Обществе женщин, на взаимоотношение представителей различных национальностей, религий и др

В-третьих, государство может закреплять нормы, которые проти­воречат моральным нормам и ценностным ориентациям отдельных социальных групп. Подобные ситуации возникают в трех случаях: а) государство сохраняет устаревшие нормы, которые не соответству­ют современному состоянию в развитии общественных отношений и осуждаются моральными нормами; б) государство осуществляет социальные реформы и на какой-то момент обгоняет действующую в обществе мораль, ориентированную по преимуществу на прежние правовые и социальные порядки; в) государственный орган допус­кает «правотворческую ошибку» и возводит в ранг права нормы, по­сягающие на ценности, защищаемые моралью.

Государство принимает активные, хотя и не всегда результатив­ные меры по устранению конфликта между правовыми установле­ниями и нормами морали, обычаями. Оно привлекает к ответствен­ности лиц, совершающих правонарушения, осуществляет правовую пропаганду действующих в обществе законов, отменяет устаревшие нормы права.

Конкретные формы взаимосвязи права и иных социальных норм в конечном итоге определяются экономическим и политическим уровнем развития общества, состоянием политической и правовой культуры общества, политическим режимом в стране. Наибольшая гармония социальных норм достигается в обществе и государстве, стремящемся к максимально полному развитию прав и свобод чело­века, созданию необходимых условий для активного и творческого участия в делах общества каждого ее члена.

Источники права

Нормы права как общеобязательные правила, подлежащие испол­нению широким кругом лиц, должно быть знаемы ими. Поэтому го­сударственные органы, принимая то или иное нормативно-право­вое предписание, должно, во-первых, изложить его в форме, доступ­ной для восприятия другими лицами, и, во-вторых, обеспечить возможность ознакомления с ним самых широких слоев населения, организаций и иных лиц.

Способы выражения и доведения решений правотворческих орга­нов о принятии соответствующих норм права до заинтересованных лиц понимаются как источники права. Современная нормотворческая





практика знает следующие источники права: 1) нормативно-право­вой акт, 2) судебный прецедент, 3) правовой обычай, 4) нормативный договор, 5) религиозные тексты.

Нормативно-правовой акт — это письменный документ, принятый правотворческим органом и содержащий нормы права. Большую часть действующих в обществе нормативно-правовых актов при­нимают органы государства или должностные лица. В число та­ких актов входят законы, принимаемые представительными (за­конодательными) органами государства, постановления и распо­ряжения, декреты, инструкции, принимаемые исполнительными органами государства.

Нормативно-правовые акты принимают также органы местного самоуправления. И это вполне понятно. Нельзя браться за решение задач местного, локального значения, не обладая властными полно­мочиями, в том числе и правом издания общеобязательных предпи­саний. Поэтому государство, наделяя органы местного самоуправ­ления широкими полномочиями в сфере управления муниципаль­ной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, охране общественного порядка, одновременно предоставляет им и правотворческие функции.

Разновидностью нормативно-правовых актов являются также ус­тавы предприятий и организаций. Это локальные нормативные акты. На основе действующего законодательства, иных нормативно-пра­вовых актов учредители предприятия, организации разрабатывают уставы, которыми определяются права и обязанности органов управ­ления ими, источники финансирования, порядок распоряжения имуществом, распределения прибыли и др. Нормы, содержащиеся в уставах, имеют общеобязательное значение как для работников орга­низаций, предприятий, так и лиц, вступающих в правоотношения с ними, и охраняются от нарушений органами государства.

Судебный прецедент представляет собой судебное решение, имею­щее обязательное значение при рассмотрении других аналогичных дел. Этот источник права имеет широкое применение в Англии, США, Канаде, Австралии, хотя его обязательная сила проявляется различ­ным образом. Так, в Англии решения, вынесенные палатой лордов, являются обязательными для всех судов данной страны. Решения апелляционного суда признаются обязательными для всех нижесто­ящих судов. В США Верховный суд и верховные суды штатов не свя­заны жестко своими ранее принятыми решениями и могут отступать от них, ориентировать суды на иное решение соответствующих кате-

горий дел. Используя прецедент, судебные органы фактически со­вмещают функции правотворческого и судебного органа, что проти­воречит основному принципу организации и деятельности государ­ственных органов — принципу разделения властей. В Российской Федерации, равно как и в Германии, Франции и других странах кон­тинентальной Европы, судебный прецедент в качестве источника права не применяется.

Особой формой права выступаетправовой обычай. Его специфика состоит в том, что закон, иной нормативно-правовой акт придает како­му-либо обычаю общеобязательное значение. В акте говорится о том, что при регулировании соответствующего вида общественных отно­шений нужно руководствоваться действующими обычаями. Однако сам обычай в тексте закона не приводится. Если обычай включен в текст нормативного акта, то он становится ординарным правовым установлением и теряет статус обычая.

Например, ст. 134 Кодекса торгового мореплавания говорит, что срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, опре­деляется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения — сро­ками, обычно принятыми в порту. Таким образом, правотворческий орган придает правовое значение обычаям, разрешает пользоваться ими при решении вопросов о возникновении, изменении или пре­кращении конкретных правоотношений. Кодекс не приводит самих обычаев. В каждом отдельном случае будет применяться обычай со­ответствующего порта и он будет признаваться в качестве общеобя­зательного правила, нарушение которого влечет применение юри­дической ответственности к виновным лицам.

Применение обычаев делового оборота (деловых обыкновений) для регулирования гражданско-правовых отношений допускается ч. 2 ст. 427 ГК РФ. Кодекс также не устанавливает содержания самих обы­чаев. Ставится лишь ограничение, что обычаи, противоречащие дей­ствующему законодательству, применяться не могут.

Нормативный договор как нормативно-правовой акт представ­ляет собой письменный документ, содержащий нормы права.Одна­ко, будучи самостоятельным источником права, нормативный договор отличается от нормативно-правового акта по органам и способам его принятия.

По своей непосредственной сути договор является индивидуаль­ным актом, с помощью которого граждане и иные лица закрепляют свои права и обязанности в конкретных отношениях (договор купли-продажи, договор дарения, договор перевозки и др.) В то же время в

порядке исключения договор может выступать и источником права. Для этого необходимо наличиетрех условий: 1) прямой санкции го­сударственных органов на принятие норм права в форме норматив­ного договора. Это санкционирование должна быть прямо предус­мотрено действующим законом; 2) нормативный договор принима­ется при добровольном согласии всех лиц, которые его подписали. Этим признаком нормативный договор отличается от нормативно-правового акта, который считается принятым, если за его принятие проголосует большая часть членов коллегиального правотворческо­го органа; 3) нормативный договор предусматривает взаимную от­ветственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполне­ние закрепленных им норм права.

В Российской Федерации нормативный договор применяется для оформления следующих нормативных соглашений, используемых для целей регулирования внутригосударственных отношений:

1) между субъектами Российской Федерации, а также между федеральными органами исполнительной власти и органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации (напри­мер, Федеральный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектами Российской Феде­рации от 31 марта 1992 г.);

2) между учредителями какой-либо коммерческой или некоммер­
ческой организации, учреждения;

3) между учредителями и созданной ими организацией (напри­
мер, в форме нормативного договора между учредителями негосу­
дарственного образовательного учреждения и образовательным уч­
реждением регулируются вопросы финансирования образовательно­
го учреждения, использования им имущества, переданного
учредителем, и другие вопросы);

4) между работодателями, профсоюзами и органами государства
о социальных льготах и гарантиях, предоставляемых работникам
организаций, учреждений, предприятий. Эти соглашения могут зак­
лючаться на разных уровнях. Например, генеральное соглашение зак­
лючается на федеральном уровне с участием Правительства РФ, объе­
динений предпринимателей и профсоюзных органов. На уровне от­
дельных организаций, учреждений между работодателями и
профсоюзными органами с целью регулирования социально-трудо­
вых отношений заключаются коллективные договоры. Такие дого­
воры устанавливают дополнительные социальные льготы и гарантии

работникам по сравнению с действующим КЗоТ (вопросы оплаты труда, предоставления отпусков, охраны труда и др.).

Наиболее широкое распространение нормативный договор как источник права получил в международном праве, при заключении разного рода международных соглашений и конвенций. Источники международного права в ряде стран признаются в качестве источни­ков норм, используемых при регулировании внутригосударственных отношений. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные дого­воры Российской Федерации являются составной частью ее право­вой системы. Если международным договором Российской Федера­ции установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, международные договоры Российской Федерации не только призна­ются источниками правовой системы Российской Федерации, но и имеют приоритет перед федеральными законами и законами субъек­тов Российской Федерации.

В ряде государств источником права могут выступать религиоз­ные тексты. Так, в настоящее время в исламских странах правовые отношения регулируются шариатом, представляющим собой сово­купность таких религиозных книг, как Коран, Сунна и Иджма.

В юридической литературе высказывается взгляд, согласно кото­рому источником права выступает июридическая наука (доктрина), акты толкования, данные учеными-юристами. При этом приводят два аргумента: доктрина играла роль источника права на стадиях формирования права, например в Древнем Риме, в мусульманском праве, в странах, входящих в семью романо-германского права; в современных условиях правовая наука оказывает непосредственное влияние как на законодателя, так и правоприменительные органы. Конечно, роль ученых-юристов в формировании права, его совре­менных норм и принципов весьма велика и бесспорна. Однако в со­временных условиях соотношение науки и действующего права из­менилось коренным образом.

Правом становятся лишь нормы, принимаемые компетентными органами государства или иными органами и в силу этого обладаю­щие таким свойством как общеобязательностью. В современных ус­ловиях ни один источник, подготовленный учеными-юристами, не обладает общеобязательным характером и в лучшем случае содержит рекомендации, пожелания, как нужно понимать ту или иную норму права, что следует сделать в целях дальнейшего совершенствования



НО




 


законодательства. Эти рекомендации могут учитываться и законо­дателем, и правоприменительным органом. Но на решение законо­дателя и правоприменителя оказывают интенсивное влияние поли­тическая конъюнктура, состояние законности, степень свободы и многие другие факторы. В США, например, социологи установили, что решение, принимаемое судьей, в определенной мере зависит от того, насколько был вкусным завтрак или обед судьи. И если пола­гать, что источником права является все то, что влияет на решение судьи, то нужно источником права признавать не только доктрину, правовую науку, но и блюда, которые кушает судья.

Глава 7 НОРМА ПРАВА

(См. схему 6 на стр. 576)

Понятие нормы права

Право представляет собой сложную и многообразную систему, со­вокупность конкретных норм права. Каждая такая норма является простейшим элементом, «клеточкой» права и обладает всеми его при­знаками: 1) содержится в нормативно-правовых актах и иных источ­никах, принимаемых компетентными органами государства или дол­жностными лицами; 2) обладает общеобязательностью; 3) обеспечи­вается принудительной силой государства.

Одновременно норма права выступает относительно самостоя­тельным, целостным явлением. И как любое целостное явление нор­ма права имеет: 1) собственное, только ей присущее содержание, 2) специфические признаки и 3) оригинальный состав, т.е. совокуп­ность образующих ее элементов.

Содержание нормы права составляет предписание, как следует дей­ствовать лицам, вступающим в конкретное правоотношение, закреплен­ное этой нормой. Например, ст. 169 ГК РФ содержит следующую норму: «Сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопо­рядка или нравственности, ничтожна. При наличии умысла у обеих сторон такой сделки — в случае исполнения сделки обеими сторонами — в доход Российской Федерации взыскивается все полученное ими по сделке».

Таким образом, содержание изложенной нормы права составля­ют: 1) условия, при которых эта норма действует,— «сделка, совер­шенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности»; 2) само правило поведения — «сделка признается ничтожной»; 3) санкции, которые применяет государство к лицам, заключающим сделки с целью, заведомо противной основам право­порядка или нравственности,— «взыскание в доход государства все полученное сторонами по сделке».

Таким же образом построены и все другие нормы права. Как кон­кретное правило поведения правовая норма должна определять все

важнейшие стороны, параметры регулируемого им правоотношения, в том числе:

Наши рекомендации