношении лица, отнесенного к особой категории, заключается прежде всего в субъекте принятия решений по уголовному делу. Решения принимаются на двух уровнях: на уровне прокуратуры, на уровне органа, сотрудником которого является лицо, привлекаемое к ответственности. Особенность же судебного производства определяется главным образом подсудностью.
Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.
Производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц – это обеспеченная дополнительными гарантиями процессуальная форма расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных лицами, обладающими служебным иммунитетом. Служебный иммунитет гарантирует должностным лицам эффективное выполнение ими важнейших государственных и общественных функций путем установления усложненного порядка их уголовного преследования в виде необходимости получения разрешений определенных инстанций на проведение в отношении этих лиц всех или некоторых процессуальных действий. Служебный иммунитет не означает приобретения такими лицами личных выгод, но составляет гарантию эффективности выполнения ими важнейших государственных и общественных функций. Своим непосредственным юридическим основанием он имеет не принцип равенства граждан, а другие правовые принципы независимости судей, разделения властей и др.
Рассматриваемый особый порядок следует отличать от процедуры ведения уголовного процесса в отношении лиц, пользующихся международным (дипломатическим, консульским и т.д.) иммунитетом, который предоставлен им, в первую очередь, международным правом и в целом отличается еще большим объемом изъятий из ординарного строя судопроизводства.
Особый порядок уголовного судопроизводства, предусмотренный главой 52 УПК РФ, в том или ином объеме и с теми или иными различиями применяется в отношении следующих категорий лиц (ч. 1 ст. 447 УПК РФ):
– членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы; депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации; депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц органов местного самоуправления;
– судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировых судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, присяжных или арбитражных заседателей в период осуществления ими правосудия;
– Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ;
– Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
– Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидатов в Президенты РФ;
– прокуроров;
- Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ;
- руководителя следственного органа;
– следователей;
– адвокатов;
– членов избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;
- зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
Особый порядок производства в отношении тех или иных категорий лиц составляет четыре группы процессуальных гарантий.
1.Особенности осуществления уголовного преследования в виде:
а) возбуждения уголовного дела;
б) привлечения в качестве обвиняемого, когда уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц либо по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;
в) поворота обвинения к худшему в части квалификации преступления.
Процедура принятия этих решений включает в себя следующие элементы:
– вынесение решения исключительно Следственным комитетом при прокуратуре РФ соответствующего уровня;
– предварительное получение перед принятием такого решения, заключения особой коллегии судей о наличии в деянии соответствующего лица признаков преступления;
– предварительное получение согласия государственного органа власти или профессиональной корпорации, к которым, как правило, принадлежит данное лицо (Совета Федерации или Государственной Думы; Федерального Собрания РФ; Конституционного Суда РФ, соответствующих квалификационных коллегий судей);
– производство предварительного следствия в отношении указанных лиц только следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ;
– рассмотрение представления руководителя следственного органа о даче судом заключения о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления проводится в закрытом судебном заседании в срок не позднее 10 суток со дня поступления представления в суд.
2. Особенности задержания отдельных категорий лиц(ст. 449 УПК РФ). Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления, должны быть немедленно освобождены после установления их личности.
Исключение из этого правила составляют лишь случаи их задержания на месте преступления.
3. Особенности избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий (ст.450 УПК РФ). Судебное решение об избрании заключения под стражу в отношении судьи, члена Совета Федерации, Депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в РФ исполняется с согласия соответствующих органов. Когда уголовное дело в отношении лица, защищенного служебным иммунитетом, не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, то процессуальные действия, которые требуют судебного разрешения, могут проводиться лишь в особом порядке, а именно с согласия соответствующего суда.
4. Особенности направления уголовного дела в суд в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей федеральных судов состоят в том, что уголовное дело в отношении данных лиц рассматривается Верховным Судом Российской Федерации, если ими до начала судебного разбирательства заявлено об этом ходатайство (ст. 451, 452 УПК РФ).
Вопрос 9
В соответствии с определением, данным в ст. 14 УК РФ преступлением признается “виновно совершен-ное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания”.
Законодательное определение преступления является формально- материальным, потому что содержит указания как на материальный признак (общественную опасность), раскрывающий социальную природу престу-пления, так и на формальный – запрещенность уголовным законом.
а). Формальное определение преступления заключается в том, что в его понятии доминирует формальный признак, который можно назвать юридическим или нормативным.
Преступлением считается то, что запрещено уголовным законом под угрозой наказания, т.е. действия или бездействие, запрещенные законом под страхом наказания в момент их совершения.
В этом определении дается ответ на вопрос: какое поведение может образовывать преступление? (тайное хищение (кража); открытое хищение (грабеж); убийство (умышленное причинение смерти другому человеку); коммерческий подкуп (незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации денег, ценных бумаг и т.д.); вандализм (осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах) и т.д.).
Но формальное определение не дает ответа на вопрос: почему именно эти, а не иные действия запрещены законом, почему именно они являются преступлением, в чем причина их уголовно-правового запрета.
б) Такой ответ дает материальное определение, согласно которому преступлением может быть признано лишь общественно опасное деяние, т.е. деяние, которое представляет опасность для существующей системы об-щественных отношений, охраняемых нормами уголовного права.
Законодатель, определяя преступление, берет за основу такой материальный признак, как общественная опасность охраняемым уголовным законом объектам: правам и свободам человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среде, конституционному строю России, миру и безопасности человечества.
Кроме того, из законодательной формулировки преступления следует, что в его понятие входят еще два признака: виновность и наказуемость.
Виновность, наряду с общественной опасностью и уголовной противоправностью является конструктив-ным признаком преступления. Наказуемость как признак свидетельствует о наступлении отрицательных уголов-но-правовых последствий для лица совершившего преступление.
Преступление – это всегда деяние, т.е. выраженный в форме активного действия, или пассивного бездейст-вия акт поведения, причинивший общественно опасные последствия.
Но деяние – это не признак преступления. Это само явление, это то каким образом совершается преступле-ние, способ причинения вреда объекту.
Из определения преступления вытекает, что в его понятие входят признаки: общественная опасность, про-тивоправность, виновность, наказуемость, т.е. в целом преступление следует определять как защищенное уго-ловным законом общественно опасное, виновное и наказуемое деяние (действие или бездействие).
а). Под общественной опасностью понимается объективное свойство предусмотренного уголовным зако-ном деяния реально причинять общественно опасный вред охраняемым уголовным законом объектам (интере-сам) или содержать реальную возможность такого причинения.
Общественная опасность – это свойство независящее от воли законодателя. Это материальный признак преступного деяния, раскрывающий его социальную сущность.
Под общественно опасным деянием понимается действие или бездействие лица, т.е. его конкретное пове-дение.
Общественная опасность различается по характеру и степени.
- Характер общественной опасности зависит главным образом от важности объекта посягательства (жизнь, здоровье, собственность, общественная безопасность) и от вида причиненного объекту вреда (материальный, мо-ральный, физический).
- Степень общественной опасности определяется в первую очередь тяжестью причиненного вреда преступ-лениями одного вида.
Степень общественной опасности зависит и от формы вины. При прочих равных условиях степень общест-венной опасности преступлений, совершенных по неосторожности всегда ниже, чем умышленных.
От преступления как общественно опасного деяния следует отличить малозначительное деяние. Оно хотя и имеет формальное сходство с уголовно-наказуемым поведением, указанным в какой-либо статье уголовного ко-декса, но лишено общественной опасности. Юридическая природа малозначительного деяния закреплена в ч. 2 ст. 14 УК, согласно которой не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не пред-ставляющее общественной опасности.
Смысл этого уточнения заключается в том, что одного формального сходства с преступлением недостаточ-но и уголовный закон не рассматривает запрет как механическое возложение уголовной ответственности на ви-новного.
Т.е. одно лишь формальное сходство с преступлением не является основанием для признания деяния пре-ступлением.
Вопрос о признании деяния малозначительным решается правоприменительными органами с учетом фак-тических обстоятельств содеянного.
б). Уголовная противоправность (противозаконность) – формальный признак преступления, означающий, что общественно опасное деяние не может быть признано преступным, если в момент его совершения оно не бы-ло предусмотрено уголовным законом, т.е. оно не было противозаконным (противоправным).
Противоправность деяния заключается в том, что оно нарушает закрепленное в нормах уголовного закона запрещение совершать деяния, причиняющие или способные причинить существенный ущерб объектам, охра-няемым уголовным законом.
Противозаконность деяния может выражаться и в невыполнении возложенных на лицо обязанностей (ха-латность; оставление в опасности; причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполне-ния лицом своих профессиональных обязанностей).
Отсутствие противоправности (противозаконности) лишает общественно опасное деяние преступного ха-рактера.
в). Общественно опасное противоправное деяние может быть признано преступлением только тогда, когда оно совершено виновно, т.е. при наличии соответствующего психического отношения лица к самому деянию и наступившим последствиям.
Ни одно, предусмотренное законом деяние, какие бы опасные последствия оно не причинило, не может рассматриваться как преступление, если совершенно не виновно, т.е. преступлением является не всякое причи-нение вреда, а только в тех случаях, когда деяние совершено умышленно или по неосторожности.
Если лицо, причинившее общественно опасные последствия, не должно было и не могло предвидеть их на-ступление, его поведение нельзя признать преступным, т.к. оно не может оцениваться как виновное.
г). Наказуемость как признак преступления означает, что в случае совершения преступления виновное ли-цо может быть подвергнуто наказанию либо иным, предусмотренным законом, мерам уголовно-правового харак-тера.
Запрещенность общественно опасного деяния уголовным законом предопределяет и обязательное установ-ление за его совершение соответствующего наказания. В Особенной части Уголовного кодекса указано, какие деяния считаются преступными и какое наказание за каждое из них может быть назначено. Если законодатель, запрещая то или иное деяние, не сопровождает этот запрет наказанием, деяние не считается преступным.
2. Все преступления являются общественно опасными деяниями, и по этой причине законодатель запреща-ет их совершение под страхом наказания.
Однако характер и степень общественной опасности одних преступлений может существенно отличаться от других (убийство опаснее грабежа, грабеж опаснее кражи).
Соответственно различаются и уголовно-правовые последствия совершения того или иного преступления, в первую очередь размеры наказания.
Для того, чтобы глубже раскрыть материальное содержание и социальную значимость различных преступ-лений производится разделение их на группы, иначе – классификация.
Классификация – это распределение преступлений по признакам на различные категории.
Существуют две главные разновидности классификации преступлений:
а). по категориям тяжести (законодательная);
б). по объектам посягательства.
а). В соответствии со ст.15 УК РФ, в зависимости от характера и степени общественной опасности, все пре-ступления подразделяются на четыре категории: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.