Лаосская Народно-Демократическая Республика
Государственное устройство
Правовая система
Судебная система. Органы контроля
Государство в центральной части полуострова Индокитай в Юго-Восточной Азии.
Территория - 236,8 тыс.кв.км. Столица - г.Вьентьян.
Население - 5,41 млн.чел. (1999 г.); в стране проживает 68 народностей, в том числе три основные этнические группы: лао-лум, лао-сунг и лао-тенг.
Официальный язык - лаосский.
Основная религия - буддизм.
Первое единое лаосское государство было образовано в XIV в. В 1893 г. Королевство Лаос стало французским протекторатом. С 1945 г. ведется активная борьба за независимость, которую страна окончательно обрела в 1954 г. В 1960-1973 гг. в стране шла гражданская война между коммунистическими, правыми и нейтралистскими группировками. После недолгого периода коалиционного правительства (1973-1975 гг.) левые силы взяли всю полноту власти в стране. В 1975 г. Национальный конгресс народных представителей Лаоса упразднил монархический строй, провозгласил страну Лаосской Народно-Демократической Республикой, распустил коалиционные органы власти, создал Верховное народное собрание (с 1992 г. - Национальное собрание) и правительство ЛНДР.
Государственное устройство
Лаос - унитарное государство. Административно-территориальное деление - 17 провинций и особый район Сайсомбун.
В Лаосе действует Конституция, принятая в августе 1991 г. По форме правления Лаос - республика социалистического типа. Политический режим авторитарный. Единственная политическая партия Народно-революционная партия Лаоса, именуемая в Конституции "руководящим ядром политической системы".
Высший законодательный орган - однопалатное Национальное собрание, избираемое всеобщими прямыми выборами сроком на 5 лет (85 депутатов). Помимо собственно законодательных полномочий оно вводит и отменяет налоги, утверждает государственный бюджет, ратифицирует соглашения и решает вопросы войны и мира. Члены Национального собрания имеют право подавать интерпелляции членам правительства.
Постоянно действующим органом Национального собрания является его Постоянная комиссия. По рекомендации последней Национальное собрание избирает Президента государства, председателя Верховного народного суда, генерального прокурора. В перерывах между сессиями Комиссия контролирует и наблюдает за деятельностью административных и судебных органов. В ее компетенцию входит также назначение заместителя председателя Верховного народного суда и судей всех нижестоящих судов.
Глава государства - Президент, избираемый сроком на 5 лет 2/3 голосов Национального собрания. Президент с одобрения Национального собрания назначает и освобождает от должности Премьер-министра и членов Правительства. Председательствует на заседаниях правительства "в случае необходимости", назначает и смещает по рекомендации Премьер-министра губернаторов провинций и мэров муниципалитетов, так же как высших офицеров вооруженных сил. Кроме того, Президент принимает и назначает послов, объявляет чрезвычайное или военное положение, возглавляет вооруженные силы, промульгирует законы и издает декреты.
Текущее управление государством осуществляет Правительство, которое состоит из Премьер-министра (глава правительства), заместителей Премьер-министра, министров и председателей госкомитетов. Срок полномочий Правительства - 5 лет.
Правовая система
Правовая система Лаоса сложилась под влиянием местного обычного права, буддистских правовых норм, французского законодательства и идей социалистического права. В настоящее время основным источником права официально является законодательство, которое находится еще в процессе становления. Прежнее, королевское законодательство перестало действовать в 1975 г. и страна на многие годы оказалась в условиях правового вакуума. Первый Уголовный кодекс народно-демократического Лаоса появился только в 1989 г., а Конституция - в 1991 г. Лишь с 1993 г. началась регулярная официальная публикация законов, декретов и подзаконных актов. Некоторые отрасли права пока остаются некодифицированными.
Поскольку Лаос является глубоко отсталым аграрным обществом, большая часть населения продолжает руководствоваться обычным правом, которое имеет определенные различия у многочисленных этнических групп страны.
Основы современной правовой системы заложены в Конституции 1991 г. Последняя сочетает как общедемократические принципы и нормы, так и отдельные специфические черты социалистических основных законов. В ней нет упоминания о задачах построения социализма, в то же время запрещаются любые попытки разделения народа по религиозному или классовому принципу. Конституция закрепляет наиболее важные демократические права и свободы человека и гражданина, хотя ив весьма краткой и декларативной форме.
Гражданское право Лаоса остается некодифицированным. Базовыми источниками гражданского законодательства являются Закон о праве собственности (1990), Закон о договорных обязательствах (1990), Закон о наследовании (1990).
В основе современного гражданского законодательства Лаоса лежит признание равноправного существования различных форм собственности. Согласно Конституции (ст.14) "государство защищает и поощряет все формы государственной, коллективной и индивидуальной собственности, так же как частную собственность местных капиталистов и иностранцев, делающих инвестиции в Лаосской Народно-Демократической Республике. Государство поощряет все экономические сектора конкурировать и сотрудничать друг с другом в расширении их производства и бизнеса. Все экономические сектора равны перед законом".
С 1986 г. в экономической сфере стал осуществляться переход от централизованной административно-командной системы управления к хозрасчетным механизмам, многоукладной и рыночной экономике при одновременном расширении внешнеэкономических связей, привлечении иностранных капиталов. Официально разрешено привлечение иностранных капиталов в лаосскую экономику было в 1988 г., когда парламентом страны был принят Закон "О защите иностранных инвестиций", а также создан Комитет по управлению иностранными инвестициями. Иностранные инвестиции в лаосскую экономику осуществляются в двух формах. Во-первых, путем создания совместных предприятий, действующих по договору; во-вторых, в виде предприятий со стопроцентным иностранным капиталом, зарегистрированных в соответствии с законодательством страны.
В марте 1990 г. был издан декрет, предусматривающий фактическую приватизацию государственных предприятий. Согласно этому декрету многие государственные предприятия были преобразованы в организации других форм собственности через аренду, продажу, смешанную собственность или заключение договоров с коллективами работников.
В 1988 г. правительство приняло решение о преобразовании сельскохозяйственного сектора. Была введена свобода торговли сельхозпродуктами, большинство государственных ферм и сельскохозяйственных кооперативов было расформировано с передачей земли во владение крестьянам. В 1997 г. принят довольно подробный Закон о земле. В соответствии с положениями ст.15 Конституции ст.3 этого Закона объявляет всю землю "собственностью национального сообщества" и запрещает ее куплю-продажу в качестве товара. Государство гарантирует права пользования и пользовладения землей, в том числе наследуемого, а также право передачи земли.
Брачно-семейные отношения регулирует Семейный кодекс (Закон о семейном праве), который запрещает любую дискриминацию женщин в браке и наследовании.
Основным источником трудового права является Закон о труде 1990 г. Он закрепляет все основные права трудящихся, включая рабочую неделю, ограниченную 48 часами. Забастовки не запрещены, но пока не случаются на практике. Многие социальные гарантии для работников трудновыполнимы из-за крайней бедности страны.
Гражданский процесс регулируется законом 1990 г.
Уголовное право и процесс. С момента создания в 1975 г. и до 1989 г. ЛНДР не имела Уголовного кодекса. Вместо него действовали временные правила и регламенты об аресте и суде над людьми, обвиненными в определенных преступлениях. В 1989 г. принят действующий Уголовный кодекс, имеющий много общего с УК социалистических государств. Среди видов наказания сохраняется смертная казнь.
Уголовный процесс близок к модели социалистических стран. В отличие от большинства современных основных законов в Конституции ЛНДР почти полностью отсутствуют гарантии уголовно-процессуального характера. Санкционирование арестов относится к компетенции прокуроров. В стране существует острая проблема длительного предварительного заключения и неадекватной юридической помощи. Адвокатура как институт начала формироваться в ЛНДР только в 1990-е гг.