Классификация трудовых споров

Классифицировать трудовые споры можно по следующим основаниям:

– по характеру спора;

– по спорящему субъекту;

– по виду спорного правоотношения.

Наиболее значимым представляется деление трудовых споров по их характеру на исковые и неисковые. Исковыми признаются споры о применении установленных ранее трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, индивидуальными договорами условий труда, т.е. споры по поводу нарушенного трудового права (например, спор о восстановлении на работе или спор о взыскании заработной платы). Неисковые споры – это споры об установлении новых или изменении существующих условий труда (к примеру, спор об установлении нового квалификационного разряда либо спор об установлении нового срока отпуска в соответствии с графиком отпусков).

По спорящему субъекту все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные и коллективные трудовые споры различают по субъектному составу и содержанию предмета спора. В качестве сторон индивидуального трудового спора выступают работодатель и работник, а также в некоторых случаях лицо, которому отказано в заключении трудового договора, и лицо, ранее состоявшее в трудовых отношениях с данным работодателем. Сторонами коллективного трудового спора выступают работодатель (работодатели) и коллектив работников.

В индивидуальных трудовых спорах защищаются субъективные трудовые права и законные интересы конкретного работника (настоящего, потенциального, бывшего). Такие споры могут возникнуть, например, о неправомерности перевода или восстановлении на работе и оплате времени вынужденного прогула, о снятии дисциплинарного взыскания и т.д. В коллективных трудовых спорах защите подлежат права и законные интересы всего коллектива работников или его части (подразделения). Предметом коллективного трудового спора могут быть общие требования работников в области оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны труда и другие социально-экономические требования, затрагивающие коллективные интересы работников.

Возможна классификация трудовых споров по системе отрасли трудового права. В соответствии с указанным критерием выделяются следующие категории индивидуальных трудовых споров:

1) споры о применении законодательства о коллективных договорах и соглашениях и по условиям договоров о труде;

2) споры, в основе которых лежат разногласия по вопросам применения законодательства о занятости;

3) споры, связанные с применением норм о трудовом договоре:

а) споры о приеме на работу и заключении трудового договора;

б) споры о внесении записей в трудовую книжку;

в) споры об отстранении от работы;

г) споры о переводах на другую работу, перемещении или об изменении определенных сторонами условий трудового договора;

д) споры о восстановлении на работе;

е) споры об оплате времени вынужденного прогула;

ж) споры о выплате выходного пособия;

з) споры о выдаче трудовой книжки и оплате времени ее задержки;

и) споры об оплате времени задержки исполнения решения суда о восстановлении на работе;

4) споры о применении законодательства о рабочем времени;

5) споры, связанные с применением законодательства о времени отдыха;

6) споры по применению норм, входящих в институт заработной платы, включая нормы труда и сдельные расценки;

7) споры по применению законодательства о гарантиях и компенсациях;

8) споры, вытекающие из применения законодательства о материальной ответственности сторон трудового правоотношения;

9) споры по вопросам применения мер дисциплинарной ответственности;

10) споры в сфере охраны труда;

11) споры, связанные с применением законодательства о труде женщин;

12) споры, связанные с применением законодательства о труде молодежи;

13) споры по вопросам предоставления льгот работникам, совмещающим работу с обучением;

14) споры, в основе которых лежит деятельность по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В зависимости от вида спорного правоотношения все трудовые споры подразделяются на споры:

– из трудовых правоотношений;

– из правоотношений по трудоустройству у данного работодателя;

– из правоотношений по организации труда и управлению трудом;

– из правоотношений по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников у данного работодателя;

– из правоотношений по социальному партнерству, ведению коллектив- ных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

– из правоотношений по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодатель- ства в предусмотренных законом случаях;

– из правоотношений по материальной ответственности работодателей в сфере труда;

– из правоотношений по материальной ответственности работников в сфере труда;

– из правоотношений по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Наши рекомендации