Понятие класса занимает центральное место в мар-

Ксизме, где он определяется по отношению к средствам про-

изводства. Вне марксизма в основу определения классов

(подразумеваются слои-страты) кладутся такие критерии, как

Отношение к власти, собственности, доход, образ или уро-

вень жизни, престиж (это основные критерии теории соци-

альной стратификации). Но как бы то ни было, практически

все авторы согласны с такими признаками классов, как:

 коллективное неравенство условий жизни и труда;

 наследственная передача привилегий (не только собст-

венности, но и статуса).

Для классов характерно неравенство шансов, что выте-

кает из неодинакового уровня богатства, типа собственности,

юридических привилегий, культурных преимуществ и т.д.,

проявляется в определенном образе жизни и чувстве принад-

лежности к соответствующему слою.

Теория К. Маркса, отводившая именно классам роль

главных носителей политических антагонизмов, в целом пра-

вильно описывала западно-европейскую ситуацию середины

XIX – начала ХХ веков. Однако это не означает ее безусловной

применимости к условиям других эпох и регионов. В настоя-

щее время, вероятно, не менее важную роль в качестве участ-

ников политического действия стали играть территориаль-

ные (нации и другие формирования внутри наций) и корпо-

ративные (профессиональные и парапрофессиональные)

группы. Так, принадлежность к территориальной группе с

История конфликтологии

особой остротой осознается человеком, поэтому конфликты

между нациями могут быть чрезвычайно ожесточенными,

превосходя в этом отношении даже классовые.

Корпоративные группы образуются людьми, занимающи-

мися одинаковой или близкой деятельностью (крупный бизнес,

банковская система, экспортные отрасли и др.). Факт выполне-

ния профессиональной деятельности одного вида часто порож-

дает сильное чувство солидарности, особенно в условиях неус-

тойчивой экономики. В случаях, когда образ жизни представи-

телей различных классов различается не очень сильно,

корпоративный дух может ослаблять классовую солидарность.

Что касается марксистской идеи революции, то опыт

России и других стран показывает сомнительное качество ро-

ждающегося в таком пламени общества с освобожденным на-

силием. Классик конфликтологии, немецкий социолог Ральф

Дарендорф считает «революции меланхоличными момента-

ми истории. Короткая вспышка надежды остается утопленной

в страданиях и разочарованиях».

Четвертая точка зрения на конфликт принадлежит

функционалистам: конфликт рассматривается как искаже-

ние, дисфункциональный процесс в общественных системах.

Ведущий представитель этого направления – американ-

ский социолог Толкотт Парсонс (1902–1979)трактовал кон-

фликт как социальную аномалию, «бедствие», которое необ-

ходимо преодолевать. Он сформулировал ряд социальных

предпосылок, обеспечивающих стабильность общества:

 удовлетворение основных биологических и психологи-

ческих потребностей большей части общества;

 эффективная деятельность органов социального кон-

троля, воспитывающих граждан в соответствии с принятыми в

данном обществе нормами;

 совпадение индивидуальных мотиваций с обществен-

ными установками.

По мнению функционалистов, в хорошо работающей

социальной системе должен господствовать консенсус, а кон-

фликт не должен находить почвы в обществе.

Конфликтология

Близкую к этой позиции точку зрения отстаивали и

представители школы «человеческих отношений» (public relations).

Известный представитель этой школы Элтон Мэйо

(1880-1949), американский социолог и психолог, один из осно-

воположников индустриальной социологии, утверждал, что

необходимо способствовать установлению мира в промышлен-

ности, это главная проблема современности. В своих рекомен-

дациях капитанам промышленности он доказывал необходи-

мость замены индивидуального вознаграждения групповым,

экономического – социально-психологическим, подразумевая

благоприятный моральный климат, удовлетворенность тру-

дом, демократический стиль руководства.

Со временем оказалось, что ожидания, связанные с дея-

тельностью школы «человеческих отношений», были чрез-

мерными, ее рекомендации все чаще стали подвергаться кри-

тике. В 50-е годы стала ощущаться смена теоретической ори-

ентации, наметился возврат к конфликтной модели общества.

Критически переосмысливался функционализм, критика в

адрес которого была направлена против неспособности дать

адекватный анализ конфликтов. Критическому отношению к

функционализму способствовала работа американского со-

циолога Роберта Мертона «Социальная теория и социаль-

ная структура» (1949), в которой он обстоятельно проанали-

зировал социальные аномалии.

В это же время появились современные, наиболее по-

Пулярные концепции социального конфликта, условно на-

званные диалектическими: конфликт функционален для со-

Наши рекомендации