Правовое регулирование: понятие и предмет
Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано потребностью и необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообществ людей. Достижение такого согласия осуществляется социальным, в том числе правовым, регулированием.
Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.
Виды регулирования:
· внешнее по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него),
· внутреннее (саморегулирование).
Средства социального регулирования
1) социальные нормы:
а) правовые (юридические),
б) моральные,
в) корпоративные,
г) обычаи и др.
2) индивидуальные властные предписания,
3) меры физического, психического, организационного принуждения и др.
В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию.
Правовое регулирование – только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях упорядочения использования земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности землепользования издается закон о земле. Воздействие норм земельного права, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием. Но если под воздействием законодательного акта или его норм, наступают последствия, не предусмотренные законодательством, то такое воздействие не будет правовым регулированием (например, под воздействием земельного законодательства возросла цена на земельные участки, увеличилось число сделок спекулятивного характера, совершаемых ради наживы, непроизводительного использования земли). Негативное влияние закона о земле на общественные отношения нельзя назвать правовым регулированием, ибо это не входило в цели законодателя и не соответствует принципам права — упорядочить жизнь общества, обеспечить справедливый, разумный характер пользования такой ценностью, каковой является земля.
Признаки общественные отношения, входящих в сферу правового регулирования:
a Отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные.
a в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, причем каждый из них идет на некоторое ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого.
a отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил.
a отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.
Предмет правового регулирования- общественные отношения, которые можно разделить на 3 группы:
1)отношения людей по обмену ценностями, как материальными, так и нематериальными. Наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, т.к. во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности в денежном эквиваленте).
2)отношения по властному управлению обществом. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно осуществляться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения.
3)группа - отношения по обеспечению правопорядка. Эти отношения призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Эти отношения возникают из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных ранее сферах.
Пределы правового регулирования - границы властно-волевого воздействия государства в лице его органов на общественные отношения, поведение человека. Они отделяют область правового от неправового, устанавливают границы распространения права, определяют характер воздействия права на сознание и деятельность человека.
Пределы в правовом регулировании важно соблюдать:
1) в системе общественных отношений. Регулировать правом необходимо только те общественные отношения, которые объективно нуждаются в таком регулировании. Не должно быть вторжения в область автономной свободы личности: в политическую сферу деятельности, личные семейные отношения, в реализацию духовно-культурных потребностей;
2) в деятельности государства по вырабатыванию новых правовых отношений. Нельзя насаждать новые общественные отношения, для которых еще не созрело общество или которые противоречат правосознанию и культуре личности и общества. Важно, чтобы издаваемые правовые нормы соответствовали экономическим, политическим, правовым и другим социальным закономерностям и способствовали прогрессивному развитию общества, наиболее полному удовлетворению потребностей и интересов личности;
3) в использовании государством способов правового регулирования. Необходимо применение государством правомерных способов регулирования: установление не карательно-устрашающего, а дозволительного режима, благоприятствующего развитию личности. Превалировать должны дозволения; обязывания и запреты должны устанавливаться таким образом, чтобы обеспечивать в обществе демократию, стабильный правовой порядок, права и свободы гражданина.