Обществе женщин, на взаимоотношение представителей различных национальностей, религий и др
В-третьих, государство может закреплять нормы, которые противоречат моральным нормам и ценностным ориентациям отдельных социальных групп. Подобные ситуации возникают в трех случаях: а) государство сохраняет устаревшие нормы, которые не соответствуют современному состоянию в развитии общественных отношений и осуждаются моральными нормами; б) государство осуществляет социальные реформы и на какой-то момент обгоняет действующую в обществе мораль, ориентированную по преимуществу на прежние правовые и социальные порядки; в) государственный орган допускает «правотворческую ошибку» и возводит в ранг права нормы, посягающие на ценности, защищаемые моралью.
Государство принимает активные, хотя и не всегда результативные меры по устранению конфликта между правовыми установлениями и нормами морали, обычаями. Оно привлекает к ответственности лиц, совершающих правонарушения, осуществляет правовую пропаганду действующих в обществе законов, отменяет устаревшие нормы права.
Конкретные формы взаимосвязи права и иных социальных норм в конечном итоге определяются экономическим и политическим уровнем развития общества, состоянием политической и правовой культуры общества, политическим режимом в стране. Наибольшая гармония социальных норм достигается в обществе и государстве, стремящемся к максимально полному развитию прав и свобод человека, созданию необходимых условий для активного и творческого участия в делах общества каждого ее члена.
Источники права
Нормы права как общеобязательные правила, подлежащие исполнению широким кругом лиц, должно быть знаемы ими. Поэтому государственные органы, принимая то или иное нормативно-правовое предписание, должно, во-первых, изложить его в форме, доступной для восприятия другими лицами, и, во-вторых, обеспечить возможность ознакомления с ним самых широких слоев населения, организаций и иных лиц.
Способы выражения и доведения решений правотворческих органов о принятии соответствующих норм права до заинтересованных лиц понимаются как источники права. Современная нормотворческая
практика знает следующие источники права: 1) нормативно-правовой акт, 2) судебный прецедент, 3) правовой обычай, 4) нормативный договор, 5) религиозные тексты.
Нормативно-правовой акт — это письменный документ, принятый правотворческим органом и содержащий нормы права. Большую часть действующих в обществе нормативно-правовых актов принимают органы государства или должностные лица. В число таких актов входят законы, принимаемые представительными (законодательными) органами государства, постановления и распоряжения, декреты, инструкции, принимаемые исполнительными органами государства.
Нормативно-правовые акты принимают также органы местного самоуправления. И это вполне понятно. Нельзя браться за решение задач местного, локального значения, не обладая властными полномочиями, в том числе и правом издания общеобязательных предписаний. Поэтому государство, наделяя органы местного самоуправления широкими полномочиями в сфере управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, охране общественного порядка, одновременно предоставляет им и правотворческие функции.
Разновидностью нормативно-правовых актов являются также уставы предприятий и организаций. Это локальные нормативные акты. На основе действующего законодательства, иных нормативно-правовых актов учредители предприятия, организации разрабатывают уставы, которыми определяются права и обязанности органов управления ими, источники финансирования, порядок распоряжения имуществом, распределения прибыли и др. Нормы, содержащиеся в уставах, имеют общеобязательное значение как для работников организаций, предприятий, так и лиц, вступающих в правоотношения с ними, и охраняются от нарушений органами государства.
Судебный прецедент представляет собой судебное решение, имеющее обязательное значение при рассмотрении других аналогичных дел. Этот источник права имеет широкое применение в Англии, США, Канаде, Австралии, хотя его обязательная сила проявляется различным образом. Так, в Англии решения, вынесенные палатой лордов, являются обязательными для всех судов данной страны. Решения апелляционного суда признаются обязательными для всех нижестоящих судов. В США Верховный суд и верховные суды штатов не связаны жестко своими ранее принятыми решениями и могут отступать от них, ориентировать суды на иное решение соответствующих кате-
горий дел. Используя прецедент, судебные органы фактически совмещают функции правотворческого и судебного органа, что противоречит основному принципу организации и деятельности государственных органов — принципу разделения властей. В Российской Федерации, равно как и в Германии, Франции и других странах континентальной Европы, судебный прецедент в качестве источника права не применяется.
Особой формой права выступаетправовой обычай. Его специфика состоит в том, что закон, иной нормативно-правовой акт придает какому-либо обычаю общеобязательное значение. В акте говорится о том, что при регулировании соответствующего вида общественных отношений нужно руководствоваться действующими обычаями. Однако сам обычай в тексте закона не приводится. Если обычай включен в текст нормативного акта, то он становится ординарным правовым установлением и теряет статус обычая.
Например, ст. 134 Кодекса торгового мореплавания говорит, что срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения — сроками, обычно принятыми в порту. Таким образом, правотворческий орган придает правовое значение обычаям, разрешает пользоваться ими при решении вопросов о возникновении, изменении или прекращении конкретных правоотношений. Кодекс не приводит самих обычаев. В каждом отдельном случае будет применяться обычай соответствующего порта и он будет признаваться в качестве общеобязательного правила, нарушение которого влечет применение юридической ответственности к виновным лицам.
Применение обычаев делового оборота (деловых обыкновений) для регулирования гражданско-правовых отношений допускается ч. 2 ст. 427 ГК РФ. Кодекс также не устанавливает содержания самих обычаев. Ставится лишь ограничение, что обычаи, противоречащие действующему законодательству, применяться не могут.
Нормативный договор как нормативно-правовой акт представляет собой письменный документ, содержащий нормы права.Однако, будучи самостоятельным источником права, нормативный договор отличается от нормативно-правового акта по органам и способам его принятия.
По своей непосредственной сути договор является индивидуальным актом, с помощью которого граждане и иные лица закрепляют свои права и обязанности в конкретных отношениях (договор купли-продажи, договор дарения, договор перевозки и др.) В то же время в
порядке исключения договор может выступать и источником права. Для этого необходимо наличиетрех условий: 1) прямой санкции государственных органов на принятие норм права в форме нормативного договора. Это санкционирование должна быть прямо предусмотрено действующим законом; 2) нормативный договор принимается при добровольном согласии всех лиц, которые его подписали. Этим признаком нормативный договор отличается от нормативно-правового акта, который считается принятым, если за его принятие проголосует большая часть членов коллегиального правотворческого органа; 3) нормативный договор предусматривает взаимную ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение закрепленных им норм права.
В Российской Федерации нормативный договор применяется для оформления следующих нормативных соглашений, используемых для целей регулирования внутригосударственных отношений:
1) между субъектами Российской Федерации, а также между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (например, Федеральный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектами Российской Федерации от 31 марта 1992 г.);
2) между учредителями какой-либо коммерческой или некоммер
ческой организации, учреждения;
3) между учредителями и созданной ими организацией (напри
мер, в форме нормативного договора между учредителями негосу
дарственного образовательного учреждения и образовательным уч
реждением регулируются вопросы финансирования образовательно
го учреждения, использования им имущества, переданного
учредителем, и другие вопросы);
4) между работодателями, профсоюзами и органами государства
о социальных льготах и гарантиях, предоставляемых работникам
организаций, учреждений, предприятий. Эти соглашения могут зак
лючаться на разных уровнях. Например, генеральное соглашение зак
лючается на федеральном уровне с участием Правительства РФ, объе
динений предпринимателей и профсоюзных органов. На уровне от
дельных организаций, учреждений между работодателями и
профсоюзными органами с целью регулирования социально-трудо
вых отношений заключаются коллективные договоры. Такие дого
воры устанавливают дополнительные социальные льготы и гарантии
работникам по сравнению с действующим КЗоТ (вопросы оплаты труда, предоставления отпусков, охраны труда и др.).
Наиболее широкое распространение нормативный договор как источник права получил в международном праве, при заключении разного рода международных соглашений и конвенций. Источники международного права в ряде стран признаются в качестве источников норм, используемых при регулировании внутригосударственных отношений. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, международные договоры Российской Федерации не только признаются источниками правовой системы Российской Федерации, но и имеют приоритет перед федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В ряде государств источником права могут выступать религиозные тексты. Так, в настоящее время в исламских странах правовые отношения регулируются шариатом, представляющим собой совокупность таких религиозных книг, как Коран, Сунна и Иджма.
В юридической литературе высказывается взгляд, согласно которому источником права выступает июридическая наука (доктрина), акты толкования, данные учеными-юристами. При этом приводят два аргумента: доктрина играла роль источника права на стадиях формирования права, например в Древнем Риме, в мусульманском праве, в странах, входящих в семью романо-германского права; в современных условиях правовая наука оказывает непосредственное влияние как на законодателя, так и правоприменительные органы. Конечно, роль ученых-юристов в формировании права, его современных норм и принципов весьма велика и бесспорна. Однако в современных условиях соотношение науки и действующего права изменилось коренным образом.
Правом становятся лишь нормы, принимаемые компетентными органами государства или иными органами и в силу этого обладающие таким свойством как общеобязательностью. В современных условиях ни один источник, подготовленный учеными-юристами, не обладает общеобязательным характером и в лучшем случае содержит рекомендации, пожелания, как нужно понимать ту или иную норму права, что следует сделать в целях дальнейшего совершенствования
НО
законодательства. Эти рекомендации могут учитываться и законодателем, и правоприменительным органом. Но на решение законодателя и правоприменителя оказывают интенсивное влияние политическая конъюнктура, состояние законности, степень свободы и многие другие факторы. В США, например, социологи установили, что решение, принимаемое судьей, в определенной мере зависит от того, насколько был вкусным завтрак или обед судьи. И если полагать, что источником права является все то, что влияет на решение судьи, то нужно источником права признавать не только доктрину, правовую науку, но и блюда, которые кушает судья.
Глава 7 НОРМА ПРАВА
(См. схему 6 на стр. 576)
Понятие нормы права
Право представляет собой сложную и многообразную систему, совокупность конкретных норм права. Каждая такая норма является простейшим элементом, «клеточкой» права и обладает всеми его признаками: 1) содержится в нормативно-правовых актах и иных источниках, принимаемых компетентными органами государства или должностными лицами; 2) обладает общеобязательностью; 3) обеспечивается принудительной силой государства.
Одновременно норма права выступает относительно самостоятельным, целостным явлением. И как любое целостное явление норма права имеет: 1) собственное, только ей присущее содержание, 2) специфические признаки и 3) оригинальный состав, т.е. совокупность образующих ее элементов.
Содержание нормы права составляет предписание, как следует действовать лицам, вступающим в конкретное правоотношение, закрепленное этой нормой. Например, ст. 169 ГК РФ содержит следующую норму: «Сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна. При наличии умысла у обеих сторон такой сделки — в случае исполнения сделки обеими сторонами — в доход Российской Федерации взыскивается все полученное ими по сделке».
Таким образом, содержание изложенной нормы права составляют: 1) условия, при которых эта норма действует,— «сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности»; 2) само правило поведения — «сделка признается ничтожной»; 3) санкции, которые применяет государство к лицам, заключающим сделки с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности,— «взыскание в доход государства все полученное сторонами по сделке».
Таким же образом построены и все другие нормы права. Как конкретное правило поведения правовая норма должна определять все
важнейшие стороны, параметры регулируемого им правоотношения, в том числе: