Теории происхождения государства
Рассмотрим некоторые теории происхождения государства, которые не менее разнообразны, чем теории происхождения права.
Теологическая теория исходит из того положения, что государство существует вечно в силу божественной воли, а потому каждый обязан смириться перед этой волей, подчиниться ей во всем. Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми», «Человек является тенью Бога, раб является тенью человека, а царь равен Богу» (т. е. богоподобен). В древнем Китае император именовался сыном неба. Христианство развивало эти положения следующим образом: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, — говорится в послании апостола Павла к римлянам, — ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены». Согласно теологической теории, творец всего сущего на Земле, в том числе и государства, — Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения необходимого правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный характер, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.
Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма, и сегодня она имеет своих сторонников. У ее истоков стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные, люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. В Средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Р. Фильмер в работе «Патриархия, или защита естественного права королей» (1642) со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином. В России эти идеи развивал теоретик народничества Н.К. Михайловский. Историк М.Н. Покровский считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Своеобразным отголоском данной теории является вера в хорошего царя, отца народа, вождя, суперличность, могущую решать все вопросы.
Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. Так, в Древней Греции появились взгляды, согласно которым государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. Развитие эта теория получила в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, А. Радищева, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо. Сторонники данной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Ж.-Ж. Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Т. Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Ж.-Ж. Руссо, — основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители — это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.
Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию происхождения государства и права создал Гегель (1770—1831). Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а следовательно, государства и права лежит абсолютное духовное и разумное начало — «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»). Гегель доказывал несостоятельность основных положений договорной теории происхождения государства. В своем произведении «Философия права» Гегель признает заслугу Руссо в том, что тот видел основу государства в общей воле. По его мнению, ошибка Руссо заключается в выводе общей воли из воли отдельных личностей, между тем как воля государства есть нечто объективное, разумное начало, независимое в своем основании от признания воли отдельных лиц. Гегель полагал, что государство не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней — быть достойным членом государства. Гегель отвергает народный суверенитет и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по Гегелю, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже, чего он сам хочет. Таким образом, учение Гегеля было направлено против теории договорного происхождения права, естественных и неотчуждаемых прав человека.
Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение в конце XIX — начале XX в. Ее основоположники (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.) опирались на известные исторические факты возникновения германских и венгерских государств. Мать государства, утверждают сторонники данной теории, — война и завоевание. Так, Гумплович писал: «История не предъявит нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения». Гумплович переносит закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам, над действиями диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы. К. Каутский утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания. «Государство и классы, — писал он, — начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе все их земли и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати». Недостаток данной теории состоит в том, что она гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы. Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить соответствующее военное вооружение. Если подобных экономических условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства. Вместе с тем бесспорно, что насилие играло немаловажную роль в государствообразующем процессе. Оно не было причиной образования государства, но служило мощным катализатором этого процесса.
Марксистская теория происхождения государства наиболее полно отражена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы, классовым антагонизмом. Суть данной теории выражается словами: «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».