Судебная система. Органы контроля. В Саудовской Аравии до середины 1970-х гг
В Саудовской Аравии до середины 1970-х гг. система мусульманских судов имела три уровня. Низшей инстанцией являлись суды суммарной юрисдикции, в каждом из которых один кади рассматривал мелкие имущественные споры, дела личного статуса и незначительные правонарушения. Действовали два апелляционных суда, юрисдикция которых включала рассмотрение жалоб на решения судов низшей инстанции, а также разбор споров о недвижимости и серьезных уголовных дел. Каждый из апелляционных судов назначался в составе трех членов, но большинство дел и здесь рассматривал один судья (суд в полном составе слушал лишь дела, связанные с убийством). Решения этих судов по наиболее серьезным делам утверждались Высшим судебным советом, игравшим роль верховной апелляционной инстанции.
В настоящее время в Саудовской Аравии действует несколько иная судебная система, введенная низамом о судах 1975 г. Она включает суды первой инстанции из одного кади, решающего брачно-семейные дела и незначительные гражданско-правовые споры; так называемые общие суды, рассматривающие в составе трех кади уголовные преступления; апелляционный суд, имеющий палаты по уголовным, брачно-семейным и иным вопросам, а также Высший судебный совет, осуществляющий контроль над всеми мусульманскими судами и выполняющий функции высшей апелляционной инстанции по наиболее серьезным уголовным делам. Высший судебный совет состоит из 11 членов, отобранных из ведущих улемов. Судьи назначаются Королем из числа лиц, имеющих высшее религиозно-правовое образование.
К судебным органам относится и Ведомство жалоб, которое выполняет роль административного суда, а также рассматривает любые споры, одной из сторон в которых выступает государство. В стране также действуют специализированные суды - торговые и по рассмотрению трудовых споров.
Всю систему органов юстиции возглавляют Министерство юстиции (создано в 1970 г.) и Высший судебный совет.
Литература
Amin S. H. Middle East Legal Systems. Glasgow, 1985. P. 305-327.
Ballantyne W. M. Legal Development in Arabia. L., 1980.
Lerrick A. and Mian J. Saudi Business and Labor Law. L., 1982.
Свазиленд
Королевство Свазиленд
Государственное устройство
Правовая система
Судебная система. Органы контроля
Литература
Государство на юге Африки.
Территория - 17,36 тыс. кв.км. Столица - г. Мбабане.
Население - около 1 млн. чел. (1999 г.), в основном народность свази.
Официальные языки - английский и свази.
Религия - около 60% населения - католики, остальная часть придерживается местных традиционных верований.
В конце 1830-х гг. на территории Свазиленда возникло крупное объединение племен свази. С 1903 г. - протекторат Великобритании. В 1968 г. провозглашена независимость в составе Содружества, возглавляемого Великобританией.
Государственное устройство
Свазиленд - унитарное государство. Административно-территориальное деление - 4 округа.
Единой конституции нет, действует ряд конституционных актов, октроированных Королем и закрепляющих основы государственного строя, в том числе королевский приказ 1978 г. об учреждении парламента и некоторые разделы Конституции 1968 г. По форме правления Свазиленд конституционная дуалистическая монархия. Политический режим - патриархально-авторитарный. В 1973 г. в стране было введено чрезвычайное положение, приостановлена Конституция 1968 г. и запрещена деятельность политических партий.
Главой государства является Король, которому принадлежит законодательная, исполнительная и отчасти судебная власть. В период между сессиями Парламента Король издает декреты с силой закона.
Законодательная власть принадлежит также Парламенту с ограниченными полномочиями. Король имеет право налагать окончательное вето на его решения. Парламент состоит из двух палат: Сената (30 мест) и Палаты собрания (65 мест). Выборы в Парламент двухступенчатые и проходят на основе традиционной для страны системы тинкундла (советов при племенных вождях). В ходе первого тура голосования население определяет наиболее популярных кандидатов от округов - коллегию выборщиков. Во втором туре 55 депутатов Палаты собрания избираются коллегией выборщиков и 10 назначаются Королем. В состав Сената входят 30 сенаторов, 10 из которых избираются Палатой собрания и 20 назначаются Королем.
Исполнительная власть осуществляется правительством, Премьер-министр которого назначается Королем. Другие члены правительства также назначаются Королем, но по рекомендации Премьер-министра. Все министры должны быть членами Парламента. В октябре 1992 г. Король преобразовал Кабинет министров в Совет министров, который действует как временное правительство вплоть до принятия новой конституции (сроки не определены).
Правовая система
Правовая система Свазиленда носит смешанный характер. Ее элементами являются полученное от бурской республики Трансвааль римско-голландское право (см. раздел "Южно-Африканская Республика"), английское общее и местное обычное право. Первое преобладает в сфере гражданского права, второе - в области уголовного права и процесса, а также современного торгового права, третье - в брачно-семейных, наследственных и земельных отношениях.
В области брачно-семейных отношений супруги могут выбирать как обычно-правовой, так и гражданско-правовой режим. Нередко браки заключаются одновременно в гражданской и традиционной формах, что вызывает проблемы с определением правопорядка, которому такие браки должны подчиняться. Обычное право, в отличие от гражданского, допускает многоженство. Наследовать по обычному праву могут дети только мужского рода.
Закон о трудовых отношениях 1996 г. закрепляет право на свободное объединение в профсоюзы, но существенно ограничивает деятельность последних. Запрещены отраслевые и межотраслевые профсоюзы. Тот же закон разрешает коллективные переговоры и забастовки (с оговорками). Трудовые споры разрешаются при посредстве Специального уполномоченного по труду и Суда по трудовым отношениям.
Уголовное право Свазиленда близко к праву Южно-Африканской Республики и имеет английские корни. Закон 1938 г. об уголовном праве и уголовном процессе с поправками 1975 г. предусматривает обязательное вынесение смертного приговора за убийство при отсутствии смягчающих обстоятельств; смертный приговор в качестве альтернативной меры наказания предусмотрен за государственную измену. Последний известный случай исполнения смертного приговора имел место в 1983 г.
Уголовный процесс в Свазиленде осуществляется в двух формах. Одна из них основана на английской модели и предполагает рассмотрение дел в гражданских судах. Во второй форме судопроизводство осуществляется традиционными судами на основе обычного права. Королевским приказом 1998 г. учреждены суды вождей, которые могут налагать наказание в виде штрафа или заключения на срок до 3 месяцев. В этих судах участие адвокатов не допускается.