Глава 7. акты гражданского состояния

Общие положения

В РФ “Об актах гражданского состояния” определены:

· Органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния.

· Порядок государственной регистрации актов гражданского состояния.

· Порядок формирования книги государственной регистрации актов гражданского состояния (актовой книги).

· Порядок направления, изменения, восстановления и аннулирования актов записей гражданского состояния.

· Порядок и сроки хранения книги государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг).

Акты гражданского состояния – это действие граждан или события, которые влияют на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризуют правовое состояние граждан.

К таким актам относятся:

1. Рождение

2. Заключение брака

3. Расторжение брака

4. Усыновление

5. Установление отцовства

6. Перемена имени

7. Смерть

Государственную регистрацию актов гражданского состояния производят:

1. Органы записи актов гражданского состояния, которые образуются органами государственной власти субъектов Федерации самостоятельно на основании Федерального закона «Об актах гражданского состояния»

2. Консульские учреждения Российской Федерации, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния граждан РФ, проживающих за границей РФ.

Эти учреждения не только производят государственную регистрацию тех же актов, что и органы ЗАГС, но и такие действия как:

1. Принимают решения о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленных на территории РФ.

2. Вносят изменения и исправления в записи актов гражданского состояния, находящиеся у них на хранении.

3. Выдают повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и иные документы, подтверждающие факты государственной регистрации актов гражданского состояния. Основанием для этого являются находящиеся у них на хранении записи актов гражданского состояния.

4. Выполняют иные полномочия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния и предусмотренные законодательством.

Государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства. Эта регистрация производится органом ЗАГС посредством составления соответствующей записи в актовой книге, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

В запись акта гражданского состояния вносятся определенные сведения, указанные в федеральном законе «Об актах гражданского состояния». Основанием для внесения таких сведений служит заявление гражданина, написанное по форме, определенной постановлением Правительства РФ и документы, которые являются основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, а также документ, удостоверяющий личность заявителя.

Документы иностранных граждан и лиц без гражданства должны быть легализованы, переведены на русский язык. Верность перевода должна быть нотариально удостоверена.

Запись акта гражданского состояния составляется в двух идентичных экземплярах, каждая запись должна быть прочитана заявителем, подписана им и работником органа ЗАГС, который составил данную запись, скреплена печатью органа ЗАГС.

Первые экземпляры записей актов гражданского состояния собираются в актовую книгу в хронологическом порядке в течение года. Вторые экземпляры собираются также в такую же актовую книгу. Эти книги хранятся 75 лет.

Бланки свидетельств о государственной регистрации акта гражданского состояния выполняются типографским способом на гербовой бумаге, являются документами строгой отчетности, каждый такой бланк имеет серию и номер.

Такое свидетельство выдается в удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния. Оно подписывается руководителем органа ЗАГС и скрепляется печатью органа ЗАГС.

Бланки таких свидетельств изготавливаются организацией, уполномоченной Правительством РФ.

Если свидетельство о государственной регистрации записи актов гражданского состояния утеряно, орган ЗАГС, в котором хранится первый экземпляр этой записи, выдает повторное свидетельство только следующим гражданам:

1. Лицу, в отношении которого была составлена запись в актовой книге.

2. Родственнику умершего или другому заинтересованному лицу в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее такая запись, умерло.

3. Родителям или лицам их заменяющим, или представителю органа опеки и попечительства, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия.

4. Иному лицу, которое имеет доверенность на получение повторного свидетельства.

В п. 3 ст. 9 СК РФ предусмотрено, что «Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния» не выдается:

а) родителям (одному из родителей) ребенка, в отношении которого они лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, - свидетельство о рождении ребенка;

б) лицам, расторгнувшим брак, и лицам, брак которых признан недействительным, - свидетельство о заключении брака.

По просьбе указанных лиц им выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка или заключения брака.

Наши рекомендации