Осуществление административного производства и реализация процедур, предусмотренных Таможенным кодексом ТС
В случае возбуждения дела об административном правонарушении возможность производства таможенного оформления товаров законом существенно ограничивается.
При изъятии или аресте вещественных доказательств по административному делу до завершения производства по нему выпуск товаров не осуществляется. Как правило, изъятие (арест) товаров таможенными органами производится в тех случаях, когда данные предметы имеют существенное значение в процессе доказывания совершения лицом административного правонарушения и установления его вины (например, сохранили на себе следы нарушения), а также когда санкцией соответствующей статьи КоАП РФ предусмотрена конфискация предметов и (или) орудий совершения правонарушения. При этом в соответствии со статьей 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении в обязательном порядке должен быть решен вопрос об изъятых (арестованных) товарах.
В случае же возбуждения дела о нарушении таможенных правил, когда товары не изъяты и не арестованы в установленном порядке, таможенное оформление и выпуск товаров может быть осуществлен лишь по решению начальника таможенного органа, должностным лицом которого было возбуждено дело.
При возбуждении дела о нарушении таможенных правил, когда таможенный орган производит изъятие товаров, уже помещенных под определенную таможенную процедуру, действие таможенной процедуры в отношении этих товаров приостанавливается. Причем, действие таможенной процедуры временного ввоза приостанавливается также при наложении ареста на товары. В рассматриваемой ситуации, если вступившим в силу постановлением по административному делу не предусматривается конфискация товаров, помещенных под таможенную процедуру, действие режима в отношении них возобновляется автоматически. Если привлечение лица к административной ответственности связано с несоблюдением таможенной процедуры и допущенное нарушение влечет невозможность дальнейшего применения данного таможенной процедуры, процедура должен быть завершена в установленном порядке в течение 15 дней после дня вступления в силу итогового решения по делу о нарушении таможенных правил (вступает в силу после истечения десяти суток со дня вручения или получения привлекаемым к ответственности лицом копии постановления).
Если при декларировании товаров заявлены недостоверные сведения, то таможенный орган незамедлительно направляет декларанту требование осуществить корректировку таких сведений и пересчитать размер подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов для выпуска товаров. Вместе с тем, нормы КоАП РФ определяют также немедленное принятие мер должностными лицами таможенных органов по фактам административных правонарушений в области таможенного дела, в том числе и при заявлении недостоверных сведений.
Однако следует учитывать, что требование об осуществлении корректировки недостоверных сведений, заявленных при декларировании, и пересчете размера подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов не является препятствием к возбуждению дела об административном правонарушении (например, по статье 16.2 КоАП РФ по факту недостоверного декларирования). Равно как и возбуждение дела об административном правонарушении на этапе декларирования товаров не освобождает декларанта от выполнения обязанностей по оформлению в установленном порядке товаров в соответствии с выбранной таможенной процедурой. В данном случае процедуры, предусмотренные таможенным и административным законодательством, выполняются параллельно и не подменяют друг друга.
Согласно положениям статьи 148 ТК ТС ("Действия с задержанными товарами, сроки хранения которых истекли") и пунктом 22 Правил совершения таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденных приказом ГТК России от 03.09.2003 № 958, на следующий день после истечения срока временного хранения уполномоченное должностное лицо таможенного органа оформляет в двух экземплярах акт, фиксирующий факт истечения срока временного хранения. Вместе с тем, в случае истечения срока временного хранения товаров при непринятии лицом мер по таможенному оформлению и выпуску товаров в совершенном деянии могут содержаться признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.16 КоАП РФ ("Нарушение сроков временного хранения товаров"). При составлении указанного акта должностным лицом таможенного органа одновременно должен быть решен вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 16.16 КоАП РФ. В случае возбуждения такого дела, находившиеся на временном хранении товары, в отношении которых не приняты меры по таможенному оформлению или по выпуску, являются предметами административного правонарушения и подлежат изъятию (аресту). Вопрос о судьбе таких товаров далее решается в рамках производства по делу об административном правонарушении.
При непринятии по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении решения о конфискации предметов, такие товары подлежат, согласно требованиям части 3 статьи 29.10 КоАП РФ, возвращению законным владельцам (после исполнения обязанности по производству их таможенного оформления в установленном порядке). В случае невостребования таких товаров (в течение одного месяца со дня вступления в силу решения по делу об административном правонарушении) дальнейшее распоряжение ими следует осуществлять в соответствии с ТК ТС.
В ситуациях, когда по истечении срока временного хранения товаров отсутствуют признаки административных правонарушений, за совершение которых предусмотрена возможность применения конфискации товаров, подлежит применению процедура распоряжения товарами.