Государственная поддержка малого предпринимательства
Как приоритетное направление реформирования национальной экономики России и перехода на рыночные отношения правительство страны провозгласило создание малых предприятий и широкое развитие малого бизнеса. Малое предпринимательство в России начало развиваться с конца 80-х гг. За это время принято уже более 80 законов и других нормативных актов по становлению и развитию данного сектора экономики. По статистике количество малых предприятий то растет, то увеличивается, многие из них не проходят юридическую перерегистрацию и пополняют теневой сектор.
В конце 2007 года Президент РФ подписал Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Этот закон заменил старый 1995 года – «О государственной поддержке малого предпринимательства».
В то время во многих сферах еще не было вообще никаких законов, однако в целях развития предпринимательства необходимо было принять какой-то нормативный правовой акт. В его преамбуле говорилось, что закон направлен на реализацию права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Это право предусмотрено ст. 34 Конституции РФ. Такой высокий уровень закрепления права заниматься предпринимательской деятельностью был обусловлен двумя факторами: отсутствием у населения этого права на протяжении 70 лет и в то же время его важностью для развития экономики.
Наличие профильного закона также объясняется тем, что малое предпринимательство играет существенную роль в экономике. Оно создает рабочие места, предоставляет возможность очень многим реализовать свои возможности и способности, в особенности, тем, у кого есть предпринимательская жилка. Малое и среднее предпринимательство создает конкурентную среду, что, в свою очередь, ведет к снижению цен, улучшению качества товаров и услуг. Тем более что не во всех сферах потребности населения могут обеспечиваться крупными организациями. Небольшие организации лучше и быстрее реагируют на изменения рынка, спроса покупателей. С другой стороны, им и сложнее выживать на рынке в период экономического спада. Малому предприятию сложнее даже появиться на свет: с трудом дается преодоление бюрократических процедур, проверок. Без поддержки со стороны государства малое предпринимательство может так и остаться в зачаточном состоянии.
В 90-е годы важность нормального развития малого предпринимательства привела к появлению первого закона, направленного на поддержку небольших организаций. Однако за прошедшие годы этот закон уже сильно устарел, и был принят новый Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который начал действовать с 1 января 2008 года.
Основные различия прежнего и нового закона заключаются в том, что Закон 1995 года распространялся только на субъектов малого предпринимательства. К ним относились индивидуальные предприниматели и организации, доля благотворительных, религиозных и прочих организаций (указанных в ст. 3) в которых не превышала 25%, и средняя численность работников не более 100 человек (50-60 в зависимости от сферы деятельности). Новый закон разделяет малые (в том числе микропредприятия) и средние предприятия (кстати, это не только организации, но и индивидуальные предприниматели, а также крестьянские (фермерские) хозяйства). Для них общее условие – это требование о составе уставного капитала. Доля участия России, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, организаций, не относящихся к среднему и малому бизнесу, не должна превышать 25% процентов. Новое ограничение – это запрет на превышение 25% порога в уставном капитале малых и средних предприятий для иностранных юридических лиц и иностранных граждан. Малые предприятия от средних отличаются по количеству работников: не более 100 – в малых, не более, чем 250 – в средних. В микропредприятиях работает всего лишь 15 человек. Новое условие отнесения организации и индивидуального предпринимателя к субъектам малого и среднего предпринимательства – это ограничение по выручке. Правда, предельные размеры выручки еще должны быть установлены Правительством Российской Федерации.
Итак, на что может теперь рассчитывать организация, индивидуальный предприниматель если они удовлетворяют указанным требованиям? Во-первых, для получения поддержки не требуется какой-либо специальной регистрации. То есть, достаточно быть зарегистрированной в ЕГРЮЛ организацией или индивидуальным предпринимателем. Во-вторых, поддержка таких организаций будет осуществляться по следующим направлениям:
- финансовое – выделение средств из бюджетов;
- имущественное – передача во владение или пользование земельных участков, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств;
- информационное – создание специальных информационных систем;
- консультационное – создание специальных консультационных организаций или компенсация затрат;
- в области подготовки и повышения квалификации работников;
- в области инноваций и промышленного производства;
- в области ремесленной деятельности;
- субъектам, занимающимся внешнеэкономической деятельностью;
- субъектам, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность.
Перечень форм поддержки действительно шире, чем в прежнем законе. Однако, остается непонятным, кому конкретно будут оказывать эту поддержку. Невозможно помочь всем малым и средним предприятиям, тем более что их состав по новому закону шире. Допустим, порядок будет заявительным. Тогда каждому, кто подал заявление и соответствует требованиям, будет предоставляться та или иная поддержка?
Прежний закон тоже никак не определял процедуру отбора субъектов для оказания им поддержки. В результате, очень небольшое количество малых предприятий обращалось за помощью. Вопрос в том, удалось ли новому закону изменить эту ситуацию и сделать процедуру отбора и оказания поддержки более прозрачной и легкой для небольших организаций и индивидуальных предпринимателей.
В середине 90-х гг. стала вводиться упрощенная система налогообложения, по которой малыми предприятиями могут быть только те структуры, где численность работающих не превышает 15 человек, независимо от вида деятельности. Таким образом, различные органы управления используют два критерия отнесения предприятий к малым по численности занятых: для статистической отчетности и для целей налогообложения. В настоящее время все большее распространение в налогообложении получает система вмененного дохода, когда малые предприятия используют другие критерии при расчете размеров будущего налога и корректируют его в зависимости от итогов работы в отчетном периоде.
В соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" государственная поддержка малого бизнеса должна осуществляться по следующим направлениям (рис.13):
Рис. 13. Основные направления поддержки малого бизнеса в РФ |
Для этих целей в стране создавались различные структуры, и в настоящее время вопросами малого бизнеса занимается Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Кроме этого, для решения финансовых вопросов существует Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.
Администрации субъектов РФ имеют различные комитеты по поддержке малого предпринимательства, региональные фонды, комиссии, которые решают оперативные вопросы по оптимизации деятельности малого бизнеса и преодолению бюрократических препон при его развитии. Как правило, при всех администрациях (правительствах) и законодательных структурах территорий России созданы различные общественные советы и комиссии, занимающиеся вопросами поддержки и развития малого бизнеса.
В начале 2003г. в стране действовало около 900 тыс. малых предприятий, на которых работало, по данным статистики, свыше 6,7 млн человек, или 10,2% от общей численности работающих в стране. Следует заметить, что по опросам экспертов, данным Министерства по налогам и сборам, в малом и бизнесе занято гораздо больше, и производят они до 30-40% ВВП.
В 2008 г. в России в виде юридического лица зарегистрировано более 1 млн субъектов малого предпринимательства и 2 млн 600 тыс в виде индивидуальных предпринимателей. Общая численность занятых на малых и средних предприятиях в целом по стране составляет 16,7 млн человек или 25 процента от числа работающих. 60% малых предприятий относятся к сфере торговли и услуг, а инновационный, научно-технический, производственный секторы пока развиваются медленно.
Исследователи отмечают неравномерный рост числа малых предприятий по регионам. Так, если в Северо-Западном федеральном округе на сто тысяч человек зарегистрировано 1183 малых предприятия, то в Южном федеральном округе - всего 490. В России за последние три года отработаны все принятые в мире механизмы поддержки малого и среднего бизнеса. В стране функционирует больше сотни бизнес-инкубаторов, внутри которых действуют льготные налоговые и прочие режимы, гарантийные фонды, лизинговые программы.
По данным Минэкономразвития, вклад малого бизнеса в российскую экономику составляет 15-17 процентов ВВП.
Для сравнения: предприятия малого и среднего бизнеса США располагают 53% наемной рабочей силы, производят около 50% ВВП. Их доля в экспорте страны перевалила за половину, хотя в 70-х гг. она не превышала 6%. В Греции малыми предприятиями выпускается 60% всей промышленной продукции. В Польше 2 млн. предприятий малого и среднего бизнеса обеспечивают 58% от общего числа рабочих мест, а также 45% доходов от продажи товаров и услуг. По оценке Всемирной ассоциации малого и среднего предпринимательства малый бизнес использует 59% технологических новинок, тогда как транснациональные корпорации только 37%. Сравнивая размеры малого бизнеса в России и развитых странах, необходимо отметить, что на Западе все больше и больше появляется фирм, так называемых очень мелких, с численностью занятых в несколько человек.
Особое внимание необходимо обратить на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств. Если в 1995 г. их было 280,1 тыс. единиц, то в 2002 г. – чуть свыше 262 тыс. По данным Росстата, В 2007 году в стране зарегистрировано 282 тысячи семейных крестьянских хозяйств предпринимательского типа с площадью земель 28 миллионов гектаров. Но численность не устоялась. Ощутима разница по регионам. Скажем, в Краснодарском и Ставропольском краях, в Ростовской области работают по 15-17 тысяч фермерских хозяйств, по 6 тысяч в Оренбургской, Омской областях, а вот в Костромской всего 500 фермеров.
За рубежом малый бизнес способствует активизации структурной перестройки экономики, ускорению научно-технических разработок, преодолению монополизма производителей, развитию конкуренции и насыщению рынка потребительскими товарами необходимого уровня качества, обеспечивает рост ВВП и доходов государства. При решении социальных задач за счет малых предприятий смягчается напряженность на трудовом рынке и обеспечивается денежными средствами существование миллионов людей. Развитие малого предпринимательства ведет к формированию среднего класса, являющегося стержнем любого стабильно развивающегося общества.
Однако в России решение этих задач находится на первоначальной стадии, так как государство не создало нормальных условий для эффективной работы малого бизнеса. В настоящее время практически во всех регионах страны, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, население мало подготовлено к работе по условиям мировой экономики, и поэтому нужно продолжить обучение субъектов малого предпринимательства в соответствии с требованиями мировых стандартов. За десять лет пройдены определенные этапы по подготовке таких специалистов с помощью различных международных программ, включая институциональные программы TACIS, Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития. Большая роль в выборе таких программ должна принадлежать правительственным и другим федеральным структурам. Государство должно более продуманно подходить к формированию направлений государственной поддержки малого предпринимательства.
Тема 4. Финансовая система и финансовая политика
4.1. Государственный бюджет и государственный долг
Основой финансовой базы государственного регулирования экономики является государственный бюджет.
Бюджет (англ. budget – «денежная сумка») – роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок.
Государственный бюджет обычно составляется на год. С одной стороны, бюджет – это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года. Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое «денежной сумки», наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику ее наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.
Бюджеты и бюджетное регулирование существуют в любой социально-экономической системе, присущи экономике как рыночного, так и нерыночного типа. Однако характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов в них обладают принципиальными различиями. В особенности это касается государственного бюджета.
Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.
В централизованной экономике бюджет целиком подчинен государственному экономическому плану, следует из него и не имеет сколько-нибудь важного самостоятельного значения. Такой подход на государственном уровне следует из господствующей в плановой экономике тенденции придания главенствующей роли материально-вещественным факторам и второстепенной - финансовым.
В странах с рыночной экономикой ситуация несколько иная. Составлению, утверждению, анализу исполнения государственных годовых бюджетов уделяется огромное внимание. Сами бюджеты на государственном уровне и уровне территориальных единиц служат ведущей, определяющей формой финансового планирования. Кстати, этот факт опровергает представление о том, что в условиях рыночной экономики нет места централизованному государственному планированию. Реальная ситуация говорит об обратном. Бюджетно-финансовое планирование в странах с рыночной экономикой поставлено лучше, чем в государствах с традиционно плановой социалистической системой ведения хозяйства. Принципиально важен и тот несомненный факт, что в большинстве развитых стран установилась и соблюдается демократическая процедура принятия бюджетов на общегосударственном и муниципальном уровнях. Бюджеты обсуждаются в парламентах и их комиссиях самым детальным образом, по всем расходным статьям. И даже по отдельным объектам. Тем самым правительства лишены возможности тратить бюджетные средства направо и налево, как им заблагорассудится.
Рис. 14. Принципы построения бюджета |
Принцип единства: в государстве должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации;
принцип полноты: по каждой статье должны учитываться все затраты и все поступления;
принцип реальности: правдивое отражение доходов и расходов государства;
принцип гласности: обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов;
Сущность государственного бюджета.В самом общем виде государственным бюджетом является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита – в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Для России же в силу ее федеративного устройства важную роль приобретает не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение бюджетов различных уровней, действующих на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы. Даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии в полной мере выполнять свои перераспределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах. Таким же образом не может проявляться эффект проводимой на местах бюджетной политики в условиях ее постоянного противостояния несбалансированному федеральному бюджету. Важное значение имеет единство бюджетной системы, которое основывается на принципах самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех входящих в нее бюджетов.
Функции и роль бюджетной системы. Бюджетная система государства является чрезвычайно важной категорией финансов и инструментом финансовой политики. Этому способствуют выполняемые ею функции:
- экономическая (обеспечивает финансирование важнейших народнохозяйственных объектов, субсидирование предприятий и производств, имеющих большое значение). Во многом роль бюджетной системы определяется конкретной экономической ситуацией;
- межотраслевого и межтерриториального распределения ресурсов (с помощью налогов ограничиваются одни отрасли, а субсидируются другие и во многих странах мира бюджет - главный инструмент поддержки развития слабых районов);
- социальная (государство обеспечивает бесплатное образование, лечение - частичное или полное финансирование из бюджета);
- политическая (финансирование армии, правоохранительных органов). До середины XIX века военные расходы были основным элементом расходов;
- ускорения НТП (финансирование фундаментальных наук, государственных научно-технических проектов);
- финансирования государственных органов власти.
Следует заметить, что понятия приоритетной функции бюджетной системы не существует – каждое государство самостоятельно выбирает доминирующие статью расходов исходя из конкретной экономико-политической ситуации.